Презентация Культура как система знаков онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Культура как система знаков абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 87 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Культура как система знаков



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    87 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    26.38 MB
  • Просмотров:
    92
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция Лекция Культура как
Содержание слайда: Лекция № 6 Лекция № 6 Культура как система знаков

№2 слайд
План План . Культура как
Содержание слайда: План: План: 1. Культура как система знаков 1.1. Язык культуры как вторичная моделирующая система 1.2. Знаки 1.2.1. Естественные знаки 1.2.2. Функциональные знаки 1.2.3. Иконические знаки 1.2.4. Конвенциональные (условные) знаки 1.2.5. Вербальные знаковые системы 1.2.6. Знаковые системы записи 2. Культурные коды

№3 слайд
. Культура как система знаков
Содержание слайда: 1. Культура как система знаков Семиотика культуры – это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

№4 слайд
В таком случае исходят из
Содержание слайда: В таком случае исходят из того, что необходимым компонентом любой культуры является информация, которая всегда хранится и передается с помощью знаков, в совокупности составляющих текст.

№5 слайд
При этом текстом называют не
Содержание слайда: При этом «текстом» называют не только письменные сообщения, но любой артефакт, рассматриваемый как носитель информации.

№6 слайд
Язык тоже понимается в
Содержание слайда: Язык тоже понимается в широком смысле – не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.

№7 слайд
. . Язык культуры как
Содержание слайда: 1.1. Язык культуры как вторичная моделирующая система Языки культуры называют вторичными моделирующими системами, так как именно они выступают теми средствами, с помощью которых человек познает, объясняет и пытается изменить мир вокруг себя.

№8 слайд
Язык мифологии можно отнести
Содержание слайда: Язык мифологии можно отнести к вторичным моделирующим знаковым системам.

№9 слайд
Язык культуры это
Содержание слайда: Язык культуры – это универсальная форма познания действительности, обслуживающая человека во всех сферах его жизни и деятельности.

№10 слайд
Язык культуры это знаки,
Содержание слайда: Язык культуры – это знаки, формы, символы.

№11 слайд
Язык культуры Языком культуры
Содержание слайда: Язык культуры Языком культуры называется представление культуры в словах, образах, жестах.

№12 слайд
Т.е. язык культуры это те
Содержание слайда: Т.е. язык культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникации друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

№13 слайд
С помощью языка
Содержание слайда: С помощью языка осуществляется понимание, диалог как между культурами разных эпох, так и между культурами, существующими одновременно.

№14 слайд
Проблема языка культуры как
Содержание слайда: Проблема языка культуры как фундаментальная проблема Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам. Во-первых, освоить культуру, ее ценности невозможно, не овладев системой ее языка.

№15 слайд
Во-вторых, именно через язык
Содержание слайда: Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет культурную картину мира.

№16 слайд
В-третьих, понимание языка
Содержание слайда: В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре.

№17 слайд
Язык выступает и продуктом
Содержание слайда: Язык выступает и продуктом культуры, и структурным ее элементом, и условием. Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни.

№18 слайд
Язык как социальное явление
Содержание слайда: Язык как социальное явление Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми.

№19 слайд
Язык организует опыт людей.
Содержание слайда: Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

№20 слайд
Коммуникация возможна только
Содержание слайда: Коммуникация возможна только лишь при наличии знаний, которые принимаются, используются ее участниками и поняты ими. Но в языках бывает много варваризмов, то есть неоправданных иноязычных слов. Во Франции налагается штраф за их употребление.

№21 слайд
. . Знаки Знак это
Содержание слайда: 1.2. Знаки Знак – это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

№22 слайд
Выделяют шесть типов знаков и
Содержание слайда: Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: – естественные, – функциональные, – иконические, – конвенциальные, – вербальные, системы записи.

№23 слайд
. . . Естественные знаки
Содержание слайда: 1.2.1. Естественные знаки Естественные знаки – это вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них.

№24 слайд
Естественные знаки это
Содержание слайда: Естественные знаки – это знаки-признаки, например дым – знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, нужно знать, признаком чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

№25 слайд
. . . Функциональные знаки
Содержание слайда: 1.2.2. Функциональные знаки Функциональные знаки – это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней.

№26 слайд
Например действия учителя,
Содержание слайда: Например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса.

№27 слайд
Функциональные знаки нередко
Содержание слайда: Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова – к счастью, женщина с пустыми ведрами – к несчастью и т.д.

№28 слайд
. . . Иконические знаки
Содержание слайда: 1.2.3. Иконические знаки Иконические знаки – знаки-образы, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

№29 слайд
Художественные образы,
Содержание слайда: Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны.

№30 слайд
Иллюстрация
Содержание слайда: Иллюстрация 20

№31 слайд
. . . Конвенциональные
Содержание слайда: 1.2.4. Конвенциональные (условные) знаки Конвенциональные (условные) знаки – искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение.

№32 слайд
Они могут быть совсем не
Содержание слайда: Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок; красный крест на машине «скорой помощи», «зебра» на пешеходном переходе и др.

№33 слайд
Существует три основных вида
Содержание слайда: Существует три основных вида конвенциональных знаков – сигналы, индексы и символы.

№34 слайд
Сигналы знаки извещения или
Содержание слайда: – Сигналы – знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.

№35 слайд
Индексы условные обозначения
Содержание слайда: – Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других.

№36 слайд
Иногда но необязательно их
Содержание слайда: Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

№37 слайд
Картографические знаки можно
Содержание слайда: Картографические знаки можно отнести к знакам-индексам.

№38 слайд
Символ Символы знак,
Содержание слайда: Символ – Символы – знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется.

№39 слайд
Значения символов указывают
Содержание слайда: Значения символов указывают на ценность явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

№40 слайд
Примерами символов являются
Содержание слайда: Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны. Символ позволяет отличить своих от чужих.

№41 слайд
Флаг как символ Тринадцать
Содержание слайда: Флаг как символ Тринадцать красно-белых полос на флаге США символизируют тринадцать штатов, образовавших новое независимое государство: Вирджиния, Делавэр, Джорджия, Коннектикут, Массачусетс, Мэриленд, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд, Северная Каролина, Южная Каролина.

№42 слайд
Виды символов В зависимости
Содержание слайда: Виды символов В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов: исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия);

№43 слайд
Религиозные символы
Содержание слайда: Религиозные символы религиозные (крест, иконы);

№44 слайд
Мифологические символы
Содержание слайда: Мифологические символы мифологические (Гея – Земля, Кронос – время и т.д.);

№45 слайд
Идеологические, нравственные,
Содержание слайда: Идеологические, нравственные, художественные символы идеологические и пропагандистские символы (программы, конституции, лозунги);

№46 слайд
нравственные символы белый
Содержание слайда: нравственные символы (белый цвет – чистота);

№47 слайд
художественные символы
Содержание слайда: художественные символы (произведения искусства).

№48 слайд
Лозунги
Содержание слайда: Лозунги

№49 слайд
. . . Вербальные знаковые
Содержание слайда: 1.2.5. Вербальные знаковые системы Вербальные знаковые системы – это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они составляют основу культуры говорящего на нем народа.

№50 слайд
Естественный язык это
Содержание слайда: Естественный язык – это открытая знаковая система. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

№51 слайд
История развития культуры
Содержание слайда: История развития культуры отражается в истории развития языка. Так, новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике пополняют словарный запас языка (радио, электрон, компьютер и т.д.), а уходящие процессы и явления приводят к устареванию и исчезновению слов (половой – слуга в трактире, криница – родник и т.д.).

№52 слайд
При этом базисный словарь
Содержание слайда: При этом базисный словарь (слова, обозначающие части тела человека, Солнце, Луну, звезды, простейшие глаголы и числительные до десяти, а также личные местоимения) остается неизменным очень долго, в течение сотен лет.

№53 слайд
. . . Знаковые системы записи
Содержание слайда: 1.2.6. Знаковые системы записи Знаковые системы записи – письмо, ноты и т.п. – в истории человечества появились довольно поздно. Они возникли на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки и т.д. и вторичны по отношению к ним.

№54 слайд
Появление и развитие письма
Содержание слайда: Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры. Без письма невозможно развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации.

№55 слайд
Знаки идеографического письма
Содержание слайда: Знаки идеографического письма

№56 слайд
. Культурные коды Культурный
Содержание слайда: 2. Культурные коды Культурный код – это набор символов, передающих информацию внутри группы, ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

№57 слайд
Язык майя Необходимость в
Содержание слайда: Язык майя Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла.

№58 слайд
Мир сигналов это мир
Содержание слайда: Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры.

№59 слайд
Код позволяет проникнуть на
Содержание слайда: Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

№60 слайд
Классификация кодов культур В
Содержание слайда: Классификация кодов культур В соответствии с классификацией типов культуры выделяют: коды дописьменных культур; коды письменных культур; коды экранных культур.

№61 слайд
Истоки культурного кода
Содержание слайда: Истоки культурного кода Дописьменная культура охватывает огромный «доисторический» период, включающий «дикость» и «варварство» (по терминологии Г.Л. Моргана и Э.Б. Тэйлора).

№62 слайд
Примитивнейшие основания
Содержание слайда: Примитивнейшие основания культурного кода закладывались еще в нижнем палеолите (от 1 млн. до 40 тыс. лет назад).

№63 слайд
В дописьменных культурах
Содержание слайда: В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых формах.

№64 слайд
Миф как код дописьменных
Содержание слайда: Миф как код дописьменных культур По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радаманф, Сарпедон.

№65 слайд
Магия имен как культурный код
Содержание слайда: Магия имен как культурный код В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека связь между именем и обозначаемыми им вещью или лицом является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реальной, материально ощутимой.

№66 слайд
Весьма распространено было
Содержание слайда: Весьма распространено было явление, когда каждый мужчина, женщина, ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным.

№67 слайд
Тот же обычай сохранился и в
Содержание слайда: Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное и доброе. Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

№68 слайд
Ту же самую ситуацию можно
Содержание слайда: Ту же самую ситуацию можно было наблюдать и в Индии, когда ребенок из касты брахманов получал при рождении два имени.

№69 слайд
Система имен как механизм
Содержание слайда: Система имен как механизм кодирования В доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это сама информация, а не этикетка.

№70 слайд
Обряд имянаречения у славян
Содержание слайда: Обряд имянаречения у славян (реконструкция) Его произнесение является тем запускающим, энергетическим механизмом, посредством которого возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.

№71 слайд
Коды письменных культур Коды
Содержание слайда: Коды письменных культур Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени.

№72 слайд
Новый культурный код, в
Содержание слайда: Новый культурный код, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях, имеет ясную форму выражения, содержание которой заключено в Священных книгах: Книге мертвых – древних египтян, Ветхом Завете – древних иудеев, Авесте – древних иранцев-зороострийцев, Ведах – древних индийцев-брахманистов и т.д.

№73 слайд
Культурный код и письменность
Содержание слайда: Культурный код и письменность В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям, как себя вести в отношении к миру и к своему Богу или Богам, но и сообщаются и осмысливаются события прошлого каждого народа.

№74 слайд
Таким образом, в культурный
Содержание слайда: Таким образом, в культурный код включается история. В письменном тексте место магии-ритуала занимает магия слов. Эти слова в устах жрецов и священников являются символами недоступных другим смыслов, в которых хранятся тайны всего сущего.

№75 слайд
Изменение культурного кода
Содержание слайда: Изменение культурного кода Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине XV века и связано с изобретением книгопечатания.

№76 слайд
Печатный книжный тираж
Содержание слайда: Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен.

№77 слайд
Одной из таких значимых
Содержание слайда: Одной из таких значимых перемен явилась десакрализация Священного текста Библии, которая произошла в результате перевода ее с сакрального латинского на немецкий и  другие  языки, превращение в  доступный всем  грамотным людям текст.

№78 слайд
Книгопечатание августа года
Содержание слайда: Книгопечатание 24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание.

№79 слайд
Наука и культурный код
Содержание слайда: Наука и культурный код Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука.

№80 слайд
Ее результат достоверное,
Содержание слайда: Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.

№81 слайд
В XVII-XIX вв. научная
Содержание слайда: В XVII-XIX вв. научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культурного кода Западной Европы.

№82 слайд
Пример научной теории Дэвид
Содержание слайда: Пример научной теории Дэвид Бушнелл (1740-1824)  – американский изобретатель. Считается создателем первой в мире подводной лодки, когда-либо использованной в военных целях. Лодка под названием «Черепаха» была создана в 1775 году во время обучения конструктора в Йельском университете. Предложенный Бушнеллом принцип заполнения балластных цистерн забортной водой для погружения лодки и винтовой движитель до сих пор используются в конструкциях современных субмарин.

№83 слайд
Коды экранной культуры В XX
Содержание слайда: Коды экранной культуры В XX веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода.

№84 слайд
Предметность, которая в
Содержание слайда: Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на «вторичную предметность» – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т.д.

№85 слайд
Знаковость как признак
Содержание слайда: Знаковость как признак экранной культуры Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности  в поисках знака-изображения.

№86 слайд
Экранная культура
Содержание слайда: Экранная культура Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется.

№87 слайд
Для нового мышления
Содержание слайда: Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования.

Скачать все slide презентации Культура как система знаков одним архивом: