Презентация Лексические нормы языка. Смешение паронимов онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Лексические нормы языка. Смешение паронимов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 15 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Лексические нормы языка. Смешение паронимов



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    15 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    339.50 kB
  • Просмотров:
    106
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Содержание слайда:

№3 слайд
.Смешение паронимов.
Содержание слайда: 1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение - значимость, надеть - одеть, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

№4 слайд
. Тавтология и плеоназм. .
Содержание слайда: 2. Тавтология и плеоназм. 2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

№5 слайд
. Речевая недостаточность .
Содержание слайда: 3. Речевая недостаточность 3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово "себя").

№6 слайд
. Нарушение лексической
Содержание слайда: 4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое". 4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать - "неминуемый крах", но нельзя – "неминуемый успех", можно сказать – "ближайшее будущее", но нельзя – " ближайшее прошлое".

№7 слайд
. Нарушение единства стиля
Содержание слайда: 5. Нарушение единства стиля Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

№8 слайд
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ
Содержание слайда: ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

№9 слайд
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Содержание слайда: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры) Неправильно - Правильно 1) играет значение - имеет значение 2) имеет роль - играет роль 3) львиная часть - львиная доля, большая часть 4) приподнять занавес над этой историей - приподнять завесу 5) проходит красной линией - проходит красной нитью 6) качество желает много лучшего - оставляет желать много лучшего 7) пускать туман в глаза - напустить туману, пускать пыль в глаза 8) показывать образец другим - показывать пример, служить образцом 9) поднять тост - поднять бокал, провозгласить тост 10) тратить нервы - тратить силы, трепать нервы, портить нервы 11) одержать успехи - одержать победу, добиться успехов 12) пока суть да дело - пока суд да дело 13) скрипя сердцем - скрепя сердце 14) придавать внимание - придавать значение, уделять внимание 15) производить воздействие - производить действие, оказывать воздействие 16) внушать сомнения - внушать опасения, вызывать сомнение 17) заслужить известность - добиться известности 18) имеет интерес для нас - имеет значение, представляет интерес 19) уморил червячка – заморил червячка 20) чаша терпения лопнула - переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

№10 слайд
Выявление речевых ошибок в
Содержание слайда: Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов: Выявление речевых ошибок в употреблении слов и фразеологизмов: Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение Упражнение

№11 слайд
Упражнение Упражнение
Содержание слайда: Упражнение 1 Упражнение 1 Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже. 1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей. 2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять! 4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство. 5. Старинные часы она заложила в амбар. 6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом. 7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов! 8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро. 9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости.

№12 слайд
Упражнение Укажите в
Содержание слайда: Упражнение 2 Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию. 1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. 3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение. 4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. 5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 6. На предприятии нет свободных вакансий. 7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания. 9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

№13 слайд
Упражнение Упражнение Укажите
Содержание слайда: Упражнение 3 Упражнение 3 Укажите в предложениях ошибки, связанные с речевой недостаточностью. 1. Весна в этом году не заставила ждать. 2. Одним из средств речевой характеристики, к которому часто прибегает автор, - просторечие. 3. Сопоставьте данные предложения: что в них общего и чем отличаются. 4. Прошло немало лет, как они вместе учились. 5. Рукописей АЛ. Чехова осталось немного: обычно он уничтожал. 6. Резолюция была принята голосованием палатой представителей в один голос. 7.Классные руководители ограничивают воспитательную работу прогульщиками и двоечниками. 8. По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу. 9. Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность. 10. Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.

№14 слайд
Упражнение Упражнение Укажите
Содержание слайда: Упражнение 4 Упражнение 4 Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. 1. Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 3. Надо было возводить разрушенное хозяйство. 4. В марте завод принял три десятка рабочих. 5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 7. После войны произошёл Варшавский договор. 8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»

№15 слайд
Упражнение Упражнение Укажите
Содержание слайда: Упражнение 5 Упражнение 5 Укажите в предложениях ошибки в употреблении фразеологизмов. 1. Русский драматический театр выпустил в свет трагедию «Король Лир». 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки и волосы поднялись дыбом. 4. Недавно Андрей попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился. 5. К сожалению, у нас часто меряют всех под одну гребёнку. 6. Данный вопрос уже стоит в порядке дня. 7. Пренебрежение к тому, чем занимается наша молодёжь, уже достигло геркулесовых столпов. 8. В ответ он лишь усмехнулся гомерической усмешкой. 9. Мы живём хорошо, дома наши - полные чаши. 10. То была последняя капля, которая переполнила моё терпение.

Скачать все slide презентации Лексические нормы языка. Смешение паронимов одним архивом: