Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
32 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
2.73 MB
Просмотров:
120
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Презентация по теме: Синтаксис. Изучение в школе.
Словосочетание
Простое предложение
Осложнённое предложение
Пунктуация
Брянцева Елена Степановна учитель русского языка и литературы.
г.Краснодара МОУ ООШ №97
№2 слайд
Содержание слайда: Если посмотреть вокруг...
№3 слайд
Содержание слайда: Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов(8 (19)
ноября 1711, деревня
Мишанинская, Россия — 4 (15)
апреля 1765, Санкт-Петербург,
Российская империя) — первый русский
учёный-естествоиспытатель мирового
значения, энциклопедист, химик и физик;
он вошёл в науку как первый химик,
который дал физической химии
определение, весьма близкое к
современному, и предначертал обширную
программу физико-химических
исследований,
№4 слайд
Содержание слайда: Виктор Владимирович Виноградов
Виктор Владимирович Виноградов(31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск — 4 октября 1969, Москва)— русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
№5 слайд
Содержание слайда: Владимир Иванович Даль
Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября
1801— 22 сентября (4 октября) 1872) — русский
учёный и писатель. Прославился как автор
«Толкового словаря живого великорусского языка».
№6 слайд
Содержание слайда: Александр Христофорович Востоков
Александр Христофорович Востоков
(псевдоним; настоящее имя Александр-
Вольдемар Остенек нем. Osteneck) (16
(27) марта 1781 — 8 (20) февраля 1864) —
российский филолог, поэт, член
Российской академии (1820), академик
Петербургской АН (с 1841 года).
№7 слайд
Содержание слайда: Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знаки строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их.
Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
№8 слайд
Содержание слайда: Из истории синтаксических исследований
Синтаксис (греч.) – военный строй или построение вместе. Первыми это определение стали употреблять стоики в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. Собственно языковые явления (связи слов и их формы в предложении) впервые стали предметом синтаксиса во 2 в. н.э. у Аполлония Дискала.До конца 19 в. в языкознании не было четкого разделения между синтаксическими, логическими и психологическими понятиями. Например: грамматический анализ предложения проводился в терминах априорных логических категорий, что приводило к тому, что не разграничивались логическое "подлежащее" (субъект) и грамматическое "подлежащее". Фонетика и морфология рассматривались как изучение языковых норм, а синтаксис – как изучение способов выражения в языке логических единиц и отношений. При этом в современной лингвистике эту проблему относят к ведению семантики.
№9 слайд
Содержание слайда: В рамках логического подхода к языку в 17 в. французские ученые Арно и Лансло (авторы "Грамматики Пор-Рояля", 1660) предприняли первую попытку создать объяснительную синтаксическую теорию: языковые факты таковы, какими мы их наблюдаем, т.к. они отражают определенные принципы мышления. Во второй половине 20 в. под влиянием "Философии языка" Гумбольдта возник психологический подход к грамматике, и в первую очередь к синтаксису. Его представителями были Штейнталь, Пауль, Потебня. В этом подходе место логических категорий заняли психологические.
№10 слайд
Содержание слайда: В конце 19 в. Возникли формальные направления. Однако анализ приходилось основывать на логических категориях. Поэтому формальный подход к синтаксису точнее было бы назвать формально - морфологическим.
В российской науке к этому направлению, восходящему к Фортунатову, можно с некоторыми оговорками отнести труды Шахматова и Пешковского. Многие идеи, впервые четко сформулированные в рамках формального подхода, занимают важное место в некоторых современных теориях (предложение как разновидность словосочетания, неизменность типа синтаксической конструкции при ее распространении, связь частей речи с типом конструкции).
В 20 в. некоторые лингвисты попытались ввести Соссюром разделения языка и речи.
Язык – это абстрактная система, лежащая в основе речевого поведения.
Речь – актуализация, практическое осуществление этой системы в процессе ее использования людьми. В духе Ш. Балли, который разграничивал в синтаксисе проявления языка и речи, Виноградов противопоставил "строительный материал" для предложения (слова и словосочетания) и сами предложения. Эта проблематика сохранила актуальность и до нашего времени.
№11 слайд
Содержание слайда: Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных; хорошо (как?) обращаться (с кем?) с животными; дождь или снег; быстро, но хорошо.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
№12 слайд
Содержание слайда: Виды словосочетаний
Основные виды связи между словами и предложениями- это сочинительная и подчинительная.
Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
№13 слайд
Содержание слайда: Словосочетания формируются в предложения и выделяются из него.
№14 слайд
Содержание слайда: Понятие о предложении
Предложение — основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.
№15 слайд
Содержание слайда: Порядок слов в предложении
Порядок слов в предложении определяется грамматической основой.
№16 слайд
Содержание слайда: Способы выражения подлежащего
№17 слайд
Содержание слайда: Виды сказуемого
№18 слайд
Содержание слайда: Второстепенные члены предложения
№19 слайд
Содержание слайда: Неполные предложения
№20 слайд
Содержание слайда: Синтаксический разбор простого предложения
№21 слайд
Содержание слайда: Сложное предложение
Предложения состоящие из нескольких простых, называются сложными.
Основные средства связи простых предложений в сложные: интонация, союзы или союзные слова.
№22 слайд
Содержание слайда: Сложносочиненные предложения
№23 слайд
Содержание слайда: Знаки препинания в сложносочинённом предложении
№24 слайд
Содержание слайда: Сложноподчинённое предложение
№25 слайд
Содержание слайда: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
№26 слайд
Содержание слайда: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
№27 слайд
Содержание слайда: Придаточные обстоятельственные
№28 слайд
Содержание слайда: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
№29 слайд
Содержание слайда: Разбор сложного предложения
№30 слайд
Содержание слайда: Образец разбора сложного предложения
№31 слайд
Содержание слайда: Заключение
Это краткий обзор очень большой темы «синтаксис».
Синтаксис- очень важная часть русского языка. Изучать её сложно, но необходимо, чтобы наша речь была проста и чиста, а письменность грамотной.
№32 слайд
Содержание слайда: Список используемой литературы:
1. А.Б. Малюшкин - «Учебные таблицы 5-11 классы. По русскому языку». 2009 г.
2. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- «Русский язык (теория,практика) 5-9 класс». 1993 г.
3. В.Н. Ивлева, Л.Н. Гвоздинская,И.В. Слепкова, О.Л. Смирнова- «Школьный курс (5-11 классы) Справочное пособие. Русский язык» 2008 г.
4. Назаров Н.Д. – «Русский язык» : Справочно-методическое, учебно-научное пособие. 1993 г.
5. file://localhost/ Лекция 1.Предмет синтаксиса. Из истории синтаксических исследований.