Презентация Этимология слов-исключений из правил русской орфографии Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г. Дмитрова Московской области онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Этимология слов-исключений из правил русской орфографии Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г. Дмитрова Московской области абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 20 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Этимология слов-исключений из правил русской орфографии Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г. Дмитрова Московской области
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:20 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.48 MB
- Просмотров:76
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Изучая орфографические](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img1.jpg)
Содержание слайда: Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт.
Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт.
Нас же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии.
Думается, что данный материал можно вполне использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.
№4 слайд
![Орфограмма буквы е-и в личных](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img3.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: буквы е-и в личных окончаниях
В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвёртого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на - ять в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а. Четвёртый класс глаголов относился ко второму спряжению!
Например:
обидЂ-ти – обидиши
видЂ-ти – видиши
слыша-ти - слышиши
№5 слайд
![Стелить. В современном](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img4.jpg)
Содержание слайда: Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелить, стелет, стелют (т.е. они изменяются по первому спряжению).
Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелить, стелет, стелют (т.е. они изменяются по первому спряжению).
№6 слайд
![Орфограмма одна и две буквы н](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img5.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.
В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трёх словах – стеклянный, оловянный, деревянный закономерности переплелись и дали удивительный результат.
Первоначально в древний период все отымённые прилагательные образовались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ый, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предыдущий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова.
№7 слайд
![Прилагательное стеклянный,](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img6.jpg)
Содержание слайда: Прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс
Прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс
-ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень, и суффикс у него состоял из сверхкраткого ъ:
стькльнъ – всё слово состояло из одних сверхкратких гласных.
После утраты слабых сверхкратких слово стъкльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.
№8 слайд
![Орфограмма буквы и-ы после ц](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img7.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: буквы и-ы после ц
Написание букв и - ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определённым морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. civilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передаёт твёрдый звук, после которого может произноситься только [ы]. Так как заимствованных слов с ци в корне большинство, русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.
№11 слайд
![Орфограмма и, а, у после](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img10.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: и, а, у после шипящих.
Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими.
И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание. Если бы эти слова были в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими.
Но эти слова пришли в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.
Жюри – jury
Брошюра – brocure
Парашют - paracute
№12 слайд
![Орфограмма буквы о-ё после](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img11.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: буквы о-ё после шипящих
В учебниках данное правило звучит так:
«В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.»
Если проследить механизм работы этого правила, то можно убедиться, что буква е - ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жеваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д.
№13 слайд
![В таких словах, как шорох,](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img12.jpg)
Содержание слайда: В таких словах, как шорох, шов, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остаётся ударным и о не чередуется с ё.
В таких словах, как шорох, шов, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остаётся ударным и о не чередуется с ё.
Не следует ли поменять формулировку данного правила: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остаётся ударным при всех изменениях слова»? Тогда не придётся запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.
Но что же делать с такими словами, как шофёр шоссе, шоколад, жонглёр и др., которые тоже рассматриваются составителями учебников в этом правиле? Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.
№14 слайд
![Крыжовник. Этимологически в](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img13.jpg)
Содержание слайда: Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время, как в нём последовательно выдерживается правило написания о - ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь можно применить правило «О - ё после шипящих». Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного слова чаща. Он имеет корень чащ и суффикс –об-
№15 слайд
![Орфограмма мягкий знак в](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img14.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трёх видов:
а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;
б) с ударным конечным –и: ходи, пои, крои;
в) с конечным –й после гласного: думай, знай, читай.
Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твёрдого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.
Форма ляг стала исключением благодаря своей твёрдой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем, мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.
№16 слайд
![Орфограмма корни с](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img15.jpg)
Содержание слайда: Орфограмма: корни с чередованием.
Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.
Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все её точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.
Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг - лож.
Плав - плов. В написание вмешалось языковое чутьё. В своё время появились сложносокращённые слова: плавкран, плавсредства, с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.
№17 слайд
![К сожалению, поиски по данной](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img16.jpg)
Содержание слайда: К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал нам кажется очень полезным.
К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал нам кажется очень полезным.
№20 слайд
![Используемая литература и](/documents/463e2f6b14295ef29505ec445ca7e946/img19.jpg)
Содержание слайда: Используемая литература и интернет-ресурсы
Орфографический словарь для школьников «Лист», Москва, 1998.
Этимологический словарь современного русского языка «Восток-Запад», 2008.
Былинский К.И. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, 1957.
Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение 1991.
Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха. М.: Просвещение, 1985.
Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. М.: Просвещение 1966.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии / В.Ф. Иванова. Л.: Изд. Университета, 1997.
Колесов В. Стеклянный, оловянный, деревянный / В. Колесов // Русская речь, 1974. №3.
Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. М. Наука, 1981.
Панов М. В. Занимательная орфография / М. В. Панов. М.: Просвещение, 1984.
Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. М.: Просвещение, 1964
Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. Практическое руководство / Д.Э. Розенталь. МГУ, 1962.
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. М.: Просвещение, 1975.
Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В. Щерба. Л.: Наука, 1983.
www. yazykoznanie.ru
http://ru.wiktionary.org
http://slovari.yandex.ru
Скачать все slide презентации Этимология слов-исключений из правил русской орфографии Авторы – учащиеся 7а класса МОУ ДСОШ 9 г. Дмитрова Московской области одним архивом:
Похожие презентации
-
О чём говорят устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СО
-
Заимствованные слова Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Заха
-
Семнадцатое ноября. Классная работа. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
-
Тайны слов. О чём говорят названия слов, можно найти в «Толковом словаре русского языка». Выполнила: ученица 5 А класса МОУ Нижнесп
-
О – Ё после шипящих в корнях слов Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Бе
-
Урок русского языка по теме «Состав слова» 2класс Учитель Губардина Найля Рахимовна МОУ гимназия 7 г
-
Урок русского языка в классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК Школа 2100 Автор : учитель начальных классов
-
Путешествие по словарям русского языка. Автор : Ложкова Наталья Александровна ,ученица 6 класса Зональной СОШ , Зонального района ,
-
Орфографический словарь русского языка. Презентацию подготовила: Никитина Екатерина ученица 4 «Б» класса ГБОУ СОШ 405
-
К уроку русского языка в 10 классе на тему «Выразительные словообразовательные средства языка» Автор: Савенкова С. В. ,