Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
123.48 kB
Просмотров:
119
Скачиваний:
2
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Грамматическое значение и способы его выражения.
Выполнила: Михайлова Т.в.
№2 слайд
Содержание слайда: Введение
Язык как коммуникативная система обеспечивает передачу информации различного рода. Это и информация о предметах, явлениях, положениях дел во внешней действительности, и информация о субъективных актах когнитивной (познавательной) деятельности и личных переживаниях говорящего, и информация служебного характера, касающаяся используемых способов построения связной речи и особенностей поведения в ней употребляемых языковых единиц и их вариантов.
Значение слова определяется не только соответствием его тому понятию, которое выражается с помощью этого слова (например: движение, развитие, язык, общество, закон и т.д.); оно зависит от свойств той части речи, той грамматической категории, к которой принадлежит слово, от общественно осознанных и отстоявшихся контекстов его употреблении.
Слово является двусторонним единством: соединяет в себе форму (определенный звуковой или буквенный комплекс) и значение. Звуковая или буквенная последовательность становится словом только тогда, когда обретает значение. Различают лексическое и грамматическое значение.
№3 слайд
Содержание слайда: Значение слова
№4 слайд
Содержание слайда: Пример значения слов
№5 слайд
Содержание слайда: Способ выражения грамматических значений
№6 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Аффиксация (от лат. Affixus –прикрепленный)
- образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов, инфиксов, постфиксов.
Пример:делать - сделать, писать - написать
оправдать - оправдывать, разменять - разменивать
№7 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Внутренняя флексия (флексия основы)-изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений(чередование звуков).
Пример: убирать - убрать , посылать - послать (различие соверш. и несоверш. вида),
вёз - воз (различие разных лексико-грамматических классов : глагола и сущ-го)
№8 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Нулевая флексия – окончание , материально не выраженное и выделяемое в слове по составлению с соотносительными формами , в которых оно материально представлено.
Пример: пара сапог (сапоги), дом (дома),
красив (красива), пел (пела), гор (горы)
№9 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Ударение - перестановка ударения.
Пример: насЫпать - насыпАть,
разрЕзать - разрезАть,
зАмок - замОк …
№10 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Супплетивизм (suppletivus – дополняющий) –образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые формы таких словоформ лишены формальной (фонематической)близости и потому не могут объединяться в одну морфему.
Пример: человек - люди, ребенок - дети; я- меня, мне; хороший - лучше, мало - меньше; большой- велик; идти, идут, идущий - шел, шла, шедший; брать - взять, говорить - сказать.
№11 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Редупликация (лат. reduplicatio- удвоение) –способ выражения грамматического значения, заключающийся в полном или частичном удвоении (повторе) основы.
Пример: еле-еле, рад-радешенек, рука об руку, чуть-чуть, жили-были, долго-долго, синий-синий.
№12 слайд
Содержание слайда: Простой способ (синтетический)
Сложение - корневая морфема соединяется с другой корневой морфемой, в результате чего образуется единое новое сложное слово. Соединяться могут и полные корни и усеченные, целые основы и слова:
-Через соединительную гласную
Пример: паровоз, землемер, лесозаготовки.
-Без соединительной гласной – сочетание усеченных слов и корней.
Пример: колхоз – коллективное хозяйство, профорг – профсоюзный организатор, а также такие типы слов, как кают-компания, стоп-линия, икс-лучи и др.
№13 слайд
Содержание слайда: Сложный(аналитический) способ
Интонация
1) При одном порядке слов разная интонация может различать высказывания: Он студент. Он студент! Он студент? Он студент… и т.п.
2) Паузирование может различать простое и сложное предложение, сочинительную и подчинительную связь при отсутствии союзов.
3) «Логическое» ударение – выделение какого-либо элемента предложения:
Он только что пришел. (а не кто-то другой )
Он только что пришел. (а не два часа назад )
Он только что пришел . (а не приехал )
4) Убыстрение темпа или ломкой интонационной волны выделяются вводные слова и выражения.
Ты, конечно, права (с выделение вводного слова конечно )
Та, конечно, права (без выделения вводного слова конечно )
№14 слайд
Содержание слайда: Сложный(аналитический) способ
Порядок слов
Во многих случаях перестановка слов может служить выразительным средством для грамматических значений. Есть языки, в которых отношения подлежащего и дополнения, определения и определяемого не зависят от порядка слов (латинский, русский). Хотя есть случаи, когда порядок слов может выражать значение.
Пример: два часа и часа два – выражение точного, конкретного и приблизительного времени.
№15 слайд
Содержание слайда: Сложный(аналитический) способ
Служебные слова
-предлоги (в, на, над)(до, после)(из-за, вследствие)
-частицы(не, же, бы)(только, лишь, что-либо)
-артикли(романский, арабский, германский языки)
-союзы(и, да)(но, а)( или-или, либо-либо)
-вспомогательные глаголы (в русском спряжение будущего времени глаголов несовершенного вида осуществляется формами вспомогательного глагола быть: Я буду)
-слова степени (более, самая)
-пустые слова ( женщина-врач, тигр-самец)
№16 слайд
Содержание слайда: Заключение
Грамматические способы одинаковы для всех языков, однако применение их в каждом языке индивидуально. Языки могут пользоваться и каждым из описанных выше способов, и только несколькими из них, сочетая их с различными грамматическими значениями.
Грамматическое значение находит в языке свое регулярное выражение и характерно для большей группы слов, в отличие от лексического значения. Однако при этом следует учитывать, что грамматическое значение является постоянно сопутствующим значению лексическому.
№17 слайд
Содержание слайда: Литература:
Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2005.
Гелия В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М., 1981.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.
Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения.
Рождественский Ю.Ф. Лекции по общему языкознанию. М., 1950.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания, 1975.
№18 слайд
Содержание слайда: Спасибо за внимание!