Презентация Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 63 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    63 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    4.44 MB
  • Просмотров:
    84
  • Скачиваний:
    3
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лексические и
Содержание слайда: Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ Лекция 4 (2 часа)

№2 слайд
Лексические и
Содержание слайда: Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ Содержание лекции: Лексическая система русского языка. Лексическая сочетаемость.

№3 слайд
Лексические и
Содержание слайда: Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ Содержание лекции: Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

№4 слайд
Лексические и
Содержание слайда: Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ Содержание лекции: Семантические отношения в лексической системе русского языка: полисемия, омонимия, паронимия и парономазия, синонимия, антонимия.

№5 слайд
Лексические и
Содержание слайда: Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ Содержание лекции: Особенности употребления фразеологизмов в речи.

№6 слайд
. Лексическая система
Содержание слайда: 1. Лексическая система русского языка. Лексика (греч.): лексикос - «относящийся к слову»; лексический - «словарный». Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

№7 слайд
. Лексическая система
Содержание слайда: 1. Лексическая система русского языка. Лексические нормы – правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, принятых в общественно-языковой практике.

№8 слайд
. Лексическая сочетаемость.
Содержание слайда: 2. Лексическая сочетаемость. Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.

№9 слайд
. Лексическая сочетаемость
Содержание слайда: 2. Лексическая сочетаемость

№10 слайд
. Свободная лексическая
Содержание слайда: 2. Свободная лексическая сочетаемость Где находить информацию о лексической сочетаемости? В толковых словарях при характеристике слов делаются замечания об их способности сочетаться с другими словами – данная способность называется валентностью.

№11 слайд
Капризные слова Длинный,
Содержание слайда: «Капризные» слова Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный. Длительный (продолжительный) период. Долгий путь, продолжительные сборы. Долговременный кредит.

№12 слайд
Определите лексическую
Содержание слайда: Определите лексическую сочетаемость слов Золотой. Кромешный.

№13 слайд
Нарушение семантической
Содержание слайда: Нарушение семантической сочетаемости Девичья фамилия моего отца Собакин. (Фамилия моего отца до брака). Что ты растопырил глаза, прямо как змей! Станьте плашмя! Свободнее будет!

№14 слайд
Речевые языковые клише,
Содержание слайда: Речевые (языковые) клише, штампы Языковое (речевое) клише – речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования: заключить договор, исправленному верить (клише деловых бумаг); штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом: это чревато, процесс пошел.

№15 слайд
Речевые ошибки Ошибки
Содержание слайда: Речевые ошибки Ошибки лексические (речевые) – нарушение точности, логичности словоупотребления. Употребление слова в несвойственном ему значении. Нарушение лексической сочетаемости. Расширение или сужение значения слова и другие.

№16 слайд
Речевые ошибки Нарушение
Содержание слайда: Речевые ошибки Нарушение лексической сочетаемости: 1. Неоправданное употребление эвфемизмов – слов, смягчающих резкость высказывания:

№17 слайд
Речевые ошибки Кризис в
Содержание слайда: Речевые ошибки Кризис в экономике, повлекший за собой обвал рубля, красноречиво свидетельствует о том, что прежнее правительство недостаточно внимания уделяло финансовой и банковской системам, предпочитая им политические игры. правительство вместо решения экономических проблем решало задачи политические.

№18 слайд
. Речевая недостаточность
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность Определите, какие слова пропущены в данном предложении: Воспитатель ясельного возраста упал с забора в травматологическое отделение. Ответ: дети и попал.

№19 слайд
. Речевая недостаточность
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность Пропуск того или иного слова в речи (предложении) называют речевой недостаточностью. Примеры фраз, прозвучавших на выставке собак: Товарищи участники! Тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы!

№20 слайд
. Речевая недостаточность
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность Призеры! Срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут! Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду.

№21 слайд
. Речевая недостаточность
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность Пропуск слов пагубно влияет на содержание высказывания: страдает не только стиль, но и логика речи. Когда-то эти фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца культуры.

№22 слайд
. Речевая недостаточность
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность зрители и зал – несопоставимы. Когда-то эти фильмы собирали так много зрителей, что они могли заполнить огромный зал Дворца культуры. Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.

№23 слайд
. Речевая недостаточность В
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность В результате смешения родовых и видовых понятий какое-либо из них может быть расширено или сужено. Речь теряет соответствие требованиям логичности и точности.

№24 слайд
. Речевая недостаточность Для
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность Для этого надо избегать факторов риска, которые одинаковы для многих хронических заболеваний. Для этого надо заниматься профилактикой причин многих хронических заболеваний.

№25 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Стилистически не оправданное повторение слов. Само направление развития экономики в XX веке у нас и на Западе приняло разное направление.

№26 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками.

№27 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Тавтология Таутос (греч.) – то же самое; Логос – слово. - разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов в одном предложении, любое ненужное дублирование смысла: Наряду с этим отмечу ряд недостатков. Предлагаю следовать следующим образом.

№28 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) скрытая тавтология возникает при столкновении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение.

№29 слайд
Речевая избыточность
Содержание слайда: Речевая избыточность (многословие) скрытая тавтология памятный сувенир; обратный бумеранг; своя автобиография; в конечном итоге; народный фольклор; ночная серенада; ответная контратака.

№30 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Плеоназм Плеоназмос (греч. «излишество») - разновидность речевой избыточности, которая состоит в употреблении ненужных уточняющих слов.

№31 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Плеоназм примеры: Поступательное движение вперед. Главная суть. Повседневная обыденность. Жизненное существование. Наша земная планета.

№32 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) Плеоназм примеры: Она бесплатно подарила свой дом людям. Если поднять этот винт вверх, то сопротивление увеличится. Загрязнение атмосферного воздуха.

№33 слайд
. Речевая избыточность
Содержание слайда: 4. Речевая избыточность (многословие) В чем состоит отличие между тавтологией и плеоназмом? В плеоназмах нет однокоренных слов, как нет и сочетания русского и тождественного иноязычного.

№34 слайд
Определите вид речевой ошибки
Содержание слайда: Определите вид речевой ошибки (тавтология или плеоназм) в следующих примерах 1. Птицы селились на отвесных скалах, растили будущее потомство. 2. Изготовление продукции производится в следующей последовательности. 3. Возвращаясь домой из зарубежного круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

№35 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Семантика – лингвистическая наука о значениях языковых единиц. Сема (греч.) – знак. Семасиология (логос – слово).

№36 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Полисемия Поли (греч.) – много, сема – знак, полисемос – многозначный. - постоянное приращение, увеличение лексических ресурсов. Многозначность – способность слов употребляться в разных значениях.

№37 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Индивидуальный словарь: А. С. Пушкин: более 20 тыс. слов. У. Шекспир: 12 тыс. слов. Обычный человек: 3 – 4 тыс. слов. Эллочка Щукина (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»): 30 слов (хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, мрак, жуть, парниша, не учите меня жить, как ребенка, толстый и красивый и др.).

№38 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Многозначное слово: Основное (прямое, главное) значение. Переносное (вторичное, производное).

№39 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Значение слова в речи всегда должно быть четко определено, только тогда смысл высказывания легко воспринимается и никаких сомнений многозначное слово не вызывает. Тихий: нрав, голос, дыхание, погода, езда.

№40 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка словотворчество: маленькое – это хорошо обгрызенное большое; соленое – это хорошо подкисленное щелочное; зеленое – это хорошо подсиненное желтое; тонкое – это хорошо похудевшее

№41 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Речевая ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении. Пример: Уже тогда отмечалась ее склонность к суициду. А в апреле 97-го она повздорила с ровесницей из-за каких-то сплетен. Ссора закончилась убийством. (агрессия)

№42 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лаборатория развития лексической полисемии (типы полисемии) метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков: золотые кольца – золотые кудри; кольцо на руке – кольцо дыма.

№43 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лаборатория развития лексической полисемии (типы полисемии) метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: Класс готовится к контрольной работе; Аудитория приветствует оратора.

№44 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лаборатория развития лексической полисемии (типы полисемии) синекдоха – перенос названия целого на его часть, и наоборот: доброе слово (речь), острое перо (о журналисте), Хрусталь сверкает за стеклом серванта.

№45 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Омонимия Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения. Омонимия – звуковое и графическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом.

№46 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Омонимия Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и делает речь занимательной: «Народ был, народ есть, народ будет есть». Миру нужен мир.

№47 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Паронимия и парономазия Паронимы (от греч. пара – рядом, онима – имя)– близкие по звучанию, но не совпадающие по значению слова.

№48 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Паронимия речевая ошибка – неразличение (смешение) паронимов: одеть (кого?) – надеть (что? на кого?); бережно – бережливо; ставятся – становяся.

№49 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка 1) Он полный невежа в искусстве. (Невежда – малообразованный человек, невежа – грубый, невоспитанный человек). 2) Ему была предоставлена возможность поехать на юг (предоставлена – сделать доступным, возможным, представиться – возникнуть, обнаружиться) – Ему была представлена возможность поехать на юг.

№50 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Парономазия - подобие неродственных слов, столкновение которых в речи вызывает комизм: Кавказский князь в белом щербете ехал в открытом фельетоне (бешмет, фаэтон). Товарищи клиенты! Освежевание головы не роскошь, а гигиена!

№51 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Бурламент. Деплутаты. Врезолюция. Плюйрализм. Гденьги. Дурапевт. Бредприниматель.

№52 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лексическая синонимия (одноименность) – тождество или близость значений разных по звучанию языковых единиц: азбука – алфавит, лицо – лик – физиономия, огонь – пламя, знающий – компетентный.

№53 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Речевая ошибка – неправильный выбор синонимов: Имя этого драматурга знакомо (известно) во многих странах.

№54 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лексическая антонимия Антонимы (греч. – анти- - против, онима – имя) – противоположные имена. «Словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.

№55 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лексическая антонимия Примеры: Чего не потеряешь, того, брат, не найдешь (Б. Окуджава). Скажу я слово высоко, // А ты ответишь:… // Скажу я слово далеко, // А ты ответишь… (стихотворение-загадка)

№56 слайд
. Семантические отношения в
Содержание слайда: 5. Семантические отношения в лексической системе русского языка Лексическая антонимия ошибка – двусмысленность: Редактор просмотрел эти строки; Выступавший оговорился; Я прослушал увертюру;

№57 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Фразеологизмы – готовые сочетания слов. Воспроизводятся в речи: говорящий извлекает из языковой памяти готовое словосочетание. Единое целое имеет общее лексическое значение: глотать слюнки (с завистью смотреть на что-либо).

№58 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы: тождественны по своему лексическому значению, не имеют в своем составе одинаковых компонентов, схожи по своей лексико-грамматической структуре и не допускают взаимозаменяемости компонентов (одним миром мазаны – два сапога пара – одного поля ягоды – «похожи друг на друга»)

№59 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-антонимы: Имеют противоположные лексические значения, тождественный компонентный состав, за исключением одного компонента (в каждом из них): не из трусливого десятка – не из храброго десятка; входить в колею – выбиться из колеи.

№60 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Речевые ошибки, связанные с ненормативным употреблением фразеологизмов: Неоправданная замена компонентов фразеологизма: после тренировки у нас разыгрался львиный аппетит (волчий)

№61 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Включение в идиоматическое выражение лишнего слова: на его слова можно положиться. Неправильное употребление грамматической формы одного из компонентов: Они частенько работали спустя руки (рукава).

№62 слайд
. Особенности употребления
Содержание слайда: 6. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Фразеологизмы появляются и в наши дни. Источники появления: История народа (казанская сирота); Традиции (спустя рукава); Мифология (ахиллесова пята); Фольклор (за тридевять земель); Развитие техники, культуры (оказаться за кадром); Спорт (игра в одни ворота); Авторские обороты (демьянова уха).

№63 слайд
Спасибо за внимание! Мы особо
Содержание слайда: Спасибо за внимание! Мы особо признательны всем тем, кто внимательно слушал лекцию!

Скачать все slide презентации Лексические и фразеологические нормы СРЛЯ одним архивом: