Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
23 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
7.54 MB
Просмотров:
158
Скачиваний:
3
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Первый вопрос – Логико-теоретическая основа политико-правового учения Фомы Аквинского.
Первый вопрос – Логико-теоретическая основа политико-правового учения Фомы Аквинского.
Второй вопрос – Содержание правового учения Фомы Аквинского.
Третий вопрос – Программная часть учения Фомы Аквинского.
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Логико-теоретическая основа
политико-правового учения.
Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь на идеи Аристотеля. Он предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.
№4 слайд
Содержание слайда: дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
комментарии на:
несколько книг Библии
12 трактатов Аристотеля
«Сентенции» Петра Ломбардского
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия
анонимную «Книгу о причинах»
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
несколько трактатов об алхимии
стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
И основные работы: «Сумма теологии» (1265-1274), «О правлении государей» (1266)
№5 слайд
Содержание слайда: Биография Фома Аквинский
1225/1226г. - 1274 г.
Родился в семье графа Ландольфо, которому принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино (Ломбардия).
Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома.
№6 слайд
Содержание слайда: Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного Фридрихом II.
В Неаполе сблизился с доминиканцами - нищенствующими монахами, и стал одним из них, отказавшись от графского титула.
№7 слайд
Содержание слайда: Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого - сначала в Париже, а затем - в Кёльне.
Фома продолжил обучение у доминиканца Альберта Великого - сначала в Париже, а затем - в Кёльне.
В 1252 г. главный магистр доминиканского ордена пригласил Фому в качестве своего ассистента в Париж.
С 1252 по 1254 г. Фома Аквинский - бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. - бакалавр «сентенциариус».
С 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете.
№8 слайд
Содержание слайда: 7 марта 1274 г. по пути в Лион, куда он направлялся по приказу папы Григория X для участия в Соборе, Фома Аквинский умер, канонизирован 18 июля 1323 г. В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
№9 слайд
Содержание слайда: 2. Содержание правового учения.
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех важнейших проблем:
1. Взаимоотношению церкви и государства;
2. Проблеме тираноубийства;
3. Идеальной форме правления.
№10 слайд
Содержание слайда: 2.1. Церковь и государство.
Имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти?
В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на положение Священного Писания о том, что «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также происходит от Бога).
Решая этот вопрос, Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
№11 слайд
Содержание слайда: 2.1. Церковь и государство.
Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены».
Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).
Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но она оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.
№12 слайд
Содержание слайда: 2.2. Проблема тираноубийства.
Можно ли сопротивляться тирану?
Фома высказывал следующие аргументы против тираноубийства:
№13 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления государства:
монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию, демократию.
Таблица: Политические взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского
№14 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
№15 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Правовые взгляды Фомы Аквинского.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона:
№16 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Классификация законов.
Существуют четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию.
1. Вечный закон (lex aeterna) - естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
2. Естественный закон (lex naturalis) - отражение Божьего закона человеческим разумом, это «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna.
№17 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Классификация законов.
3. Позитивный человеческий закон (lex humana) - феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон.
№18 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Соотношение позитивного человеческого закона и естественного закона.
Позитивный человеческий закон должен соответствовать естественному закону (lex naturalis). Принудительное осуществление такого закона - признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
№19 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Классификация законов.
4. Позитивный божественный закон (lex divina) - содержится в Библии. Он адресован «твари читающей» и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.
№20 слайд
Содержание слайда: 2.3. Идеальная форма правления
Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквянсвого
№21 слайд
Содержание слайда: 3. Программная часть учения Фомы Аквинского.
В своем учении Фома Аквинский выразил интересы церковной власти, которую он ставил на один уровень со светской властью. Высказав идею об автономии светской и церковной властей, Фома Аквинский, в тоже время выступал за их взаимодействие.
№22 слайд
Содержание слайда: Литература по теме:
№23 слайд
Содержание слайда: Вывод: