Презентация Методы построения научной теории онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методы построения научной теории абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 51 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Методы построения научной теории



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    51 слайд
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    105.72 kB
  • Просмотров:
    293
  • Скачиваний:
    10
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Методы построения научной
Содержание слайда: Методы построения научной теории

№2 слайд
Метод метод греч. methodos
Содержание слайда: Метод «метод» (греч. methodos — «путь к чему-либо, проследование») означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

№3 слайд
Методы научного познания
Содержание слайда: Методы научного познания 1) предельно общие; 2) общенаучные; 3) частнонаучные; 4) специальные методики.

№4 слайд
Предельно общие Предельно
Содержание слайда: Предельно общие Предельно общие методологические установки регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также включаются в обыденное и в художественное.

№5 слайд
Предельно общие методы
Содержание слайда: Предельно общие методы 1)логические операции, или общелогические приемы познания (определение, умозаключение и другие);

№6 слайд
Предельно общие методы
Содержание слайда: Предельно общие методы 2)предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях.

№7 слайд
Общенаучные методы В отличие
Содержание слайда: Общенаучные методы В отличие предельно общих методологических установок, общенаучные методы представляет собой гораздо более конкретизированные методологические образования, предписывающие исследователю определенные системы действий.

№8 слайд
Общенаучные Сфера общенаучных
Содержание слайда: Общенаучные Сфера общенаучных методов условно разделена на две области: эмпирическую и теоретическую.

№9 слайд
Общенаучные Основные методы
Содержание слайда: Общенаучные Основные методы эмпирического уровня наблюдение, эксперимент, моделирование.

№10 слайд
Общенаучные методы К области
Содержание слайда: Общенаучные методы К области теоретических методов относятся абстрагирование, идеализация, формализация и многие др.

№11 слайд
Частнонаучные
Содержание слайда: Частнонаучные методологические установки Частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (или групп наук). Например, для социологии специфичны опрос и анкетирование репрезентативных групп, для психологии — тестирование, психологический эксперимент.

№12 слайд
Специальные методики Это
Содержание слайда: Специальные методики Это методологические единицы еще более частного уровня. Специальные методики разрабатываются и применяются для решения конкретных задач в конкретных узконаучных областях (например, методики получения тех или иных бактериальных культур в микробиологии и т.п.)

№13 слайд
Общее подразделение
Содержание слайда: Общее подразделение эмпирических методов 1.Описание, сравнение, измерение. Описание, сравнение, измерение — это исследовательские процедуры, входящие в состав эмпирических методов и являющиеся различными вариантами получения исходной информации об изучаемом объекте.

№14 слайд
Описание Описание это
Содержание слайда: Описание Описание — это получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах.

№15 слайд
Сравнение При сравнении
Содержание слайда: Сравнение При сравнении эмпирические данные репрезентируются, соответственно, в терминах сравнения.

№16 слайд
Измерение Измерение
Содержание слайда: Измерение Измерение — исследовательская процедура, являющая более совершенной по сравнению с качественным описанием и сравнением, но только в тех областях, где действительно возможно эффективно использовать математические подходы.

№17 слайд
Измерение объект измерения,
Содержание слайда: Измерение 1) объект измерения, рассматриваемый как величина, подлежащая измерению; 2) метод измерения, включающий метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные приборы; 3) субъект, или наблюдатель, который осуществляет измерение; 4) результат измерения, который подлежит дальнейшей интерпретации.

№18 слайд
Общее подразделение
Содержание слайда: Общее подразделение эмпирических методов 2.Наблюдение. Наблюдение — один из методов эмпирического уровня, имеющий общенаучное значение. Исторически наблюдение сыграло важнейшую роль в развитии научного познания, т.к. до становления экспериментального естествознания оно было главным средством получения опытных данных.

№19 слайд
Наблюдение Наблюдение
Содержание слайда: Наблюдение Наблюдение — исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Существует и наблюдение внутреннего мира психических состояний, или самонаблюдение, применяемое в психологии и называемое интроспекцией.

№20 слайд
Структура наблюдения
Содержание слайда: Структура наблюдения 1) субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя; 2) наблюдаемый объект; 3) условия и обстоятельства наблюдения.

№21 слайд
Классификация наблюдений .По
Содержание слайда: Классификация наблюдений 1.По воспринимаемому объекту (прямое и косвенное); 2.По исследовательским средствам (непосредственное и опосредованное); 3.По воздействию на объект (нейтральное и преобразующее); 4. По отношению к общей совокупности изучаемых явлений (сплошное и выборочное); 5. По временным параметрам (непрерывное и прерывное).

№22 слайд
Общее подразделение
Содержание слайда: Общее подразделение эмпирических методов 3.Эксперимент. Эксперимент представляет собой исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса.

№23 слайд
Структура эксперимента
Содержание слайда: Структура эксперимента 1)субъект, проводящий экспериментальное исследование, или экспериментатор; 2)исследуемый объект; 3)условия и обстоятельства экспериментирования.

№24 слайд
Классификация экспериментов
Содержание слайда: Классификация экспериментов 1) по условиям проведения — естественные и искусственные; 2) по целям исследования — преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые и др.; 3) по количеству факторов — однофакторные и многофакторные; 4) по степени контролируемости факторов — активные и пассивные (регистрирующие).

№25 слайд
Этапы экспериментального
Содержание слайда: Этапы экспериментального исследования 1. Разработка программы эксперимента. 2.Проведение экспериментального исследования. 3.Анализ и обобщение результатов эксперимента.

№26 слайд
Общее подразделение
Содержание слайда: Общее подразделение эмпирических методов 4. Моделирование. Моделирование (лат. modus — ≪мера, образ, способ≫) — один из важнейших общенаучных методов. Его особенностью является то, что здесь для изучения объекта используется опосредующее звено — в некотором смысле ≪представитель≫ исходного объекта, или объект-заместитель.

№27 слайд
Моделирование Метод
Содержание слайда: Моделирование Метод моделирования применяется в тех ситуациях, когда по какой-либо причине исследователю предпочтительно заменить непосредственное изучение исходного объекта его моделью.

№28 слайд
Этапы и структура
Содержание слайда: Этапы и структура моделирования 1) построение модели; 2) изучение модели; 3) экстраполяцию — перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте.

№29 слайд
Классификация моделей по
Содержание слайда: Классификация моделей 1) по субстрату — материальные (вещественные) и идеальные (концептуальные, мысленные); 2) по моделируемым аспектам — структурные, функциональные и др.; 3) по виду сходства между оригиналом и моделью — физические, аналоговые, квазианалоговые и др.

№30 слайд
Методология теоретического
Содержание слайда: Методология теоретического уровня Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур: 1) класс операций и действий логического характера; 2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.

№31 слайд
Логические действия
Содержание слайда: Логические действия общенаучного значения 1) абстрагирование; 2) идеализация; 3) аналогия; 4) формализация; 5) анализ и синтез; 6) дедукция и индукция; 7) классификация и типология.

№32 слайд
Абстрагирование Это
Содержание слайда: Абстрагирование Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации.

№33 слайд
Абстрагирование результатом
Содержание слайда: Абстрагирование результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании.

№34 слайд
Идеализация Это разновидность
Содержание слайда: Идеализация Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п.

№35 слайд
Аналогия Аналогией в общем
Содержание слайда: Аналогия Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства.

№36 слайд
Формализация Операция
Содержание слайда: Формализация Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области.

№37 слайд
Формализацией называют такие
Содержание слайда: Формализацией называют такие методы познания, которые состоят в том, что делается более или менее существенное отвлечение от содержания (уже имеющегося) знания об объекте (и от его содержания, и от его формы), от содержания тех понятий и других форм мышления, посредством которых выражено знание об объекте на естественном языке науки, и (дальнейшее) исследование объекта осуществляется посредством изучения формы знания о нем, представленного в специальном, формализованном языке.

№38 слайд
Формализация В результате
Содержание слайда: Формализация В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.

№39 слайд
Анализ и синтез Анализ
Содержание слайда: Анализ и синтез Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.

№40 слайд
Дедукция и индукция Дедукция
Содержание слайда: Дедукция и индукция Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям.

№41 слайд
Классификация и типология
Содержание слайда: Классификация и типология Классификация и типология являются сложными действиями, включающими, как правило, много шагов и способствующими достаточно детальному прояснению исходного содержания того или иного понятия. Типология - самостоятельная логико-методологическая процедура, которая, несмотря на свою существенную близость к классификации, не может быть полностью сведена к ней.

№42 слайд
Класс развитых
Содержание слайда: Класс развитых научно-познавательных подходов и методов В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования.

№43 слайд
Класс развитых
Содержание слайда: Класс развитых научно-познавательных подходов и методов 1. Группа дедуктивных подходов и методов: 1) аксиоматический; 2) гипотетико-дедуктивный. 2. Группа исторических подходов и методов: 1)конкретно-исторический (собственно исторический); 2)абстрактно-исторический реконструкционный). 3. Группа системных подходов и методов.

№44 слайд
. .Аксиоматический метод В
Содержание слайда: 1.1.Аксиоматический метод В основе этого метода лежит идея аксиомы — утверждения, не требующего доказательства.

№45 слайд
. .Гипотетико-дедуктивный
Содержание слайда: 1.2.Гипотетико-дедуктивный метод В основе этого метода лежит идея гипотезы — предположения, призванного объяснить некоторую совокупность явлений.

№46 слайд
.Исторический подход
Содержание слайда: 2.Исторический подход Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования, развития объектов. Сразу же следует подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это один из общенаучных методов.

№47 слайд
.Исторический подход
Содержание слайда: 2.Исторический подход Исторический подход (нередко используется и термин «генетический подход») — это довольно обширное методологическое образование, преломляющееся в различных принципах, методах, предписаниях более конкретного уровня.

№48 слайд
. .Конкретно-исторический
Содержание слайда: 2.1.Конкретно-исторический метод Изучение и теоретическое воспроизведение истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многообразии, полноте взаимосвязей, богатстве конкретных проявлений и оттенков.

№49 слайд
. .Абстрактно-исторический
Содержание слайда: 2.2.Абстрактно-исторический метод Абстрактно-исторический принцип предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической истории, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок. «Истории», являющиеся результатом такого рода реконструкций, — это в некотором смысле истории весьма условные, абстрактные, во многом идеализированные.

№50 слайд
. Группа системных методов В
Содержание слайда: 3. Группа системных методов В основе системного подхода лежит идея системы — упорядоченной, структурированной совокупности элементов.

№51 слайд
Системный подход направление
Содержание слайда: Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.

Скачать все slide презентации Методы построения научной теории одним архивом: