Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
28 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
631.00 kB
Просмотров:
96
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Уроки русского языка.
Глагол.
Учитель русского языка и литературы.
Свирская Наталья Александровна
№2 слайд
Содержание слайда: Неопределённая форма глагола
Цель урока:
получить представление
о неопределённой форме как о начальной форме глагола, отличии неопределённой и личных форм.
№3 слайд
Содержание слайда: Запишите существительные в нужной форме.
(Не) видеть (Волга, суша, крепость).
(Не)навидеть (фальш.., бестолоч.., шпионаж..).
(Не)домогать от (усталость, перегрузка, печаль).
№4 слайд
Содержание слайда: Закончите пословицы глаголом с частицей не.
Одна ласточка весны... (не делает).
Волков бояться — в лес... (не ходить).
№5 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником.
У каждого изменяемого слова в русском языке есть начальная форма. Для глагола начальной формой является неопределённая (лат. — «инфинитив»).
Инфинитив только называет действие, не указывая ни на время его протекания, ни на лицо, ни на число. В словарях, где толкуется значение слов, глаголы представлены в неопределённой форме (инфинитиве).
№6 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником.
Упражнение 625, орфограмма № 22.
Вывод: все глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? что сделать? и пишутся с ь: ходить, гадать, поберечь.
№7 слайд
Содержание слайда: Проверка.
По лесу можно часами бродить бездумно и просто глазеть. Но потом окажется, что и бродил ты не зря и глазел не бездумно. Из леса всегда что-нибудь принесёшь, даже если ни к чему не прикасался. Лес непременно тебя одарит.
№8 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником.
Упражнение 627 — закрепление.
Упражнение 626.
При образовании формы прошедшего времени перед суффиксом -л- сохраняется гласная, которая была перед окончанием -ть, поэтому
веять — веял
растаять — растаял и т. п.
№9 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
§ 109, упражнение 628.
№10 слайд
Содержание слайда: Неопределённая форма глагола
Цель урока:
закрепить умение определять окончания глаголов в неопределённой и личной форме, употреблять в речи глаголы в инфинитиве
№11 слайд
Содержание слайда: Запишите слова в три столбика по частям речи.
Стриж, достичь, колюч, рыж, зрелищ, дюж, помочь, рассечь, разжечь, ландыш, барж, плющ, отвлечь, широкоплеч, свеж.
№12 слайд
Содержание слайда: Проверка.
стремительный стриж,
Стриж стремительный.
Стриж стремителен
№13 слайд
Содержание слайда: Каким членом предложения является глагол в неопределённой форме?
Не прикажите казнить, прикажите миловать.
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть — кур красть?» — крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. (И. Крылов.)
№14 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником.
Упражнение 629.
Упражнение 630
Упражнение 631
Вывод: словосочетания сущ. + сущ. уместны в официальном стиле речи, глаг. + сущ. — в разговорном.
7. Упражнение 635
№15 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
Упражнение 632.
№16 слайд
Содержание слайда: Правописание
-тся и -ться в глаголах
Цель урока:
закрепление навыка определения инфинитива и форм 3-го лица, произношения и написания глаголов
на -ться, -тся.
№17 слайд
Содержание слайда: Укажите изученные орфограммы.
ПЕТУШКИ.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться. (В. Берестов.)
№18 слайд
Содержание слайда: Какие суффиксы вы напишете перед окончанием -ть?
Ла..ть, кле..ть, ре..ть, слыш..ть, подброс.ть, вид..ть, се..ть
Образуйте от этих глаголов форму прошедшего времени. Сделайте вывод о правописании гласной перед суффиксом –Л-:
Образец: лаять — лаял, клеить — клеил, реять —реял
№19 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником.
Упражнения 637, 638.
№20 слайд
Содержание слайда: Проверка.
Всё рождено землёй: деревья и травы, цветы и птицы. Земля объясняется с нами языком красок, запахов, звуков. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. И каждый умолкнувший голос — невосполнимая утрата. Хор жизни звучит всё тише и тише.
Чьи-то сигналы мы уловили, таких помещаем в Красную книгу. А если бы раньше прислушаться, когда они ещё громко
звучали?
Пусть каждый из нас выйдет на связь, и тогда непременно родится отклик.
№21 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
§ 110, упражнение 640.
№22 слайд
Содержание слайда: Правописание
-тся и -ться в глаголах
Цель урока: закрепить умение находить главное слово, от которого зависит глагол, делать выбор в написании ться, -тся в глагольной форме.
№23 слайд
Содержание слайда: Проверка.
Что на того сердиться, кто нас не боится?
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Спотыкается и конь, да поправляется.
Медной посуды — крест да пуговица, рогатой скотины — петух да курица. (О бедном человеке.)
№24 слайд
Содержание слайда: Работа с учебником:
Упражнения 641, 642, 644
№25 слайд
Содержание слайда: Проверка.
И сырые дрова загораются.
Кто смерти не боится, того пуля сторонится.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Что прочно, то и беречь можно.
№26 слайд
Содержание слайда: Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы глаголы оканчивались на -ться (I вариант) и -тся (II вариант).
Гордит..ся, познакомит..ся, успокоит..ся, решит..ся, обратит..ся, простит..ся.
Составьте с данными глаголами словосочетания.
№27 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
упражнение 643.
№28 слайд