Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
33 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
2.05 MB
Просмотров:
63
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Переходные и непереходные глаголы
№2 слайд
Содержание слайда: Цели:
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;
узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;
научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;
правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.
№3 слайд
Содержание слайда: План урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала.
Тренировочные упражнения.
Культура речи.
Домашнее задание.
Итоги урока. Оценки.
№4 слайд
Содержание слайда: Мы знакомы домами.
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина – наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.
№5 слайд
Содержание слайда: Мы знакомы домами.
Мы знакомы домами.
№6 слайд
Содержание слайда: Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
Агния Барто
№7 слайд
Содержание слайда: Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания
глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.
№8 слайд
№9 слайд
№10 слайд
№11 слайд
№12 слайд
№13 слайд
Содержание слайда: Строит дом
Кладёт кирпич
Штукатурит стены
Белит потолок
Клеит обои
Настилает линолеум
Прибивает плинтус
№14 слайд
Содержание слайда: Что общего в значении всех этих глаголов?
Действие направлено на какой-то предмет.
№15 слайд
Содержание слайда: Чтение § 82
Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса!
Кого?/Чего? и Кого?/Что?
№16 слайд
Содержание слайда: Особые случаи
Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании,
при указании на часть целого
№17 слайд
Содержание слайда: Распилил доски –
Распилил доски –
не распилил досок.
№18 слайд
Содержание слайда: Налить бензин –
Налить бензин –
налить бензина.
№19 слайд
Содержание слайда: Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?
Возвратные глаголы
№20 слайд
Содержание слайда: В чём особенность возвратных глаголов?
В чём особенность возвратных глаголов?
Действие возвращается на предмет, который его производит.
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
№21 слайд
Содержание слайда: Сравните
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
№22 слайд
Содержание слайда: Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).
Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).
№23 слайд
Содержание слайда: Чем отличаются глаголы в данных предложениях?
Редактор правит рукопись.
Миром правит сам человек.
№24 слайд
Содержание слайда: Редактор правит рукопись.
Редактор правит рукопись.
№25 слайд
Содержание слайда: В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный.
При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).
№26 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.
№27 слайд
Содержание слайда: Итоги урока
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какие глаголы называются переходными?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?
№28 слайд
Содержание слайда: Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
№29 слайд
Содержание слайда: К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.
К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.
К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
№30 слайд
Содержание слайда: С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.
При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.
При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба;
при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.
№31 слайд
Содержание слайда: убедить – убедиться
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться
чернеет – чернеется
№32 слайд
Содержание слайда: Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
№33 слайд
Содержание слайда: Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области
Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области