Презентация Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 26 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    26 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    683.50 kB
  • Просмотров:
    51
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
д.ф.н., проф. Боженкова Н.А.
Содержание слайда: д.ф.н., проф. Боженкова Н.А.

№2 слайд
В период - г.г. В период -
Содержание слайда: В период 2014-2015г.г. В период 2014-2015г.г. ЮЗГУ и ОрелГТУ был осуществлен мониторинг русской речи по различным языковым аспектам, направленный на выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка

№3 слайд
В анкетировании приняло
Содержание слайда: В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям: В анкетировании приняло участие 2304 человек, в том числе по категориям: школьники – 1331 человек; студенты – 148 человек; учителя-словесники – 573 человек; все желающие (помимо вышеуказанных категорий) – 252 человек.

№4 слайд
В мониторинге приняли участие
Содержание слайда: В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ: В мониторинге приняли участие представители 48 субъектов РФ, в том числе, наибольшую активность проявили следующие субъекты РФ: Краснодарский край - 212 человек Республика Чувашия - 138 человек Нижегородская область - 124 человека Москва – 91человек Новосибирская область – 75 человек

№5 слайд
Результаты опроса отражены в
Содержание слайда: Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет) Результаты опроса отражены в серии таблиц. Каждая таблица соответствует одному из вопросов анкеты и отражает данные (в процентах) по следующим параметрам: 1) средний статистический показатель; 2) регион (федеральные округа); 3) социальная группа (учащаяся молодежь; учителя и преподаватели вузов; другие группы населения); 4) возрастная группа (до 16 лет; от 17 до 25 лет; старше 25 лет)

№6 слайд
Оказывает ли Интернет
Содержание слайда: Оказывает ли Интернет отрицательное влияние на грамотность? При ответе на данный вопрос мнения респондентов разделились приблизительно поровну: 47% / 50% ; 3% затрудняются ответить. Региональный аспект . Здесь выделяются данные по УФО: 41% /79%, а также данные по СЗФО (61%/33%) и ДФО (50% /36%, при 14% затруднившихся ответить ). Согласно этим результатам, жители Урала менее склонны видеть в Интернете угрозу для грамотности, чем жители остальных регионов. Напротив, большинство опрошенных жителей Северо-Запада России и Дальнего Востока оценивают влияние Всемирной сети на уровень правописания как отрицательное. Социальный аспект. Среди представителей учащейся молодежи преобладают те, кто не видит в Интернете угрозы грамотности (59% / 38%). Учителя и преподаватели вузов более склонны отрицательно оценивать влияние Интернета на правописание (52% / 45%). Это же относится и к категории «Другие группы населения» (54% / 47%). Возрастной аспект. Здесь выделяются данные по группе «До 16 лет»: среди данной категории респондентов только 35% склонны видеть в Интернете угрозу грамотности.

№7 слайд
Представляют ли переселенцы
Содержание слайда: Представляют ли переселенцы из других стран опасность для русского языка? На поставленный вопрос из числа опрошенных положительно ответили 37%, отрицательно – 58%; 5% затрудняется ответить. Региональный аспект. Менее всего склонны видеть в переселенцах опасность для русского языка представители ДФО (14% / 86%). Сравнительно невелико также количество респондентов, отрицательно относящихся к переселенцам в СФО (26% / 65%) и УФО (23% / 67%). Относительно более высокий процент респондентов, ответивших на данный вопрос положительно наблюдается в СЗФО (44% / 53%). Социальный аспект. Количество респондентов, ответивших на данный вопрос положительно, является наименьшим в группе «Учителя и преподаватели вузов» (25% / 71%). Возрастной аспект. Выделяются данные по группе «От 17 до 25 лет» 50% / 46%). Представители группы «До 16 лет» относятся к переселенцам относительно более толерантно (40% / 55%). В группе «Старше 25 лет» наблюдается наименьшее количество респондентов, ответивших на вопрос положительно (29% / 67%).

№8 слайд
К каким источникам Вы
Содержание слайда: К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи? Большинство респондентов предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%. Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя и преподаватели вузов (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты (18%). Учителя и преподаватели вузов доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). Возрастной аспект. Наиболее активно к поисковым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно, 20%, 11%, 9%).

№9 слайд
Какой вопрос Вы считаете для
Содержание слайда: Какой вопрос Вы считаете для себя самым сложным? Наиболее сложным для представителей всех групп респондентов представляется вопрос «Какое ударение истинно верное» – 36%. На втором месте, по сложности, стоит вопрос «Где поставить знак препинания» (13%), на третьем – «Какое слово и ли выражение употребить» (11%), на четвертом – «Какую грамматическую форму выбрать» (9%), на пятом – «Как правильно написать слово» (7%). Меньше всего затруднений вызывает вопрос «Как правильно построить предложение». Региональный аспект. Значительные отклонения от средних статистических показателей наблюдается по ДФО: «Какое ударение верное» - 50% (средний показатель 36%). «Какое слово или выражение употребить» - 29% (средний показатель 11%), «Какую грамматическую форму выбрать – 14% (средний показатель 9%), «Где поставить знак препинания» – 7% (средний показатель 13%), «Как правильно написать слово» - 0%, «Как правильно построить предложение» – 0%. Социальный аспект. Для учащейся молодежи, а также для категории респондентов «Другие группы населения» сравнительно большую трудность представляет вопрос «Где поставить знак препинания» - соответственно, 17% и 19% (средний показатель 13%; «Учителя» – 2%). Данные мониторинга свидетельствуют, что значительная часть учителей не считает вопросы культуры речи сложными для себя: 25% в данной категории выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Возрастной аспект. Результаты опроса свидетельствуют, что у респондентов группы «до 16 лет» сравнительно большую трудность вызывает овладение орфографией. Респонденты группы «от 17 до 25 лет» в числе наиболее сложных вопросов отмечают выбор грамматической формы. Для респондентов группы «старше 25 лет» относительно более сложным оказывается вопрос «Какое ударение истинно верное».

№10 слайд
К каким источникам Вы
Содержание слайда: К каким источникам Вы предпочитаете обращаться при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи? Как свидетельствуют данные мониторинга, большинство респондентов при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи, предпочитают обращаться к опубликованным словарям, справочникам и грамматикам (67%). К Интернету в этом случае предпочитают обращаться 17% опрошенных, к мнению специалистов – 14%. Региональный аспект. Наибольшее доверие к поисковым системам Интернета проявляют жители СЗФО – 30%, несколько выше среднего показателя количество обращающихся к поисковым системам среди респондентов ЦФО – 22%. Относительно большую приверженность к печатным источникам демонстрируют респонденты ДФО и ЮФО (соответственно, 27% и 71%). Жители УФО склонны больше, чем жители других регионов, доверять мнению специалистов (23%) и в гораздо меньшей степени руководствуются данными поисковых систем (9%). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, обращается к поисковым системам Интернета более что, чем учителя (соответственно, 22% и 6%). Также значительным доверием у студентов и школьников пользуются специалисты (18%). Учителя доверяют специалистам в гораздо меньшей степени (3%). Самый высокий уровень доверия к мнению специалистов демонстрируют другие группы населения (21%). Возрастной аспект. Наиболее активно к поискомым системам Интернета обращаются респонденты группы «От 17 до 25 лет» (26%), значительно реже респонденты группы «Старше 25лет» - 11%. Представители группы «До 16 лет» склонны чаще обращаться к специалистам, чем представители других возрастных групп (соответственно, 20%, 11%, 9%).

№11 слайд
Какой гласный звук Вы
Содержание слайда: Какой гласный звук Вы произносите в слове ЖЕЛЧЬ? Результаты мониторинга по данному вопросу свидетельствуют о существовании тенденции к полному вытеснению традиционного варианта произношения слова «желчь» «орфографическим вариантом»: 90% респондентов отдали предпочтение звуку [Э]. Региональный аспект. Вариант [O] используют в своей речи 24% респондентов ДФО, 19% ЮФО, 14% УФО. Это отчасти может свидетельствовать о большем распространении среди жителей данных регионов представлении об устойчивом, неизменяемом характере литературной нормы. Социальный аспект. Процент употребительности варианта [O] оказывается самым высоким среди представители категории «Учителя» (16%), самым низким – среди респондентов категории «Другие группы населения». Возрастной аспект. Здесь наиболее показательным является сокращение процента употребительности варианта [O] по мере уменьшения возраста респондентов: «Старше 25 лет» - 13%, «От 17 до 25 лет» - 11%, «До 16 лет – 7%.

№12 слайд
Считаете ли вы допустимым
Содержание слайда: Считаете ли вы допустимым употребление «Г фрикативного» [гх] в разговорной непринужденной речи? Отрицательно относятся к употреблению «Г фриктивного» 68% опрошенных. Региональный аспект. Самый высокий процент респондентов, отрицательно относящихся к диалектному произношению, наблюдается в ДФО (79%). Наиболее терпимо к произношению «Г фриктивного» относятся в УФО: ответы «да» и «скорее да» выбрали, в совокупности, 32 % жителей Урала (суммарный средний показатель 18%). Социальный аспект. Среди учащейся молодежи относительно высок процент тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос (22%). Учителя демонстрируют гораздо более высокий уровень уверенности (отказ от ответа – 1%), при этом у данной группы респондентов более ярко выражено отрицательное отношение к употреблению диалектного варианта, чем у остальных групп респондентов (33% - «нет» и 46% - «скорее нет»). Возрастной аспект. Относительно терпимое отношение к употреблению «Г фрикативного» демонстрируют респонденты группы «От 17 до 25 лет» (допустимым подобное произношение считают 26%) опрошенных молодых людей. Менее склонны мириться с данной произносительной особенностью представители группы «Старше 25 лет» (20%).

№13 слайд
Как Вы произносите
Содержание слайда: Как Вы произносите грамматическую форму ЗВОНИТ? Подавляющее число респондентов (86%) отдало предпочтение нормативному варианту (произношение грамматической формы «звонит» с ударением на втором слоге. Региональный аспект. Количество опрошенных, выбравших нормативный вариант, по ДФО превышает средний статистический показатель на 7% (93%), при этом в данной категории респондентов полностью отсутствуют лица, которые колеблются в выборе варианта. Среди участников опроса по СФО относительно высок процент лиц, выбравших ненормативный вариант (16%, при среднем показателе 7%). Несколько превышает среднее значение соответствующие показатели по СЗФО (11%) и ЮФО (10%). Социальный аспект. Количество респондентов, выбравших нормативный вариант значительно превышает средний статистический показатель по категории «Учителя и преподаватели вузов» (97%). Данные по другим социальным группам демонстрируют менее устойчивую тенденцию к соблюдению нормы. Возрастной аспект. Результаты опроса дают основания говорить о поступательном нарастании тенденции к вытеснению традиционного варианта произношения из речи юного поколения. Так, 12% респондентов категории «До 16 лет» произносят форму «звонит» с ударением на первом слоге, 10% представителей этой группы склонны к колебаниям в выборе ударения.

№14 слайд
Как Вы произносите сочетание
Содержание слайда: Как Вы произносите сочетание букв ЧН в слове ПОРЯДОЧНО? Анализ приведенных результатов свидетельствует о сохранении параллельного использования «московского» варианта произношения [ШН] и «орфографического» варианта [ЧН] в речи всех опрошенных групп населения, при некотором преобладании первого из указанных вариантов (соответственно, 47% и 36%). Региональный аспект. Наибольшую приверженность «московскому» варианту [ШН] демонстрируют жители УФО (64%), ДФО (57%), ЮФО (54%). Жители СЗФО отдают решительное предпочтение варианту [ЧН] – 56%, что может быть объяснено влиянием традиции петербургского произношения, ориентирующегося на написание.. Социальный аспект. Здесь выделяются показатели по категории «Другие группы населения», отражающие преобладание варианта [ЧН] над вариантом [ШН] - соответственно, 42% и 36 %. Преподаватели и учащаяся молодежь отдают предпочтение московскому варианту произношения. Возрастной аспект. Данные свидетельствуют о том, что респонденты категории «Старше 25 лет» более склонны выбирать вариант [ШН] по сравнению с двумя остальными возрастными категориями..

№15 слайд
Считаете ли Вы нормой
Содержание слайда: Считаете ли Вы нормой грамматическую форму родительного падежа множественного числа существительного АПЕЛЬСИН с нулевым окончанием («килограмм апельсин»)? Результаты опроса демонстрируют общую тенденцию к строгому соблюдению морфологической нормы. Произношение словоформы «апельсин» с нулевым окончанием признает ненормативным 72 % опрошенных. Региональный аспект. Следует отметить относительно большее количество респондентов, давших отрицательный ответ на поставленный вопрос, в ДФО (86%), ПФО (76%) и ЮФО (76%). Менее склонны оценивать словоформу «апельсин» как ненормативную респонденты УФО (55%) при значительном количестве лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (18%). Социальный аспект. Обращает на себя внимание разница показателей по группам «Учащаяся молодежь» и «Учителя». По первой из указанных групп процент респондентов, которые дали положительный ответ на поставленный вопрос (т.е. признают словоформу «апельсин» нормативной) превышает соответствующее количество респондентов из второй группы более чем в 2 раза (соответственно, 12% и 25%). Возрастной аспект. Существенное различие наблюдается между данными по категории «Старше 25 лет» и данными по остальным категориям. Так, процент респондентов, ответивших отрицательно на поставленный вопрос, по этой категории составляет 82%, по двум другим – 65% и 62%.

№16 слайд
Считаете ли Вы правильным
Содержание слайда: Считаете ли Вы правильным словосочетание ПАРА МИНУТ? Большая часть опрошенных (55%) склонны считать словосочетание «пара минут» правильным (соответствующим норме). Региональный аспект. Отрицательную оценку словосочетанию «пара минут» дает преобладающее число респондентов ДФО (59 %). Наиболее высокий процент респондентов, положительно оценивающих данное словосочетание, наблюдается в ЦФО и СЗФО (62%) Социальный аспект. Отметим высокий процент респондентов, положительно ответивших на данный вопрос в категориях «Учащаяся молодежь» и « «Другие группы населения», при этом в последней группе обращает на себя внимание большое количество лиц, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (16%). Учителя более склонны оценивать словосочетание «пара минут» как ненормативное (39% / 49%). Возрастной аспект. Приведенные результаты демонстрируют положительное отношение юных и молодых участников опроса к употреблению словосочетания «пара минут». Наиболее высок процент респондентов, ответивших на представленный вопрос «да» в группе «От 17 до 25 лет», что можно, в какой-то степени объяснить влиянием студенческого сленга.

№17 слайд
Считаете ли Вы допустимым
Содержание слайда: Считаете ли Вы допустимым употребление оборота СОГЛАСНО ПРИКАЗА? Соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 22% / 74%, при 4% затруднившихся ответить. Региональный аспект. Наиболее отрицательно к употреблению оборота «Согласно приказа» относятся представители ДФО (14% / 86%), СЗФО (14% / 83%), ПФО (17% / 80%). Менее склонны отрицать допустимость употребления данного оборота представители УФО (32%/ 63%). Социальный аспект. Здесь выделяются данные в строке «Другие группы населения»: респонденты данной категории склонны более терпимо относиться к употреблению оборота «Согласно приказа» (35%% / 62%). Возрастной аспект. Юные участники опроса (группа «До 16 лет») склонны к меньшей категоричности в отрицании правомерности употребления оборота «Согласно приказа» (21%% / 63%). В качестве причины этого можно предположить отсутствие у школьников достаточного опыта знакомства с деловой речью и ее нормами.

№18 слайд
Как Вы относитесь к
Содержание слайда: Как Вы относитесь к употреблению междометия ВАУ (при выражении восторга)? Положительное отношение к употреблению варваризма продемонстрировало 33% опрошенных, отрицательно оценивают этот факт 57%. Региональный аспект. Наиболее активно неприятие иноязычного междометия демонстрируют жители ДФО (14% / 86%) и ЮФО (26% / 66%), более терпимы к речевому новшеству жители ЦФО (39% / 47%) И ПФО(38% / 51%). Обращает также на себя внимание относительно больший процент респондентов ЦФО и СЗФО, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить» (соответственно, 14% и 15% при среднем показателе 10%). Социальный аспект. Данные опроса респондентов категорий «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов» имеют контрастный характер, соответственно: 49% / 41% и 8% / 83%. Достаточно негативное отношение к модному варваризму демонстрируют представители категории «Другие группы населения» (20% / 79%). Возрастной аспект. Здесь достаточно наглядно проявляется тенденция к увеличению количества респондентов, выразивших отрицательное отношение к иноязычному междометию, от младшей возрастной группы к старшей, соответственно: 50% / 40% ; 42% / 44% ; 12% / 79% .

№19 слайд
Какую форму числа сказуемого
Содержание слайда: Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении: ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ? Какую форму числа сказуемого Вы употребите в предложении: ЕЩЕ НЕДАВНО БОЛЬШИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ СТРАН НЕ ИМЕЛИ (НЕ ИМЕЛО) ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТВОВАТЬ В ТАКОМ ФОРУМЕ? Большинство респондентов (58%) отдают предпочтение грамматическому согласованию подлежащего, выраженного сочетанием собирательного существительного «большинство» с существительным в родительном падеже, имеющем при себе распространенное определение. Вместе с тем обращает на себя внимание значительный процент респондентов, выбравших согласование по смыслу (39%). Данные проведенного опроса подтверждают выводы о нарастании тенденции к семантическому согласованию в синтаксических конструкциях рассматриваемого типа. Если итоги опроса учителей по этой позиции почти полностью совпадают с данными словаря 1976 г. «Грамматическая правильность русской речи» (68% / 31%), то опрос учащейся молодежи дает соотношение: 52% / 44%.

№20 слайд
Представляет ли опасность для
Содержание слайда: Представляет ли опасность для русского языка активное заимствование иноязычной лексики? Соотношение между теми, кто считает активное заимствование иноязычной лексики опасным для русского языка и теми, кто опасности в данном явлении не видит, составляет 66% / 31% (3% затрудняются ответить). Региональный аспект. Здесь выделяются данные по ДФО (86% / 14%) и СЗФО (60% / 37%; 3% затрудняются ответить). Социальный аспект. Составляют контраст данные опроса преподавателей и учащихся: соответственно, 75% / 25% и 63% / 33% (4% затрудняются ответить). Возрастной аспект. Здесь обращает на себя внимание преобладание ответов «скорее да» (44%) по группе респондентов «Старше 25 лет». Представители старшей группы опрошенных склонны в большей степени рассматривать активное заимствование иноязычной лексики в качестве опасности для русского языка (71% / 27%; 2% затрудняются ответить). По категории «до 16 лет»: 62% / 34%; 4% затрудняются ответить.

№21 слайд
Допустимо ли использование
Содержание слайда: Допустимо ли использование отдельных слов из молодежного сленга в речи учителей и преподавателей? Большая часть опрошенных (69%) отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Допускают употребление элементов молодежного сленга в речи преподавателей 29% респондентов, 2% затрудняются ответить. Региональный аспект. Заметно отличаются от среднестатистической величины показатели по ДФО (86% / 14%). Данные опроса по социальным и возрастным группам характеризуются относительной однородностью

№22 слайд
Возникают ли у Вас трудности
Содержание слайда: Возникают ли у Вас трудности при употреблении метафорических (образных) слов и выражений в речи? Результаты опроса свидетельствуют о сравнительно невысоком уровне речевой рефлексии респондентов, не склонных испытывать «муки слова» при выборе образных выражений в речи. Положительно на поставленный вопрос ответили всего 19% опрошеных. Региональный аспект. От средних статистических показателей несколько отличаются результаты по ДФО (28% положительных ответов) и СФО (9% положительных ответов). Социальный аспект. Учащаяся молодежь, согласно данным опроса, испытывает несколько большие трудности при выборе метафорических выражений, по сравнению с учителями и преподавателями. Положительный ответ на поставленный вопрос дали 23% из числа опрошенных учащихся и 12% из числа опрошенных учителей. Возрастной аспект. Наибольшие трудности при употреблении метафорических слов в речи испытывают, согласно данным опроса, представители группы «От 17 до 25 лет» (24%), что свидетельствует об относительно более высоком уровне речевой рефлексии и самокритичности у представителей молодого поколения

№23 слайд
Считаете ли Вы употребление
Содержание слайда: Считаете ли Вы употребление нецензурных выражений в качестве междометий и слов-паразитов самой большой угрозой для культуры речи? Общее соотношение между положительными и отрицательными ответами на данный вопрос составляет 87% / 12%; 1% респондентов затрудняется ответить Региональный аспект. Среди респондентов ДФО полностью отсутствуют лица, ответившие на поставленный вопрос отрицательно. Более терпимо к употреблению нецензурной лексики, согласно данным опроса, относятся жители СЗФО (26%) и ЦФО (18%). Социальный аспект. Некоторая разница наблюдается в ответах представителей групп «Учащаяся молодежь» и «Учителя и преподаватели вузов». В первом случае соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 83% / 15%, во втором 92% / 8%. Возрастной аспект. Здесь можно обратить внимание на несколько более терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики со стороны представителей групп «До 16 лет» и «От 17 до 25 лет». В первой группе количество респондентов не склонных видеть в употреблении нецензурной лексики опасности для культуры речи составляет 14%, во второй 17%. Среди респондентов старшей возрастной группы терпимое отношение к употреблению нецензурной лексики проявляют только 9%.

№24 слайд
Есть ли, по Вашему мнению,
Содержание слайда: Есть ли, по Вашему мнению, подтекст в словосочетании: «Всякое бывает»? Большая часть опрошенных отвечают на поставленный вопрос положительно (69%). Вместе с тем обращает на себя внимание значительное количество респондентов, которые затрудняются ответить (12%). Региональный аспект. Здесь можно отметить ответы респондентов СФО: количество положительных ответов 75%, по остальным федеральным округам наблюдается сравнительно однородная картина. Социальный аспект. Следует указать на отличие результатов опроса по социальным категориям «Учащаяся молодежь» (57% положительных ответов) и «Учителя и преподаватели вузов (80% положительных ответов), что говорит об относительно меньшей степени развития способности определять подтекст высказывания у студентов и школьников Возрастной аспект. Сопоставление данных опроса может дать основания для вывода о том, что способность определять подтекст высказывания развивается по мере взросления человека и приобретения им жизненного опыта. Так из респондентов группы «До 16 лет» положительный ответ на вопрос дали 55%, в группе «От 17 до 25 лет» – 69%, в группе «старше 25лет» 75%.

№25 слайд
В региональном аспекте
Содержание слайда: В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО. В региональном аспекте результаты осуществленного опроса свидетельствуют о более строгом отношении к литературной норме жителей окраинных регионов: ДФО и ЮФО. Более высокий уровень терпимости к нарушениям литературной нормы (употреблению варваризмов, сленга, нецензурной лексики, просторечных форм и пр.) демонстрируют жители ЦФО и СЗФО. В социальном аспекте данные мониторинга демонстрируют более внимательное отношение к вопросам культуры речи со стороны учителей. В возрастном аспекте итоги опроса могут служить основанием для утверждений о существовании тенденций к увеличению вариативности ударения, приближению произношения к написанию, активизации употребления разговорных и просторечных форм и конструкций (чем меньше возраст опрошенных, тем данные тенденции проявляются активнее). Кроме того, можно заметить, что представители молодого поколения менее склонны видеть в Интернете угрозу русском языку, активнее пользуются поисковыми системами при возникновении вопросов по русскому языку и культуре речи.

№26 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Социолингвистика. Выявление особенностей речевой самооценки носителей современного русского языка одним архивом:
Похожие презентации