Презентация Культура России второй половины 19 века онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Культура России второй половины 19 века абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 142 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Культура России второй половины 19 века
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:142 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:24.66 MB
- Просмотров:201
- Скачиваний:5
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Особенности периода
Вторая половина XIX в. — время мощного подъема российской науки. Потребности общества вызывали увеличение поддержки научных исследований со стороны государства. Основными научными центрами оставались Академия наук, университеты, научные общества при университетах. Успехи русской науки в этот период повысили ее международный авторитет. «Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К.А. Тимирязев в 1890-х гг.
№3 слайд
Содержание слайда: Наука.
Русский учёный-энциклопедист, общественный деятель.
Химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.
№4 слайд
Содержание слайда: Наука.
Российский физик. Получил кривую намагничивания железа (1872), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888—1890), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Московском университете (1874).
№5 слайд
Содержание слайда: Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом исследовательские экспедиции П.П. Семенова Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского и Ч.Ч. Валиханова по Средней и Центральной Азии, южной Сибири.
Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом исследовательские экспедиции П.П. Семенова Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского и Ч.Ч. Валиханова по Средней и Центральной Азии, южной Сибири.
№6 слайд
Содержание слайда: Пётр Петро́вич Семёнов-Тян-Ша́нский (1827-1914) - русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
Пётр Петро́вич Семёнов-Тян-Ша́нский (1827-1914) - русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
Вице-председатель Императорского Русского географического общества (с 1873) и президент Русского энтомологического общества (с 1889).
В 1856 - 1857 годах исследовал Тянь-Шань. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859—60 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.
№7 слайд
Содержание слайда: Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) - великий русский путешественник и географ. Уже после первой экспедиции по Уссурийскому краю (1867-1869) прославился как талантливый исследователь далеких и малоизвестных земель. Провел четыре экспедиции в Центральную Азию, во время которых пересек огромные пространства от Саян до Тибета и от Тянь-Шаня до Хингана.
Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) - великий русский путешественник и географ. Уже после первой экспедиции по Уссурийскому краю (1867-1869) прославился как талантливый исследователь далеких и малоизвестных земель. Провел четыре экспедиции в Центральную Азию, во время которых пересек огромные пространства от Саян до Тибета и от Тянь-Шаня до Хингана.
№8 слайд
Содержание слайда: Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов (1835-1865)- великий казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Чокан Валиханов — чингизид, правнук Абылай хана.
Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов (1835-1865)- великий казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик. Чокан Валиханов — чингизид, правнук Абылай хана.
№9 слайд
Содержание слайда: Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888)
Российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая.
№11 слайд
Содержание слайда: выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы.
В своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности.
Открыл явления центрального торможения, исследовал дыхательную функцию крови.
Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.
Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов
№12 слайд
Содержание слайда: Один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
№13 слайд
Содержание слайда: ПАВЛОВ
Иван Петрович (1849 -1936)
Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.
№14 слайд
Содержание слайда: Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы,. С 1888 в Пастеровском институте (Париж). Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическиую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. Нобелевская премия (1908, совместно с П. Эрлихом).
Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы,. С 1888 в Пастеровском институте (Париж). Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическиую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. Нобелевская премия (1908, совместно с П. Эрлихом).
№15 слайд
Содержание слайда: Российский естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологов растений.
Российский естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологов растений.
Раскрыл закономерности фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растении.
Труды по методам исследования физиологии растений, биологическим основам агрономии, истории науки.
Один из первых пропагандистов дарвинизма и материализма в России. Популяризатор и публицист («Жизнь растения», 1878)
№17 слайд
Содержание слайда: Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.
Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.
№18 слайд
Содержание слайда: Российский электротехник. Изобрел угольную лампу накаливания (1872, патент 1874). Один из основателей электротермии. Ломоносовская премия (1874).
Российский электротехник. Изобрел угольную лампу накаливания (1872, патент 1874). Один из основателей электротермии. Ломоносовская премия (1874).
№20 слайд
Содержание слайда: Русский ученый, основоположник современной аэродинамики.
Русский ученый, основоположник современной аэродинамики.
Труды по теории авиации, многие исследования по механике твердого тела, астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике, прикладной механике, теории регулирования машин и механизмов и др.
Участник создания Аэродинамического института в Кучино, под Москвой (1904).
Организатор и первый руководитель (с 1918) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
№22 слайд
Содержание слайда: Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики.
Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге).
Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
№25 слайд
Содержание слайда: Российский историк, академик Петербургской АН (1872).
Российский историк, академик Петербургской АН (1872).
Ректор Московского университета (1871-77).
Труды по истории Новгорода, эпох Петра I и Александра I, внешней политики России, историографии.
Основные сочинения — «История России с древнейших времен» (1851-79; т. 1-29).
№26 слайд
Содержание слайда: Одной из важных областей науки на рубеже веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей соединения материального и духовного, утверждение «нового» религиозного сознания «серебряного века».
Одной из важных областей науки на рубеже веков становится философия. Здесь получает широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия занимается поиском путей соединения материального и духовного, утверждение «нового» религиозного сознания «серебряного века».
Основы религиозно – философского Ренессанса были заложены учением Соловьева В.С. (синтез религии, философии, науки; идея Богочеловечества)
№27 слайд
Содержание слайда: Российский историк, академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН.
Российский историк, академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН.
Труды: «Курс русской истории» (ч. 1-5, 1904-22), «Боярская дума Древней Руси» (1882), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.
№28 слайд
Содержание слайда: Русский религиозный философ.
Русский религиозный философ.
Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918).
В 1922 выслан из Советской России.
С 1925 — во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство.
Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.
Основные сочинения (переведены на многие языки): «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (т. 1-2, 1927-28), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).
№29 слайд
Содержание слайда: Русский философ, экономист, теолог.
Русский философ, экономист, теолог.
С 1923 в эмиграции, жил в Париже.
От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию.
Основные сочинения: «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-1945), «Философия имени» (издано в 1953).
№30 слайд
Содержание слайда: Русский писатель, религиозный философ.
Русский писатель, религиозный философ.
Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) — эстетическая декларация русского декадентства.
В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, «Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти».
Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский». Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам», «Данте» и др.
№31 слайд
Содержание слайда: Российский ученый, религиозный философ, богослов.
Российский ученый, религиозный философ, богослов.
В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания.
В работах 20-х гг. стремился к построению «конкретной метафизики» (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и др.). Репрессирован; реабилитирован посмертно.
№32 слайд
Содержание слайда: Российский историк, академик АН (1925; академик РАН с 1920).
Российский историк, академик АН (1925; академик РАН с 1920).
Председатель Археографической комиссии (1918-29).
Труды «Очерки по истории смуты в Московском государстве XV — XVII вв.», курс лекций по русской истории, издание русской публицистики кон. 16 — нач. 17 вв. Подвергался репрессиям в нач. 1930-х гг.
№33 слайд
Содержание слайда: СЕМЕВСКИЙ Василий Иванович (1848/49-1916), российский историк либерально-народнической ориентации, один из создателей партии народных социалистов и член ее ЦК. Основатель и редактор журнала «Голос минувшего». Труды по истории крестьянства 18 в., декабристов и петрашевцев.
СЕМЕВСКИЙ Василий Иванович (1848/49-1916), российский историк либерально-народнической ориентации, один из создателей партии народных социалистов и член ее ЦК. Основатель и редактор журнала «Голос минувшего». Труды по истории крестьянства 18 в., декабристов и петрашевцев.
№34 слайд
Содержание слайда: Русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838).
Русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838).
Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 1866), за который был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863).
В 1862 издал сборник «Пословицы русского народа», в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.).
№35 слайд
Содержание слайда: В области филологии и литературоведения работали И.И. Срезневский, Ф.Ф. Фортунатов, П.В. Анненков. В.И. Даль – талантливый этнограф-самоучка – опубликовал в 1860-х гг. свои главные труды: «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа», ставшие бесценным источником дальнейших исследований.
В области филологии и литературоведения работали И.И. Срезневский, Ф.Ф. Фортунатов, П.В. Анненков. В.И. Даль – талантливый этнограф-самоучка – опубликовал в 1860-х гг. свои главные труды: «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа», ставшие бесценным источником дальнейших исследований.
№36 слайд
Содержание слайда: Особенностью русской культуры второй половины XIX столетия, как отмечали уже современники, был нравственный максимализм и литературоцентризм.
Особенностью русской культуры второй половины XIX столетия, как отмечали уже современники, был нравственный максимализм и литературоцентризм.
Художественная литература данного периода представляла собой «яркое созвездие великих имен».
Это было время высшего расцвета реализма.
№37 слайд
Содержание слайда: Расцвет лирической поэзии второй половины XIX в. связан, прежде всего, с именами Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Расцвет лирической поэзии второй половины XIX в. связан, прежде всего, с именами Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Заметным явлением этого периода было и творчество поэтов, вышедших из простонародья. Связь с фольклором и «пленительные картины природы» отличают произведения И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина. Многие из их стихотворений стали народными песнями и популярными романсами.
№38 слайд
Содержание слайда: Русский классический роман
В 1859 г. был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
№39 слайд
Содержание слайда: Глубокие нравственные проблемы поднимал в своем творчестве (1861 г. — «Униженные и оскорбленные», 1866 г. — «Преступление и наказание», 1868 г. — «Идиот»,1880 г. — «Братья Карамазовы») Ф.М. Достоевский.
Глубокие нравственные проблемы поднимал в своем творчестве (1861 г. — «Униженные и оскорбленные», 1866 г. — «Преступление и наказание», 1868 г. — «Идиот»,1880 г. — «Братья Карамазовы») Ф.М. Достоевский.
№41 слайд
Содержание слайда: Русский писатель, поэт; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860). Романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».
Русский писатель, поэт; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860). Романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».
№42 слайд
Содержание слайда: Ярким проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обличительные произведения вообще характерны для отечественной литературы этого периода. Однако если Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов видели путь преодоления общественной несправедливости в нравственном совершенствовании человека, то т.н. «демократический роман» (Н.Г. Помяловский, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Решетников и др.) и революционная поэзия, ярчайшим представителем которой можно назвать Н.А. Некрасова, искупали творческое несовершенство призывом к активной борьбе.
Ярким проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обличительные произведения вообще характерны для отечественной литературы этого периода. Однако если Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов видели путь преодоления общественной несправедливости в нравственном совершенствовании человека, то т.н. «демократический роман» (Н.Г. Помяловский, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Решетников и др.) и революционная поэзия, ярчайшим представителем которой можно назвать Н.А. Некрасова, искупали творческое несовершенство призывом к активной борьбе.
№44 слайд
Содержание слайда: «Поворотом в литературе» назвали современники уже первый сборник рассказов А.П. Чехова (1886 г.).
«Поворотом в литературе» назвали современники уже первый сборник рассказов А.П. Чехова (1886 г.).
Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).
№45 слайд
Содержание слайда: Драматургия
Расцвет русской литературы второй половины XIX в. затронул и драматургию. Огромное влияние на отечественный театр оказали пьесы А.Н. Островского («Женитьба Бальзаминова», «Лес», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Гроза» и пр.), с успехом ставились драмы А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Федор Иоаннович», «Царь Борис»).
№46 слайд
Содержание слайда: Русская живопись второй половины XIX в. развивалась в духе критического реализма. Лучшие ее представители поднимали в своих произведениях важные социальные и нравственные проблемы. В это период на первое место в творчестве выдвигается бытовой жанр, пейзаж и историческое полотно.
Русская живопись второй половины XIX в. развивалась в духе критического реализма. Лучшие ее представители поднимали в своих произведениях важные социальные и нравственные проблемы. В это период на первое место в творчестве выдвигается бытовой жанр, пейзаж и историческое полотно.
№47 слайд
Содержание слайда: Русская живопись
Несмотря на то, что в 1862 г. Совет Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, учитывая только художественную ценность картины, Академия оставалась оплотом реакции и косности.
В 1863 г. 14 ее выпускников во главе с И.Н. Крамским в знак протеста отказались писать дипломную работу на заданную тему, были выпущены без дипломов и образовали Артель художников, объединенных общими взглядами на искусство.
Прекратила существование в 1871 году.
№48 слайд
Содержание слайда: В 1871 г. большинство из них вошло в Товарищество передвижных художественных выставок, получив впоследствии название «передвижники». Идеями, объединявшими их, были стремление своими полотнами говорить правду о русской жизни, заставить задуматься над социальными вопросами, вызвать сострадание к тем, кто несчастен и обездолен, и обличить общественные пороки. Искусство должно иметь непосредственную связь с жизнью, и в целях распространения произведений искусства во всех городах империи устраивались передвижные художественные выставки. К числу передвижников относились такие выдающиеся мастера отечественной живописи, как В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, Н.Я. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.
№95 слайд
Содержание слайда: Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.
№103 слайд
Содержание слайда: «Кочегар»
А Марк Лисянский посвятил картине замечательное стихотворение:
Я люблю картину Ярошенко
"Всюду жизнь". Люблю ее давно.
Посмотрите: вот глядит с простенка
Мальчик сквозь тюремное окно.
Вспомнив на минуту,
Не забудьте,
Как мальчонка, улыбаясь нам,
Смотрит сквозь заржавленные прутья
И бросает крошки голубям.
А вокруг ребенка арестанты
С добрыми морщинками у глаз.
Жизнелюбы, мастера, таланты,
Чьи шедевры не дошли до нас.
Жизнь им застилала ясны очи,
Убивала - не могла убить,
А они ее любили. Очень!
Завещали нам ее любить.
№111 слайд
Содержание слайда: Во второй половине XIX в. скульптура переживала кризис. Действительно смелых идей не мог предложить практически никто из русских скульпторов. Они обратились к сюжетности, исторической и бытовой иллюстративности. Скульптурные работы этого периода перегружены подробностями. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде М.О. Микешина. Отказавшись от монументальности, скульпторы добивались больших успехов — памятник А.С. Пушкину в Москве А.М. Опекушина.
К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы («Иван Грозный», «Ермак», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Христос перед судом народа»).
№117 слайд
Содержание слайда: Внедрение во второй половине XIX в. в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов. Постройки стали более функциональны, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки. Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.
№118 слайд
Содержание слайда: Господствующим стилевым направлением была эклектика (смешение стилей). Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал «псевдорусский» стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой.
№119 слайд
Содержание слайда: Архитектура
К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом «Теремок» в подмосковном Абрамцево (архитектор И. П. Петров, более известный под псевдонимом Ропет); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А. А. Семенов), Городской думы (Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (А.Н. Померанцев) в Москве.
№125 слайд
Содержание слайда: Театральная жизнь во второй половине XIX в. отразила процессы, происходившие в обществе, привлекала внимание к животрепещущим процессам современности. Популярность театра в широких кругах различных слоев населения возрастала, улучшалось профессиональное образование актеров, увеличивалось количество театральных трупп.
Театральная жизнь во второй половине XIX в. отразила процессы, происходившие в обществе, привлекала внимание к животрепещущим процессам современности. Популярность театра в широких кругах различных слоев населения возрастала, улучшалось профессиональное образование актеров, увеличивалось количество театральных трупп.
Основными центрами театральной культуры оставались Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге, но уже в 1860-е гг. в провинции действовало более ста театров. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров, и из любительских трупп стали возникать известные театральные коллективы. В 1890-х гг. широкое распространение получили народные театры.
№126 слайд
Содержание слайда: Огромное влияние на драматическое искусство второй половины XIX в. оказал А.Н. Островский, создавший около 50 пьес, в числе которых «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Доходное место», «Бедность не порок» и т.д. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями передовых людей того времени, и постановки пользовались огромным успехом. Главное место драмы этого автора занимали на сцене Малого театра, который стали называть «домом Островского».
Огромное влияние на драматическое искусство второй половины XIX в. оказал А.Н. Островский, создавший около 50 пьес, в числе которых «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Доходное место», «Бедность не порок» и т.д. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями передовых людей того времени, и постановки пользовались огромным успехом. Главное место драмы этого автора занимали на сцене Малого театра, который стали называть «домом Островского».
№128 слайд
Содержание слайда: СТРЕПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна - русская трагическая актриса.
СТРЕПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна - русская трагическая актриса.
Репертуар актрисы всегда был невелик, и в центре его - две роли, впервые сыгранные ею в девятнадцать лет, принесшие ей славу и титул трагической актрисы: это Катерина в «Грозе» А. Н. Островского и Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского
№130 слайд
Содержание слайда: Русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924).
Русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924).
С 1871 в Малом театре.
Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью.
Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины виноватые» — Кручинина).
№132 слайд
Содержание слайда: Музыка
Вторая половина XIX в. — время расцвета русской музыкальной культуры. В музыкальном искусстве заметно возросло влияние национальных народных мелодий. Развитие музыкальной критики (В.В. Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры. Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А. Г. Рубинштейн создал в Петербурге «Русское музыкальное общество», отделения которого возникли во многих городах.
№133 слайд
Содержание слайда: В 1862 г. на базе «Музыкального общества» была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Я. Г. Рубинштейна (брат А. Г. Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Композитор М.А. Балакирев и дирижер Г.Я. Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России, в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.
В 1862 г. на базе «Музыкального общества» была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Я. Г. Рубинштейна (брат А. Г. Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Композитор М.А. Балакирев и дирижер Г.Я. Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России, в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.
№134 слайд
Содержание слайда: «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа)
Творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918).
Название «могучая кучка» впервые встречается в статье В.В.Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими членами могучей кучки, которые считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
Композиторы «Могучей кучки» изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использовали ее в своем творчестве, внесли неоценимый вклад в развитие национальных традиций в русской музыкальной культуре. Их деятельность в значительной степени определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства.
№135 слайд
Содержание слайда: Композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-1873 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной школы.
Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94).
«Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.
№136 слайд
Содержание слайда: Русский композитор и ученый-химик.
Русский композитор и ученый-химик.
Член «Могучей кучки».
Опера «Князь Игорь» (завершена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890) - образец национального героического эпоса в музыке.
Один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме; симфоническая картина «В Средней Азии», 1980), русского классического струнного квартета.
Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальной»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»).
№137 слайд
Содержание слайда: Русский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал.
Русский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал.
Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов.
Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), романсы.
№138 слайд
Содержание слайда: Русский композитор, член «Могучей кучки».
Русский композитор, член «Могучей кучки».
Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» (завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883).
Запечатлел живые человеческие образы также в песнях - драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»).
Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Ц. А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).
№139 слайд
Содержание слайда: Русский композитор, член «Могучей кучки».
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока.
15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.
№141 слайд
Содержание слайда: Русский композитор, дирижер, народный артист республики (1922).
Русский композитор, дирижер, народный артист республики (1922).
Один из продолжателей традиций «Могучей кучки» и П. И. Чайковского.
Автор монументальных симфонических произведений.
Балеты «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898), «Времена года» (1899).
8 симфоний, симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), 5 концертов для инструментов с оркестром.
Скачать все slide презентации Культура России второй половины 19 века одним архивом:
-
Культура во второй половине XIX века в России
-
Культура России в середине и во второй половине XVIII века
-
Культура России во второй половине ХIX века
-
Культура России второй половины XIX века
-
Художественная культура России первой половины XIX века
-
Искусство России второй половины 19 века. Часть 4
-
Культура России в первой половине XIX века. Золотой век русской культуры
-
Культура России первой половины XIX века
-
Культура России первой половины ХIХ века
-
Культура России первой половины - середины XIX века