Презентация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Лекция 7 онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Лекция 7 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 24 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Биология » ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Лекция 7
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:24 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:139.00 kB
- Просмотров:72
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
![Взаимодействие аллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img3.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие аллельных генов
При полном доминировании один ген полностью подавляет проявление другого гена (выполняются законы Менделя), при этом гомозиготы по доминантному признаку и гетерозиготы фенотипически неотличимы.
Например, ген желтого цвета семян гороха полностью подавляет ген зеленой окраски, ген карего цвета глаз у человека подавляет ген голубой их окраски.
№5 слайд
![Взаимодействие аллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img4.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие аллельных генов
При неполном доминировании (промежуточном наследовании) доминантный ген не полностью подавляет проявление действия рецессивного гена. У гибридов первого поколения наблюдается промежуточное наследование, а во втором поколении - расщепление по фенотипу и генотипу одинаково 1:2:1 (проявляется доза действия генов).
Например, если скрестить растения душистого горошка с красными и белыми цветами первое поколение будет иметь розовые цветки.
Генетическая запись:
генпризнак А - Красный цвет; а - Белый цвет; А и а - Розовый цвет
Р. Аа х Аа
G. (A) (a) (A) (a)
F1. АА; Аа; Аа; аа
1 : 2 : 1- расщепление по фенотипу и генотипу
№6 слайд
![Взаимодействие аллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img5.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие аллельных генов
При сверхдоминировании доминантный ген в гетерозиготном состоянии проявляет себя сильнее, чем в гомозиготном. У мухи дрозофилы имеется рецессивный летальный ген (а) - гомозиготы (аа) погибают. Мухи, гомозиготные по гену А (АА) имеют нормальную жизнеспособность, а гетерозиготы (Аа) - живут дольше и более плодовиты, чем доминантные гомозиготы. Объяснить это можно взаимодействием продуктов генной активности.
№7 слайд
![Взаимодействие аллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img6.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие аллельных генов
При кодоминировании гены одной аллельной пары равнозначны, ни один из них не подавляет действия другого; если они оба находятся в генотипе, оба проявляют свое действие. Типичным примером кодоминирования является наследование групп крови человека по АВО- (группа АВ) и MN- (группа MN) системам. Одновременное присутствие в генотипе генов JA и JB обусловливает наличие в эритроцитах антигенов А и В (IV группа крови). Гены JA и JB не подавляют друг друга - они являются равноценными, кодоминантными.
№8 слайд
![Взаимодействие аллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img7.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие аллельных генов
Своеобразные внутриаллельные взаимодействия наблюдаются в случаях множественных аллелей. Множественными называются аллели, которые представлены в популяции более чем двумя аллельными состояниями. Они возникают в результате многократного мутирования одного и того же локуса хромосомы. В этих случаях помимо доминантного и рецессивного генов появляются еще и промежуточные аллели, которые по отношению к доминантному ведут себя как рецессивные, а по отношению к рецессивному, как доминантные. Например, три гена J0, JA и JB детерминируют наследование четырех групп крови человека по АВО системе антигенов.
№10 слайд
![Взаимодействие неаллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img9.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие неаллельных генов
При комплементарности присутствие в одном генотипе двух доминантных (рецессивных) генов из разных аллельных пар приводит к появлению нового варианта признака.
Типичный пример - развитие слуха у человека. Для нормального слуха в генотипе человека должны присутствовать доминантные гены из разных аллельных пар - D и Е. Ген D отвечает за нормальное развитие улитки, а ген Е - за развитие слухового нерва. У рецессивных гомозигот (dd) будет недоразвита улитка, а при генотипе ее — недоразвит слуховой нерв. Люди с генотипами D-ee, ddE- и ddee будут глухими.
№11 слайд
![Взаимодействие неаллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img10.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие неаллельных генов
При эпистазе доминантный (рецессивный) ген из одной аллельной пары подавляет действие доминантного (рецессивного) гена из другой аллельной пары. Это явление противоположно комплементарности. Подавляющий ген называется супрессором (ингибитором). У кур доминантный ген С детерминирует синтез пигмента, а доминантный аллель другого гена I является его супрессором, и куры с генотипом C-I- имеют белое оперение.
У человека описан «бомбейский феномен» в наследовании групп крови по АВО системе. У женщины, получившей от матери аллель JB, фенотипически определялась I(0) группа крови. При детальном исследовании было установлено, что действие гена JB (синтез в эритроцитах антигена В) было подавлено редким рецессивным геном, который в гомозиготном состоянии оказал эпистатическое действие.
№12 слайд
![Взаимодействие неаллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img11.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие неаллельных генов
При полимерии доминантные гены из разных аллельных пар влияют на степень проявления одного и того же признака. Полимерные гены принято обозначать одной буквой латинского алфавита с цифровыми индексами, например, A1A1A2А2а3а3 и т.д. Признаки, детерминируемые полимерными генами, называются полигенными. Таким образом, наследуются многие количественные и некоторые качественные признаки у животных и человека: рост, масса тела, величина артериального давления, цвет кожи и др. Степень проявления этих признаков зависит от количества доминантных генов в генотипе (чем их больше, тем сильнее выражен признак) и в значительной мере от влияния условий среды.
№13 слайд
![Взаимодействие неаллельных](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img12.jpg)
Содержание слайда: Взаимодействие неаллельных генов
У человека может наблюдаться предрасположенность к различным заболеваниям: гипертонической болезни, ожирению, сахарному диабету, шизофрении и др. Данные признаки при благоприятных условиях среды могут и не проявиться или быть слабо выраженными.
Это отличает полигенно наследуемые признаки от моногенных. Изменяя условия среды и проводя профилактические мероприятия можно значительно снизить частоту и степень выраженности некоторых мультифакториальных заболеваний.
Суммирование «доз» полимерных генов (аддитивное действие) и влияние среды обеспечивает существование непрерывных рядов количественных изменений. Минимальное количество полимерных генов, при котором проявляется признак, называется пороговым эффектом.
№14 слайд
![. Сцепленное наследование У.](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img13.jpg)
Содержание слайда: 3. Сцепленное наследование
У. Сэттон и Р. Пеннет в 1908 г. обнаружили отклонения от свободного комбинирования признаков согласно третьему закону Менделя.
В 1911-1912г.г. Т. Морган и сотр. описали явление сцепления генов - совместную передачу группы генов из поколения в поколение. Опыты проводились на мухах дрозофилах с учетом двух пар альтернативных признаков - серый и черный цвет тела, нормальные и короткие крылья.
При скрещивании гомозиготных особей с серым телом и нормальными крыльями с особями с черным телом и короткими крыльями получено единообразие гибридов первого поколения, особи которого имели доминантные признаки:
P: BBVV x bbvv
G: (BV) (bv)
F1: BbVv
№15 слайд
![Сцепленное наследование Для](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img14.jpg)
Содержание слайда: Сцепленное наследование
Для выяснения генотипа гибридов I поколения Морган провел анализирующее скрещивание. Он взял рецессивную гомозиготную самку и скрестил ее с дигетерозиготным самцом (I), затем провел реципрокное скрещивание (II) :
(I)
P: bbvv x BbVv
G: (bv) (BV) (bv)
F1: BbVv bbvv
50% 50%
При свободном комбинировании генов согласно третьему закону Менделя в поколении должны были появиться мухи четырех разных фенотипов по 25%.
№18 слайд
![Сцепленное наследование Если](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img17.jpg)
Содержание слайда: Сцепленное наследование
Если взять дигетерозиготную самку мухи дрозофилы и скрестить ее с рецессивным самцом, то получается 4 разновидности фенотипов потомков:
41,5% с серым телом и длинными крыльями,
41,5% с черным телом и короткими крыльями и
по 8,5% гибридных форм - с серым телом и короткими крыльями и с черным телом и длинными крыльями.
В этом случае сцепление оказывается неполным, т. е. происходит перекомбинация генов, локализованных в одной хромосоме.
Это объясняется кроссинговером - обменом участками гомологичных хромосом в процессе их конъюгации в профазе мейоза I.
№19 слайд
![Схема образования гамет при](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img18.jpg)
Содержание слайда: Схема образования гамет при кроссинговере
Каждая из образовавшихся хроматид попадает в отдельную гамету. Образуется четыре типа гамет, но в отличие от свободного комбинирования их процентное соотношение не будет равным, так как кроссинговер происходит не всегда. Сила сцепления между генами (частота кроссинговера) зависит от расстояния между ними: чем больше расстояние, тем меньше силы сцепления, тем чаще происходит кроссинговер. Расстояние между генами определяется по проценту кроссинговера. За единицу расстояния принимается одна морганида (в честь Моргана), которая равна 1% кроссинговера.
№20 слайд
![Гаметы, в которые попали](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img19.jpg)
Содержание слайда: Гаметы, в которые попали хроматиды не претерпевшие кроссинговер, называются некроссоверными, их обычно больше.
Гаметы, в которые попали хроматиды не претерпевшие кроссинговер, называются некроссоверными, их обычно больше.
Гаметы, в которые попали хроматиды претерпевшие кроссинговер, называются кроссоверными, их обычно меньше.
№21 слайд
![Гены, локализованные в одной](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img20.jpg)
Содержание слайда: Гены, локализованные в одной хромосоме, передаются вместе (сцепленно) и составляют одну группу сцепления. Так как в гомологичных хромосомах локализованы аллельные гены, группу сцепления составляют две гомологичные хромосомы и количество групп сцепления равно количеству пар хромосом (или гаплоидному числу хромосом).
Гены, локализованные в одной хромосоме, передаются вместе (сцепленно) и составляют одну группу сцепления. Так как в гомологичных хромосомах локализованы аллельные гены, группу сцепления составляют две гомологичные хромосомы и количество групп сцепления равно количеству пар хромосом (или гаплоидному числу хромосом).
Так, у мухи дрозофилы 8 хромосом - 4 группы сцепления, у человека 46 хромосом - 23 группы сцепления.
№22 слайд
![. Основные положения](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img21.jpg)
Содержание слайда: 4. Основные положения хромосомной теории наследственности (Т.Морган и соавт., 1911г.)
1. Гены расположены в хромосомах в линейном порядке в определенных локусах. Аллельные гены занимают одинаковые локусы гомологичных хромосом.
2. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются преимущественно вместе; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
3. Между гомологичными хромосомами возможен обмен участками - кроссинговер, который нарушает сцепление генов.
4. Процент кроссинговера пропорционален расстоянию между генами. 1 морганида - единица расстояния, равная 1% кроссинговера.
№23 слайд
![Схема генетической А и](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img22.jpg)
Содержание слайда: Схема генетической (А) и
цитологической (В) карт хромосом
Зная расстояние между генами можно построить карту хромосомы.
Генетическая карта хромосомы представляет собой отрезок прямой, на котором обозначен порядок расположения генов и указано расстояние между ними в морганидах. Она строится по результатам анализирующего скрещивания.
№24 слайд
![Геном человека, содержащий](/documents/1c486507fcadf1b281650bcf87da7ce7/img23.jpg)
Содержание слайда: Геном человека, содержащий больше 3 млрд. пар нуклеотидов, впервые был полностью расшифрован в 2003 году.
Особенности генома человека.
Гены располагаются в хромосомах достаточно скученно, предпочитая собираться в группы, между которыми могут находиться обширные незанятые области (пустыни). В разных хромосомах находится различное количество генов (максимум их в 19-ой хромосоме).
На один человеческий ген приходится больше разновидностей белка, чем у других организмов. В то время как у других видов число различных белков приблизительно равно числу генов, то у человека на 1 ген приходится около трех разновидностей белка.
Белки организма человека более сложны, чем белки других организмов.
Более 200 генов напрямую унаследованы нами от бактерий.
Повторяющиеся последовательности ДНК - «черным ящиком» эволюции, свидетельствует о предыдущих 800 млн. лет развития органического мира.
Средняя длина повторяющихся последовательностей – 200-300 базовых нуклеотидов.
Уровень мутаций у мужчин в 2 раза больше, чем у женщин, и своим прогрессом человечество обязано мужчинам.
Все представители Homo sapiens на 99,9% идентичны по ДНК.
Скачать все slide презентации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ. СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Лекция 7 одним архивом:
Похожие презентации
-
РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ ГЕНОВ Лекция 5.
-
Сцепленное наследование
-
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ (Часть 1) Лекция 6
-
Урок. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
-
Тема урока: «Генетикапола. Наследование, сцепленное с полом»
-
Сцепленное наследование признаков Закон Томаса Моргана 9 класс Подготовила учитель МОУ СОШ 3 с. Китаевского Липадкина Г. И.
-
На тему "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом" - скачать презентации по Биологии
-
Генетика пола Наследование признаков, сцепленных с полом
-
Реализация генотипа в фенотип Взаимодействие генов и влияние факторов среды
-
Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механи