Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
31 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
3.16 MB
Просмотров:
64
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Лекция 2
№2 слайд
Содержание слайда: Эволюционизм – направление в изучении культуры
Общий закон развития, заключающийся в эволюции культуры от низших форм к высшим
Тождество исторических траекторий развития культуры разных народов
№3 слайд
Содержание слайда: Поступательное развитие
Приобретение уникального опыта
Миры опыта Шюца
№4 слайд
Содержание слайда: Основные идеи эволюционизма
человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;
в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;
развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних, при этом развитие культуры многоступенчато; а стадии и ступени едины для всех культур в мире;
в соответствии с универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;
общественное развитие идет по законам эволюции, свойственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны;
культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.
№5 слайд
Содержание слайда: Диффузионизм – способ изучения культуры (Ф.Ратцель)
№6 слайд
Содержание слайда: Основные положения диффузионизма
№7 слайд
Содержание слайда: А.Крёбер
№8 слайд
Содержание слайда: Характеристика основных тенденций понимания культурных различий
№9 слайд
Содержание слайда: Основные тенденции в понимании культурных различий
Культурный абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Однако между культурами не существует равенства. Одни культуры цивилизованные, другие примитивные и первобытные, одни культуры превосходят другие.
Культурный этноцентризм основан на идее культурного превосходства: все мировые культуры не равны по значению и не одинаковы по сути.
Культурный релятивизм основан на идее равноценности культур при признании значительных культурных различий. главный принцип релятивизма – культуры равные, но разные.
Культурный универсализм характерен для политики глобализации – создание единой мировой политической, экономической, культурной общности. Применение теории универсализма на практике ведет к росту национального самосознания, сопротивлению универсализации культур, активизации национальных движений и движения антиглобализма.
№10 слайд
Содержание слайда: Теория культурного релятивизма
С точки зрения этой теории все культуры признаются равноправными и равнозначными, они разные, но равные. Это предполагает утверждение самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицание абсолютного значения евроамериканской системы оценок. Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-либо племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоятельному развитию. Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом приспособления к данным условиям, вполне равнозначным любому другому способу.
№11 слайд
Содержание слайда: Г. Триандис
«Когда мы видим варианты поведения, кажущиеся нам странными, экзотичными и даже неприемлемыми, желательно попытаться подумать, что стоит за ними? Что было этакого в условиях жизни, в экологии данной культуры, что явилось причиной подобного поведения? Если мы сможем найти связь между средой обитания и поведением, мы сможем быть более толерантными в отношении поведения, которое нам не нравится. Мы будем также более способны изменить наши моральные оценки, что очень важно, когда мы имеем дело с другими культурами. Возможно, в результате этого мыслительного процесса мы сможем сказать себе: “Если бы я жил в этих условиях, возможно, я вёл бы себя так же, как и они”»
№12 слайд
Содержание слайда: Релятивизм связан с 2-мя исследовательскими перспективами
Сочетание двух исследовательских перспектив – внутренней и внешней – при изучении той или иной культуры рассматривается современными учеными как один из наиболее объективных и достоверных способов для адекватного понимания и объяснения культурных особенностей разных народов. Подобную попытку исследования культуры извне и изнутри можно приравнять к принятому в гуманитарной науке противопоставлению количественно-аналитического подхода, с одной стороны, и целостного качественно-феноменологического подхода – с другой.
№13 слайд
Содержание слайда: Этический и эмический подходы к изучению культур (термины были предложены ам. лингвистом К.Пайком)
От слова фонетика (изучающая звуки, которые имеются во всех языках)
№14 слайд
Содержание слайда: Этический подход
№15 слайд
Содержание слайда: Этноцентризм
Большинству людей свойственно восприятие и оценивание явлений незнакомой окружающей действительности с позиции «своей» этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона (эталонным может считаться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, поведение и т.д.).
Этот феномен давно известен в социальных и этнологических исследованиях как явление этноцентризма – «предпочтения своей этнической группы» (Стефаненко) – или пример внутригруппового (ингруппового) фаворитизма.
№16 слайд
Содержание слайда: Д.Самнер
№17 слайд
Содержание слайда: Этноцентризм – базовая антропологическая константа
№18 слайд
Содержание слайда: Типология этноцентриков
Жесткий этноцентрик
№19 слайд
Содержание слайда: Типология
Скрытый этноцентрик
№20 слайд
Содержание слайда: Карта мира (США)
№21 слайд
Содержание слайда: Карта мира (Китай)
№22 слайд
Содержание слайда: Карта мира (Австралия)
№23 слайд
Содержание слайда: Карта мира (Южная Африка)
№24 слайд
№25 слайд
Содержание слайда: Типологии культур по различным основаниям
№26 слайд
Содержание слайда: Концепция «Плавильного котла»
№27 слайд
Содержание слайда: Концепция культурного плюрализма
№28 слайд
Содержание слайда: Мультикультурализм – достижение единства в многообразии
Под «мультикультурализмом» в широком смысле понимают парадигму межкультурной бесконфликтности, высшим принципом которой выступает сохранение и поддержание этнокультурного, лингвистического, конфессионального и др. своеобразия меньшинств в доминирующей среде.
В узком значении “мультикультурализм” – государственная политика, посредством которой полиэтничные общества реализуют стратегию социального согласия и стабильности на принципе равноправного сосуществования различных этнокультурных моделей
№29 слайд
Содержание слайда: Дифференциация понятий
мультикультурализм
№30 слайд
№31 слайд
Содержание слайда: Диалог культур
Диалог - это понимание своего “Я” и общение с Другими
Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.