Презентация Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович». С. Дивеево. 2010 г. Исследовательская работа учениц 7- б класса МОУ Дивеев онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович». С. Дивеево. 2010 г. Исследовательская работа учениц 7- б класса МОУ Дивеев абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 25 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович». С. Дивеево. 2010 г. Исследовательская работа учениц 7- б класса МОУ Дивеев
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:25 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:920.00 kB
- Просмотров:62
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: План исследования
В 1 части работы были изучены понятия активный и пассивный состав лексики,
устаревшие слова (историзмы и архаизмы), их роль в художественных произведениях.
Во 2 части работы проанализирована устаревшая лексика былины «Вольга и Микула Селянинович».
В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
№5 слайд
Содержание слайда: Активный и пассивный словарный состав языка
Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный.
В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.
№9 слайд
Содержание слайда: Виды архаизмов
Архаизмы делят на группы:
Фонетические -- устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой- молодой; брег- берег; гошпиталь- госпиталь.
Словообразовательные -- архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум- музей; вотще- вообще.
Лексические -- устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око -- глаз; уста -- рот; ланиты -- щёки.
4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек –
слуга.
№11 слайд
Содержание слайда: Роль устаревших слов в художественных произведениях
Функции архаизмов в художественной литературе многообразны.
Прежде всего, они, наряду с историзмами, используются для создания исторического колорита эпохи, причём это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации.
Архаизмы используются для речевой характеристики персонажей, например при передаче речи лиц духовного звания.
№12 слайд
Содержание слайда: Роль устаревших слов в художественных произведениях
Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.
Они широко используются в поэтических произведениях. Чаще всего для этой цели привлекаются архаизмы старославянского происхождения ( исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то время как их русский вариант общеупотребителен; ср.: голос—глас, молодой—младой.
В художественных произведениях архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобный эффект достигается
использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики.
№13 слайд
Содержание слайда: Былины
Былины– произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Поэтому в былинах много устаревших слов, значение которых не всегда понятно современному поколению. Изучать былины необходимо для того, чтобы знать историю
своего народа, знать родной язык. В былинах осуществилась связь времён Древней Руси и нашей эпохи.
№14 слайд
Содержание слайда: Былина
«Вольга и Микула Селянинович»-- прославление труда крестьянина
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд крестьянина. Подлинным героем былины можно назвать оратая, пахаря, Микулу Селяниновича.
Сюжет былины—эпическое состязание богатыря- пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может догнать Микулу, ехавшего на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил. Таким образом, в былине даётся высокая оценка крестьянского труда, показывается превосходство пахаря над остальными.
№15 слайд
Содержание слайда: Устаревшие имена собственные в былине
Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег.
Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай.
Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя′нин ( то есть житель села, крестьянин).
№16 слайд
Содержание слайда: Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине есть
и историзмы, и архаизмы.
Рассмотрим историзмы.
Можно выделить несколько тематических групп.
Название одежды:
Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда.
Название денежной
единицы:
Грош –старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
№17 слайд
Содержание слайда: Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:
Омешик -- сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.
Присошечек-- лопатка для отворота земли.
О′бжи-- оглобли сохи.
Сошка-- соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Гужики-- кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
Рогачик-- рукоятка сохи.
№20 слайд
Содержание слайда: Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Сляга′ -- жердь, тонкое бревно
Булатные ( омешики) -- стальные
Соловая -- вид лошади (со светлым
хвостом и гривой)
Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный
Нарекать – называть
( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило
( сущ. пята и пятка –родственные)
№23 слайд
Содержание слайда: Выводы
В былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются и историзмы, и архаизмы.
Устаревшие слова в былине служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси. А словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется особенность былин, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на
гуслях.
№25 слайд
Содержание слайда: Используемая литература
Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 1. Автор-составитель— В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2009
Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2010.
Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва (Дрофа 2007).
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва (Русский язык.– Медиа. 2007.).
Скачать все slide презентации Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович». С. Дивеево. 2010 г. Исследовательская работа учениц 7- б класса МОУ Дивеев одним архивом:
-
Исследовательская работа: «энциклопедия слова МАМА» Выполнил ученица 10 класса: Куриленко Ольга
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА СЕРДЦЕ» Выполнила Ученица 10 класса Максименко Марина
-
Слова-паразиты и речевая культура Исследовательская работа ученицы 9б класса Алиевой Нигар Рамиз кызы
-
Исследовательская работа «Молодежный сленг в русском языке» Работу выполнила: Ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 6 Гулина Анастасия.
-
Тайны слов. О чём говорят названия слов, можно найти в «Толковом словаре русского языка». Выполнила: ученица 5 А класса МОУ Нижнесп
-
Исследовательская работа на тему «Утрата языковой культуры в современном обществе» Выполнила: Петрова Карина,ученица 9Б класса А
-
Признаки старославянизмов в современном русском языке. Работу выполнили: Ученицы 11класса А МОУ Сатинской СОШ Тафинцева Мария,
-
МОУ Видновская средняя общеобразовательная школа 7 Проектная работа по русскому языку Работу выполнили ученицы 6 «б» класса
-
Жаргон Научно-исследовательская конференция по русскому языку ученика 9 «А» класса МОУ СОШ 9 Смирнова Артёма
-
МОУ ,, Куровская средняя общеобразовательная школа 6 Загадочное числительное три в русском языке Работу выполнила ученица 5 класса Рогова Анастасия Руководитель: Капустина Е. В.