Презентация Из истории русской философской мысли… онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Из истории русской философской мысли… абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 16 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Из истории русской философской мысли…
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:16 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:148.50 kB
- Просмотров:134
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Как и у всякого явления культуры, у философии есть своя национальная почва, свои этнические очертания. В чем же особенности русской общественной и философской мысли?
Мы познакомимся со следующими вопросами:
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
2. Философские искания XIX в.
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
№3 слайд
Содержание слайда: В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:
Этап I -XI-XVII вв. - Становление русской философии (предфилософия)
Этап II - XVIII в. Философия в России XVIII в. Этап III -Конец XVIII - первая половина XIX в. Становление русской философии как науки
Этап IV Вторая половина XIX - начала XX в. Развитие и расцвет русской философской мысли
Этап V С 20-х гг. XX в. Современная отечественная философия
№4 слайд
Содержание слайда: Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира. Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает исследователь русской философии Н.О. Лосский, предприняли попытки продолжить богословские и философские труды византийцев.
№5 слайд
Содержание слайда: Так как философия в тот период практически сливалась с религией, то вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе и обществе рассматривались в древних летописях, сказаниях и повестях: в проповедях, поучениях, молениях, где они переплетались с разного рода историческими сведениями и, как правило, облекались в религиозную форму.
№6 слайд
Содержание слайда: Прочитайте отрывок из произведения Илариона (XI в.). «Слово о Законе и Благодати», которая известна как проповедь, произнесенная им в 1038 г. перед княжеской семьей Владимира Святославича.
О, подобный великому Константину, равноумный, равнохристолюбивый, равно чтящий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми нашими отцами епископами сходясь часто, с глубоким смирением совещался, как в людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же - Русь. И вот уж не только у них, но и у нас Христос царем зовется. Он с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес, по всему миру своему его разнеся, веру утвердил. Ты же с бабкою своею
Ольгой, принеся крест из нового Иерусалима, Константина града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру, ибо ты подобен ему.
- Подтвердите выводы Илариона о включении Руси в общемировой процесс.
- С кем сравнивает автор отрывка русского князя? Зачем?
№7 слайд
Содержание слайда: Общественную мысль на Руси развивали и первые князья. Так, продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека, политического деятеля князь Владимир Мономах.
Вопросы и задания к тексту
- Изложите основные правила жизнедеятельности по Владимиру Мономаху.
- Составьте идеальный портрет князя в представлении современников Владимира Мономаха.
№8 слайд
Содержание слайда: Всего... более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуете, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами назначайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, о куда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей, питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, и поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. .. .Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то будет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, ...пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.
№9 слайд
Содержание слайда: Определенным итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
№10 слайд
Содержание слайда: Работая с материалами учебника на с. 39, проследите, как развивалась мысль русских общественных деятелей на втором этапе развития философских знаний в период становления и укрепления Московского царства.
- Каким образом и в связи с какими обстоятельствами древний идеал Святой Руси нашел свое новое развитие в период становления и развития Московского царства?
- Охарактеризуйте и проанализируйте сложившуюся в это время теорию третьего Рима.
- Кто ее автор?
- Какое значение имела данная теория для развития нашего государства?
№11 слайд
Содержание слайда: А сейчас мы постараемся исследовать процесс формирования философских знаний на IV этапе. Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.
Феофан Прокопович
Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
№12 слайд
Содержание слайда: Феофан Прокопович
1681–1736
Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве, Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург. Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской
№15 слайд
Содержание слайда: Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.
На смену тем или иным вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека.
Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев.
Скачать все slide презентации Из истории русской философской мысли… одним архивом:
-
Из истории русской философской мысли. . . Урок 2 Не в том суть жизни, что в ней есть, Но в вере в то, что в ней должно быть.
-
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 10 Религиозно-философский ренессанс
-
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекция 10 Религиозно-философский ренессанс
-
История философии. Основные направления и традиции мировой философской мысли. Тема 2
-
Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
-
История русской философии Лекция 14 Философия русской эмиграции
-
Из истории русской философии Презентация к уроку обществознания 10 класс Учитель обществознания I квалификационной категории
-
«Пусть в глубине наших сердец гнездятся мысли мудрого поэта…». Медитативно-философская лирика Ф. И. Тютчева.
-
Лекция 1,2. Критическое мышление: история и современный статус План: 1. История формирования философского знания. Особенности крити
-
История Русской философии