Презентация Традиции и обычаи ханты и манси онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Традиции и обычаи ханты и манси абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Традиции и обычаи ханты и манси
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:36 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:14.65 MB
- Просмотров:80
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Ханты-Мансийский автономный](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img1.jpg)
Содержание слайда: Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
№3 слайд
![Своим именем этот край обязан](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img2.jpg)
Содержание слайда: Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша.
Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша.
« Югра» в переводе означает « люди на воде»,
старое название « ханты» - остяк («ясах») означает «люди с Оби», а «манси» называли «вогулами», что означало «дикие».
№4 слайд
![Коренные малочисленные народы](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img3.jpg)
Содержание слайда: Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам.
№5 слайд
![Эти малочисленные народы](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img4.jpg)
Содержание слайда: Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.
Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.
№6 слайд
![Первые люди в нашем крае](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img5.jpg)
Содержание слайда: Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.
Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.
Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.
№7 слайд
![Вогулы - манси, занимали](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img6.jpg)
Содержание слайда: Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.
Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.
№8 слайд
![Есть такая Страна Мрака, там](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img7.jpg)
Содержание слайда: « Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью».
« Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью».
№10 слайд
![Знаменитый древнегреческий](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img9.jpg)
Содержание слайда: Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи
Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи
№11 слайд
![Области до этих лысых гор нам](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img10.jpg)
Содержание слайда: « Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер».
№12 слайд
![Природно-климатические](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img11.jpg)
Содержание слайда: Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.
Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.
№13 слайд
![Важнейшими промысловыми](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img12.jpg)
Содержание слайда: Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).
Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).
До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.
№14 слайд
![Промысел копытных велся с](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img13.jpg)
Содержание слайда: Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве «очищающего» средства.
Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве «очищающего» средства.
№15 слайд
![На особенности ведения](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img14.jpg)
Содержание слайда: На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.
На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.
№16 слайд
![Водоемы богаты большим](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img15.jpg)
Содержание слайда: Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).
Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).
№17 слайд
![Женщины занимались хозяйством](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img16.jpg)
Содержание слайда: Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.
Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.
№19 слайд
![Как и у любого другого народа](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img18.jpg)
Содержание слайда: Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.
Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.
Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.
В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.
№20 слайд
![Женский сах двойная шуба](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img19.jpg)
Содержание слайда: Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.
Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.
Женское платье называется «ягушка». Оно украшались бисером.
Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.
№21 слайд
![Я хочу вам рассказать, что](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img20.jpg)
Содержание слайда: Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.
Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.
№22 слайд
![Мех на платье говорит о том,](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img21.jpg)
Содержание слайда: Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.
Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.
Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.
Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.
№24 слайд
![Неофициальным символом России](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img23.jpg)
Содержание слайда: Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
№26 слайд
![Обитатели тайги не мыслили](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img25.jpg)
Содержание слайда: Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.
Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.
№27 слайд
![Обязательно приносили жертвы](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img26.jpg)
Содержание слайда: Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.
Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.
Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.
№28 слайд
![Ханты и манси считали, что](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img27.jpg)
Содержание слайда: Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.
Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.
№29 слайд
![Ворона на Север прилетает](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img28.jpg)
Содержание слайда: Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
№30 слайд
![По обычаям хантов и манси, за](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img29.jpg)
Содержание слайда: По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки».
По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки».
№31 слайд
![Непременным элементом](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img30.jpg)
Содержание слайда: Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево.
Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево.
№32 слайд
![Что такое Тулыглап ? Что](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img31.jpg)
Содержание слайда: Что такое «Тулыглап»?
Что такое «Тулыглап»?
Может след медвежьих лап!
Может, песня, может, сказка?
Может хитрая побаска?..
Может сон? Может храп?
Что такое «Тулыглап»?
(Юван Шесталов).
Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно-ритуальный праздник ханты и манси.
№34 слайд
![Убил медведя извинись. Ведь](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img33.jpg)
Содержание слайда: «Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.»
«Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.»
И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на «священный стол», извиняются плясками, песнями, слезами горести».
Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.
В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).
№35 слайд
![Живя в современном мире, у](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img34.jpg)
Содержание слайда: Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.
Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.
« У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!», даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.
№36 слайд
![. История ханты-Мансийского](/documents_6/046cd5823931e49eb7bc453d4ddaffcd/img35.jpg)
Содержание слайда: 1. «История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней», Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
1. «История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней», Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
Издательство НПМП «Волот», Екатеринбург, 2000 год.
2. Сусо Е.Н. Из глубины веков. Тюмень.1994. с. 56.
3. Василенко.О. Тулыглап – медвежий праздник. с.4
4. Соколова Е.Г. Путешествие в Югру. Свердловск. Среднеуральское книжное издательство, с. 21.
5. Фотографии и материалы музейной комнаты гимназии.
6. http://moya-yugra.ru/2012/02/hozyaistvo-narodov-sibiri/
7. http://admmegion.ru/city/history/spodina/Pred.html
8. http://smartnews.ru/regions/tymen/18126.html
9. http://expert.ru/ural/2015/46/hantyi-mansi-must-have/
10. http://www.ethnomuseum.ru/rybolovy-i-ohotniki-zapadnoy-sibiri
11. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=9501
12. http://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/puteshestvie-v-selo-kyn-ot-boytsa-stenovogo-na-vershinu-multyka
13. http://www.communitywalk.com/map/list/291071?order=0
Скачать все slide презентации Традиции и обычаи ханты и манси одним архивом:
Похожие презентации
-
Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси
-
Традиции и обычаи Германии
-
Русские традиции, обычаи, праздники
-
Традиции, обычаи народов мира: чепецкие татары, удмурты
-
Влияние фольклора народов ханты и манси на воспитание детей
-
Традиции и обычаи Индии
-
Народы ханты и манси. 5 класс
-
Беседа с иностранцем: традиции, обычаи, приметы, нормы поведения
-
Обычаи и традиции
-
Традиции и обычаи русского народа