Презентация Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 18 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Биология » Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:18 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:118.44 kB
- Просмотров:105
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Оглавление
Алгоритм решения задач
Правила при решении генетических задач
Оформление задач по генетике
Запись условия и решения задач
Примеры решения задач:
Моногибридное скрещивание
Анализирующее скрещивание
Промежуточное наследование
Кодоминирование
Дигибридное скрещивание
Сцепленное с полом наследование
Ответ
№3 слайд
Содержание слайда: Алгоритм решения генетических задач
Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
Составление решетки Пеннета.
Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
Краткая запись ответа.
№4 слайд
Содержание слайда: Правила при решении генетических задач.
Правило первое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
Правило второе.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Правило третье.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
Правило четвертое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.
Правило пятое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.
№5 слайд
Содержание слайда: Оформление задач по генетике.
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже:
♀ - женский организм
♂ - мужской организм
Х – знак скрещивания
Р – родительские формы
F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений
А, В – гены, кодирующие доминантные признаки
а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку
Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей
AaBb – генотипы дигетерозигот
A, a, B, b – гаметы.
Если речь идет о людях: женщина; мужчина
- женщина и мужчина, состоящие в браке
№6 слайд
Содержание слайда: Запись условия и решения задач
Дано:
А – ген кареглазости
а- ген голубоглазости
♀ - Аа
♂- аа
_____________________
Генотип F1-?
Решение:
Р ♀ Аа Х ♂аа
карий голубой
Гаметы А, а а, а
F1 Аа(карий) аа(голубой)
Аа(карий) аа(голубой)
Расщепление в соотношении 1:1;
Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие.
№8 слайд
Содержание слайда: Примеры решения задач:
1. Моногибридное скрещивание
Родительские особи различаются по одному признаку .
Задача.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Дано: Решение:
пол пол
а – гладкая окраска Р: ♀Аа х ♂Аа
А – полосатая окраска G А а А а
Р: ♀Аа х ♂Аа F1 : АА: Аа: Аа: аа
Найти: F1 -? пол пол пол глад
Ответ: 75% - с полосатой окраской;
25% - с гладкой окраской.
№9 слайд
Содержание слайда: 2. Анализирующее скрещивание
Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота, если произойдет расщепление, то она гетерозигота.
Задача.
У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.
Дано: Решение: если дрозофила имеет черную окраску тела, то её
А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска
будет серой).
а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:
F1 – сер х чер.
50% сер.: 50% чер. Р: ♀А? (сер) х ♂аа (чер)
Найти: генотипы Р - ? G А ? а
F1 : Аа : аа
сер. чер.
Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1,
следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.
Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.
№10 слайд
Содержание слайда: 3. Промежуточное наследование
В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм.
Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.
Задача.
Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.
Дано: Решение: Р1: ♀АА(нор) х ♂аа(лист)
А – нормальная форма G А а
а - листовидная F1: Аа – промежуточная форма чашечки.
Аа – промежуточная форма Р1: ♀Аа х ♂Аа
Р: ♀Аа х ♂Аа G А а А а
Найти: генотипы F2 : АА : Аа : Аа : аа
и фенотипы F2 - ? нор. пром. пром. лист.
по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа
Ответ: 1 АА :2Аа : 1аа;
25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.
№11 слайд
Содержание слайда: 4. Кодоминирование
Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме.
Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы, гетерозиготной по аллелям IA и IB , которые по отдельности определяют образование II группы крови (IAIA или IAIO) и III группы крови (IBIB или IBIO)
Задача.
У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Дано:
- I группа IOIO Решение:
Р : IOIO IAIB
- IV группа IAIB G : IO IA IB
IAIO IBIO
F 1 с группой крови одного
из родителей - ? II группа III группа
Ответ: нет, в данном случае дети не могут
унаследовать группы крови родителей.
№12 слайд
Содержание слайда: 5. Дигибридное скрещивание
Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей.
Задача.
Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
Дано:
А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв
а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав
в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв
АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв
Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет 1/16.
№18 слайд
Содержание слайда: Ответ
При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:
Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.
Скачать все slide презентации Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр одним архивом:
-
Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской о
-
Электронный задачник по генетике Автор работы: Галковская Ирина Ивановна учитель биологии МОУ Петровская СОШ Урюпинский район Во
-
Загрязнение гидросферы Автор-составитель : Сидоренко Анастасия ученица 10 класса А МОУ СОШ 16 г. Северодвинска Архангельской области Научный руководитель, учитель биологии: Цыганова Галина Васильевна
-
Задачи по генетике Составитель: Шапошникова Татьяна Сергеевна, учитель биологии МОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска.
-
Иммунная система организма Урок-презентация для учащихся 9 класса. Составитель: учитель естествознания ГСКОУ 46 «Центр Рим» г. С-
-
Живая и неживая природа (для учащихся 6 класса) Составитель: Оспенникова М. П. , учитель ГС(К)ОУ (8 вида) 46 «Центр РиМ» Калининского ра
-
« Василий Васильевич Докучаев – основоположник генетического почвоведения» Работа ученицы 8 класса МОУ СОШ с. Верхазовка Муракаевой Альфии М. Руководитель: учитель экологии Рахматуллина Идалия Ф.
-
Клетки крови Урок биологии в 8 классе Учитель биологии ГБОУ СОШ 252 Залилова Надежда Александровна
-
Внутренняя среда. Кровь Автор: учитель биологии и химии ГОУ СОШ 127, г. Санкт-Петербурга Родионова Марина Васильевна
-
Отряды птиц: Дневные хищные. Совы. Куриные. Презентация по биологии для учащихся 7 класса Автор Невмержицкая Е. Н. учитель биологии