Презентация Морфология. Самостоятельные части речи Обобщающее повторение В 11 классе. онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Морфология. Самостоятельные части речи Обобщающее повторение В 11 классе. абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 18 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Морфология. Самостоятельные части речи Обобщающее повторение В 11 классе.
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:18 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:168.50 kB
- Просмотров:102
- Скачиваний:7
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Самостоятельная проверочная работа
Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
1Выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
2. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
№5 слайд
Содержание слайда: Укажите, к каким частям речи относятся следующие слова.
Какие постоянные и непостоянные признаки имеет каждая из частей речи.
Укажите, к каким частям речи относятся следующие слова.
а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.
№6 слайд
Содержание слайда: Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
но (внимание!): пара носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
отряд гусар, драгун, партизан, солдат
оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
отряд гардемаринов, минеров, саперов
Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
блюдец, полотенец, яблок, коленей
У существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы: нападок, потемок, будней, заморозков, граблей, сумерек, лохмотьев, яслей.
№7 слайд
Содержание слайда: Выберите правильный вариант окончания существительного.
1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).
№8 слайд
Содержание слайда: Варианты форм множественного числа существительных
Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения);
лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (спортивные, туристические, военные);
поясы (географические) — пояса (части одежды);
ордены (монашеские, рыцарские, масонские) — ордена (награды).
Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы — трактора, прожекторы — прожектора, крейсеры — крейсера, годы — года и некоторые другие.
№9 слайд
Содержание слайда: Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.
№10 слайд
Содержание слайда: Употребление форм числа имен существительных
Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-): дома, вечера.
Запомните:
бухгалтеры, рапорты ,адреса ,округа ,выборы, редакторы, векселя, ордера, договоры, ректоры, директора, отпуска, инженеры, секторы, доктора, паспорта, инструкторы, слесари, кондукторы, торты, кителя, погреба, конструкторы, фронты, колокола, профессора, лекторы, шоферы, кузова, сорта, офицеры, цехи, купола, штемпеля
№11 слайд
Содержание слайда: Способы образования степеней сравнения качественных прилагательных
Простая формаОбразуется
при помощи суффикса -ее (-ей): красивый — красивее;
при помощи суффикса -е:
высокий — выше, дорогой — дороже;
при помощи суффикса -ше: тонкий — тоньше;
от других основ: хороший — лучше
№12 слайд
Содержание слайда: ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ прилагательного
Простая формаОбразуется
при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: красивейший, высочайший;
при помощи суффикса -ш-: высший, низший;
иногда к названным суффиксам добавляется приставка наи-:наикрасивейший, наивысший;
от других основ: хороший — лучший
№13 слайд
Содержание слайда: Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
Запомните: соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д.
Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.
От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.
Образец: сильный — сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный.
Злой, хороший, красивый, глубокий, умный, деловой, дорогой. богатый, чистый, ловкий, здоровый, сухой, горький, мелкий, легкий.
№14 слайд
Содержание слайда: Тестовое задание
1. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.
б) Зимой путь через горы был значительно опаснее.
в) Дорога будет отрементирована в самое ближайшее время.
г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.
2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) Анна в игре ловче своих подруг.
б) Вкус приготовленного блюда горше из-за переизбытка перца.
в) В России нет озера глубже Байкала.
г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.
3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?
а) Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.
б) В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.
в) Самый чистый воздух в горах Кавказа.
г) Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.
№15 слайд
Содержание слайда: Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т. д.),третья остановка, пятое место, первые месяцы.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Запомните:
двухтысячный год — две тысячи первый год
(до) двухтысячного года — (до) две тысячи первого года
(к) двухтысячному году — (к) две тысячи первому году
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.
№16 слайд
Содержание слайда: 1. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) семеро котят
б) нас четверо
в) пятеро женщин
г) трое детей
2. В каком варианте словосочетание построено правильно?
а) к полуторам годам
б) с двумястами рублями
в) около четыреста студентов
г) перед шестнадцатым апрелем
3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
а) увеличить в 1,8 раза
б) двухтысячный год
в) три пятых метров
г) нет трехсот рублей
4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
а) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
в) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.
№17 слайд
Содержание слайда: Разряды местоимений по значению.
1. Личные: 1-е лицо — я, мы; 2-е лицо — ты, вы; 3-е лицо — он, она, оно, они.
2. Возвратное: себя.
3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их.
4. Указательные: тот, этот, такой, столько, таков.
5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам, любой, иной, другой.
6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько?
7. Относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько — это те же вопросительные, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов).
8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, какой-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой и др.
9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Скачать все slide презентации Морфология. Самостоятельные части речи Обобщающее повторение В 11 классе. одним архивом:
-
Части речи. Морфологический разбор слова. Урок-повторение русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литерат
-
Тема: Морфология и орфография. Повторение морфологический признаков самостоятельных частей речи
-
Части речи. Морфологический разбор слова. Повторение. МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
-
Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи 5 класс
-
Служебные части речи Повторительно-обобщающий урок в 7 классе Власюк В. А. , учитель русского языка МОУ СОШ с. Киселёвка 2009г
-
Урок-путешествие по русскому языку в 6 классе «Повторение местоимения как части речи» Составитель: Харламо
-
Самостоятельные части речи Опорные таблицы 5-7 класс
-
Части речи к урокам русского языка в 1 классе Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ школы 328 с углубленным изуч
-
МОРФОЛОГИЯ Повторение изученного в 5 классе.
-
Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2010 Урок русского языка в 10 классе Тема: «Обобщающее повторение фо