Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
24 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.68 MB
Просмотров:
64
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Автор: Прусова Ирина Юрьевна ,
учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».
№2 слайд
Содержание слайда: Цель урока:
ЗНАТЬ:
основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления.
УМЕТЬ:
находить назывные предложения;
отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым;
использовать назывные предложения в речи.
№3 слайд
Содержание слайда: Задачи:
Задачи:
Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.
Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным именным сказуемым.
Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.
Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.
Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.
№4 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
№5 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
- На какие группы
делятся односоставные
предложения по форме
главного члена?
№6 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
- Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
№7 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
Какие предложения
называются
определенно-личными?
№8 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
Какие предложения
называются
неопределенно-личными?
№9 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
Какие предложения
называются
безличными?
№10 слайд
Содержание слайда: Мини – тест.
Мини – тест.
- Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.
1. Брожу по набережной снова.
2. Повеет полем, первой бороздой.
3. Его везли из крепости, из Бреста.
4. Цыплят по осени считают.
5. В лесу держался запах прелой травы.
6. Пальто купил к зиме.
7. Листопадит в роще, листопадит.
8. В Сибири не любят горячку и спешку.
9. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
10. Прочитайте Гоголя.
№11 слайд
Содержание слайда: Лингвистический диктант.
Наука о языке (…).
Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (…).
Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (…).
Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (…).
Неопределённая форма глагола (…).
Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (…).
№12 слайд
Содержание слайда: А. Шахматов
(1864 – 1920),
великий русский
лингвист.
Один из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.
№13 слайд
Содержание слайда: Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. Фет
№14 слайд
Содержание слайда: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.
№15 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
Блиц-опрос:
Назывные – односоставные предложения?
2. Назывные – двусоставные предложения?
3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?
4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?
5. Может ли назывное предложение быть распространённым?
№16 слайд
Содержание слайда: Блиц-опрос:
Блиц-опрос:
Назывные – односоставные предложения? (Да).
2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.)
3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
№17 слайд
Содержание слайда: Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро.
(Рассказ «Хирургия»)
Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ «Тоска»)
Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина.
№18 слайд
Содержание слайда: Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.);
количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.);
личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.
б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.
№19 слайд
Содержание слайда: Сфера употребления
назывных предложений:
Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).
№20 слайд
Содержание слайда: Упражнение 137, стр. 87.
№21 слайд
№22 слайд
Содержание слайда: Сочинение-миниатюра «Достопримечательности села Нарышкино».
№23 слайд
Содержание слайда: ИТОГ УРОКА
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
№24 слайд
Содержание слайда: Дифференцированное домашнее задание.
1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.
2) Всем остальным: § 22, упр. 138.