Презентация Основы создания устного и письменного текста онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основы создания устного и письменного текста абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 24 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Основы создания устного и письменного текста



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    24 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.37 MB
  • Просмотров:
    75
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Основы создания устного и
Содержание слайда: Основы создания устного и письменного текста Современные научные подходы к эффективному речевому взаимодействию Лекция 1

№2 слайд
СОДЕРЖАНИЕ . Язык и речь
Содержание слайда: СОДЕРЖАНИЕ: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения 1.2. Слово как основная языковая единица речи 1.3. Понятие «языковая норма» 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.1. Речепорождение: автор речи как активный субъект 2.2. Речепонимание: адресат речи как активный субъект 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.1. Факторы, влияющие на взаимодействие коммуникантов и эффективность общения 3.2. Организация речевого акта: коммуникативный круг

№3 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения А) ЯЗЫК – система символов, кодов, отражающих окружающую действительность в сознании нации и, следовательно, общепринятых и общепонятных в данном человеческом коллективе. Функции языка: коммуникативная, когнитивная, фатическая, регулятивная, экспрессивная, историко-культурная, объединяющая и др. «Язык» животных – средство коммуникации. Естественный (человеческий) язык – средство познания мира.   «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта». (Д. С. Лихачев) «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как, неточно, небрежно, приблизительно». (А.Н. Толстой)

№4 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения Б) НАЦИОНАЛЬНЫЙ русский язык: Ведущий показатель исторической общности людей, плод многовекового творчества и труда; Национальное достояние, отражение национального самосознания, важнейшая часть духовной культуры многонациональной России; Средство познания и формирования личности, действующее оружие, требующее сознательного и бережного отношения. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, живое, историческое целое… Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам… Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове». (К. Д. Ушинский)   «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего!» (А. Н. Толстой)

№5 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения В) ФОРМЫ существования языка: Устная форма: лексическая и интонационная выразительность; ситуативность и эмоциональность; простота и естественность; диалогичность организации. Письменная форма: преобладание книжной лексики и сложных синтаксических конструкций; отсутствие невербальных компонентов; строгое соблюдение норм; монологичность организации.

№6 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения Г) РЕЧЬ – функционирование языковых единиц в соответствии с потребностями выражаемой информации; продукт, созданный на основе языка в результате речевой деятельности человека. Речевая деятельность – совокупность психофизиологических действий человеческого организма, необходимых для построения речи. 4 вида речевой деятельности: говорение аудирование   письмо чтение

№7 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.1. Основные лингвистические понятия – компоненты речевого общения NB! Язык ≠ Речь абстрактен материальна пассивен активна статичен вариативна общественен индивидуальна «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» (А.П.Чехов)

№8 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.2. Слово как основная языковая единица речи СЛОВО – это соединение: звуковой материи; лексического значения; формальных грамматических характеристик. Литературный язык предъявляет определенные требования к употреблению слов и их словосочетаний, обеспечивающие правильность речи и базирующиеся на понятии «языковая норма». «Нет на свете мук сильнее муки слова». (С. Надсон) «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». (Д.И. Писарев)

№9 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.3. Понятие «языковая норма» Норма – исторически принятый выбор одного из функционирующих, реально бытующих в общественно-речевой практике языковых вариантов. Это единообразное, образцовое, общепринятое употребление в речи языковых средств (слов, форм слов, словосочетаний, предложений) в определенный период развития литературного языка. Кодификация литературной нормы есть официальное признание выбранного варианта и описание его в учебниках, словарях, справочниках.

№10 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения 1.3. Понятие «языковая норма» Выбор нормы, признание нормативности языкового факта опирается на непременное наличие трех основных признаков: регулярную употребляемость данного способа выражения; соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки); общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (в роли эксперта обычно выступают ученые-лингвисты, писатели, представители образованной части общества).

№11 слайд
. Язык и речь творческий
Содержание слайда: 1. Язык и речь: творческий процесс и индивидуальность мироощущения Таким образом, языковые символы (слова), общепринятые (базирующиеся на языковой норме) и общепонятные в данном человеческом коллективе, в процессе речи комбинируются друг с другом и позволяют передать от одного члена коллектива к другому бесконечно богатые по своему содержанию сообщения. Тем самым национальный язык и речь характеризуются как творческий процесс, осуществляемый народом и человеком – носителем языка. При этом язык отражает индивидуальность мироощущения нации, речь же – индивидуальность мироощущения человека. «Легкое дело – тяжело писать и говорить. Но легко писать и говорить – тяжелое дело, у кого это делается как-то само собой». (В. О. Ключевский)

№12 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.1. Речепорождение: автор как активный субъект единый речемыслительный процесс; ассоциативные связи между понятиями и явлениями действительности; творческий характер выбора дифференциальных признаков языковых единиц; влияние сознания на эмоциональный, эстетический и интеллектуальный потенциал речи; взаимодействие вербальных и невербальных средств. «Владеющий речью владеет людьми». (Марк Фабий Квинтилиан) «Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого». (Н. А. Некрасов)

№13 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.1. Речепорождение: автор как активный субъект Языковая форма речи – не только условие передачи мысли, но прежде всего – условие ее рождения посредством ассоциативных связей. Мышление – это процесс отображения действительности в формах понятий, суждений2 и умозаключений. «Мы постигаем мысль уже оформленной языковыми знаками. Вне языка есть только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику». (Эмиль Бенвенист)

№14 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.1. Речепорождение: автор как активный субъект Понятие – форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам, содержащая самые характерные признаки предмета, явления и позволяющая отличить этот предмет, это явление в ряду других предметов и явлений. В языке понятие выражается словом (например, солнце, светить, погода, хороший). Суждение – мысль, выраженная повествовательным предложение, которая может быть истинной или ложной; единица речевого общения, оформленная по законам данного языка. Суждение связывает понятия в одно целое (например, солнце светит; погода хорошая). Умозаключение – умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики. Умозаключение – наиболее высокая степень мышления – соединяет суждения и выражается в языке сложным предложением (например, солнце светит, поэтому погода хорошая).

№15 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.1. Речепорождение: автор как активный субъект Выбор и отбор дифференциальных признаков языковых единиц в речи каждого автора происходит индивидуально, носит творческий характер, зависит от уровня развития и интеллектуального потенциала, который формируется сознанием человека и отражается в речи (вербальной/невербальной). Наше сознание определяет языковую и речевую культуру личности. Сознание – это процесс психического отображения действительности в любых формах, включая эмоциональные, волевые, эстетические состояния субъекта.

№16 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.2. Речепонимание: адресат как активный субъект активное ответное действие; многоуровневый познавательный процесс; творческий характер декодирования; реконструкция смысла авторского текста; процедура интерпретации. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего». (Аристотель) «Искусство слушать почти равносильно искусству красиво говорить». (Пьер Буаст)

№17 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.2. Речепонимание: адресат как активный субъект Понимание – это многоуровневый познавательный процесс, направленный на выявление значения и смысла предмета в процессе коммуникации. Доминирующую роль в этом процессе играет акт синтеза мысли, подготовленный предшествующим анализом. Понять – значит: приобрести знание; обратить его в составную часть психологического механизма. Понимание текста (речи) не только продолжает процесс порождения речи, но является активным ответным действием, в котором происходит реконструкция – выявление и воссоздание смысла, заложенного в тексте автором.

№18 слайд
. Механизмы речепорождения и
Содержание слайда: 2. Механизмы речепорождения и речепонимания 2.2. Речепонимание: адресат как активный субъект Кодовый (языковой) образ текста, возникающий в результате его восприятия адресатом, не тождествен первоначальному, авторскому. Реконструируя текст, адресат соотносит его с ситуацией общения и своими фоновыми знаниями, в результате чего смысл текста (текстовый семантический образ) насыщается и конкретизируется. Завершает формирование целостного смыслового образа текста процедура интерпретации – мысленного обобщения понятого. Адекватное ответное речевое действие является показателем успешности речевого акта.

№19 слайд
. Речевой акт как целостное
Содержание слайда: : 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.1. Факторы, влияющие на взаимодействие коммуникантов и эффективность общения личность коммуниканта (интеллектуальный уровень, знания, духовный опыт, ценностные установки, жизненные приоритеты и др.); тема высказывания (содержание, отношение к предмету/объекту обсуждения, прогнозы, мотивы, ожидания, обмен знаниями, общность интересов, межиндивидуальная основа понимания); межличностные отношения (взаимные чувства, психологические качества, реакции, взаимная оценка, самооценка и др.). «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». (Исократ) «Говори, чтобы я мог узнать тебя». (Сократ)

№20 слайд
. Речевой акт как целостное
Содержание слайда: 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.1. Факторы, влияющие на взаимодействие коммуникантов и эффективность общения Усвоение языка – это: обретение средства кодирования тех смыслов, которые стоят за языковыми знаками-словами; обретение способности социальной коммуникации – сближения индивидуального духовного опыта и субъективной системы знаний с «картиной мира» языкового сообщества, национальной системой ценностей.

№21 слайд
. Речевой акт как целостное
Содержание слайда: 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.2. Организация речевого акта (коммуникативный круг)

№22 слайд
. Речевой акт как целостное
Содержание слайда: 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.2. Организация речевого акта: коммуникативный круг Речевое общение во всех своих проявлениях – единый коммуникативно-когнитивный процесс, включенный в различные формы социокультурной деятельности: с одной стороны, продуцирование (производство), с другой – восприятие и понимание (воспроизводство) как буквальных, так и имплицитно выраженных (скрытых) смыслов. Любое речевое высказывание реализуется в конкретной культурной ситуации. Этот процесс выражается не только в самих по себе речевых операциях, но и в постановке, осуществлении и контроле за выполнением коммуникативных целей. В каждом речевом акте речевой культурный смысл передается от одного субъекта к другому средствами языка, которыми возбуждается, активизируется в сознании коммуниканта отражение одной и той же речевой культурной ситуации. Это делает объем высказывания и его форму вариативными (одну и ту же мысль можно выразить по-разному).

№23 слайд
. Речевой акт как целостное
Содержание слайда: 3. Речевой акт как целостное культурное образование 3.2. Организация речевого акта: коммуникативный круг Владение речью – речевая компетенция – сводится в конечном счете к умению успешно выстраивать речевое поведение – и речепроизводство, и речепонимание – в разнообразных ситуациях общения, т.е. к эффективной коммуникации. «Поделиться мыслью – значит умножить ее силу». (Марк Туллий Цицерон) «Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет». (Л. Н. Толстой)

№24 слайд
Спасибо за внимание!
Содержание слайда: Спасибо за внимание!

Скачать все slide презентации Основы создания устного и письменного текста одним архивом:
Похожие презентации