Презентация Восприятие человеком состояния окружающей среды онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Восприятие человеком состояния окружающей среды абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 34 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Окружающий мир » Восприятие человеком состояния окружающей среды



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    34 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    901.00 kB
  • Просмотров:
    102
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция . Восприятие человеком
Содержание слайда: Лекция 4. Восприятие человеком состояния окружающей среды Безопасность деятельности человека основывается на постоянном приеме и анализе информации: о характеристиках окружающей среды и ее элементов; о состоянии внутренних систем организма и его последующих действиях.

№2 слайд
Взаимодействие человека и
Содержание слайда: Взаимодействие человека и окружающей среды

№3 слайд
Внешние сигналы из окружающей
Содержание слайда: Внешние сигналы из окружающей среды воспринимаются центральной нервной системой через анализаторы, состоящие из рецепторов, нервных связей и групп нейронов в коре головного мозга.

№4 слайд
Рецепторы выполняют функции
Содержание слайда: Рецепторы выполняют функции датчиков и воспринимают сигналы внешней или внутренней среды и по нервным связям передают их в головной мозг. Рецепторы находятся как на поверхности тела (внешние рецепторы или органы чувств), так и размещаются во внутренних системах и органах (внутренние рецепторы). Совокупность рецептора, нервных связей и соответствующего участка головного мозга представляет собой анализатор. Анализатор – система специальных нервных образований, которые воспринимают явления в окружающем мире и внутри организма и обрабатывают полученную информацию.

№5 слайд
Внешние анализаторы включают
Содержание слайда: Внешние анализаторы включают в себя: • зрительный (рецептор - глаз); • слуховой (рецептор - ухо); • тактильный, болевой, температурный (рецепторы находятся в коже); • обонятельный (рецептор в носовой полости); • вкусовой (рецепторы на языке и небе). Внутренние анализаторы: • анализатор давления; • кинестетический (рецепторы в мышцах и сухожилиях); • вестибулярный (рецепторы в полости уха); • специальные анализаторы.

№6 слайд
Внешние анализаторы человека
Содержание слайда: Внешние анализаторы человека

№7 слайд
Каждое ощущение, испытываемое
Содержание слайда: Каждое ощущение, испытываемое человеком, кроме качества, непременно обладает определенной степенью интенсивности, или силы. Соответственно, существует определенная взаимосвязь между интенсивностью раздражения (стимула) и интенсивностью ощущения (восприятия).

№8 слайд
Закон Вебера - Фехнера Эрнст
Содержание слайда: Закон Вебера - Фехнера Эрнст Генрих Вебер (1795-1878) 

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Закон Вебера - Фехнера
Содержание слайда: Закон Вебера - Фехнера Началом, определившим закон Вебера — Фехнера, стали исследования Э. Вебера в области зрительных и слуховых ощущений, а также в области кожной чувствительности (осязания). В частности, Веберу принадлежат опыты с температурной чувствительностью организма.

№11 слайд
Для понимания этого закона
Содержание слайда: Для понимания этого закона особенно важным является понятие так называемого порога, установленное в процессе психофизиологических исследований.

№12 слайд
Интенсивность раздражения
Содержание слайда: Интенсивность раздражения должна достигнуть определенного уровня с тем, чтобы человек хоть как-то почувствовал его воздействие. Уровень раздражения, дающий такое едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения. Существует и такой уровень интенсивности раздражения, после увеличения которого интенсивность ощущения уже не усиливается. Этот уровень называется верхним порогом ощущения. Воздействие раздражения человек чувствует только в интервале между этими порогами, поэтому их принято называть внешними порогами ощущения.

№13 слайд
Относительный порог порог
Содержание слайда: Относительный порог (порог различения, разностный порог, дифференциальный порог)

№14 слайд
Нижний абсолютный порог
Содержание слайда: Нижний (абсолютный) порог ощущения – минимальная интенсивность физического раздражителя, при достижении и превышении которой появляется его ощущение. Верхний (абсолютный) порог ощущения – максимальная интенсивность, при которой еще сохраняется его адекватное (специфическое) восприятие. Дифференциальный порог (порог различения) – это минимальное различие интенсивности двух раздражителей, которое возможно распознать по разнице в ощущениях.

№15 слайд
Раздражение, по интенсивности
Содержание слайда: Раздражение, по интенсивности превышающее данную величину, называется запороговым, а раздражение с меньшей интенсивностью – допороговым. Раздражение, по интенсивности превышающее данную величину, называется запороговым, а раздражение с меньшей интенсивностью – допороговым.

№16 слайд
Э. Вебер обнаружил, что
Содержание слайда: Э. Вебер обнаружил, что ощущения у человека увеличиваются пропорционально не абсолютному приросту интенсивности раздражителя, а его относительному приросту, что выражается формулой: dr/r = const , где dr – величина дополнительного раздражения; r –величина основного раздражения.

№17 слайд
На основе работ Э. Вебера
Содержание слайда: На основе работ Э. Вебера немецкий физик Г. Фехнер в 1860 г. вывел точное математическое выражение приращение интенсивности раздражителя и приращения ощущения: dL = a · dR/ R, где dL – элементарное ощущение организма; а – коэффициент пропорциональности; dR – элементарное приращение раздражителя. R – абсолютная величина раздражителя.

№18 слайд
Количественное определение
Содержание слайда: Количественное определение соотношения между физической величиной раздражения (стимула) и ощущением получило название закон Вебера – Фехнера и выражается уравнением: Е = К × ln (I / I₀) + C, где Е – интенсивность ощущения; К и С – константы; I – интенсивность раздражителя (стимула); I₀ - абсолютный порог раздражителя (стимула).

№19 слайд
Основной характеристикой
Содержание слайда: Основной характеристикой анализатора является чувствительность рецептора, т.е. способность воспринимать раздражитель. Параметрами анализаторов являются: • абсолютная чувствительность к интенсивности сигнала (абсолютный порог ощущения по интенсивности - минимальное значение воздействующего раздражителя); • предельно допустимая интенсивность сигнала (обычно близка к болевому порогу); • диапазон чувствительности к интенсивности (включает все переходные значения раздражителя от абсолютного порога чувствительности до болевого порога); • дифференциальная чувствительность к изменению интенсивности сигнала, минимальная длительность сигнала для возникновения ощущения.

№20 слайд
Функционирование разных
Содержание слайда: Функционирование разных анализаторов существенно изменяется под влиянием неблагоприятных для человека условий. Низкие и высокие температуры, вибрации, перегрузки, невесомость, слишком интенсивные потоки информации, ведущие к дефициту времени, и ее недостаток, утомление, вызванное длительной работой или неблагоприятными условиями, состояние стресса - все эти и многие другие факторы вызывают различные изменения характеристик анализаторов.

№21 слайд
Для механизированных и
Содержание слайда: Для механизированных и автоматизированных форм физического труда и интеллектуального труда очень важны характеристики памяти и оперативного мышления. Понятие «память» включает процессы: • запоминания; • сохранения; • узнавания; • воспроизведения информации.

№22 слайд
По длительности сохранения
Содержание слайда: По длительности сохранения информации: По длительности сохранения информации: • кратковременная - непосредственная (сенсорная) и оперативная; • долговременная (постоянная, статическая). По отношению к цели: • непроизвольная; • произвольная. По характеру запоминаемого материала: • логическая; • образная (зрительная, слуховая, осязательная и т. п.); • эмоциональная; • моторная (двигательная).

№23 слайд
Объем сохраняемой в
Содержание слайда: Объем сохраняемой в непосредственной памяти информации зависит от модальности (вида анализатора) и способа предъявления. Объем сохраняемой в непосредственной памяти информации зависит от модальности (вида анализатора) и способа предъявления. В непосредственной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся воспринятая информация. Затем она быстро теряется, в результате чего через 1 - 2 с остается порядка восьми символов, которые переходят в оперативную память. Оперативная память позволяет сохранять текущую информацию на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени.

№24 слайд
Информация, поступающая в
Содержание слайда: Информация, поступающая в долговременную память, с течением времени забывается. Кривая забывания представлена на рисунке.

№25 слайд
Показатели надежности
Содержание слайда: Показатели надежности человека Быстрота и качество совершаемых действий зависит от психоэмоционального напряжения и готовности к работе. Психоэмоциональное состояние определяется сложностью и интенсивностью трудового процесса, стрессовыми ситуациями , ответственностью за совершенные действия и их последствия и др. Готовность к работе определяется знанием, опытом, адаптационными и интеллектуальными способностями человека.

№26 слайд
При активизации нервной
Содержание слайда: При активизации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается, а после показатели трудовой деятельности начинают снижаться (См. рисунок).

№27 слайд
Производственные психические
Содержание слайда: Производственные психические состояния можно классифицировать следующим образом: Состояние относительно устойчивое и длительное по времени. Оно определяет отношение человека к выполняемому трудовому процессу и производству в целом. Это удовлетворенность или неудовлетворенность работой, заинтересованность в результатах труда, безразличие к трудовому процессу и т. п. Состояние временное, ситуативное, быстропроходящее. Это состояние возникает под действием разного рода сбоев в производственном процессе или изменением во взаимоотношениях в трудовом коллективе. Состояние, возникающее периодически в ходе трудовой деятельности. Причинами такого состояния могут быть пониженная готовность к работе, повышение работоспособности, утомление, сонливость, апатия и др.

№28 слайд
Неблагоприятные факторы
Содержание слайда: Неблагоприятные факторы вызывают повышение нервно-эмоционального напряжения. Такими факторами являются: физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий труда нормативным требованиям; биологический страх; дефицит времени на выполнение трудовых операций; повышенная трудность задачи; повышенная значимость ошибочных действий; дефицит информации для принятия решения; перегрузка информацией; конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

№29 слайд
Анализ производственного
Содержание слайда: Анализ производственного травматизма показывает его связь с возрастом и стажем трудовой деятельности. Максимальное количество травм приходится на молодых работников и лиц, имеющих стаж более 10 - 15 лет. В первые годы работы повышенный риск травматизма обусловлен недостатком профессионального опыта: недостаток знаний о трудовом процессе; неумение анализировать производственные ситуации; определять последствия совершенных действий и поступков; находить правильные решения в сложных ситуациях и др. С увеличением профессионального стажа риск несчастных случаев с работниками на производстве снижается. С увеличением трудового стажа более 10 - 15 лет риск производственного травматизма опять увеличивается. Это объясняется следующими обстоятельствами: пренебрежение правилами безопасного выполнения работ в силу адаптации (привыкания) к опасности; снижение психических и физиологических функций, связанных с возрастными изменениями.

№30 слайд
Структура влияния
Содержание слайда: Структура влияния человеческого фактора на возможность реализации опасности показана на рисунке.

№31 слайд
Надежное взаимодействие
Содержание слайда: Надежное взаимодействие человека с техническими системами обеспечивается выполнением следующих основных принципов: Принцип минимального рабочего усилия. Человек должен выполнять только ту работу, которая необходима и не может быть выполнена технической системой. Не должно быть ненужных повторений уже сделанной работы. 2. Принцип максимального взаимопонимания. Техническая система выводит всю необходимую информацию в достаточном объеме и легко понимаемой кодировке, не требующей дополнительной интерпретации, что значительно перегружает оперативную память человека, взаимодействующего с технической системой.

№32 слайд
. Принцип минимального объема
Содержание слайда: 3. Принцип минимального объема оперативной памяти. Нужно, чтобы человек при работе в системе запоминал как можно меньше. Это объясняется тем, что скорость переработки информации работником и его пропускная способность ограниченны. Например, при чтении текста человек воспринимает примерно 16 бит/с , удерживая одновременно в оперативной памяти около 160 бит информации. Поэтому от человека нельзя требовать, чтобы он запоминал и изучал информацию и терминологию, не относящуюся к выполнению поставленной производственной задачи. 3. Принцип минимального объема оперативной памяти. Нужно, чтобы человек при работе в системе запоминал как можно меньше. Это объясняется тем, что скорость переработки информации работником и его пропускная способность ограниченны. Например, при чтении текста человек воспринимает примерно 16 бит/с , удерживая одновременно в оперативной памяти около 160 бит информации. Поэтому от человека нельзя требовать, чтобы он запоминал и изучал информацию и терминологию, не относящуюся к выполнению поставленной производственной задачи. 4. Принцип минимальных производственных стрессов, причинами которых могут быть изменение методики руководства, изменение программы и алгоритма действий, изменение приоритетов выполняемых функций и задач, аварийные ситуации и др.

№33 слайд
. Принцип максимального
Содержание слайда: 5. Принцип максимального контроля со стороны человека-оператора за работой технической системы. Оператор должен иметь возможность изменить очередность обработки, контролировать последовательность работы. 5. Принцип максимального контроля со стороны человека-оператора за работой технической системы. Оператор должен иметь возможность изменить очередность обработки, контролировать последовательность работы. 6. Принцип максимальной эффективности. Этот принцип применим для технических систем, в которых выполнение задачи допустимо с различным уровнем качества. 7. Принцип ответственности. Имеет особое значение в системах, где человек выполняет ряд ответственных функций.

№34 слайд
Индивидуальные
Содержание слайда: Индивидуальные психологические качества оператора, как соотношение процессов построения (А) и контроля (К) гипотез: А >> К – импульсивные решения (процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля); А > К – решения принимаются с большой долей риска; А = К – уравновешенные решения; А < К – осторожные решения (контрольные процессы преобладают над процессами построения гипотез); А << К – инертные решения, процесс протекает медленно и неуверенно.

Скачать все slide презентации Восприятие человеком состояния окружающей среды одним архивом: