Презентация Формирование системы знаний о веществе. Лекция 14-15 онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Формирование системы знаний о веществе. Лекция 14-15 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 28 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Химия » Формирование системы знаний о веществе. Лекция 14-15
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:28 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:591.50 kB
- Просмотров:72
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![. Общая характеристика](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img2.jpg)
Содержание слайда: 1. Общая характеристика системы знаний о веществе
Понятие «вещество» - естественнонаучное понятие
В оформленном виде понятие о веществе - это многоуровневая и иерархически организованная теоретическая система обобщённых знаний об одном из видов материи
Научной основой ее образования в химии выступает современная теория строения веществ
Ведущей идеей формирования системы знаний о веществе служит зависимость свойств веществ от их состава и строения
Химическое соединение – это качественно определённое вещество, состоящее из химически связанных атомов одного или нескольких элементов
№4 слайд
![. Структура и содержание](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img3.jpg)
Содержание слайда: 2. Структура и содержание системы знаний о веществе
Исходным генетическим отношением, лежащим в основе образования любого химического соединения, является химическая связь, которая характеризуется механизмом образования, типом связи и параметрами
Всеобщими характеристиками химических соединений и всеобщими признаками понятия «вещество» являются состав, строение и свойства. Их отношение известно в науке как «треугольник химии» (Б. М. Кедров). Взаимосвязи между составом, строением и свойствами выражают структуру теоретического ядра системы знаний о веществе
№5 слайд
![Подсистема понятий о составе](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img4.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о составе веществ
В нее входят понятия: элемент, атом, молекула, валентность, степень окисления элементов, элементный состав химических соединений, химические формулы, форма соединений, соединения переменного и постоянного состава, относительная молекулярная масса, относительная электроотрицательность, а также стехиометрические и периодические закономерности
На факультативные занятия или профильные курсы химии вынесены понятия потенциал ионизации и сродство к электрону
№6 слайд
![Подсистема понятий о составе](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img5.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о составе веществ
Основой раскрытия состава химических соединений являются: атомно-молекулярная и электронная теории, учение о периодичности
По мнению Д. И. Менделеева и других ученых-химиков, состав – центральная проблема изучения химических соединений. С этим блоком знаний связано выделение исходной химической категории и наименьшей вещественной субстанции – атома. Атом – мельчайшая частица элемента. Он, по выражению Б. М. Кедрова, «исходная химическая клеточка», «химическая единица»
№7 слайд
![Подсистема понятий о строении](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img6.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о строении веществ
В ней понятия раскрываются на трех уровнях химической организации веществ: атомном, молекулярном, макромолекулярном
Атомный уровень представлен следующими понятиями: группировка электронов и ядер в атомные частицы, форма электронных облаков и их расположение в пространстве, энергетические уровни атомов и их заполняемость электронами, электронная конфигурация атомов и их периодическая изменяемость, спаренные и неспаренные электроны, валентное состояние атомов
№8 слайд
![Подсистема понятий о строении](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img7.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о строении веществ
Химическое связывание атомных частиц осуществляется в процессе их взаимодействия. Результатом его является образование новых частиц (молекул, ионных пар, атомных и ионных комплексов и др.). Молекулы – это относительно замкнутые электронно-ядерные системы, а атомные и ионные комплексы – химические соединения с ненасыщенными на поверхности связями
№9 слайд
![Подсистема понятий о строении](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img8.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о строении веществ
На молекулярном уровне используются следующие понятия: центральное понятие – химическая связь (типы, виды), опорные понятия – электронное строение атомов, валентные электроны, видовые понятия – электронная пара, природа связи, механизм, тип связи, ее характер или свойства, понятия-параметры – энергия связи, длина связи, кратность связи, направленность в пространстве
Объем понятия «химическая связь» составляют типы химических связей (ионная и др.) и виды связей, обусловленные характером перекрывания орбиталей (σ-, π-связи), кратностью связи (двойные, одинарные) и т. д.
№11 слайд
![Подсистема понятий о строении](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img10.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о строении веществ
В химии выделены три основных формы химической организации веществ на макроскопическом уровне: дальтонидная форма, бертоллидная форма, переходное состояние
Центральные понятия блока знаний о структуре на макроуровне – кристалл, кристаллическая решетка. Они изучаются с опорой на понятие форма соединения, теорию строения атома и теорию твердого тела (физика)
№12 слайд
![Подсистема понятий о строении](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img11.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о строении веществ
Их характеризуют более частные понятия-характеристики: форма кристалла, энергия кристаллической решетки, внутреннее строение кристалла
Объем этих основных понятий расширяют типы кристаллических решеток (ионные и др.) и их классификация по форме упаковки (кубическая и др.)
Содержание этих понятий раскрывается с опорой на межпредметные понятия: форма, симметрия, твердое тело, энергия плавления и др.
№13 слайд
![Подсистема понятий о](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img12.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о свойствах веществ
Включает в себя понятия, отражающие изменения веществ: химические и физические свойства, химическая активность, реакционная способность
Свойства – это внешние проявления качеств вещества, позволяющие установить его сходства и различия с другими веществами, выделить его из множества других веществ
№14 слайд
![Подсистема понятий о](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img13.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о свойствах веществ
Физические свойства – это свойства, обусловленные масс-энергетическими изменениями, не затрагивающими внутренней природы веществ
Химические свойства – это свойства, обусловленные изменением внутренней природы веществ и связанные с превращением исходных веществ в новые, с новыми качествами
№15 слайд
![Подсистема понятий о](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img14.jpg)
Содержание слайда: Подсистема понятий о свойствах веществ
Химическая активность характеризует отдельные химические свойства веществ с качественной стороны
Реакционная способность – это вся совокупность химических свойств вещества. Это более высокий гомолог первых двух понятий. Она предполагает и учитывает наличие всех видов взаимодействия данного вещества (его микрочастиц и их связей), а также характер протекания реакции во времени
№17 слайд
![Самостоятельная работа Сфера](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img16.jpg)
Содержание слайда: Самостоятельная работа
Сфера этой системы знаний представлена классификациями веществ (по строению, составу и свойствам, функциональным группам и др.)
Периферию понятия о веществе составляют знания о единичном – о типичных представителях изучаемых групп элементов, классов соединений
№20 слайд
![Уровень атомно-молекулярных](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img19.jpg)
Содержание слайда: Уровень атомно-молекулярных представлений
Формирование первоначальных понятий о веществе проходит три весьма кратких стадии:
эмпирическую
образование исходной системы первоначальных понятий и абстракций
развитие понятий и абстракций на основе атомно-молекулярного учения
Важнейшее назначение первоначального этапа – накопление минимума необходимого эмпирического материала о веществах, усвоение исходных для дальнейшего изучения химии понятий и абстракций, элементов химического языка и опыта познания химии
№21 слайд
![Уровень атомно-молекулярных](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img20.jpg)
Содержание слайда: Уровень атомно-молекулярных представлений
На этом уровне учащиеся знакомятся с методами эмпирического познания веществ: наблюдением, описанием, сравнительным методом
Наблюдение демонстрируемых веществ, работа с раздаточным материалом обеспечивает непосредственно их восприятие
Описание осуществляется на основе визуально воспринимаемых свойств веществ. Обучение этому методу начинается с мотивации его, с составления плана описания
Сравнение – метод познания веществ, включающий приемы сопоставления и противопоставления. Он связан с описанием. Следует обучить учащихся сравнительному описанию веществ
№22 слайд
![Уровень электронных](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img21.jpg)
Содержание слайда: Уровень электронных представлений
Особенность методики изучения вопросов строения веществ на атомном и молекулярном уровнях химической организации вещества обусловлена невозможностью наблюдать природу атомов, молекул, ионов, механизмы образования их связей и взаимодействий. Методику определяют высокая абстрактность, теоретичность учебного материала, раскрывающего внутреннее строение веществ. Поэтому ведущим средством обучения здесь являются модели, а основным методом – модельное описание и теоретическое объяснение
№23 слайд
![На этом этапе знания учащихся](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img22.jpg)
Содержание слайда: На этом этапе знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень:
На этом этапе знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень:
Создаются условия для прогнозирования свойств соединений
Формируется база для дальнейшего обучения посредством дедуктивного подхода
Через понятие «вещество» устанавливается связь между атомно-молекулярным учением и учением о периодичности
№24 слайд
![Уровень теории электролитов](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img23.jpg)
Содержание слайда: Уровень теории электролитов
При изучении ТЭД вещества выступают в новом качестве – как электролиты и неэлектролиты, рассматриваются с позиции ионных представлений. Отмечается влияние типа химического строения на поведение веществ в растворе. На примере хлоридов водорода и натрия изучают механизмы растворения и диссоциации в воде ковалентно-полярных и ионных соединений. С позиции ТЭД учащиеся изучают свойства электролитов в растворах, химические свойства кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей, совершенствуя понятия об этих классах веществ. Их свойства рассматриваются в процессе выполнения лабораторных опытов и при решении экспериментальных задач. Изучается также поведение веществ в ОВР
№25 слайд
![Уровень теории строения](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img24.jpg)
Содержание слайда: Уровень теории строения органических соединений
При изучении органической химии осуществляется большой качественный скачок в развитии понятия о веществе. Здесь особенно четко можно показать диалектическую закономерность зависимости качественного изменения свойств от количественного состава веществ. Важно показать практическую значимость этой зависимости при переходе от низкомолекулярных к высокомолекулярным соединениям – от мономеров к полимерам
№26 слайд
![Уровень теории строения](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img25.jpg)
Содержание слайда: Уровень теории строения органических соединений
В органической химии система понятий о строении вещества обогащается большим числом качественно новых знаний, таких как понятия химического строения, понятия электронного строения, понятия пространственного строения
На всех этапах изучения понятия о веществе широко используется химический эксперимент. Однако чем сложнее и абстрактнее становится содержание понятия, тем больше уделяется внимания моделированию – объемному, плоскостному, знаковому
№27 слайд
![Вывод Основой химии служат](/documents_6/d419cbf3c093d082e29710ef9d474cc0/img26.jpg)
Содержание слайда: Вывод
Основой химии служат вещества и происходящие с ними превращения, поэтому изучение вещества является важнейшей задачей химической науки и предмета химии
Обоснованность указанной последовательности изучения веществ такова, что каждая последующая ступень познания есть естественное продолжение предыдущей. Только при таком порядке весь материал о веществе учащиеся будут усваивать осмысленно
Скачать все slide презентации Формирование системы знаний о веществе. Лекция 14-15 одним архивом:
Похожие презентации
-
Водород-элемент и простое вещество. Свойства водорода. Цель. Систематизировать и расширить знания учащихся о водороде как хими
-
Формирование и развитие системы знаний о химической реакции
-
Технология коллоидов и наносистем. Лекция 4. Физико-химические основы нуклеации и технологии формирования новой фазы
-
Систематизация знаний по периодической системе химических элементов
-
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома, химическая связь»
-
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений. » «Мощь и сила науки во множестве фа
-
Биосинтез белков в живой клетке Продолжить формирование знаний об основных процессах метаболизма; охарактеризовать два этапа би
-
Методика проведения информированного добровольного тестирования учащихся на наличие наркотических и психотропных веществ
-
Проверка знаний по теме «Химическая организация клетки. Неорганические вещества»
-
(Обобщение и систематизация знаний) 8 класс.