Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
28 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.89 MB
Просмотров:
69
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 70 г. Екатеринбурга
Информационно исследовательский проект
Лавровой Анастасии,
ученицы 7 «Б» класса гимназии №70
№2 слайд
Содержание слайда: «Язык обогащается с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов…»
«Язык обогащается с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов…»
В.В. Виноградов
№3 слайд
Содержание слайда: Жизнь людей постоянно меняется и вместе с ней меняется и обогащается язык. Существуют разные способы обогащения языка. Один из способов обогащения словаря ярко проявляется во взаимодействии общеупотребительной и специальной лексики.
Жизнь людей постоянно меняется и вместе с ней меняется и обогащается язык. Существуют разные способы обогащения языка. Один из способов обогащения словаря ярко проявляется во взаимодействии общеупотребительной и специальной лексики.
Примером такого взаимодействия является проникновение математических терминов во фразеологизмы.
№4 слайд
Содержание слайда: Чем обусловлен интерес к теме?
С началом изучения геометрии, вдруг понимаешь, что, используя в своей речи фразеологические обороты
«катиться по наклонной плоскости»,
«куда кривая выведет»,
«хоть шаром покати»,
«загнать в угол»,
«круг общения» и др.,
мы неосознанно используем свойства геометрических объектов.
№5 слайд
Содержание слайда: Проблемные вопросы
Значит ли включение математических терминов во фразеологизмы, что математика, такая точная и даже суховатая наука, вносит определенный вклад в обогащение языка выразительными средствами?
Как и за счет чего это происходит?
№6 слайд
Содержание слайда: Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования являются фразеологизмы русского языка,
а предметом – смысл математических терминов во фразеологических оборотах.
№7 слайд
Содержание слайда: Цель исследования:
выявление математических терминов во фразеологических оборотах, причин включения тех или иных математических терминов во фразеологические обороты и причин изменения или сохранения свойств математических понятий в языке.
№8 слайд
Содержание слайда: Задачи исследования:
изучить литературу по выбранной теме;
найти в словарях русского и английского языков фразеологические обороты, в семантике которых используются математические понятия;
проанализировать значения соответствующих математических терминов в современном русском языке,
сравнить эти значения со свойствами математических понятий,
сравнить данные русского и английского языков.
№9 слайд
Содержание слайда: Гипотеза исследования:
существует определенное влияние математического знания на развитие русского языка и языковой культуры.
№10 слайд
Содержание слайда: Методы исследования
сравнительный анализ литературы,
сбор и обработка фактов с помощью
анализа, сравнения и аналогии,
№11 слайд
Содержание слайда: Материалы исследования
данные фразеологических, стилистических и толковых словарей английского и русского языков
№12 слайд
Содержание слайда: Содержание работы
1. Общие сведения о фразеологизмах
2. Фразеологизмы русского языка, содержащие в семантике математические понятия:
точка,
угол,
круг,
другие математические понятия.
3. Математические понятия во фразеологизмах английского языка.
4. Выводы.
№13 слайд
Содержание слайда: Частотный словарик математических терминов
№14 слайд
Содержание слайда: Анализ таблицы позволяет увидеть, что чаще всего в словарях русского языка представлены слова «точка», «угол», «круг».
Анализ таблицы позволяет увидеть, что чаще всего в словарях русского языка представлены слова «точка», «угол», «круг».
Эти же слова чаще всего включаются в состав фразеологизмов.
Именно поэтому этим понятиям уделяется в работе большее внимание.
№15 слайд
Содержание слайда: «Точка»
В математике «точка» - абстрактная геометрическая фигура, не имеющая измерений, граница отрезка, линии.
В академическом словаре русского языка первое значение слова «точка» - метка, след от прикосновения, укола чем-либо острым
№16 слайд
Содержание слайда: Направления других значений слова «точка»
Первое направление связано с тем, что точка – это метка, значит, она может служить для обозначения чего-либо.
№17 слайд
Содержание слайда: «Точка» в составе фразеологизма
«Точка отсчёта» – исходный, начальный пункт рассуждения, мысли, действия.
№18 слайд
Содержание слайда: «Точка» в составе фразеологизма
«Точка соприкосновения» – что-либо общее, взаимосвязывающее кого-либо, что-либо.
№19 слайд
Содержание слайда: «Точка» в составе фразеологизма
«Точка зрения» – определённый взгляд на те или иные явления, определённое понимание их.
№20 слайд
Содержание слайда: Начальный этап формирования фразеологизмов со словом «точка»
«На дело можно смотреть съ разных точекъ».
«Съ этой точки зренiя, сужденья дело является въ иномъ виде».
№21 слайд
Содержание слайда: Слово «point – точка»
во фразеологизмах английского языка
Математический термин «точка» очень активно вошел и в английскую речь, о чём свидетельствует большое количество фразеологических оборотов с этими словами. Например:
«point of view» – точка зрения;
«to the point» – прямо в точку;
«away from the point» – отойти от темы обсуждения (букв. – вдаль от точки, т. е. точка здесь – граница чего-либо).
№22 слайд
Содержание слайда: Результаты исследования
Фразеологизмы принято называть жемчужинами языка.
В нашей повседневной речи они употребляются довольно часто. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения, — настолько они привычны и удобны.
Однако следует помнить: даже самые стертые от частого употребления, вроде «точка зрения», несут в себе память о том, откуда они родом.
№23 слайд
Содержание слайда: Результаты исследования
Специальные математические понятия тем активнее используются в языке, чем они понятнее и ближе людям, говорящим на данном языке и выражены простыми и легкими для запоминания словами.
Математические термины, утратив первоначальные значения, подчиняются не столько математическим, сколько языковым законам развития, по которым, сохраняя в большей или меньшей степени основные признаки математических понятий, они переносятся на объекты, в чем – то схожие с математическими.
№24 слайд
Содержание слайда: Результаты исследования
Создание фразеологических оборотов с этими словами по времени отстает от процесса включения самих слов в общее употребление, так как, видимо, фразеологизмы относятся к более высокому уровню развития языка.
Фразеологические обороты, с одной стороны, отражают свойства, признаки соответствующих понятий. С другой стороны, зависят от национальных особенностей народа, его мировоззрения, традиций и повседневных привычек. Именно поэтому, например, в русском и английском языках встречаются как фразеологизмы-аналоги, так и оригинальные фразеологические обороты.
№25 слайд
Содержание слайда: Выводы:
Филолого – математические связи в окружающем нас мире намного глубже и шире, чем это кажется на первый взгляд.
Математика в жизни людей не только выполняет свои специфические функции, но включается и в процесс развития, совершенствования языка, и в процесс сознания, который не мыслим без языка.
Математика, отчасти, – гуманитарная наука, т.к. принимает участие в формировании общей культуры народа, говорящего на любом языке.
№26 слайд
Содержание слайда: С полной версией работы
С полной версией работы
можно познакомиться здесь
№27 слайд
Содержание слайда: Список литературы
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989-1991.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русская фразеология.М.,: Русский язык, 1986.
Комаров А.С. Английские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.: Изд Велби, 2005.
Словарь русского языка. М.: Русский язык,1981-1084.
Солодуб Ю. П. Путешествие в мир фразеологии. М., 1981 г.
Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. М.: Советская энциклопедия, 1968.
Хорнби А. И др. Толковый словарь английского языка.М.: Изд. Сигма-пресс, 1996
Шанский Н.М. в мире слов. М.. Просвещение, 1985.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971
Шикина Г.И.. Шикин Е.В. Математика: Пути знакомства (Гуманитариям о математике). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
№28 слайд
Содержание слайда: Благодарю за внимание!
Благодарю за внимание!