Презентация Биосфера, ее эволюция и устойчивость онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Биосфера, ее эволюция и устойчивость абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 109 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Окружающий мир » Биосфера, ее эволюция и устойчивость



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    109 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    7.57 MB
  • Просмотров:
    93
  • Скачиваний:
    3
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
ТЕМА Биосфера, ее эволюция и
Содержание слайда: ТЕМА 3 Биосфера, ее эволюция и устойчивость

№2 слайд
Земля - третья планета от
Содержание слайда: Земля - третья планета от Солнца. Она имеет почти сферическую форму, слегка сплюснута с полюсов и состоит из трех концентрических слоев: ядра, мантии и коры. Около 70% ее поверхности (включая северные и южные полярные ледяные шапки) покрыты водой. Земля окружена атмосферой, поддерживающей жизнь, и является единственной планетой из известных, на которой существует жизнь. Земля - третья планета от Солнца. Она имеет почти сферическую форму, слегка сплюснута с полюсов и состоит из трех концентрических слоев: ядра, мантии и коры. Около 70% ее поверхности (включая северные и южные полярные ледяные шапки) покрыты водой. Земля окружена атмосферой, поддерживающей жизнь, и является единственной планетой из известных, на которой существует жизнь. Среднее расстояние до Солнца 149 500 000 км. Экваториальный диаметр 12 756 км. Окружность 40 070 км. Период вращения 23 часа 56 мин. 4,1 сек. Год (полный оборот вокруг Солнца) 365 дней 5 часов 48 мин. 46 сек. Средняя скорость движения вокруг Солнца - 30 км/сек. Ось вращения Земли наклонена по отношению к плоскости орбиты на 23,5", что является причиной смены сезонов. Атмосфера: азот 78,09%; кислород 20,95%; аргон 0,93%; диоксид углерода 0,03%; неон, гелий, криптон, водород, ксенон, озон, радон менее 0,0001%.

№3 слайд
Поверхность площадь суши - км
Содержание слайда: Поверхность: площадь суши - 150000000 км2 (высочайшая вершина - гора Эверест 8872 м); площадь водной поверхности - 361000000 км2 (глубочайшая точка - Марианская впадина в Тихом океане 11034 м). Поверхность: площадь суши - 150000000 км2 (высочайшая вершина - гора Эверест 8872 м); площадь водной поверхности - 361000000 км2 (глубочайшая точка - Марианская впадина в Тихом океане 11034 м). Кора и верхний слой мантии состоят из 12 основных постоянно движущихся плит, некоторые из которых несут континенты. Спутник Луна. Возраст 4,6 млрд. лет. Появление жизни - 3,5-4 млрд. лет назад. Внешний слой Земли - это тонкая кора толщиной 6 км под океанами и 40 км под континентами. Под корой лежит мантия толщиной около 2900 км, имеющая температуру 1500°-3000° С. Внешнее ядро имеет толщину 2250 км и состоит из расплавленных железа и никеля. Внутреннее ядро состоит, предположительно, из твердых железа и никеля и имеет температуру 50000 С.

№4 слайд
Схема строения планеты Земля
Содержание слайда: Схема строения планеты Земля

№5 слайд
Изменение положения
Содержание слайда: Изменение положения континентов в разные исторические эпохи

№6 слайд
Литосферные плиты
Содержание слайда: Литосферные плиты

№7 слайд
Процентный состав основных
Содержание слайда: Процентный состав основных элементов коры Земли

№8 слайд
Схема строения планеты Земля
Содержание слайда: Схема строения планеты Земля

№9 слайд
Экология от греч. ойкос - дом
Содержание слайда: «Экология» от греч. «ойкос» - дом и «логос» - наука: наука о жизни в доме. «Экология» от греч. «ойкос» - дом и «логос» - наука: наука о жизни в доме. Экология – наука, которая изучает законы существования организмов (живых систем) в их взаимодействии с окружающей средой.

№10 слайд
Окружающая среда
Содержание слайда: Окружающая среда

№11 слайд
Содержание слайда:

№12 слайд
АБИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
Содержание слайда: АБИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые, или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические факторы. К важным физическим факторам относятся: солнечный свет; тень; испарение; ветер; температура; водные течения. Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для существования, роста и размножения организмов. Наиболее важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах, называются макроэлементами (С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na). Элементы, необходимые для жизни в малых или следовых количествах – микроэлементы (Fe, Cu, Zn, Cl).

№13 слайд
БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
Содержание слайда: БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на продуцентов, консументов и редуцентов.

№14 слайд
БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
Содержание слайда: БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ К основным способам взаимодействия видов относятся межвидовая конкуренция, хищничество, паразитизм. Межвидовая конкуренция Пока экосистема обладает достаточным количеством ресурсов общего пользования, разные виды потребляют их сообща. Однако если два или более видов в одной экосистеме начнут потреблять один и тот же дефицитный ресурс, они окажутся в отношениях межвидовой конкуренции.

№15 слайд
Наиболее характерной формой
Содержание слайда: Наиболее характерной формой взаимодействия видов в пищевых цепях является хищничество, при котором отдельная особь одного вида (хищник) питается организмами (или частями организмов) другого вида (жертвы), причем хищник живет отдельно от жертвы. Эти два вида организмов вовлечены в отношения типа хищник – жертва. Наиболее характерной формой взаимодействия видов в пищевых цепях является хищничество, при котором отдельная особь одного вида (хищник) питается организмами (или частями организмов) другого вида (жертвы), причем хищник живет отдельно от жертвы. Эти два вида организмов вовлечены в отношения типа хищник – жертва. Еще один тип взаимодействия видов – паразитизм. Паразиты питаются за счет другого организма, называемого хозяином, однако в отличие от хищников они живут на хозяине или внутри его организма на протяжении значительной части их жизненного цикла. Паразит использует для своей жизнедеятельности питательные вещества хозяина, тем самым постепенно ослабляя и нередко даже убивая его. Например, ленточные черви, болезнетворные бактерии и другие паразиты живут внутри своих хозяев. Вши, клещи и такие растения-паразиты, как омела белая, прикрепляются к своим хозяевам снаружи.

№16 слайд
ДИАПАЗОНЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И
Содержание слайда: ДИАПАЗОНЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Диапазон толерантности – амплитуда колебаний различных факторов (температура, влажность, свет) при которой существует полноценный рост популяций. Закон толерантности – существование, распространенность и распределение видов живых организмов в экосистеме определяется тем, может ли уровень одного или нескольких физических или химических факторов быть выше или ниже уровней толерантности этих видов. Уровень толерантности отдельного организма зависит от его возраста, здоровья, физиологического состояния, генотипа (например, толерантность к спиртному). К постепенно изменяющимся условиям можно адаптироваться (привыкнуть).

№17 слайд
Принцип лимитирующего фактора
Содержание слайда: Принцип лимитирующего фактора – избыток или недостаток одного абиотического фактора может повлечь за собой ограничение или остановку роста численности популяции в экосистеме, даже если значения других факторов оптимальны. Принцип лимитирующего фактора – избыток или недостаток одного абиотического фактора может повлечь за собой ограничение или остановку роста численности популяции в экосистеме, даже если значения других факторов оптимальны. Лимитирующий фактор – любой фактор, тормозящий рост популяции в экосистеме.

№18 слайд
Виды, способные существовать
Содержание слайда: Виды, способные существовать в пределах широкого диапазона изменения экологических факторов, называются эврибионтами, а приспособленные к жизни в стабильных слабо меняющихся условиях среды называются стенобионтами.

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Биосфера - или сфера жизни
Содержание слайда: Биосфера - или сфера жизни Земли, не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры - ее приповерхностный и почвенный слои. Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя - в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров. Биосфера - или сфера жизни Земли, не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры - ее приповерхностный и почвенный слои. Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя - в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров. В состав живых организмов входят не менее 60 химических элементов, главные из которых (биогенные элементы) - это C, O, H, N, S, P, K, Fe, Ca и некоторые другие. Живые организмы приспосабливаются к жизни при экстремальных условиях. Споры некоторых низших растений выдерживают температуры до -100 - -200°С. Бактерии встречаются в горячих источниках при Т=100°С и даже в океанских гидротермах при Т=200-250°С.

№21 слайд
Живая масса биосферы в
Содержание слайда: Живая масса биосферы в пересчете на сухое вещество составляет около 1015 т. В целом на растения приходится 99% биомассы, а на животных и микроорганизмы - всего 1%. Таким образом, живая масса биосферы планеты преимущественно растительная. Живая масса биосферы в пересчете на сухое вещество составляет около 1015 т. В целом на растения приходится 99% биомассы, а на животных и микроорганизмы - всего 1%. Таким образом, живая масса биосферы планеты преимущественно растительная. Биосфера, ее биохимическая деятельность обеспечивает планетарное равновесие на Земле - равновесное состояние газов, состава природных вод, круговорот вещества. Образование живого вещества и аккумуляция им энергии сопровождается одновременно и диаметрально противоположными процессами - распадом органических соединений и превращением их в простые минеральные соединения - СО2, воду, аммиак (NH4) с освобождением энергии; в этом и состоит сущность биологического круговорота вещества.

№22 слайд
Биосферный уровень
Содержание слайда: Биосферный уровень организации жизни

№23 слайд
Биосферный уровень
Содержание слайда: Биосферный уровень организации жизни Факты и положения о биосфере накапливались постепенно с развитием ботаники, почвоведения, географии растений и других преимущественно биологических наук, а также геологических дисциплин. Те элементы знания, которые стали необходимыми для понимания биосферы в целом, оказались связанными с возникновением экологии, науки, которая изучает взаимоотношения организмов и окружающей среды. Биосфера является определенной природной системой, а ее существование в первую очередь выражается в круговороте энергии и веществ при участии живых организмов. Очень важным для понимания биосферы было установление немецким физиологом Пфефером (1845-1920) трех способов питания живых организмов: автотрофное — построение организма за счет использования веществ неорганической природы; гетеротрофное — строение организма за счет использования низкомолекулярных органических соединений; миксотрофное — смешанный тип построения организма (автотрофно-гетеротрофный).

№24 слайд
Биосферный уровень
Содержание слайда: Биосферный уровень организации жизни Биосфера (в современном понимании) — своеобразная оболочка Земли,содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Атмосфера — наиболее легкая оболочка Земли, которая граничит с космическим пространством; через атмосферу осуществляется обмен вещества и энергии с космосом. Атмосфера имеет несколько слоев: тропосфера — нижний слой, примыкающий к поверхности Земли (высота 9–17 км). В нем сосредоточено около 80 % газового состава атмосферы и весь водяной пар; стратосфера; ноносфера — там “живое вещество” отсутствует. Преобладающие элементы химического состава атмосферы: N2 (78 %), O2 (21 %), CO2 (0,03 %).

№25 слайд
Биосферный уровень
Содержание слайда: Биосферный уровень организации жизни Гидросфера — водная оболочка Земли. В следствие высокой подвижности вода проникает повсеместно в различные природные образования, даже наиболее чистые атмосферные воды содержат от 10 до 50 мгр/л растворимых веществ. Преобладающие элементы химического состава гидросферы: Na+, Mg2+, Ca2+, Cl–, S, C. Концентрация того или иного элемента в воде еще ничего не говорит о том, насколько он важен для растительных и животных организмов, обитающих в ней. В этом отношении ведущая роль принадлежит N, P, Si, которые усваиваются живыми организмами. Главной особенностью океанической воды является то, что основные ионы характеризуются постоянным соотношением во всем объеме мирового океана. Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной (неорганической), представляет собой почву. Остатки организмов после разложения переходят в гумус (плодородную часть почвы). Составными частями почвы служат минералы, органические вещества, живые организмы, вода, газы. Элементы химического состава литосферы: O, Si, Al, Fe, Ca, Mg, Na, K.

№26 слайд
Биосферный уровень
Содержание слайда: Биосферный уровень организации жизни

№27 слайд
Учения В.И. Вернадского о
Содержание слайда: Учения В.И. Вернадского о биосфере Перед естествоиспытателями возникает задача — исследовать, каким образом живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Только подобный подход может дать глубокое представление о концепции биосферы. Такую задачу как раз поставил перед собой выдающийся российский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945). «Биосфера» Вернадского дает целостную картину механизма формирования земной коры с учетом определяющего влияния жизни. Он создал учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов – геохимический фактор планетарного масштаба и значения. Термин «биосфера», введенный в 1875г. Э. Зюссом, относился к совокупности организмов, обитающих на поверхности Земли. В понятие живых организмов Вернадский включил и человека. Он выделял в биосфере косное (солнечная энергия, горные породы, минералы и т.д.) и биокосное (почвы, поверхностные воды и органические вещества). Хотя живое вещество по массе и объему составляет незначительную часть биосферы, оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением нашей планеты. По Вернадскому биосфера – это живое вещество планеты и преобразованное им косное вещество. Понятие «биосфера» - фундаментальное понятие биогеохимии, а не биологическое и не геологическое.

№28 слайд
Биосфера и ее границы
Содержание слайда: Биосфера и ее границы

№29 слайд
Состав атмосферы
Содержание слайда: Состав атмосферы

№30 слайд
Понятие об экосистемах
Содержание слайда: Понятие об экосистемах

№31 слайд
Понятие об экосистемах
Содержание слайда: Понятие об экосистемах

№32 слайд
Структура биоценоза
Содержание слайда: Структура биоценоза

№33 слайд
Гомеостаз способность
Содержание слайда: Гомеостаз – способность биологического объекта к саморегуляции при изменении условий окружающей среды; для организма сохранение постоянства внутренней среды организма и устойчивость основных физиологических функций при изменении внешних условий. Гомеостаз – способность биологического объекта к саморегуляции при изменении условий окружающей среды; для организма сохранение постоянства внутренней среды организма и устойчивость основных физиологических функций при изменении внешних условий. Пороговый эффект – малое изменение или воздействие может оказаться критическим и вызвать негативные последствия (если система находится в предпороговой области). Например, массовая гибель деревьев после длительного воздействия загрязненного воздуха.

№34 слайд
Примеры экосистем
Содержание слайда: Примеры экосистем

№35 слайд
Содержание слайда:

№36 слайд
Пример пищевой цепи
Содержание слайда: Пример пищевой цепи

№37 слайд
ПИРАМИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
Содержание слайда: ПИРАМИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ С каждым переходом из одного трофического уровня в другой в пределах пищевой цепи или сети совершается работа и в окружающую среду выделяется тепловая энергия, а количество энергии высокого качества, используемой организмами следующего трофического уровня, снижается. Правило 10%: при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, и 10% передается на следующий уровень. Чем длиннее пищевая цепь, тем больше теряется полезной энергии. Поэтому длина пищевой цепи обычно не превышает 4 - 5 звеньев.

№38 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере Деструктивная Концентрационная Энергитическая Средообразующая

№39 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере первая функция — деструктивная живые организмы (редуценты) – разлагают органические вещества до неорганических.

№40 слайд
Биогеохимический цикл -
Содержание слайда: Биогеохимический цикл - круговорот химических веществ из неорганической среды через растительные и животные организмы обратно в неорганическую среду с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций

№41 слайд
Существование подобных
Содержание слайда: Существование подобных круговоротов создает возможность для саморегуляции системы (или гомеостаза), что придает экосистеме устойчивость; Существование подобных круговоротов создает возможность для саморегуляции системы (или гомеостаза), что придает экосистеме устойчивость; удивительное постоянство процентного содержания различных элементов.

№42 слайд
Различают три основных типа
Содержание слайда: Различают три основных типа биогеохимических круговоротов: круговорот воды, круговорот элементов преимущественно в газообразной фазе, круговорот элементов преимущественно в осадочной фазе.

№43 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере Вторая функция — концентрационная Организмы накапливают в своих телах многие химические элементы, среди которых на первом месте стоит углерод

№44 слайд
Концентрационная функция -
Содержание слайда: Концентрационная функция - организмы накапливают в своих телах многие химические элементы: концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, йода- водоросли ламинария, фосфора — скелеты позвоночных животных

№45 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере Третья функция — энергетическая Выполняется растениями

№46 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере Четвертая функция — средообразующая Организмы приспосабливают физико-химические параметры биосферы в благоприятные для них условия

№47 слайд
Экологическая пирамида и ее
Содержание слайда: Экологическая пирамида и ее трофические уровни

№48 слайд
Схема круговорота веществ в
Содержание слайда: Схема круговорота веществ в биосфере

№49 слайд
Живой организм это любая
Содержание слайда: Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Популяция – это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе (местообитании). Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области, население в отдельной стране или население Земли в целом. Вид – это совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество. Таким образом, сообщество - комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования.

№50 слайд
Экосистема это совокупность
Содержание слайда: Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Переходная область между двумя смежными экосистемами называется экотон . Главные экосистемы суши, такие, как леса, степи и пустыни, называются наземными экосистемами, или биомами. Экосистемы гидросферы называются водными экосистемами. Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в планетарном масштабе.

№51 слайд
Консументы организмы,
Содержание слайда: Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами - продуцентами или другими консументами. Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами - продуцентами или другими консументами. Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию питаясь останками мертвых организмов (животных, растений). Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.

№52 слайд
По типу питания все
Содержание слайда: По типу питания все продуценты являются автотрофами - сами производят органические вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания являются гетеротрофами - питаются органическим веществом, произведенным другими живыми организмами. По типу питания все продуценты являются автотрофами - сами производят органические вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания являются гетеротрофами - питаются органическим веществом, произведенным другими живыми организмами. В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса: - фитофаги (растительноядные) – это консументы 1-го порядка, питающиеся исключительно живыми растениями. Например, птицы едят семена, почки и листву. - хищники (плотоядные) – консументы 2-го порядка, которые питаются исключительно растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3-го порядка, питающиеся только плотоядными животными. - эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу. Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.

№53 слайд
. Детритофаги напрямую
Содержание слайда: 1.  Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви). 1.  Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви). 2.  Деструкторы – разлагают мертвую органическую материю на простые неорганические соединения (процесс гниения и разложения). Примером могут служить грибы и микроскопические одноклеточные бактерии.

№54 слайд
Парниковый эффект Парниковый
Содержание слайда: Парниковый эффект Парниковый эффект – разогревание нижних слоев атмосферы, возникающее за счет поглощения теплового излучения поверхности Земли молекулами следующих газов: водяной пар, находящийся в атмосфере углекислый газ (диоксид углерода) (СО2), метан (СН4), оксиды азота, в особенности N2O озон (О3) хлорфторуглероды

№55 слайд
Содержание слайда:

№56 слайд
ПОТОКИ ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ
Содержание слайда: ПОТОКИ ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ Химическая энергия, накопленная в глюкозе и других углеводородах, используется продуцентами, консументами и редуцентами для поддержания жизнедеятельности, что является частью одностороннего движения энергии через организмы в экосистеме. Преобразование органических соединений в энергию происходит за счет клеточного дыхания в митохондриях клетки. Получение органических соединений происходит в основном за счет фотосинтеза:

№57 слайд
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ И ПИЩЕВАЯ СЕТЬ В
Содержание слайда: ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ И ПИЩЕВАЯ СЕТЬ В функционирующей природной экосистеме не существует отходов. Все организмы, живые или мертвые, потенциально являются пищей для других организмов: гусеница ест листву, дрозд питается гусеницами, ястреб способен съесть дрозда. Когда растения, гусеница, дрозд и ястреб погибают, они в свою очередь перерабатываются редуцентами. Пищевая цепь – последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Пищевые цепи – это также движение питательных веществ от продуцентов, консументов (травоядных, плотоядных и всеядных) к редуцентам и обратно к продуцентам.

№58 слайд
Организмы природных экосистем
Содержание слайда: Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью. Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью.

№59 слайд
Мы можем собрать все образцы
Содержание слайда: Мы можем собрать все образцы организмов в экосистеме и подсчитать численность всех видов, обнаруженных на каждом трофическом уровне. Такая информация необходима для создания пирамиды численностей для экосистем. Мы можем собрать все образцы организмов в экосистеме и подсчитать численность всех видов, обнаруженных на каждом трофическом уровне. Такая информация необходима для создания пирамиды численностей для экосистем.

№60 слайд
Сухой вес всех органических
Содержание слайда: Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. Каждый трофический уровень пищевой цепи или сети содержит определенное количество биомассы. Ее можно вычислить, если собрать все живые организмы с различных произвольно выбранных участков. Собранные экземпляры необходимо рассортировать по трофическим уровням, высушить и взвесить. Полученные данные в дальнейшем используются для построения пирамиды биомасс для определенной экосистемы. Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. Каждый трофический уровень пищевой цепи или сети содержит определенное количество биомассы. Ее можно вычислить, если собрать все живые организмы с различных произвольно выбранных участков. Собранные экземпляры необходимо рассортировать по трофическим уровням, высушить и взвесить. Полученные данные в дальнейшем используются для построения пирамиды биомасс для определенной экосистемы.

№61 слайд
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ циклы
Содержание слайда: БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ циклы

№62 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере по В.И. Вернадскому Газовая Концентрационная Окислительно-восстановительная Биохимическая Связывание и запасание солнечной энергии

№63 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере по В.И. Вернадскому Первая функция — газовая Основные газы атмосферы Земли: азот и кислород, биогенного происхождения.

№64 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере по В.И. Вернадскому Третья функция — окислительно-восстановительная Организмы, обитающие в водоемах, регулируют кислородный режим и создают условия для растворения или же осаждения ряда металлов (V, Mn, Fe) и неметаллов (S) с переменной валентностью.

№65 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере по В.И. Вернадскому Четвертая функция — биохимическая Размножение, рост и перемещение в пространстве («расползание») живого вещества.

№66 слайд
Важнейшие функции живого
Содержание слайда: Важнейшие функции живого вещества в биосфере по В.И. Вернадскому Пятая функция — биогеохимическая деятельность человека Охватывает все вещества земной коры, в том числе такие концентраторы углерода, как уголь, нефть, газ и др.

№67 слайд
В связывании и запасании
Содержание слайда: В связывании и запасании солнечной энергии заключается основная планетарная функция В связывании и запасании солнечной энергии заключается основная планетарная функция живого вещества на Земле.

№68 слайд
Гомеостаз - греч. homoios
Содержание слайда: Гомеоста́з - (греч. ομοιοστάση: homoios — одинаковый, подобный и stasis — состояние, неподвижность) — способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

№69 слайд
Круговорот воды
Содержание слайда: Круговорот воды (гидрологический цикл): переход из жидкого в газообразное и твердое состояние и обратно, - один из главных компонентов абиотической циркуляции веществ; происходят перераспределение и очистка планетарного запаса воды; время оборота пресной воды составляет примерно 1 год.

№70 слайд
Количества воды во всех
Содержание слайда: Количества воды во всех фондах и перемещающиеся количества воды (цифры в скобках)выражены в миллиардах миллиардов (1018 ) граммов в год, из Ф.Рамад, 1979)

№71 слайд
Влияние деятельность человека
Содержание слайда: Влияние деятельность человека на глобальный круговорот воды Сток воды в океан увеличивается, и пополнение фонда грунтовых вод сокращается в результате: покрытия земной поверхности непроницаемыми материалами, строительства оросительных систем, уплотнения пахотных земель, уничтожения лесов и т.п.

№72 слайд
Влияние деятельность человека
Содержание слайда: Влияние деятельность человека на глобальный круговорот воды Рост объема поверхностного стока приводит к: увеличению риска наводнений, усилению эрозии почв. Резервуары подземных вод выкачиваются быстрее, чем заполняются (депрессивные воронки площадью до 50000 км 2, снижение уровня в центре воронки 80-130 м (Москва, Брянск, Санкт-Петербург)).

№73 слайд
Круговорот азота
Содержание слайда: Круговорот азота

№74 слайд
Потребление азота происходит
Содержание слайда: Потребление азота происходит: в процессе биологической фиксации N2 из воздуха - азотфиксации благодаря деятельности азотфиксирующих микроорганизмов; в результате естественных физических процессов фиксации N2 в атмосфере и превращения его в оксиды NOX и NH3 ( при грозовых электрических разрядах); при фотосинтезе минеральные соединения азота (NH4+,NO2, NO3) потребляются растениями. в процессе промышленного синтеза NH3.

№75 слайд
Поступление азота в атмосферу
Содержание слайда: Поступление азота в атмосферу происходит: в процессе минерализации азотсодержащих органических веществ до оксидов азота и последующей денитрификации, т. е. восстановления их до молекулярного газа N2; с вулканическими газами;

№76 слайд
с индустриальными вулканами
Содержание слайда: с «индустриальными вулканами» (дымом, выхлопными газами). В водоемы соединения азота поступают: со стоками с городских и сельских территорий; с городскими, промышленными и сельскохозяйственными сточными водами.

№77 слайд
КРУГОВОРОТ КРУГОВОРОТ АЗОТА
Содержание слайда: КРУГОВОРОТ КРУГОВОРОТ АЗОТА

№78 слайд
Денитрификация - разрушение
Содержание слайда: Денитрификация - разрушение группой почвенных и водных бактерий солей азотной кислоты (нитратов) до нитритов, молекулярного азота и аммиака, процесс потери экосистемой доступного азота: 2 NO3 -  N2 + O2 S + 2 NO3 -  N2 + SO4- + O2

№79 слайд
Нитрификация - процесс
Содержание слайда: Нитрификация - процесс превращения азотосодержащих веществ в форму, пригодную для усвоения высшими растениями: аммиак - нитриты - нитраты.

№80 слайд
Круговорот азота В первой
Содержание слайда: Круговорот азота В первой фазе аммиак окисляется до азотистой кислоты (или нитритов): 2NH3 + ЗО2 -» 2HNO2 + 2Н2О + Qv Во второй фазе азотистая кислота окисляется до азотной (или до нитратов): 2HNO2 + О2-»2HNO3+ Q

№81 слайд
Аммонификация Аммонификация -
Содержание слайда: Аммонификация Аммонификация - разложение, гниение белков с образованием аммиака. Аммонификация осуществляется редуцентами. Аминокислоты (RCHNH2COOH) разлагаются бактериями, грибами как в аэробных: RCHNH2COOH + О2 -» RCOOH + NH3+CO2 так и в анаэробных условиях: RCHNH2COOH + Н2О -» RCHOHCOOH + NH3

№82 слайд
В результате белкового обмена
Содержание слайда: В результате белкового обмена в животных организмах выделяется мочевина CO(NH2)2, которая тоже служит источником NH3: CO(NH2)2 + Н2О -> 2 NH3 + CO2

№83 слайд
Поступление азота в
Содержание слайда: Поступление азота в биотический круговорот Поступление азота в атмосферу происходит: в процессе минерализации азотсодержащих органических веществ до оксидов азота и последующей денитрификации, т. е. восстановления их до молекулярного газа N2; с вулканическими газами; с «индустриальными вулканами» (дымом, выхлопными газами).

№84 слайд
Поступление азота в
Содержание слайда: Поступление азота в биотический круговорот В водоемы соединения азота поступают: с поверхностным и дренажным стоком с городских и сельских территорий; с городскими, промышленными и сельскохозяйственными сточными водами

№85 слайд
Упрощенная диаграмма
Содержание слайда: Упрощенная диаграмма круговорота азота

№86 слайд
Содержание слайда:

№87 слайд
Потребление углекислого газа
Содержание слайда: Потребление углекислого газа из воздуха - в процессе фотосинтеза: СО2 + Н2О -> СН2О + О2

№88 слайд
Потребление углекислого газа
Содержание слайда: Потребление углекислого газа из воздуха - в реакциях с карбонатами в океане: СО2 + Н2О +СаСО3 -> Са (НСО3)2

№89 слайд
Потребление углекислого газа
Содержание слайда: Потребление углекислого газа из воздуха - при выветривании горных пород: Fe2S3 + 6СО2 + 6Н2О —>2Fe(HCO3)3 + 3H2S.

№90 слайд
Поступление углекислого газа
Содержание слайда: Поступление углекислого газа в атмосферу: дыхание всех организмов; минерализация органических веществ. Минерализация - распад органического вещества до CО2,воды и гидридов, оксидов или минеральных солей любых других присутствующих элементов.

№91 слайд
Поступление углекислого газа
Содержание слайда: Поступление углекислого газа в атмосферу: выделение по трещинам земной коры из осадочных пород ; выделение из мантии Земли при вулканических извержениях (незначительная часть - до 0,01 %); сжигание древесины и топлива.

№92 слайд
Низкое содержание СО и
Содержание слайда: Низкое содержание СО2 и высокие концентрации О2 в атмосфере сейчас служат лимитирующими факторами для фотосинтеза, а зеленые растения и карбонаты океана являются регуляторами этих газов, поддерживающими относительно стабильное их соотношение (0,03 % и 21 %). Низкое содержание СО2 и высокие концентрации О2 в атмосфере сейчас служат лимитирующими факторами для фотосинтеза, а зеленые растения и карбонаты океана являются регуляторами этих газов, поддерживающими относительно стабильное их соотношение (0,03 % и 21 %).

№93 слайд
Таким образом, зеленый пояс
Содержание слайда: Таким образом, «зеленый пояс» Земли и карбонатная система океана являются буферной системой, которая поддерживает относительно постоянное содержание СО2 в атмосфере. Таким образом, «зеленый пояс» Земли и карбонатная система океана являются буферной системой, которая поддерживает относительно постоянное содержание СО2 в атмосфере. Полагают, что до наступления индустриальной эры потоки углерода между атмосферой, материками и океанами были сбалансированы.

№94 слайд
Влияние человека на
Содержание слайда: Влияние человека на круговорот углерода С развитием индустрии и сельского хозяйства поступление СО2 в атмосферу стало расти за счет антропогенных источников. Основная масса углерода находится в земной коре в связанном состоянии. Важнейшие минералы - карбонаты, количество углерода в них оценивается в 9,6 1015 т. Разведанные запасы горючих ископаемых (угли, нефть, битумы, торф, сланцы, газы) содержат еще около 1*1013 т углерода.

№95 слайд
Человек тем или иным путем
Содержание слайда: Человек тем или иным путем извлекает эти запасы из недр и постепенно увеличивает поток СО2 в атмосферу Главные причины увеличения содержания СО2 в атмосфере – это: сжигание горючих ископаемых в промышленности, на транспорте, уничтожение лесов.

№96 слайд
Содержание слайда:

№97 слайд
Сельское хозяйство также
Содержание слайда: Сельское хозяйство также приводит к потере углерода в почве, так как потребление СО2 из атмосферы агрокультурами в течение лишь части года не компенсирует полностью высвобождающийся из почвы углерод, который теряется при окислении гумуса в результате частой вспашки. Сельское хозяйство также приводит к потере углерода в почве, так как потребление СО2 из атмосферы агрокультурами в течение лишь части года не компенсирует полностью высвобождающийся из почвы углерод, который теряется при окислении гумуса в результате частой вспашки.

№98 слайд
Содержание слайда:

№99 слайд
Упрощенная схема круговорота
Содержание слайда: Упрощенная схема круговорота углерода

№100 слайд
Содержание слайда:

№101 слайд
Особенность биогеохимического
Содержание слайда: Особенность биогеохимического цикла фосфора заключается в том, что, в отличие от азота и углекислого газа, резервным фондом его является не атмосфера, а горные породы и отложения, образовавшиеся в прошлые геологические эпохи; Особенность биогеохимического цикла фосфора заключается в том, что, в отличие от азота и углекислого газа, резервным фондом его является не атмосфера, а горные породы и отложения, образовавшиеся в прошлые геологические эпохи; фосфор очень медленно перемещается из фосфатных пород на суше к живым организмам и обратно.

№102 слайд
Круговорот фосфора
Содержание слайда: Круговорот фосфора Потребляется фосфор: растениями и животными для построения белков протоплазмы, в промышленном производстве удобрений, моющих средств и рыбопродуктов.

№103 слайд
Круговорот фосфора
Содержание слайда: Круговорот фосфора Поступление фосфора в биотический круговорот происходит: в процессе эрозии фосфатных пород, вследствие минерализации продуктов жизнедеятельности и органических остатков растений и животных.

№104 слайд
Круговорот фосфора
Содержание слайда: Круговорот фосфора Образующиеся при минерализации органических веществ фосфаты поступают с отходами и сточными водами в наземные и водные экосистемы, где вновь могут потребляться растениями в процессе фотосинтеза. Механизмы возвращения фосфора в круговорот в природе недостаточно эффективны и не возмещают той его части, которая захоранивается в осадках. Вынос фосфатов на сушу осуществляется в основном с рыбой. Но это не компенсирует их поток с суши в море.

№105 слайд
Круговорот фосфора Добывается
Содержание слайда: Круговорот фосфора Добывается ежегодно около 2 млн. т фосфорсодержащих пород. Большая часть этого фосфора попадает в море с моющими средствами, в производстве которых он используется, и с удобрениями, т. е. выключается из круговорота.

№106 слайд
Следовательно, деятельность
Содержание слайда: Следовательно, деятельность человека приводит к потерям фосфора из круговорота, которые происходят вследствие его избыточного поступления в водоемы из антропогенных источников и последующего захоронения в глубоководных океанических осадках. Следовательно, деятельность человека приводит к потерям фосфора из круговорота, которые происходят вследствие его избыточного поступления в водоемы из антропогенных источников и последующего захоронения в глубоководных океанических осадках.

№107 слайд
Источники поступления фосфора
Содержание слайда: Источники поступления фосфора в океаны: бытовые сточные воды, обогащенные фосфорсодержащими моющими средствами; промышленные сточные воды от предприятий, производящих удобрения; поверхностный сток с сельскохозяйственных угодий. после биологической очистки сточные воды обогащаются минеральным фосфором вследствие интенсификации минерализации органических веществ на очистных сооружениях.

№108 слайд
Содержание слайда:

№109 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Биосфера, ее эволюция и устойчивость одним архивом: