Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
21 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
228.00 kB
Просмотров:
76
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Подготовка
к сжатому изложению
.
№2 слайд
Содержание слайда: Как научиться писать сжатое изложение?
Как научиться писать сжатое изложение?
Какие приемы можно использовать?
На каком материале это лучше всего делать?
№3 слайд
Содержание слайда: Содержательные приемы компрессии текста:
Содержательные приемы компрессии текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
№4 слайд
Содержание слайда: Основные языковые приемы компрессии исходного текста:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием; .
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
№5 слайд
Содержание слайда: 2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
№6 слайд
Содержание слайда: 3. Слияния:
• слияние нескольких предложений в одно.
№7 слайд
Содержание слайда: Упражнение 1
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
№8 слайд
Содержание слайда: Ответ:
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
№9 слайд
Содержание слайда: Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
№10 слайд
Содержание слайда: Ответ
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
№11 слайд
Содержание слайда: Упражнение 2
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
№12 слайд
Содержание слайда: 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
(45 слов)
№13 слайд
Содержание слайда: Ответ:
Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (20 слов)
Используется прием исключения ненужной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).
№14 слайд
Содержание слайда: Языковая компрессия текста
Упражнение 3
а) Трансформация словосочетаний
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости — ...; месяц март — ...
№15 слайд
Содержание слайда: Упражнение 4
б) Трансформация предложений
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
№16 слайд
Содержание слайда: Ответ:
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.
№17 слайд
Содержание слайда: Упражнение 5
Замените придаточное условия предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
№18 слайд
Содержание слайда: Ответ:
Принимая витамины, можно восполнить дефицит элементов и усилить защитные свойства организма.
№19 слайд
Содержание слайда: Задания, направленные на сжатие текста:
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
№20 слайд
Содержание слайда: Правила построения абзаца:
1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.
2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.
3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.
4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.
№21 слайд
Содержание слайда: «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.
10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.