Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
699.00 kB
Просмотров:
59
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Работа со словарем на уроках](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img0.jpg)
Содержание слайда: Работа со словарем
на уроках русского языка
Содержание:
1. Введение.
2. Типы словарей русского языка.
3. Обучающая функция словарей.
4. Использование лингвистических словарей
на уроках русского языка в V-VIII классах.
5. Лингвистические словари на уроках
русского языка в старших классах.
6. Заключение.
№2 слайд![воспитание любви к слову](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img1.jpg)
Содержание слайда: воспитание любви к слову;
формирование умения и желания глубоко вникать
в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
№3 слайд![Типы словарей русского языка](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img2.jpg)
Содержание слайда: Типы словарей русского языка
орфографический словарь;
орфоэпический словарь;
этимологический словарь;
фразеологический словарь;
словарь иностранных слов;
толковый словарь;
словарь речевых неправильностей
и трудностей;
словарь языка писателей;
словарь синонимов;
словарь антонимов;
словарь омонимов;
словарь паронимов
№4 слайд![Комплексный словарь это](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img3.jpg)
Содержание слайда: Комплексный словарь — это
идеальное учебное пособие
«Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой.
Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
№5 слайд![Как заинтересовать учащихся](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img4.jpg)
Содержание слайда: Как заинтересовать учащихся работой со словарями?
Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке —
с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем.
В течение 53 лет
неустанно трудился,
собирая слова и
выражения, поговорки,
сказки и загадки
русского народа, и
создал подлинную
сокровищницу
национального
языка.
№6 слайд![Работа с Толковым словарем](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img5.jpg)
Содержание слайда: Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Прочитайте словарную статью «Друг».
Какие значения данного слова указаны в этой статье?
Какие синонимы вы можете подобрать к нему?
Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)
Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?
№7 слайд![Русские пословицы Русские](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img6.jpg)
Содержание слайда: Русские пословицы:
Русские пословицы:
Друзьям и в одной могиле не тесно.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все!
На друга надеяться — самому пропадать.
Старый друг лучше новых двух.
Чувашские пословицы:
Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.)
Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.)
Туслâхра вâй. (В дружбе сила.)
Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)
№8 слайд![Результаты работы со словарем](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img7.jpg)
Содержание слайда: Результаты работы
со словарем В.И. Даля
повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения;
обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и чувашского народа;
осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае —
Владимира Ивановича Даля).
№9 слайд![Создание проблемных ситуаций](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img8.jpg)
Содержание слайда: Создание проблемных ситуаций
при работе со словарями.
У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа:
Ох, в несчастный день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет.
В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный?
Какой корень у этого слова?
Имеет ли он отношение к существительному талант?
А что означает сочетание слов без сорочки родился!
О ком говорят, что он родился в сорочке?
Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.
№10 слайд![Виды заданий с использованием](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img9.jpg)
Содержание слайда: Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах
объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию (в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам;
подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
№11 слайд![Узнай фразеологизмы и вспомни](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img10.jpg)
Содержание слайда: Узнай фразеологизмы
и вспомни их значения.
№12 слайд![В каком слове верно выделена](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img11.jpg)
Содержание слайда: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
№13 слайд![](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img12.jpg)
№14 слайд![](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img13.jpg)
№15 слайд![Использование лингвистических](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img14.jpg)
Содержание слайда: Использование лингвистических словарей
на уроках русского языка в старщих классах.
Сопоставление материалов
«Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.
№16 слайд![Заключение Выводы Словари](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img15.jpg)
Содержание слайда: Заключение
Выводы:
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект.
Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.
Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
№17 слайд![Формы работы с ИКТ на уроках](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img16.jpg)
Содержание слайда: Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:
1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие.
2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.
№18 слайд![](/documents/5f532515f070cb91aa4af2669f7a9df4/img17.jpg)