Презентация Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 9 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    9 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    61.16 kB
  • Просмотров:
    36
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
морфемика
Содержание слайда: морфемика

№2 слайд
Морфема значимая часть слова.
Содержание слайда: Морфема — значимая часть слова. Почему? Морфему называют значимой частью слова, потому что она имеет собственное значение и, соответственно, может менять значение слова, добавляясь к основе. Например, суффикс -тель- означает «тот, кто что-то делает»: строитель — тот, кто строит; учитель — тот, кто учит; мечтатель — тот, кто мечтает, изобретатель — тот, кто изобретает. Основное значение слова содержится в корне, главной морфеме слова. Суффиксы и приставки лишь немного изменяют значение, которое задано в корне, или же дополняют его. Например, прилагательное тёмный значит «лишённый света», а слово темноватый (тёмный + -оват-) имеет значение «немного лишённый света», потому что суффикс -оват-/-еват- имеют значение «немного».

№3 слайд
Формообразующие морфемы
Содержание слайда: Формообразующие морфемы Название формообразующих морфем говорит само за себя: они образуют форму слова. Главная формообразующая морфема — окончание. Окончание только и делает, что образует форму слова. Благодаря этому определить в слове окончание очень просто: нужно всего лишь изменить форму слова, ведь тогда изменится и окончание. Например, в слове стен-а окончание -а, потому что форма множественного числа — сте́н-ы (окончание -ы), форма предложного падежа — о стен-е и т.п. И существительное, и прилагательное, и глагол — все эти части речи меняются по числам, поэтому при определении окончания рекомендовано сначала изменить форму числа. Например: снег□ — снег-а́, ламп-а — ламп-ы, гуля-ю — гуля-ем, хоч-у — хот-им и т.п.

№4 слайд
Формообразующие морфемы Но к
Содержание слайда: Формообразующие морфемы Но к формообразующим морфемам относится не только окончание. Вы уже знаете о том, что в русском языке есть как минимум 2 формообразующих суффикса. Информацию о них вы можете найти на стр. 150 и 153-154 в учебнике. Повторите, не ленитесь.

№5 слайд
Как определить корень в
Содержание слайда: Как определить корень в слове? Нет ничего сложного в том, чтобы определить корень в слове: подбирайте однокоренные слова и смотрите на часть слова, которая остаётся неизменной в них. Например, определим корень в слове выключатель. Подберём однокоренные слова: выключатель — выключить, отключить, включить, ключ. Неизменна во всех словах часть -ключ-, именно она и является корнем. Правда, внешний облик корня всё же может менять, ведь в нём могут происходить различные чередования, но пусть это не сбивает вас с толку. По поводу вариантов морфем вы можете ещё раз прочитать информацию из §8 главы 3 (стр. 170-171).

№6 слайд
Как определить ПРИСТАВКИ И
Содержание слайда: Как определить ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ в слове? В первую очередь вам нужно определять морфемы в слове в правильном порядке: Сначала определяем окончание, изменяя форму слова. Затем — корень, подбирая однокоренные слова. А уже после этого думаем над приставками и суффиксами. Чтобы верно определить приставки и суффиксы в слове, нужно понять, от какого слова оно образовано, то есть составить словообразовательную цепь. Например: гидроусилитель ← гидро + усилитель (← усилить ← сила). Определять морфемы лучше начинать с последнего в цепочке слова, ведь на самом деле с него начинается образование конечного слова гидроусилитель. Итак: сил-а → у-сил-и-ть → у-сил-и-тель□ + гидро → гидро-у-сил-и-тель□.

№7 слайд
Способы образования слов
Содержание слайда: Способы образования слов Способ словообразования зависит от того, с помощью какой морфемы образовалось слово. Например, глагол помечтать образован от глагола мечтать с помощью приставки по, так что способ словообразования — приставочный. А вот существительное мечтатель образовано от глагола мечтать с помощью суффикса -тель-, так что способ словообразования — суффиксальный. О способах словообразования вы можете прочитать в §9-11 (стр. 173-178). Но помните, что при сложении основ между корнями стоит особая морфема — интерфикс, а не соединительная гласная. Например: воздух(о)плаватель, мор(е)плаватель, тепл(о)воз, кукл(о)вод и т.п.

№8 слайд
потренируйтесь Составьте
Содержание слайда: потренируйтесь Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов. переехать попытка сахарозаменитель

№9 слайд
Проверьте себя Составьте
Содержание слайда: Проверьте себя Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов. пере-ех-а-ть ← ех-а-ть по-пыт-к-а ← по-пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть сахар-о-за-мен-и-тель□ ← сахар□ + за-мен-и-тель□ (← за-мен-и-ть ← мен-я-ть)

Скачать все slide презентации Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов одним архивом: