Презентация Традиции и обычаи ханты и манси онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Традиции и обычаи ханты и манси абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Традиции и обычаи ханты и манси



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    36 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    14.65 MB
  • Просмотров:
    80
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Ханты-Мансийский автономный
Содержание слайда: Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

№3 слайд
Своим именем этот край обязан
Содержание слайда: Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. « Югра» в переводе означает « люди на воде», старое название « ханты» - остяк («ясах») означает «люди с Оби», а «манси» называли «вогулами», что означало «дикие».

№4 слайд
Коренные малочисленные народы
Содержание слайда: Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам.

№5 слайд
Эти малочисленные народы
Содержание слайда: Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек. Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

№6 слайд
Первые люди в нашем крае
Содержание слайда: Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев. Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев. Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

№7 слайд
Вогулы - манси, занимали
Содержание слайда: Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде. Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

№8 слайд
Есть такая Страна Мрака, там
Содержание слайда: « Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью». « Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью».

№9 слайд
Эти строки были написаны о
Содержание слайда: Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло (1254-1324) , известным путешественником, еще в XIII . Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло (1254-1324) , известным путешественником, еще в XIII .

№10 слайд
Знаменитый древнегреческий
Содержание слайда: Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи

№11 слайд
Области до этих лысых гор нам
Содержание слайда: « Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер».

№12 слайд
Природно-климатические
Содержание слайда: Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство. Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.

№13 слайд
Важнейшими промысловыми
Содержание слайда: Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной). Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной). До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.

№14 слайд
Промысел копытных велся с
Содержание слайда: Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве «очищающего» средства. Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве «очищающего» средства.

№15 слайд
На особенности ведения
Содержание слайда: На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений. На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

№16 слайд
Водоемы богаты большим
Содержание слайда: Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун). Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

№17 слайд
Женщины занимались хозяйством
Содержание слайда: Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов. Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

№18 слайд
На полы стелили циновки,
Содержание слайда: На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша. Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

№19 слайд
Как и у любого другого народа
Содержание слайда: Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда. Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда. Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы. В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

№20 слайд
Женский сах двойная шуба
Содержание слайда: Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным. Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным. Женское платье называется «ягушка». Оно украшались бисером. Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

№21 слайд
Я хочу вам рассказать, что
Содержание слайда: Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев. Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

№22 слайд
Мех на платье говорит о том,
Содержание слайда: Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом. Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом. Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края. Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

№23 слайд
Содержание слайда:

№24 слайд
Неофициальным символом России
Содержание слайда: Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

№25 слайд
Кукла-скрутка. Кукла-скрутка.
Содержание слайда: Кукла-скрутка. Кукла-скрутка. Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

№26 слайд
Обитатели тайги не мыслили
Содержание слайда: Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами. Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.

№27 слайд
Обязательно приносили жертвы
Содержание слайда: Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей. Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей. Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.

№28 слайд
Ханты и манси считали, что
Содержание слайда: Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи. Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

№29 слайд
Ворона на Север прилетает
Содержание слайда: Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

№30 слайд
По обычаям хантов и манси, за
Содержание слайда: По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки».

№31 слайд
Непременным элементом
Содержание слайда: Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево.

№32 слайд
Что такое Тулыглап ? Что
Содержание слайда: Что такое «Тулыглап»? Что такое «Тулыглап»? Может след медвежьих лап! Может, песня, может, сказка? Может хитрая побаска?.. Может сон? Может храп? Что такое «Тулыглап»? (Юван Шесталов). Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси.

№33 слайд
Медведь считается сыном
Содержание слайда: Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

№34 слайд
Убил медведя извинись. Ведь
Содержание слайда: «Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.» «Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.» И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на «священный стол», извиняются плясками, песнями, слезами горести». Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней. В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

№35 слайд
Живя в современном мире, у
Содержание слайда: Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство. Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство. « У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!», даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

№36 слайд
. История ханты-Мансийского
Содержание слайда: 1. «История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней», Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие. 1. «История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней», Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие. Издательство НПМП «Волот», Екатеринбург, 2000 год. 2. Сусо Е.Н. Из глубины веков. Тюмень.1994. с. 56. 3. Василенко.О. Тулыглап – медвежий праздник. с.4 4. Соколова Е.Г. Путешествие в Югру. Свердловск. Среднеуральское книжное издательство, с. 21. 5. Фотографии и материалы музейной комнаты гимназии. 6. http://moya-yugra.ru/2012/02/hozyaistvo-narodov-sibiri/ 7. http://admmegion.ru/city/history/spodina/Pred.html 8. http://smartnews.ru/regions/tymen/18126.html 9. http://expert.ru/ural/2015/46/hantyi-mansi-must-have/ 10. http://www.ethnomuseum.ru/rybolovy-i-ohotniki-zapadnoy-sibiri 11. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=9501 12. http://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/puteshestvie-v-selo-kyn-ot-boytsa-stenovogo-na-vershinu-multyka 13. http://www.communitywalk.com/map/list/291071?order=0

Скачать все slide презентации Традиции и обычаи ханты и манси одним архивом: