Презентация Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБ онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБ абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 25 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБ
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:25 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:282.50 kB
- Просмотров:156
- Скачиваний:3
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№5 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью приставок
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. Основное правило: при приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.
Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами).
Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными).
Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными).
№6 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью суффиксов
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.
Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется).
Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного).
Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола).
№7 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.
Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного).
Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола).
№8 слайд
Содержание слайда: Бессуффиксный способ словообразования
Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).
Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола).
Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола).
№9 слайд
Содержание слайда: Бессуффиксный способ словообразования
Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.
Глуx-ой - глушь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса).
Тих-ий – тишь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса).
№10 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью сложения
С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.
При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:
ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.
№11 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью сложения
При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.
Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).
Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).
Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).
№12 слайд
Содержание слайда: Образование слов с помощью сложения
Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.
Стенгазета (от словосочетания стенная газета).
Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).
ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).
№13 слайд
Содержание слайда: Переход слова из одной части речи в другую
Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Столовая (комната) - (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая).
Дежурный (курсант) - дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный).
№15 слайд
Содержание слайда: Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (1)
Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.
Основные шаги при выполнении этого задания.
1) Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ← кому.
№17 слайд
Содержание слайда: Основные шаги при выполнении этого задания
4) Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.
Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.
5) Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать (бессуффиксный).
№19 слайд
Содержание слайда: Основные шаги при выполнении этого задания
1) По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:
переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).
№22 слайд
Содержание слайда: Проверь себя
1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА?
2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ?
3. Каким способом образовано слово БЕЗОБЛАЧНЫЙ?
4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?
5. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?
6. Каким способ образовано слово ПРАВНУК?
№23 слайд
Содержание слайда: Проверь себя
7. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ?
8. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ?
9. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ?
10. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложении Больной уснул?
11. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ?
12. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА?
№25 слайд
Содержание слайда: Использованная литература
1. Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург
2. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие, - Ростов н/Д: «Легион», 2011
3. Петрова В.В. Русский язык. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 2 (В), - М.: «Экзамен», 2009
Скачать все slide презентации Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБ одним архивом:
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Задание А1 Орфоэпические нормы языка Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Маку
-
Задание В1 ЕГЭ по русскому языку. Учитель русского языка и литературы МОУ Новомансуркинская СОШ Похвистневского района Самарской
-
Тренажер к заданию B-8 ЕГЭ по русскому языку Подготовила Митюшкина Т. В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Булычёво
-
Основные способы словообразования. В1 Подготовила Митюшкина Т. В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Булычёво
-
Готовимся к ЕГЭ А 18 Нохрина Т. П. , учитель русского языка и литературы
-
Подготовка к ЕГЭ. Выполнение заданий В1-В7. Автор презентации: Грибанова И. Э. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 с. Кам
-
Готовимся к ЕГЭ. Раздел: «Выразительность русской речи» Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 58
-
Готовимся к ГИА по русскому языку Раздел: «Фонетика» Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 58 г.
-
Готовимся к ГИА по русскому языку Подготовила Бодрова Т. И. , учитель русского языка и литературы МОУ «О
-
Мастер-класс Предметное рисование как способ проникновения в текст Учитель русского языка и литературы Ткаченко И. И. МОУ Камен