Презентация Теоретические вопросы современного русского языка онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Теоретические вопросы современного русского языка абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 85 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Теоретические вопросы современного русского языка



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    85 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    2.90 MB
  • Просмотров:
    50
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Содержание слайда:

№3 слайд
Содержание слайда:

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Содержание слайда:

№6 слайд
Содержание слайда:

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Содержание слайда:

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Содержание слайда:

№11 слайд
Содержание слайда:

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
Содержание слайда:

№15 слайд
Содержание слайда:

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Функции языка - одна функция
Содержание слайда: Функции языка: - одна функция - две основные функции - множество функций. Функции основные: - общения (коммуникативная), -познавательная (когнитивная).

№21 слайд
Фердинанд де Соссюр Курс
Содержание слайда: Фердинанд де Соссюр 1857 – 1913 Курс общей лингвистики «Изучение речевой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида; эта наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая фонацию; она психофизична». (…) «Несомненно, оба эти предмета тесно связаны между собой и предполагают друг друга: язык необходим, чтобы речь была понятна и тем самым была эффективна; речь в свою очередь необходима для того, чтобы сложился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку»

№22 слайд
Ф. де Соссюро речевой
Содержание слайда: Ф. де Соссюро речевой деятельности ("le langage)

№23 слайд
Л.В. Щерба ЯЗЫК РЕЧЬ система
Содержание слайда: Л.В. Щерба ЯЗЫК РЕЧЬ система единиц + грамматика говорение + понимание ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ совокупность текстов , речевых произведений

№24 слайд
Содержание слайда:

№25 слайд
В. Фон Гумбольдт Как земной
Содержание слайда: В. Фон Гумбольдт Как земной шар, который прошел через грандиозные катаклизмы до того, как моря и горы обрели свой настоящий рельеф, но внутренне остался почти неизменным, так и язык имеет некий предел законченности организации, после достижения которого уже не подвергается никаким изменениям ни его органическое строение, ни его структура. Языку в каждый его момент го бытия должно быть свойственно все, что делает его единым целым. (…) Для того чтобы человек мог понять хотя бы одно-единственное слово не просто как душевное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех связях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого.

№26 слайд
Л. Блумфилд Язык Язык это
Содержание слайда: Л. Блумфилд «Язык» 1933 «Язык – это система моделей (типов) противопоставлений»: Речь (langage) Язык (languae) Высказывание (parole)/

№27 слайд
В.фон Гумбольдт О различии
Содержание слайда: В.фон Гумбольдт 1767 – 1835 «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» «Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. (…) По разрозненным элементам нельзя познать того, что есть высшего и тончайшего в языке, это можно постичь и ощутить только в связной речи, что является лишним доказательством в пользу того, что сущность языка заключается в его воспроизведении. Именно поэтому во всех исследованиях, стремящихся вникнуть в живую сущность языка, следует в первую очередь сосредоточивать внимание на связной речи. Расчленение языка на слова и правила – это только мертвый продукт научного анализа»

№28 слайд
Луи Ельмслев Язык и речь
Содержание слайда: Луи Ельмслев Язык и речь //«Пролегомены к теории языка» Варианты языка: Схема - чистая форма Норма - приписываемый образец, в отвлечении от деталей. Узус – совокупность языковых навыков, привычек, закрепившихся в обществе . Акт – индивидуальный речевой поступок

№29 слайд
С.О. Карцевский
Содержание слайда: С.О. Карцевский

№30 слайд
А.М. Пешковский
Содержание слайда: А.М. Пешковский

№31 слайд
Связь означаемого и
Содержание слайда: Связь означаемого и означающего в знаке 1) Связь условная (Ф. де Соссюр); 2) Связь естественная (А.А. Потебня); 3) Связь относительно условная (современная точка зрения). Связь означаемого и означающего в знаке 1) Связь условная (Ф. де Соссюр); 2) Связь естественная (А.А. Потебня); 3) Связь относительно условная (современная точка зрения). Знаковые отношения (Ч. Моррис) С И Н Т А К Т И К А

№32 слайд
Основные тезисы Язык есть
Содержание слайда: Основные тезисы Язык есть деятельность. Язык есть беспрерывная деятельность духа народа. Язык есть динамическая система.

№33 слайд
Внутренние факторы развития
Содержание слайда: Внутренние факторы развития языка 1. Закон асимметрии языкового знака (С.О. Карцевский): подвижность формы и содержания; беспрерывное порождение синонимии и полисемии. 2. Антиномии в языке. Антиномия между планом выражения и планом содержания. Антиномия между нормой и узусом. Антиномия между информацией и экспрессией. Антиномия кода и текста. Антиномия говорящего и слушающего.

№34 слайд
Тенденции в языке Тенденция к
Содержание слайда: Тенденции в языке Тенденция к унификации. Тенденция к дифференциации. Тенденция экономии языковых средств. Тенденция к удобству. Тенденция к правильности. Тенденция к функциональному разнообразию. Тенденция к усложнению системы языка. (Тенденция к разговорности).

№35 слайд
Понятия и термины ВНЕШНИЕ
Содержание слайда: Понятия и термины ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА Синомимы: нелингвистические факторы, эстралингвистические факторы, внешние законы развития, внешние закономерности развития. А также - модернизация, шлифование, рационализация, прогресс, шаг вперед, движение вперед, повышение качества, продвижение, шлифовка, рост, модернизирование, поступательное движение, развитие, отшлифовывание. Антоним - ухудшение

№36 слайд
Понятия и термины Фактор лат.
Содержание слайда: Понятия и термины Фактор (лат. factor - делатель, творец чего-нибудь) - движущая сила, причина какого-нибудь процесса, обусловливающая его или определяющая его характер (книж.). Закон – общеобязательное и непреложное правило; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Закономерность - необходимые, существенные, постоянно повторяющиеся взаимодействия; результат действия множества факторов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса.

№37 слайд
Развитие языка Развитие языка
Содержание слайда: Развитие языка Развитие языка Синомимы – языковые изменения, языковое существование, прогресс языка, совершенствование языка, улучшение языка, регресс языка. Изменение - поправка, перемена, изменяющая что-н. прежнее. Перемена - изменение, поворот к чему-нибудь новому Изменять - делать иным, изменять кого-л., что-л. Существовать - наличествовать, иметься, иметь место ; быть живым, пребывать в состоянии жизни; поддерживать свою жизнь. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Улучшение - изменение, перемена к лучшему. Совершенствовать - делать лучше, совершеннее.

№38 слайд
Регресс от лат. regressus -
Содержание слайда: Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для кото-рого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Р. включает моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для кото-рого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Р. включает моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Обратное развитие – изменение качества чего-либо в направлении предыдущего этапа развития. Движение - изменение, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА – ЧТО ЭТО?

№39 слайд
Предпосылки языковых
Содержание слайда: Предпосылки языковых изменений Существуют разные точки зрения: 1. Закон экономии усилий (А. Мартине). 2. Приспособление языка к нуждам человека (О. Есперсен). 3. Язык есть деятельность (В. Фон. Гумбольдт). 4. Экономии времени (Т.М. Николаева).

№40 слайд
Виды языковых изменений
Содержание слайда: Виды языковых изменений Синхрония и диахрония - временные изменения. 2. Адаптация – приспособления системы к новым условиям, т.е. под влиянием внешних условий. 3. Саморегулирование – изменение качества системы как следствие внутренней динамики.

№41 слайд
Основной тезис Язык есть
Содержание слайда: Основной тезис Язык есть открытая система

№42 слайд
Временные изменения языков .
Содержание слайда: Временные изменения языков 1. Закон постепенного эволюционного развития языков. 2. Неравномерность развития языков.

№43 слайд
Внешние факторы развития
Содержание слайда: Внешние факторы развития языков Связь с историей народа: миграции, завоевания, контакты с соседними народами. Развитие письма: увеличение длины предложений, формирование литературного языка, появление жанров речи. Научно-технический прогресс: создание печатного станка, средств хранения информации, компьютерной техники и др. Социальное расслоение общества: групповые языки, диалекты, национальные языки, языковая норма, профессиональные диалекты, языковая политика, языковая мода и др.

№44 слайд
Внешние факторы развития
Содержание слайда: Внешние факторы развития языков Взаимодействие языков: Сосуществование – длительное взаимное влияние языков друг на друга (см. Кавазские языки). Смешение – столкновение двух языков, при котором один язык оказывает влияние на другой; дальнейшее расхождение и самостоятельное развитие каждого. Скрещение (скрещивание) - столкновение на одной территории двух языков, из которых сохраняется тоько один, а второй исчезает.

№45 слайд
Наддиалектные образования
Содержание слайда: Наддиалектные образования КОЙНЕ (греч. koine, от koinos - общий) – общий язык, возникающий на базе смешения родственных диалектов, из которых один оказывается ведущим. общенародный язык, возникший в 4 в. до н. э. в Др. Греции на базе аттического с элементами ионического диалекта; язык межплеменного или междиалектного общения для ряда родственных племен или народов, образовавшийся на базе наиболее распространенного языка или диалекта, вобравшего черты других языков или диалектов.

№46 слайд
Лингва франка Лингва франка
Содержание слайда: Лингва франка Лингва фра́нка (итал. lingua franca — франкский язык) — язык, используемый как средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода какие-либо другие языки, сосуществующие с ними на определенной территории и подвергающиеся их воздействию. Нейтральный язык, не родной ни для одной из этнических групп. Используется в определённой сфере деятельности. – торговые языки.

№47 слайд
Содержание слайда:

№48 слайд
Содержание слайда:

№49 слайд
Содержание слайда:

№50 слайд
Содержание слайда:

№51 слайд
Содержание слайда:

№52 слайд
Содержание слайда:

№53 слайд
Содержание слайда:

№54 слайд
Содержание слайда:

№55 слайд
Содержание слайда:

№56 слайд
Содержание слайда:

№57 слайд
Содержание слайда:

№58 слайд
Содержание слайда:

№59 слайд
Содержание слайда:

№60 слайд
Содержание слайда:

№61 слайд
Содержание слайда:

№62 слайд
Содержание слайда:

№63 слайд
Л. Ельмслев Варианты языка
Содержание слайда: Л. Ельмслев Варианты языка: Схема - чистая форма Норма – приписываемый образец, в отвлечении от деталей. Узус – совокупность языковых навыков, привычек, закрепившихся в обществе . Акт – индивидуальный речевой поступок

№64 слайд
Содержание слайда:

№65 слайд
Содержание слайда:

№66 слайд
Коммуникативная ситуация и ее
Содержание слайда: Коммуникативная ситуация и ее структура

№67 слайд
Содержание слайда:

№68 слайд
Содержание слайда:

№69 слайд
Содержание слайда:

№70 слайд
Содержание слайда:

№71 слайд
Содержание слайда:

№72 слайд
Содержание слайда:

№73 слайд
Внутренняя речь и внешняя речь
Содержание слайда: Внутренняя речь и внешняя речь

№74 слайд
Содержание слайда:

№75 слайд
ТЕКСТ И РЕЧЬ
Содержание слайда: ТЕКСТ И РЕЧЬ

№76 слайд
Понятие текста в лингвистике
Содержание слайда: Понятие текста в лингвистике:

№77 слайд
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ Новое в
Содержание слайда: ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII Теория речевых актов. – М., 1986. Минимальной единицей человеческой коммуникации является не предложение или другое выражение, а действие – свершение определенных актов. «Речевой акт – это отношение между намеренеием говорящего и узнаванием этого намерения адресатом» (Дж. Серль). Речевые акты можно классифицировать и систематизировать так же, как языковые высказывания (констатация, вопрос, приказ, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и т.д.) (Дж. Остин).

№78 слайд
Содержание слайда:

№79 слайд
Содержание слайда:

№80 слайд
Содержание слайда:

№81 слайд
Содержание слайда:

№82 слайд
Содержание слайда:

№83 слайд
Содержание слайда:

№84 слайд
Содержание слайда:

№85 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Теоретические вопросы современного русского языка одним архивом:
Похожие презентации