Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
32 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
4.35 MB
Просмотров:
162
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Основные направления анализа методологического
и практического мышления
в профессиональной деятельности психолога
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 08.12.2011
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №7
Войтюк Д.К., Плотников С.Г., Сампайу А. да Круш
№2 слайд
№3 слайд
№4 слайд
№5 слайд
Содержание слайда: Войтюк Дмитрий Константинович, канд. психол. наук, доцент
№6 слайд
Содержание слайда: Взгляды С.Л. Рубинштейна,
М.К. Мамардашвили,
Г.В.Ф. Гегеля на определение понятия мышления
№7 слайд
Содержание слайда: С. Л. Рубинштейн
Отмечает, что в процессе обучения происходит овладение теоретическим знанием, без которого невозможен процесс исследования понятий.
Теоретическое знание является условием осознания формы мышления и познается в ее специфических закономерностях.
Новый уровень теоретического мышления перестраивает отношения мысли и речи, мысли и наглядно-образного содержания, представлений.
№8 слайд
Содержание слайда: М. К. Мамардашвили
В книге «Формы и содержание мышления», пишет что «Понятие методы мышления отнюдь не вырастает непосредственно из приемов мышления, развиваемых исследовательской практикой частных наук, а есть особый предмет, задача философского исследования.»
№9 слайд
Содержание слайда: Гегель Г. В.Ф.
«теоретическое изображение той или иной формы научной мысли внутри «логики» весьма тесно зависит от некоторых первоначальных и общих понятий о мышлении, фиксирующих специфические свойства средств познания как особых явлений и природу их отношения к объективной действительности»
№10 слайд
Содержание слайда: А. Браун и Г. Уэллмен в процессе изучения метамышления пришли к выделению его основных функций :
1. Контроль за процессами мышления;
2. Планирование мыслительной деятельности;
3. Регуляция и согласование мыслительных процессов.
№11 слайд
Содержание слайда: Г. Уэллмен дифференцировал 4 группы явлений, подпадающих под определение «метамышления»:
1. Постоянные знания человека о мыслительных процессах, задачах и стратегиях. В терминологии Уэллмена – «теория человека о душе»;
2. Знания о состоянии, содержаниях, пределах собственного мышления в определенный момент времени. В терминологии Уэллмена – «когнитивное слежение»;
3. Регуляция и контроль за процессами и стратегиями мышления;
4. Сознательные эмоции, сопровождающие процесс познания. В терминологии Дж. Флейвела – «метакогнитивный опыт».
№12 слайд
Содержание слайда: Дж. Флейвелом в психологию было введено понятие «метакогниция», что позволило дифференцировать два процесса:
Дж. Флейвелом в психологию было введено понятие «метакогниция», что позволило дифференцировать два процесса:
знание о познании;
регуляцию познания.
№13 слайд
Содержание слайда: Знание о познании включает следующие компоненты:
1) Личностные переменные – знания об особенностях собственного мышления и мышления других людей;
2) Переменные задачи – знание о том, какие виды задач предъявляют те или иные требования к познавательным функциям;
3) Переменные стратегии – знание о том, какие когнитивные и метакогнитивные стратегии позволяют наиболее эффективно реализовать ту или иную деятельность.
№14 слайд
Содержание слайда: Выделяются следующие трудности изучения метакогнитивных процессов:
В лице метакогнитивных процессов психология сталкивается с новой психологической реальностью, т.к. процессы являются психическими не только по механизмам своего осуществления, но и самому своему «предмету», объекту репрезентации и регуляции;
Наличие метакогнитивных процессов ставит вопрос о достаточности сложившихся традиционных представлений о составе тех психических процессов, которые реально существуют и должны выступать предметом изучения психологии.
№15 слайд
Содержание слайда: Плотников Сергей Геннадьевич, старший преподаватель
№16 слайд
№17 слайд
Содержание слайда: Основные направления анализа методологического и практического мышления:
№18 слайд
Содержание слайда: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
№19 слайд
Содержание слайда: Сампайу Антеро да Круш,
PhD (кандидат психологических наук)
№20 слайд
Содержание слайда: Методология исследования
Учение о методах, способах, приемах и принципах их построения получило название методологии.
Т.к. к вопросам методологии относятся как самые общие принципы познания так и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, то целесообразно говорит о различных уровнях методологии: философском, общенаучном и конкретно-научном, ниже мы будем рассматривать конкретно-научный уровень методологии, т.к. он непосредственно относится к практической деятельности психолога.
№21 слайд
Содержание слайда: Исследовательская деятельность психолога
Психологическое исследование предполагает:
1) формулировку проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) осуществление проверки гипотезы;
4) интерпретацию результатов проверки.
№22 слайд
№23 слайд
Содержание слайда: Проблема исследования
формулируется обычно как вопрос, на который требуется найти ответ; это — своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Чаще всего это вопрос о причинах тех или иных событий или, в более «наукообразной» форме, о тех факторах, которые определяют существование или специфику тех или иных явлений.
№24 слайд
Содержание слайда: Выдвижение гипотезы
Гипотеза представляет собой предположительный ответ на вопрос о характере связи событий. Гипотеза также может формулироваться на различных уровнях обобщения, однако для того чтобы исследование оказалось возможным, она должна формулироваться конкретно, соотносясь с конкретными жизненными явлениями.
№25 слайд
Содержание слайда: Осуществление проверки гипотезы
После того как гипотеза сформулирована, исследователь переходит к ее проверке на эмпирическом, то есть опытном, материале.
В этой работе также можно выделить несколько этапов.
Во–первых, необходимо определить общую «стратегию и тактику» исследования, те общие принципы, по которым оно будет строиться. Б. Г. Ананьев назвал этот этап «организационным» и выделял соответствующие «организационные методы».
№26 слайд
Содержание слайда: Интерпретация результатов проверки
Завершается же исследовательский цикл интерпретацией, то есть соотнесением полученных результатов с исходной гипотезой, выводами о ее достоверности и дальнейшим соотнесением с теорией, в рамках которой гипотеза создавалась, и — при необходимости — пересмотром определенных положений, что породит новые проблемы, новые гипотезы и так далее, до бесконечности, как бесконечно познание.
№27 слайд
Содержание слайда: В результате изучения практического мышления можно выделить основные субъекты общественного процесса познания: практик, теоретик, философ
Задача теоретика - трансформировать случайные представления практиков о явлениях реальности в неслучайные.
Философ занимается интеграцией всех знаний о существующей реальности и создают всеобщую картину мира.
Практик либо целенаправленно ждет нового эмпирического материала, либо создает ситуацию, либо строит объект, на котором можно воспроизвести то явление, которое предполагается теорией.
№28 слайд
№29 слайд
Содержание слайда: Функциональные информационные подсистемы исследовательской деятельности психолога
№30 слайд
№31 слайд
Содержание слайда: Взаимосвязь исследовательских моделей
Концептуальная модель (КМ) - это целостная система понятий, категорий, законов и т.д., раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.
Процедурная модель (ПМ) - это определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению и переработке информации.
Эмпирическая модель (ЭМ) - это целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках.
№32 слайд