Презентация Раздел языкознания фонетика онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Раздел языкознания фонетика абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 46 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Раздел языкознания фонетика
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:46 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:4.36 MB
- Просмотров:61
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
![Букв или звуков больше в](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img3.jpg)
Содержание слайда: Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ.
В русском языке звуков больше, чем букв: соответственно – 42 звука, 33 буквы, из которых Ъ и Ь не используются для обозначения звуков, для обозначения парных твердых и мягких согласных используется одна и та же буква (ср. мэр – мир).
№10 слайд
![Согласные Согласный звук](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img9.jpg)
Содержание слайда: Согласные
Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.
В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ'], [й']
№14 слайд
![Обозначение звонких и глухих](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img13.jpg)
Содержание слайда: Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
№15 слайд
![Звонкие согласные на конце](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img14.jpg)
Содержание слайда: Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)
Звонкие согласные на конце слов и перед глухими оглушаются – заменяются парными глухими; глухие согласные в позиции перед звонкими согласными озвончаются – заменяются парными звонкими. При этом могут возникать слова-омофоны, совпадающими по звучанию, на различные по написанию ( [прут] – это ПРУД и ПРУТ)
№18 слайд
![Обозначение звонких и глухих](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img17.jpg)
Содержание слайда: Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
Шалаш был рядом с домом.
[ж] [з]
№28 слайд
![Двойная роль букв Е, , Ю, Я](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img27.jpg)
Содержание слайда: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают согласный [й,] и гласные [o], [э], [у], [a] если они находятся:
в начале слова;
после Ь и Ъ разделительного знака;
после гласных букв.
Юла - [й,ула]
Маяк - [май,ак]
Поют - [пай,ут]
Вьюга - [в,й,уга]
Подъём - [падй,ом]
№30 слайд
![Догадайтесь, какие слова в](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img29.jpg)
Содержание слайда: Догадайтесь, какие слова в транскрипции выглядят следующим образом.
[баица], [м эснас т ], [б эзна], [рацтво],
[л ох к иj ], [адгатка], [игзам ин],
[лошк и], [дроп ], [поj ист],
[пач иркн и], [фтарова], [п итну],
[j изык], [j эл н ик]
боится, местность, бездна, родство, лёгкий, отгадка, экзамен, ложки, дробь, поезд, подчеркни, второго, пятно, язык
№32 слайд
![В слове ночь гласный О](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img31.jpg)
Содержание слайда: В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - редуцированный Ъ (в древнерусском языке ръжь).
В слове ночь гласный О – исконный (в древнерусском языке ночь), а в слове рожь на месте гласного О был раньше другой звук, более краткий в произношении - редуцированный Ъ (в древнерусском языке ръжь).
Разделите данные ниже слова на две группы:
- c исконным русским О;
- с гласным О, возникшим из древнего сверхкратного Ъ. Свой ответ объясните.
сон, сок, вол, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь, дочь
№33 слайд
![Слова с исконным О Слова с](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img32.jpg)
Содержание слайда: Слова с исконным О: Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ
Слова с исконным О: Слова с гласным О на месте бывшего редуцированного Ъ
сок (сока) сон (сна)
вол (вола) мох (мха)
дом (дома) рот (рта)
кость (кости) ложь (лжи)
конь (коня) лоб (лба)
дочь (дочери, но падчерица, дщерь)
№35 слайд
![Найдите слова с](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img34.jpg)
Содержание слайда: Найдите слова с неполногласными сочетаниями.
1. В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая.
2. Давно пора бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черноморе.
3. Одна (дева) поближе подошла; княжне воздушными перстами златую косу заплела.
4. Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой и главой возглашают над собой.
№37 слайд
![По чьей инициативе в русском](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img36.jpg)
Содержание слайда: По чьей инициативе в русском языке появилась буква Ё: кн. Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина или Г. Р. Державина?
По инициативе кн. Е. Р. Дашковой. 18/ 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Е. Р. Дашковой в присутствии выдающихся литераторов учёных Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепехина и др. Екатерина Романовна (Дашкова) при обсуждении проекта первого в нашей истории толкового словаря – шеститомного Словаря Академии Российской, вдруг спросила мужей науки, а почему слово «ёлка» у нас пишется «iолка». И почему это нужно один звук, кстати, очень частый в языке к тому времени, изображать двумя буквами? А не лучше ли ввести новую букву Ё, которая и была тут же рукою княгини начертана. Научный авторитет кн. Дашковой был очень высок и возразивших не оказалось. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы.
№38 слайд
![Назовите первое слово,](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img37.jpg)
Содержание слайда: Назовите первое слово, напечатанное с буквой Ё. Когда это произошло и в произведении какого автора?
Слово всё в книге И. И. Дмитриева «И мои безделки» (1795). Тиражирование буквы Ё печатным станком состоялось в 1795 г. в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева – поэта, баснописца и к тому же обер-прокурора Сената, а потом министра юстиции. Первым словом, напечатанным с Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: огонёк, пенёк, безсмёртна, василёчик. В 1796 г. в той же типографии Н. М. Карамзин в первой книжке «Аонид» с буквой Ё печатает: зарёю, орёл, мотылёк, слёзы и первый глагол с Ё «потёк». В Большой Советской энциклопедии написано, что «изобретателем» буквы Ё был Н. М. Карамзин и тиражировать эту букву он начал в 1797 году. Увы, эта ошибка просуществовала добрую сотню лет.
№40 слайд
![Исчезновение из русского](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img39.jpg)
Содержание слайда: Исчезновение ѣ из русского произношения и письма
В текстах XVII века «ять» иногда смешивается с е в безударном положении, но никогда — под ударением. Безоговорочное сохранение ятя после петровской реформы азбуки 1708 года указывает, что выговор букв «е» и «ѣ» тогда ещё оставался различимым. Уже Тредиаковский в XVIII веке ратует за упразднение ятя. Сохранилось предание, что поздне́е Николай I обдумывал, не стоит ли упразднить эту букву, но был остановлен замечанием Греча, ответившего на его вопрос о назначении буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных». Проект реформы орфографии 1911 года, выработанный Императорской Академией наук, был законсервирован высочайшим повелением Николая II. Буква «ять» осталась на время кошмаром русских школьников: от трудности усвоения длинного списка слов, несмотря на запоминание мнемонических стихов, очевидно, и появилась поговорка «выучить на ять».
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания)
№41 слайд
![Реформа орфографии была](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img40.jpg)
Содержание слайда: Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года.
Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года.
В обыденном же сознании реформа (и упразднение ятя, как самый яркий её пункт) прочно соединилась с делами большевиков, так что буква «ѣ» стала чуть ли не символом белой интеллигенции (фактически среди сторонников её упразднения, участвовавших в разработке проекта 1911 г., было немало представителей правых академических кругов, в том числе член Союза русского народа академик А. И. Соболевский). Эмигрантские издания (кроме троцкистских и т. п.) в подавляющем большинстве печатались по-старому вплоть до Второй мировой войны, а небольшая часть их сохраняет дореформенную орфографию и после неё, вплоть до конца ХХ века (особенно в книгах церковных издательств).
№42 слайд
![По мнению критиков реформы,](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img41.jpg)
Содержание слайда: По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста:
По мнению критиков реформы, упразднение буквы «ять» нанесло определённый ущерб удобочитаемости русского текста:
ять был одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки;
с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости) ударений и точек над «ё»: всѣ «все» — все «всё».
№44 слайд
![А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж А](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img43.jpg)
Содержание слайда: А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж
А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж
З з И и І і К к Л л М м Н н
О о П п Рр С с Т т У у Ф ф
Х х Ц ц Чч Шш Щщ Ъ ъ Ы ы
Ь ь Ѣѣ Ээ Юю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ
Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля, иже, и десятери́чное, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёрдо, ук, ферт, хер, цы, червь, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.
№45 слайд
![Произношение упразднённых](/documents_6/1b6a9b8da54d3efefda85a4f971b1256/img44.jpg)
Содержание слайда: Произношение упразднённых букв
Буква i читалась как «и».
Буква ѣ читалась как «е».
Буква ѳ читалась как «ф».
Буква ѵ читалась как «и».
Буква ъ на конце слов не читалась.
Таким образом, для звука [ф] имелось две буквы — ф и ѳ, для звукосочетания [йэ] также имелось две буквы — е и ѣ, а для звука [и] — три буквы — и, і и ѵ.
Скачать все slide презентации Раздел языкознания фонетика одним архивом:
Похожие презентации
-
Фонетика как раздел языкознания
-
Тесты по разделу «Фонетика» подготовка к ЕГЭ
-
Готовимся к ГИА по русскому языку Раздел: «Фонетика» Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 58 г.
-
ТЕМА УРОКА: Повторение изученного в разделе «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» Цель: повторить и обобщить и
-
Ортология - раздел языкознания, объектом которого является теория правильной литературной речи
-
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
-
Фонетика. Разделы фонетики
-
Лексикография как раздел языкознания
-
Синтаксис, как раздел языкознания
-
Морфология как раздел языкознания. Основные понятия морфологии