Презентация Основы программирования. Язык программирования VBA онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основы программирования. Язык программирования VBA абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 398 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Устройства и комплектующие » Основы программирования. Язык программирования VBA
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:398 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:15.89 MB
- Просмотров:68
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Введение. Литература по](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img1.jpg)
Содержание слайда: Введение. Литература по курсу.
Степанов А.Г., Мичурин С.В. Информатика и программирование. Учебное пособие/СПбГУАП. СПб., 2004. – 120 с.
Информатика. Применение программ пакета Microsoft Office. Учебно-методическое пособие. /Н.В. Зуева, Н.С. Медведева, О.И. Москалева, А.Г. Степанов. ГУАП, 2007.
Информатика. Программирование на языке VBA. Зуева Н.В. и др. Методические указания к выполнению лабораторных работ. ГУАП, 2007 г.
Информатика. Методические указания по выполнению курсовой работы. ГУАП, 2007.
№3 слайд
![Дополнительная литература по](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img2.jpg)
Содержание слайда: Дополнительная литература по курсу
Уокенбах Д. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме", 2002. – 624 с.
Гарнаев А. Ю. Самоучитель VВА. – СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. – 512 с.
Малышев С.А. Самоучитель VBA. Как это делается в Word, Excel, Access. – СПб: Наука и техника, 2001. – 496 стр.
Visual Basic 6.0: Пер. с англ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 992 стр.
Браун С. Visual Basic 5 с самого начала. – СПб: Питер, 1998. – 320 с.
Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд. : Пер. с англ. – М.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 2000. – 560 с.
№5 слайд
![. . Элементарное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img4.jpg)
Содержание слайда: 1.1. Элементарное взаимодействие Excel и VBA
В подразделе рассматривается:
Создание и выполнение макросов Excel
Разработка пользовательской таблицы средствами процессора Excel
Интегрированная среда разработки VBA
Типы записи ссылок в Excel
Анализ текста созданного макроса
№6 слайд
![. . . Создание и выполнение](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img5.jpg)
Содержание слайда: 1.1.1. Создание и выполнение макросов Excel
Макросом обычно называют файл, хранящий последовательность действий, заданных пользователем
Каждый макрос должен иметь собственное имя.
По своей сути макрос представляет собой программу и может быть создан автоматически в специальном режиме работы программной системы (в том числе и Excel) или как результат программирования в терминах языка системы
№11 слайд
![Создание и выполнение](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img10.jpg)
Содержание слайда: Создание и выполнение макросов Excel
Начиная с этого момента все действия с рабочей книгой дополнительно записываются в файл макроса
Остановить запись макроса можно кнопкой Остановить запись дополнительно открывшейся панели инструментов или через аналогичный пункт главное меню СЕРВИС, Макрос.
№13 слайд
![. . . Разработка](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img12.jpg)
Содержание слайда: 1.1.2. Разработка пользовательской таблицы средствами процессора Excel
Мы предполагаем, что вы:
в состоянии придумать собственную пользовательскую таблицу, данные в которой организованы по строкам и столбцам, имеют вполне определенный практический смысл и требуют некой обработки, в частности, вычислений
знакомы со способами ее оформления (шрифт, фон, рамки)
№18 слайд
![. . . Типы записи ссылок в](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img17.jpg)
Содержание слайда: 1.1.4. Типы записи ссылок в Excel
Необходимо принять во внимание существование двух возможных типов записи ссылок на ячейки в Excel: A1 и R1C1.
По умолчанию при программировании формул используется стиль A1, для которого адрес каждой ячейки представляет собой строку символов, содержащую имя столбца и номер строки.
№27 слайд
![Анализ текста созданного](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img26.jpg)
Содержание слайда: Анализ текста созданного макроса
Range (диапазон). Возникает при выделении
ActiveCell (активная ячейка). Возвращает объект Range
FormulaR1C1. Свойство, возвращающее или задающее формулу типа R1C1 в активную ячейку
Selection (выделение). Свойство, возвращающее выделенный объект
AutoFill (автозаполнение). Метод, осуществляющий заполнение выделенных ячеек
№35 слайд
![Назначение окон](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img34.jpg)
Содержание слайда: Назначение окон интегрированной среды разработки VBA
Кроме перечисленных интегрированная среда разработки содержит окна
тестирования Immediate (немедленное выполнение), позволяющее изменять значения переменных программы в момент ее выполнения и даже вводить дополнительные операторы;
просмотра мгновенных значений Watch, позволяющее вести контроль выбранной переменной программы;
некоторые другие.
№46 слайд
![. . . Идентификаторы в VBA](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img45.jpg)
Содержание слайда: 1.3.2. Идентификаторы в VBA
Идентификатором называется символическое имя ячейки памяти.
Каждый язык программирования содержит свои правила составления таких имен.
Общим является то, что программист вправе сам придумать имя, что позволяет ему сохранить в нем смысловое значение.
№48 слайд
![Идентификаторы в VBA В языке](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img47.jpg)
Содержание слайда: Идентификаторы в VBA
В языке VBA имеются следующие ограничения на имена:
Буквы рассматриваются инвариантно по отношению к регистру, то есть имя Aa и aA есть одно и то же имя.
Допускается использование символов латыни и кириллицы.
Совпадения имен идентификаторов с так называемыми ключевыми словами не допускается.
№50 слайд
![Идентификаторы в VBA](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img49.jpg)
Содержание слайда: Идентификаторы в VBA
Возможные варианты идентификаторов языка VBA:
I, j, Name, Переменная, Результат_вычислений.
Еще варианты записи идентификаторов:
A%, B&, C!, D#, E@, F$.
В этом случае символы %, &, !, #, @, $ не входят в состав идентификатора и используются в качестве специального признака типа данных
№51 слайд
![. . . Объявление переменных в](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img50.jpg)
Содержание слайда: 1.3.3. Объявление переменных в VBA
Dim I As Integer, Name, j As _ Integer, Переменная As _ Integer, GGG As Integer
Обратите внимание на то, что если вы не указываете явно тип переменной, то по умолчанию она имеет тип Variant. Так, в рассмотренном выше примере такой тип имеет переменная Name
№52 слайд
![Объявление переменных в VBA](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img51.jpg)
Содержание слайда: Объявление переменных в VBA
Обрабатывая файл исходного текста программы компилятор создает двоичный файл, который впоследствии после дополнительной обработки представляет собой последовательность кодов программы, выполняемой процессором
Там же в программе отводится область для хранения данных
№53 слайд
![Объявление переменных в VBA](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img52.jpg)
Содержание слайда: Объявление переменных в VBA
Строка объявления переменных обрабатывается компилятором. Результат обработки – резервирование ячеек памяти в двоичном файле
Адреса ячеек определяются как смещение по отношению к первому байту исполняемой программы
После загрузки файла в ОЗУ адреса ячеек получают абсолютные значения
№54 слайд
![. . . Массивы в VBA Практика](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img53.jpg)
Содержание слайда: 1.3.4. Массивы в VBA
Практика программирования широко использует переменные, обращение к которым ведется как по имени, так и по номеру.
В этом случае можно говорить о создании переменных табличного типа, когда обращение к данным ведется по имени и номеру (индексу) внутри этого имени.
Такие переменные обычно называются массивами.
№57 слайд
![Массивы в VBA Объявления](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img56.jpg)
Содержание слайда: Массивы в VBA
Объявления массивов:
Dim YY(25)
Объявляется одномерный массив из 26 элементов. Начальный (базовый) индекс принят по умолчанию равным 0.
Dim ZZ(3,10) As Single
Объявляется двумерный массив ZZ типа Single, первый индекс которого меняется в диапазоне от 0 до 3, а второй в диапазоне от 0 до 10.
Dim SS(-3 To 3,1 To 10) As Integer
№58 слайд
![Массивы в VBA Для обращения к](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img57.jpg)
Содержание слайда: Массивы в VBA
Для обращения к ячейке памяти или элементу массива достаточно в тексте программы использовать соответствующий идентификатор (в случае массива с номером элемента, указанным в скобках).
В качестве номера элемента массива может выступать не только константа, но и другая переменная, заданная своим идентификатором.
Недостатком рассмотренного приема является относительно высокая вероятность возникновения ошибки программирования связанной с выходом индекса (номера элемента) за границы массива.
№59 слайд
![Массивы в VBA Dim SS - To ,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img58.jpg)
Содержание слайда: Массивы в VBA
Dim SS(-3 To 3,1 To 10) As Integer
Обращение к элементу массива в тексте программы с явным указанием номеров элементов: SS(-2,5)
Если переменная Name содержит число –2, а ячейка Переменная число 5, то обращение SS(Name, Переменная) полностью эквивалентно предыдущему.
Если в процессе предыдущих вычислений переменная Name примет значение –4, а мы попытаемся выполнить SS(Name, Переменная), то произойдет обращение к несуществующему элементу массива и возникнет ошибка выхода индекса за границы массива.
№60 слайд
![Массивы в VBA Иногда](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img59.jpg)
Содержание слайда: Массивы в VBA
Иногда приходится создавать массивы, размер которых невозможно определить на этапе компиляции программы.
Конечно, можно объявить массивы с запасом, так, чтобы номер максимального элемента массива был заведомо большим максимально возможного числа. Такой прием приводит к нерациональному распределению памяти.
Альтернативой является метод динамического объявления размера массива. В этом случае конкретный размер массива вычисляется в процессе выполнения программы и память для хранения данных отводится тоже во время выполнения.
№62 слайд
![. . . Присваивание значения](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img61.jpg)
Содержание слайда: 1.3.5. Присваивание значения переменной
Оператор присваивания обеспечивает занесение информации в ячейки памяти, связанные с идентификатором и имеет символ равенства (=).
i = 10
В отличие обычного равенства, которое выполняется всегда, оператор присваивания имеет динамические свойства (зависит от времени).
№63 слайд
![Оператор присваивания При](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img62.jpg)
Содержание слайда: Оператор присваивания
При выполнении оператора присваивания результат вычислений правой части оператора заносится в ячейку памяти, указанную слева от знака равенства.
Содержимое ячейки, указанной слева от символа =, имело одно значение до выполнения оператора и другое после его выполнения.
Задавая последовательность операторов присваивания мы можем программировать запись данных в ячейки памяти ЭВМ.
№64 слайд
![. . . Использование свойства](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img63.jpg)
Содержание слайда: 1.3.6. Использование свойства Cells() для обмена данными между Excel и VBA
Отдельную проблему представляет прямая и обратная передача данных из таблицы Excel в ячейки памяти, объявленные в программе, написанной на VBA.
Автоматически созданный макрос непосредственно манипулирует с ячейками таблицы используя стили ссылки на ячейки в Excel: A1 и R1C1.
Такой прием может быть использован и в рабочей программе, однако в этом случае ее модификация и использование существенно затруднены.
№65 слайд
![Использование свойства Cells](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img64.jpg)
Содержание слайда: Использование свойства Cells() для обмена данными между Excel и VBA
Гораздо предпочтительнее использовать свойство Cells() стандартного объекта Excel Range.
Сам объект представляет собой ячейку, столбец, строку или выделенный диапазон листа Excel.
Свойство Cells() позволяет непосредственно обратиться к объекту Excel по номеру строки и колонки.
Поскольку это свойство установлено по умолчанию для рабочего листа Excel, то его можно использовать без дополнительных указаний.
№67 слайд
![Использование свойства Cells](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img66.jpg)
Содержание слайда: Использование свойства Cells() для обмена данными между Excel и VBA
Если запись свойства стоит слева от оператора присваивания, то производится запись данных в ячейку таблицы, если справа, то считывание значения из ячейки таблицы.
Кроме собственно записи данных свойство Cells() в сочетании со свойствами других объектов (Font, Color и т.п.) позволяет задавать параметры шрифта, его цвет, фон и так далее.
№68 слайд
![Использование свойства Cells](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img67.jpg)
Содержание слайда: Использование свойства Cells() для обмена данными между Excel и VBA
Для изучения этих возможностей целесообразно ознакомиться с описанием соответствующих свойств и объектов в литературе, воспользоваться Help-системой или, что проще всего, запустить режим записи макроса в Ехсеl, выполнить, например, установку цвета и изучить текст полученного макроса.
№77 слайд
![. . . Правила записи](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img76.jpg)
Содержание слайда: 2.2.1. Правила записи операторов в языке VBA
Операторы записываются на отдельных строчках и могут не нумероваться.
Для размещения нескольких операторов на одной строке между ними необходимо поставить символ двоеточие ( : ). Этот же символ используется для обозначения меток.
№79 слайд
![. . . Оператор присваивания](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img78.jpg)
Содержание слайда: 2.2.2. Оператор присваивания Let
Оператор присваивания Let в VBA в момент выполнения записывает в переменную, указанную слева от символа равенства некое значение, указанное справа от символа равенства, результат вычисления функции и т.п.
Формат оператора
Let Переменная=Значение
№85 слайд
![Оператор ветвления Пример](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img84.jpg)
Содержание слайда: Оператор ветвления
Пример программы с оператором ветвления
Dim РежимРаботы As String, День As Integer
День = 2
Select Case День
Case 1
РежимРаботы = "Прием документов"
Case 2, 3, 4
РежимРаботы = "Работа с документами"
Case 5
РежимРаботы = "Выдача документов"
Case 6, 7
РежимРаботы = "Выходные дни"
Case Else
РежимРаботы = "Ошибка задания номера дня"
End Select
№99 слайд
![Процедуры в VBA Каждая](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img98.jpg)
Содержание слайда: Процедуры в VBA
Каждая процедура может быть вызвана по имени. Если вызов отсутствует, то процедура выполняться не будет.
Процедура может быть запущена на выполнения с помощью интегрированной среды отладки VBA.
Каждая процедура имеет свои коды, которые должны быть оформлены заданным языком программирования способом.
Для решения задачи процедура может потребовать набор аргументов (исходные данные), которые передаются ей в момент вызова.
№107 слайд
![Процедуры в VBA После](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img106.jpg)
Содержание слайда: Процедуры в VBA
После заголовка процедуры следует конечное число обычных операторов языка VBA, представляющих собой тело определения функции. Если в их состав входят операторы объявления переменных Dim, то имеет место объявление собственных локальных переменных процедуры.
Если в заголовке процедуры не указан ключ Static, то эти переменные не сохраняют свои значения между вызовами и каждый раз значения в них должны записываться заново.
№108 слайд
![Процедуры в VBA Пример](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img107.jpg)
Содержание слайда: Процедуры в VBA
Пример процедуры:
Sub ПримерПроцедуры(ByVal День As Integer, _
ByRef РежимРаботы As String)
Select Case День
Case 1
РежимРаботы = "Прием документов"
Case 2, 3, 4, 5
РежимРаботы = "Выдача документов"
Case Else
РежимРаботы = "Выходные дни"
End Select
End Sub
№110 слайд
![Процедуры в VBA Аргументами](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img109.jpg)
Содержание слайда: Процедуры в VBA
Аргументами процедуры в момент ее описания являются так называемые формальные параметры. Они используются как полноправные участники любых операций и операторов тела процедуры для указания необходимой последовательности действий
Формальные параметры получают физические адреса памяти для своего размещения они только в момент вызова процедуры. Обычно говорят, что процедура (функция) вызывается с фактическими параметрами
Использование формальных параметров позволяет многократно вызывать процедуру из разных точек программы с различными аргументами.
№115 слайд
![. . Возврат значений из](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img114.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возврат значений из процедур и функций в вызывающую программу через список формальных параметров
С помощью одной функции можно рассчитать и передать в вызывающую процедуру, например, сразу два значения. Одно значение передается в точку вызова обычным способом. Другое значение изменяет формальный параметр и позднее может быть использовано вызывающей программой
№116 слайд
![Возврат значений из процедур](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img115.jpg)
Содержание слайда: Возврат значений из процедур и функций в вызывающую программу через список формальных параметров
Option Explicit
Type Запись_Ведомости ‘Определение типа данных, заданного пользователем
Фамилия_И_О As String
Начислено_Ведомость As Currency
Налог_Ведомость As Currency
К_выдаче_Ведомость As Currency
End Type
'…………………………………………………………………………………………….
' Фрагмент программы вызова рассматриваемой функции Расчет_Зарплаты
Dim Ведомость(4) As Запись_Ведомости , j As Integer ‘Объявление массива структур
j = 3
Ведомость(j).Начислено_Ведомость = 1000
'Вызов функции Расчет_Зарплаты
Ведомость(j).К_выдаче_Ведомость = _
Расчет_Зарплаты(Ведомость(j).Начислено_Ведомость, 0.12, _
Ведомость(j).Налог_Ведомость)
'После завершения работы функции ячейка Ведомость(j).К_выдаче_Ведомость
'содержит результаты расчета суммы к выдаче, а в ячейке
'Ведомость(j).Налог_Ведомость находятся результаты расчета величины
'подоходного налога
'…………………………………………………………………………………………….
Private Function Расчет_Зарплаты(ByVal Начислено As _
Currency, ByVal Ставка_налога As Double, _
ByRef Подоходный_налог As Currency) As Currency
'Формальный параметр Подоходный_налог также используется для возврата результатов вычислений в вызывающую программу.
Подоходный_налог = Начислено * Ставка_налога
Расчет_Зарплаты = Начислено - Подоходный_налог
End Function
№121 слайд
![. . Объекты и классы как](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img120.jpg)
Содержание слайда: 4.1. Объекты и классы как конструкции языка VBA
Объектно-ориентированное программирование - технология программирования, при которой программа рассматривается как набор дискретных объектов, содержащих, в свою очередь, наборы структур данных и процедур, взаимодействующих с другими объектами
Класс в программировании – множество объектов с одинаковой структурой, поведением и отношением к объектам других классов
№122 слайд
![Объекты и классы как](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img121.jpg)
Содержание слайда: Объекты и классы как конструкции языка VBA
Класс – это определенный пользователем тип данных
Объект – это экземпляр класса содержащий определенные данные
Класс содержит описание структуры объекта и ограниченный набор функций и процедур, описывающих свойства и поведение объектов
Память для хранения набора данных объекта резервируется в момент создания объекта и освобождается вместе с его удалением
.
№125 слайд
![Объекты и классы как](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img124.jpg)
Содержание слайда: Объекты и классы как конструкции языка VBA
Пользовательские классы могут быть созданы непосредственно программистом
Библиотечные классы описаны в Help – системе или в литературе. Каждая программная система пакета Microsoft Office имеет собственный набор библиотечных классов
№126 слайд
![. . Создание](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img125.jpg)
Содержание слайда: 4.2. Создание пользовательского класса
Структура подраздела:
Общая структура модуля класса
Описание переменных класса
Описание свойств класса
Описание методов класса
Описание процедур создания и удаления объектов класса
Библиотечные классы VBA и связанные с ними события
№137 слайд
![. . Определение процедур](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img136.jpg)
Содержание слайда: 4.2.3 Определение процедур создания и удаления объектов класса
При создании нового объекта класса каждый раз автоматически выполнится процедура
Sub Class_Initialize()
Программируя эту процедуру можно задать последовательность действий, которая будет выполняться с новым объектом. К числу таких действий могут относиться, например, задание размеров динамических массивов, установка начальных значений переменных и т.п.
№138 слайд
![Определение процедур создания](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img137.jpg)
Содержание слайда: Определение процедур создания и удаления объектов класса
При удалении объекта класса каждый раз автоматически выполнится процедура
Sub Class_Terminate ()
Программируя эту процедуру можно задать последовательность действий, которая будет выполняться перед удалением объекта. К числу таких действий может быть отнесен, например, запрос о необходимости сохранения результатов работы на диске и собственно выполнение такого сохранения при положительном ответе оператора
№139 слайд
![. . Определение свойств](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img138.jpg)
Содержание слайда: 4.2.4 Определение свойств класса
Свойства классов задаются в виде набора функций специального вида
Эти функции могут выполнять любые разрешенные правилами языка действия над переменными класса и, как следствие, изменять состояние объекта
В остальном функции свойств класса не отличаются от обычных функций VBA
№144 слайд
![Определение свойств класса](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img143.jpg)
Содержание слайда: Определение свойств класса
Функции свойств могут иметь несколько параметров. Когда используется несколько параметров, то аргументы парных свойств должны быть согласованы
Property Let Имя (Аргумент1 As Тип1, Аргумент2 As Тип2, … , АргументN As ТипN, АргументNN As ТипNN)
Property Get Имя (Аргумент1 As Тип1, Аргумент2 As Тип2, … , АргументN As ТипN) As ТипNN
№149 слайд
![Библиотечные классы VBA и](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img148.jpg)
Содержание слайда: Библиотечные классы VBA и связанные с ними события
Разработчики библиотечных классов предусмотрели возможность возникновения с объектами различного рода событий
Событие представляет собой действие, распознаваемое объектом
Перечень возможных событий определяется на этапе разработки
№151 слайд
![Библиотечные классы VBA и](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img150.jpg)
Содержание слайда: Библиотечные классы VBA и связанные с ними события
В пользовательских классах в качестве событий могут рассматриваться события входящих в пользовательский класс объектов библиотечных классов
Специальные средства разработки программ обработки событий пользовательских классов неизвестны
№152 слайд
![. . Создание объектов и](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img151.jpg)
Содержание слайда: 4.3. Создание объектов и работа с ними в пользовательской программе
В подразделе рассматривается:
Объявление переменной класса в пользовательской программе
Оператор присваивания Set
Использование свойств класса в пользовательской программе
Использование методов класса в пользовательской программе
Обработка событий объекта
Объектно-ориентированное программирование и VBA
№153 слайд
![. . Объявление переменной](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img152.jpg)
Содержание слайда: 4.3.1 Объявление переменной класса в пользовательской программе
Если создается пользовательская программа, в составе которой планируется использовать объекты созданные пользователем или библиотечных классов, то для обращения к этим объектам в программе должны быть объявлены переменные типа используемого класса
Допустим, что в проекте существует модуль пользовательского класса C1. Тогда объявление новой переменной имеет вид:
Dim ZZ As C1
Тип переменной соответствует созданному пользовательскому или используемому библиотечному классу
№154 слайд
![. . . Оператор присваивания](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img153.jpg)
Содержание слайда: 4.3.2. Оператор присваивания Set
Оператор Set предназначен для записи в предварительно объявленную переменную, указанную слева от символа равенства значения адреса размещения в памяти переменной, указанной справа от символа равенства
Set ZZ = Имя объекта
Переменная, записанная слева от символа равенства, рассматривается как указатель. В результате выполнения оператора Set реализуется операция взятия адреса переменной, указанной справа от символа равенства, которая в свою очередь является объектом
Поскольку объекты в VBA рассматриваются как некая совокупность данных, то для их размещения в памяти ЭВМ начиная с определенного адреса резервируется последовательный набор ячеек. Адрес первой ячейки является адресом объекта. Именно он и заносится в указатель
№155 слайд
![Оператор присваивания Set](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img154.jpg)
Содержание слайда: Оператор присваивания Set
Ключевое слово New применяется в составе оператора Set для создания нового объекта а соответствии с его определением в своем классе Set Объект = New Имя_класса
Set ZZ = New С1
В момент создания нового объекта резервируется память для его хранения. Таким способом создается новый экземпляр объекта класса C1
№157 слайд
![. . . Использование свойств](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img156.jpg)
Содержание слайда: 4.3.3. Использование свойств класса в пользовательской программе
Допустим, что существует некий пользовательский класс Панель_управления. Создадим на его основе объект Новая_панель. Для этого объявим переменную Новая панель
Dim Новая панель As Панель_управления
Создадим объект
Новая панель = New Панель_управления
Ознакомившись со списком свойств и методов класса, выполняем действия с объектом. Синтаксис установки значения свойства:
Объект.Свойство = ЗначениеСвойства
Синтаксис чтения значения свойства:
ЗначениеСвойства = Объект.Свойство
№158 слайд
![Использование свойств класса](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img157.jpg)
Содержание слайда: Использование свойств класса в пользовательской программе
Допустим, что в классе Панель_управления определено свойство Цвет
Для этого в модуле класса была создана функция
Property Let Цвет (Номер As Integer)
Предположим, что функция Цвет изменяет значение переменной класса в соответствии со значением Номер, а в свою очередь ее значение используется для задания цвета панели управления при ее выводе на экран
Тогда для задания цвета панели управления достаточно в пользовательской программе написать
Новая_Панель.Цвет = 3
№160 слайд
![Использование свойств класса](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img159.jpg)
Содержание слайда: Использование свойств класса в пользовательской программе
Пусть существует функция, возвращающая значение переменной класса
Property Get Цвет ()
Тогда для обращения к ней достаточно:
Текущий_цвет = Новая_Панель. Цвет
Здесь Текущий_цвет переменная пользовательской программы
№161 слайд
![. . Использование методов](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img160.jpg)
Содержание слайда: 4.3.4 Использование методов класса в пользовательской программе
Использование методов классов аналогично использованию процедур при программировании. Основное отличие заключается в том, что должен быть указан объект, к которому применяется метод.
Предполагается, что этот объект был заранее объявлен и создан
Синтаксис применения метода в VBA:
Объект.Метод
Пример:
Новая_Панель. Show
№162 слайд
![. . . Обработка событий](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img161.jpg)
Содержание слайда: 4.3.5. Обработка событий объекта
Если в состав класса входят объекты, для которых предусмотрены некоторые события, то эти события могут быть обработаны
Наиболее распространена обработка событий вызываемых элементами управления и представляющих собой библиотечные объекты внедренные в пользовательскую программу
Механизма создания собственных событий применительно к произвольному объекту нет (или он не был мною найден)
№164 слайд
![Объектно-ориентированное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img163.jpg)
Содержание слайда: Объектно-ориентированное программирование и VBA
Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяет его концептуальные границы с точки зрения наблюдателя.
Инкапсуляция - это процесс отделения друг от друга элементов объекта, определяющих его устройство и поведение; инкапсуляция служит для того, чтобы изолировать контрактные обязательства абстракции от их реализации.
Модульность - это свойство системы, которая была разложена на внутренне связные, но слабо связанные между собой модули.
Иерархия - это упорядочение абстракций, расположение их по уровням. Наследование – возможность использования уже определенных объектов для построения новых объектов, т.е. возможность создания иерархии объектов. Каждый из “наследников” наследует описание данных «прародителя» и получает доступ к его свойствам и методам.
№165 слайд
![Объектно-ориентированное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img164.jpg)
Содержание слайда: Объектно-ориентированное программирование и VBA
Типизация - это способ защититься от использования объектов одного класса вместо другого, или по крайней мере управлять таким использованием
Параллелизм - это свойство, отличающее активные объекты от пассивных
Сохраняемость - способность объекта существовать во времени, переживая породивший его процесс, и (или) в пространстве, перемещаясь из своего первоначального адресного пространства.
№166 слайд
![Объектно-ориентированное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img165.jpg)
Содержание слайда: Объектно-ориентированное программирование и VBA
Наследование – возможность использования уже определенных объектов для построения новых объектов, т.е. возможность создания иерархии объектов. Каждый из “наследников” наследует описание данных «прародителя» и получает доступ к его свойствам и методам.
Полиморфизм – возможность определения единого имени метода, применимого одновременно ко всем объектам иерархии, причем каждый из объектов иерархии может иметь свою особенность реализации этого метода. Однако Visual Basic for Applications не поддерживает механизма полиморфизма.
Модульность - свойство программ, при котором объекты заключают в себе полное определение их характеристик, никакие определения методов и свойств не должны располагаться вне его, это делает возможным свободное копирование и внедрение одного объекта в другие.
№168 слайд
![Объектно-ориентированное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img167.jpg)
Содержание слайда: Объектно-ориентированное программирование и VBA
Для реализации позднего связывания тип объекта, к которому применяется свойство или метод, объявляется как As Object
Если на этапе выполнения оказывается, что конкретный объект не поддерживает вызываемого свойства, то возникает ошибка этапа выполнения
№170 слайд
![Объектно-ориентированное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img169.jpg)
Содержание слайда: Объектно-ориентированное программирование и VBA
В чистом виде механизма наследования в VBA нет (или мною он не найден)
Реализация полиморфизма в VBA отлична от полиморфизма, например, C++.
Это обстоятельство позволяет некоторым авторам утверждать, что язык VBA не является объектно-ориентированным
№172 слайд
![. Подготовка программы к](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img171.jpg)
Содержание слайда: 6. Подготовка программы к выполнению, тестирование и отладка
В разделе рассматривается
Разработка общего алгоритма
Стиль программирования
Общая схема прохождения задачи
Ошибки этапов подготовки программы к выполнению
Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Задача тестирования
Отладка программы
№173 слайд
![. . Разработка общего](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img172.jpg)
Содержание слайда: 6.1. Разработка общего алгоритма
ГОСТ 19.701-90 Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения
В настоящем стандарте определены символы, предназначенные для использования в документации по обработке данных, и приведено руководство по условным обозначениям для применения их в:
1) схемах данных;
2) схемах программ;
3) схемах работы системы;
4) схемах взаимодействия программ;
5) схемах ресурсов системы.
№197 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img196.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Повторяющееся представление
Вместо одного символа с соответствующим текстом могут быть использованы несколько символов с перекрытием изображения, каждый из которых содержит описательный текст (использование или формирование нескольких носителей данных или файлов, производство множества копий печатных отчетов или форматов перфокарт)
Когда несколько символов представляют упорядоченное множество, это упорядочение должно располагаться от переднего (первого) к заднему (последнему).
№198 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img197.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Начните с того, что попытайтесь полностью понять условие задачи. На первый взгляд это требование кажется тривиальным, однако существует достаточно много примеров ситуаций, когда программисты делали одно, а получилось совсем другое. Ну и уж совсем глупо получается, когда делали сами не понимая что.
№199 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img198.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Еще раз обратите внимание на то, что процессор может, в сущности, выполнить только следующие действия:
Запись числа в определенную ячейку памяти;
Считывание числа из определенной ячейки памяти;
Выполнения некого действия со считанным на предыдущем шаге (шагах) числом (числами)
№201 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img200.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Операции и операторы языка программирования (например, VBA) позволяют сразу принять в рассмотрение целую последовательность элементарных операций процессора
Это означает, что для того, чтобы ими воспользоваться и в них составить алгоритм необходимо четко понимать механику их выполнения
№202 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img201.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Определите, что является исходными данными задачи, а что есть результат ее решения
Задумайтесь над возможным диапазоном изменения данных
Классифицируйте типы числовых значений переменных (целые, рациональные, комплексные и т.п.)
Подберите типы данных, требуемые для решаемой вами задачи.
№205 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img204.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Если вам непонятно, как решить задачу вручную, то необходимо разобраться с методами ее решения
Не надейтесь, что компьютер сделает что-то за вас. Все его действия строго регламентированы и алгоритм за вас он составить не может
Всегда добивайтесь ситуации, при которой вы в состоянии вручную получить набор выходных данных, соответствующих, по крайней мере, одному нетривиальному набору входных
№207 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img206.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Если ни один из известных операторов в вам не подходит, то имейте в виду, что набор операторов языка программирования появился вовсе не случайно. Он удовлетворяет почти всем практическим случаям, в том числе, скорее всего, и вашему.
Поэтому вам придется еще раз задуматься о назначении каждого из операторов языка и подобрать необходимый. Может оказаться, что для этого целесообразно отложить решение задачи и еще раз перечитать соответствующий раздел руководства по программированию или учебника
№209 слайд
![. . Стиль программирования](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img208.jpg)
Содержание слайда: 6.2. Стиль программирования
Цель программирования - не создание программы, а получение результатов вычислений
Программы читаются людьми
Стандартизация стиля. Если существует более одного способа сделать что-либо и выбор произвольный - остановитесь на одном способе и всегда его придерживайтесь
№214 слайд
![Стиль программирования](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img213.jpg)
Содержание слайда: Стиль программирования
Разбиение большой программы на разделы, подразделы и (или) подпрограммы путем выделения логических единиц улучшает восприятие программы
Название раздела должно отражать цель данного раздела, т.е. действия, которые в нем производятся
Программы читаются людьми
№215 слайд
![. . Общая схема прохождения](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img214.jpg)
Содержание слайда: 6.3. Общая схема прохождения задачи
Общая процедура создания программного обеспечения представляет собой многошаговый процесс с большим числом обратных связей. Как правило, эта процедура выполняется за несколько шагов, причем в процессе ее выполнения приходится многократно возвращаться к ее началу.
№217 слайд
![. . Ошибки этапов подготовки](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img216.jpg)
Содержание слайда: 6.4. Ошибки этапов подготовки программы к выполнению
В процессе преобразования текстового файла в коды, которые могут быть выполнены процессором, транслятор (компилятор, интерпретатор) может выдать разнообразные диагностические сообщения.
В подавляющем большинстве случаев причиной появления таких сообщений является не соблюдение программистом правил языка программирования, в результате чего система не может создать последовательность исполняемых кодов.
№218 слайд
![Ошибки этапов подготовки](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img217.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапов подготовки программы к выполнению
Если такие ошибки есть, то необходимо вернуться к исходному тексту программы и внести соответствующие изменения
Интерпретатор VBA в этом случае непосредственно указывает строку программы, содержащую ошибку, дает ее описание и предлагает воспользоваться системой помощи.
№219 слайд
![Ошибки этапов подготовки](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img218.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапов подготовки программы к выполнению
В некоторых случаях могут выдаваться диагностические сообщения предупреждающего или рекомендательного характера, наличие которых не останавливает процесс перевода программы в коды. Тем не менее, наличие таких сообщений является чрезвычайно серьезным сигналом и программист должен внести в текст программы изменения, которые предотвратят появление таких сообщений
№220 слайд
![. Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img219.jpg)
Содержание слайда: 6.5 Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Программа, запущенная на выполнение, может выполнить некоторые действия, которые с точки зрения разработчиков процессора являются незаконными
Типичный пример такой операции – деление на ноль. В структуру процессора заложены проверочные действия, не допускающие возникновения подобной ситуации, и приводящие к возникновению логического прерывания процессора
№222 слайд
![Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img221.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Язык VBA содержит специальный оператор обработки ошибок, позволяющий перехватывать прерывания, возникающие в процессе выполнения программы из-за ошибок этапа выполнения. Синтаксис оператора:
On Error GoTo Строка
№223 слайд
![Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img222.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Начиная с этого момента, при возникновении ошибки управление передается оператору, помеченному как Строка
Модуль, содержащий включенный оператор обработки ошибок, должен содержать оператор Exit (например, Exit Sub, Exit Function, Exit Property), не позволяющий выполниться фрагменту программы обработки ошибок естественным путем
№224 слайд
![Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img223.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Программа обработки прерывания включается в текст модуля, начинается с первого оператора, помеченного как Строка: и заканчивается оператором Resume Next
Завершение всего модуля оформляется обычным способом (например, End Sub)
№225 слайд
![Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img224.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Оператор On Error Resume Next указывает, что при возникновении ошибки управление передается на следующий оператор
Оператор On Error GoTo 0 отключает активизированный обработчик прерываний от ошибок в текущем модуле
№226 слайд
![Ошибки этапа выполнения,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img225.jpg)
Содержание слайда: Ошибки этапа выполнения, автоматически определяемые процессором
Корректно написанная программа не должна допускать возникновение ошибок этапа выполнения за счет введения дополнительных средств внутреннего алгоритмического контроля, поэтому рассматриваемый оператор выполняет скорее отладочные, а не основные функции
№227 слайд
![. Задача тестирования](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img226.jpg)
Содержание слайда: 6.6 Задача тестирования
Многочисленные попытки доказать факт правильности созданной программы, к сожалению, закончились неудачей
На настоящий момент человечество вынуждено смириться с мыслью, что программы содержат и будут содержать ошибки
Не существует метода создания безошибочных программ и, как следствие, программирование может рассматриваться только как искусство, но не как наука
№228 слайд
![Задача тестирования](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img227.jpg)
Содержание слайда: Задача тестирования
Тестирование - процесс испытания программы на предмет ее работы с заданным набором входных данных (тестом)
По своей сути процесс тестирования представляет собой проверку реакции программы на заранее подготовленные наборы входных данных.
Реакция программы на тест должна быть известна до того, как она появится
Сами тесты разрабатываются вместе с алгоритмом программы еще до начала ее кодирования
№229 слайд
![Задача тестирования Целью](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img228.jpg)
Содержание слайда: Задача тестирования
Целью тестирования является установить факт наличия ошибки в программе
Перед разработчиком теста стоит задача разрушить готовую программу, что само по себе является не таким уж простым делом
Очень часто квалификация разработчика теста должна быть выше квалификации составителя программы
Для реализации тестирования может потребоваться разработка специального программного средства (генератора тестов), которое по сложности может оказаться соизмеримым с испытуемой программой
№230 слайд
![. . Отладка программы Тест](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img229.jpg)
Содержание слайда: 6.7. Отладка программы
Тест успешен, если он указал на факт наличия ошибки в программе. Это означает, что необходимо принимать меры по их устранению
Если тест ошибок не нашел, то это означает только то, что ошибки не были найдены. К сожалению, это обстоятельство не является доказательством факта их отсутствия вообще
Отладкой называется процесс отыскания конкретного оператора программы, являющегося причиной возникновения ошибки, и внесение в него изменений с целью устранения выявленной ошибки
Процесс отладки завершается отысканием оператора программы, порождающего ошибку и внесением в него изменений. После этого программист снова должен вернуться к тестированию программы
№232 слайд
![. . Разработка общего](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img231.jpg)
Содержание слайда: 6.1. Разработка общего алгоритма
ГОСТ 19.701-90 Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения
В настоящем стандарте определены символы, предназначенные для использования в документации по обработке данных, и приведено руководство по условным обозначениям для применения их в:
1) схемах данных;
2) схемах программ;
3) схемах работы системы;
4) схемах взаимодействия программ;
5) схемах ресурсов системы.
№233 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img232.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Начните с того, что попытайтесь полностью понять условие задачи. На первый взгляд это требование кажется тривиальным, однако существует достаточно много примеров ситуаций, когда программисты делали одно, а получилось совсем другое. Ну и уж совсем глупо получается, когда делали сами не понимая что.
№234 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img233.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Еще раз обратите внимание на то, что процессор может, в сущности, выполнить только следующие действия:
Запись числа в определенную ячейку памяти;
Считывание числа из определенной ячейки памяти;
Выполнения некого действия со считанным на предыдущем шаге (шагах) числом (числами)
№236 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img235.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Операции и операторы языка программирования (например, VBA) позволяют сразу принять в рассмотрение целую последовательность элементарных операций процессора
Это означает, что для того, чтобы ими воспользоваться и в них составить алгоритм необходимо четко понимать механику их выполнения
№237 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img236.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Определите, что является исходными данными задачи, а что есть результат ее решения
Задумайтесь над возможным диапазоном изменения данных
Классифицируйте типы числовых значений переменных (целые, рациональные, комплексные и т.п.)
Подберите типы данных, требуемые для решаемой вами задачи.
№240 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img239.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Если вам непонятно, как решить задачу вручную, то необходимо разобраться с методами ее решения
Не надейтесь, что компьютер сделает что-то за вас. Все его действия строго регламентированы и алгоритм за вас он составить не может
Всегда добивайтесь ситуации, при которой вы в состоянии вручную получить набор выходных данных, соответствующих, по крайней мере, одному нетривиальному набору входных
№242 слайд
![Разработка общего алгоритма](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img241.jpg)
Содержание слайда: Разработка общего алгоритма
Если ни один из известных операторов в вам не подходит, то имейте в виду, что набор операторов языка программирования появился вовсе не случайно. Он удовлетворяет почти всем практическим случаям, в том числе, скорее всего, и вашему.
Поэтому вам придется еще раз задуматься о назначении каждого из операторов языка и подобрать необходимый. Может оказаться, что для этого целесообразно отложить решение задачи и еще раз перечитать соответствующий раздел руководства по программированию или учебника
№246 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img245.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Стремитесь к простоте
Проектирование программы должно начаться и закончиться до начала кодирования
Задачи, подлежащие программированию, обычно ставятся не теми, кто будет программировать
Когда программист и постановщик задачи не одно лицо - первый вынужден работать с представлением второго о решаемой задаче
№247 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img246.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Добивайтесь точности при определении задачи
После того, как задача определена, отказывайтесь от внесения в нее изменений и дополнений. Если они все-таки необходимы, добивайтесь увеличения сметной стоимости работы и сроков на ее выполнение
№248 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img247.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Выбирайте алгоритм решения задачи самым тщательным образом. Час, потраченный на выбор алгоритма, стоит пяти часов программирования
Выбирайте представление данных, соответствующее задаче
При возможности используйте массивы и структуры, указатели и ссылки
№250 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img249.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Используйте существующие библиотеки программ
Тщательно разрабатывайте форматы и вид представления входных и выходных данных. Вид выводимой информации часто является единственным критерием, по которому оценивается мастерство программиста
№251 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img250.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Типовой набор целей, которые устанавливаются при проектировании программы
высокий уровень надежности;
выполнение объема работ к определенной дате;
минимальное время разработки или минимальная стоимость;
удобство и простота эксплуатации;
эффективность;
возможность введения модификаций;
универсальность.
№252 слайд
![Общий подход к проектированию](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img251.jpg)
Содержание слайда: Общий подход к проектированию программ
Параметры оценки программ:
память;
время;
сложность.
Метод управления сложностью заключается в том, что процесс или структуру программы разбивают на небольшие, легко управляемые части, которые комбинируют для получения определенной функции
№257 слайд
![. . . Структурная](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img256.jpg)
Содержание слайда: 7.2.2. Структурная декомпозиция и проектирование сверху вниз
Метод проектирования сверху вниз представляет собой сначала определение задачи в общих чертах, а затем постепенное уточнение ее структуры путем внесения более мелких деталей. Проектирование представляет собой в этом случае последовательность шагов по уточнению структуры
№258 слайд
![Структурная декомпозиция и](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img257.jpg)
Содержание слайда: Структурная декомпозиция и проектирование сверху вниз
Сначала напишите то, что вы хотите сделать, на обычном русском языке. Если вы не сможете это сделать, то вы и не сможете составить программу
Чрезвычайно важно правильно сформулировать задачу на стадии проектирования, чтобы не исправлять ее позднее на стадиях программирования и отладки
№261 слайд
![. . . Модульное](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img260.jpg)
Содержание слайда: 7.2.3. Модульное программирование
Модульное программирование - процесс разделения программы на логические части, называемые модулями. При этом преследуется две цели:
необходимо добиться того, чтобы программный модуль не зависел от контекста, в котором он будет использоваться;
следует стремиться к тому, чтобы формирование программы можно было бы формировать без предварительных знаний о внутренней структуре модуля.
№262 слайд
![Модульное программирование](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img261.jpg)
Содержание слайда: Модульное программирование
Считается, что размер модуля не должен превышать 60 строк
Модуль должен быть независим от:
источника входных данных;
места назначения выходных данных;
предыстории.
Каждый модуль должен иметь свое назначение, отличающееся от назначения других модулей
№263 слайд
![Модульное программирование](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img262.jpg)
Содержание слайда: Модульное программирование
Модуль должен иметь один вход и один выход
Связи между отдельными модулями должны быть минимизированы
Модуль должен проверять аргументы на их принадлежность области определения. Если модуль получает значение, выходящее из области определения, то должно выдаваться сообщение об ошибке (побочный эффект)
№264 слайд
![Модульное программирование](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img263.jpg)
Содержание слайда: Модульное программирование
Таким образом, для модуля должны быть определены:
алгоритм решения задачи;
область допустимых входных значений;
область возможных выходных значений;
возможные побочные эффекты.
Возникновение побочного эффекта не должно прекращать выполнение программы
№265 слайд
![. . . Структурное кодирование](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img264.jpg)
Содержание слайда: 7.2.4. Структурное кодирование
Теорема о структурировании:
любая правильная программа с одним входом и одним выходом (без зацикливаний и недостижимых команд) может быть написана с использованием последовательности двух и более операторов, выбора одного из двух операторов, повторения выполнения оператора, пока выполняется некоторое условие
№267 слайд
![. . . Бригада главного](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img266.jpg)
Содержание слайда: 7.2.5. Бригада главного программиста
Ядро бригады программистов составляют главный программист, его помощник и библиотекарь программ. Главный программист решает, когда и сколько дополнительных программистов может понадобиться. Если в бригаду потребуется много программистов, то предусматривается должность менеджера, занимающегося административными, финансовыми и правовыми вопросами
№268 слайд
![Бригада главного программиста](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img267.jpg)
Содержание слайда: Бригада главного программиста
Основной обязанностью главного программиста является собственно разработка и составление программ. Все члены бригады должны сообщать о ходе своей работы непосредственно ему
Главный программист принимает все окончательные решения и отвечает за успех проекта
№269 слайд
![Бригада главного программиста](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img268.jpg)
Содержание слайда: Бригада главного программиста
Помощник главного программиста должен быть в состоянии осуществить руководство проектом, если это потребуется. В частности помощник главного программиста может заниматься тестирование программ, написанных главным программистом. Желательно, чтобы каждую строчку программы прочитали по крайней мере два программиста
№270 слайд
![Бригада главного программиста](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img269.jpg)
Содержание слайда: Бригада главного программиста
Библиотекарь хранит все записи проекта в специальной библиотеке. В библиотеке хранятся записи, показывающие текущее состояние программ и результаты их тестирования.
Итогом работы программиста - члена бригады, является помещение его программы в библиотеку.
№271 слайд
![. . . Тестирование программ](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img270.jpg)
Содержание слайда: 7.2.6. Тестирование программ
Тестирование призвано указывать на наличие, а не на отсутствие ошибок
Задачей программирования является не просто получение результатов, а получение правильных результатов
Думать о тестировании следует на стадии написания программы задаваясь вопросом: как будет тестироваться этот сегмент?
№272 слайд
![Тестирование программ](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img271.jpg)
Содержание слайда: Тестирование программ
Необходимая полнота тестирования: должна быть испытана каждая ветвь алгоритма.
Исчерпывающее тестирование неоправданно с экономической точки зрения и обычно неосуществимо на практике
Проводится два вида испытаний:
на соответствие программы поставленной задаче;
на правильность ее функционирования.
№273 слайд
![Тестирование программ](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img272.jpg)
Содержание слайда: Тестирование программ
Тестирование надо начинать как можно раньше. Стоимость устранения ошибки на раннем этапе разработки существенно ниже
Тестирование целесообразно применять по методу сверху вниз.
Типы тестовых данных:
создаваемые программистом (контролируемые и случайные);
реальные модифицированные;
реальные в полном объеме.
№276 слайд
![. . . Причины сложности](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img275.jpg)
Содержание слайда: 7.3.1. Причины сложности программного обеспечения
Существенная черта современной программы - ее уровень сложности. Как правило, один разработчик не в состоянии охватить все аспекты системы, т.е. сложность программы превышает возможности человеческого интеллекта
Приходится создавать новые инструменты и новую методологию проектирования программного обеспечения
№277 слайд
![Причины сложности](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img276.jpg)
Содержание слайда: Причины сложности программного обеспечения
Сложность реальной предметной области
Проблемы, которые люди пытаются решить с помощью программного обеспечения, часто содержат сложные элементы, а к программам предъявляется множество различных, часто взаимно исключающих требований
№278 слайд
![Причины сложности](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img277.jpg)
Содержание слайда: Причины сложности программного обеспечения
Сложность реальной предметной области
Большая программная система - это крупное капиталовложение. Поэтому изменение внешних требований не должно приводить к отказу от системы в целом, в связи с чем возникает задача сопровождения программного обеспечения.
№280 слайд
![Причины сложности](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img279.jpg)
Содержание слайда: Причины сложности программного обеспечения
Трудности управления процессом разработки
Объем работ при разработке таков, что неизбежно требуется привлечение нескольких программистов. С целью упрощения координации их работ и уменьшения объема связей желательно, чтобы разработчиков было поменьше.
№281 слайд
![Причины сложности](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img280.jpg)
Содержание слайда: Причины сложности программного обеспечения
Гибкость программного обеспечения.
Разработчик может обеспечить себя всеми необходимыми для создания системы элементами независимо от уровня абстракции. Как следствие, отсутствуют стандарты на единые конструктивные элементы и системы контроля их качества
№291 слайд
![. . . . Абстрагирование](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img290.jpg)
Содержание слайда: 7.3.3.1. Абстрагирование
Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяет его концептуальные границы с точки зрения наблюдателя.
Суть абстракции - отделение существенных особенностей поведения от несущественных.
№301 слайд
![. . . . Модульность](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img300.jpg)
Содержание слайда: 7.3.3.3. Модульность
Модульность - свойство системы, которая разложена на сильно связанные внутри, но слабо связанные между собой модули.
Модуль - это самостоятельная конструкция языка.
Интерфейс модуля отделен от его реализации, в связи с чем модуль решает задачу инкапсуляции.
№303 слайд
![Иерархия Под наследованием](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img302.jpg)
Содержание слайда: Иерархия
Под наследованием обычно понимается создание производного класса на базе другого. Базовый класс – это любой класс, который используется в качестве основы для определения другого класса. Производный класс автоматически получает данные базового класса, а также доступ к функциям-членам этого класса.
№305 слайд
![Иерархия Наследующий класс](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img304.jpg)
Содержание слайда: Иерархия
Наследующий класс может использовать данные и функции базового класса и дополнять их собственными данными и функциями. Объект базового класса отличается от объекта производного класса за счет добавления в последний данных, созданных в производном классе. Это позволяет последовательно наращивать (уточнять) структуру классов и, как следствие, создавать итоговый класс сверху вниз.
№309 слайд
![. . . . Параллелизм](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img308.jpg)
Содержание слайда: 7.3.3.5. Параллелизм
Параллелизм - свойство, позволяющее отличать активные объекты от пассивных
Процесс - фундаментальная единица действия в системе.
Каждый объект может представлять собой самостоятельный процесс и может быть активным(выполнять действия) и пассивным (состояние ожидания).
№314 слайд
![. . . . Полиморфизм Слово](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img313.jpg)
Содержание слайда: 7.3.3.7. Полиморфизм
Слово полиморфизм имеет греческое происхождение и может быть переведено на русский язык как многоформенность. В программировании под полиморфизмом понимают возможность объектов с одинаковой спецификацией иметь различную реализацию (форму) в процессе выполнения программы.
№315 слайд
![Полиморфизм Полиморфизм в С](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img314.jpg)
Содержание слайда: Полиморфизм
Полиморфизм в С++ реализуется за счет существующей возможности создавать так называемые виртуальные (virtual) функции
В отличие от обычных функций, коды которых формируются компилятором и размещаются в памяти редактором связей, виртуальная функция является динамической, то есть она размещается в памяти на этапе выполнения программы.
№317 слайд
![. . . Объекты и классы С](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img316.jpg)
Содержание слайда: 7.3.4. Объекты и классы
С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:
осязаемый и (или) видимый предмет;
нечто, воспринимаемое мышлением;
нечто, на что направлена мысль или действие.
Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью.
Структура и поведение схожих объектов определяет общий для них класс.
№319 слайд
![Объекты и классы Состояние](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img318.jpg)
Содержание слайда: Объекты и классы
Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из этих свойств.
Поведение - это то, как объект действует и реагирует.
Поведение выражается в терминах состояния объекта и передачи сообщений.
№321 слайд
![Объекты и классы Операции -](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img320.jpg)
Содержание слайда: Объекты и классы
Операции - это услуги, которые объект может предоставить клиентам. К их числу относятся:
модификатор (изменение состояния объекта);
селектор (считывание состояния объекта);
итератор (последовательный доступ к частям объекта);
конструктор (создание объекта и (или) его инициализация;
деструктор (освобождение состояния объекта и (или) его разрушение.
№323 слайд
![Объекты и классы Участвуя в](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img322.jpg)
Содержание слайда: Объекты и классы
Участвуя в связи, объект может выполнять одну из трех ролей:
актер (может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию);
сервер (может подвергаться воздействию других объектов, но никогда не выступает в роли воздействующего объекта);
агент (может выступать как в активной, так и в пассивной роли).
№328 слайд
![Объектная декомпозиция В](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img327.jpg)
Содержание слайда: Объектная декомпозиция
В отличие от модуля, эта реакция существенно зависит от ранее установленных параметров объекта, которые описывают его состояние. Поэтому реакция объекта на входное воздействие оказывается разной в зависимости от того, что раньше происходило с объектом.
№329 слайд
![Объектная декомпозиция Можно](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img328.jpg)
Содержание слайда: Объектная декомпозиция
Можно сказать, что, в отличие от модуля, являющегося по своей сути автоматом без памяти, объект может рассматриваться как некий автомат с памятью.
В рамках такого подхода объект может быть представлен и как некая, в том числе математическая, модель реально существующего объекта.
№330 слайд
![Объектная декомпозиция](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img329.jpg)
Содержание слайда: Объектная декомпозиция
Наличие у объекта набора свойств и состояний позволяет с его помощью описывать гораздо более крупные функциональные составляющие разрабатываемой программы. С помощью объектов удобно создавать функциональные модели поведения элементов системы и, как следствие, приходить к более естественной записи ее структуры.
№333 слайд
![. Создание документов](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img332.jpg)
Содержание слайда: 6. Создание документов средствами текстового процессора
В разделе рассматривается:
Нормативная документация
Создание структуры документа
Установка параметров страницы
Разработка и создание колонтитулов документа
Вставка сносок
Создание формульных выражений
Разработка и создание таблиц
Разработка и создание рисунков
Вставка ссылок на литературу
Использование закладок
Составление оглавления, списка таблиц и иллюстраций
№347 слайд
![Создание структуры документа](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img346.jpg)
Содержание слайда: Создание структуры документа
Введение, Заключение, Приложение, Список рисунков, Список таблиц, Список использованных источников оформляются без применения списка
Разделы документа имеют 1-ый уровень заголовка
Подразделы имеют 2-ой уровень заголовка и аналогичный вид многоуровневого списка
Пункты имеют 3–й уровень заголовка и аналогичный вид многоуровневого списка
№351 слайд
![Установка параметров страницы](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img350.jpg)
Содержание слайда: Установка параметров страницы
Перед тем как набирать текст нового документа необходимо проверить устраивают ли вас отступы слева, справа, сверху и снизу от краев листа до набираемого вами текста
Существуют определенные стандарты отступов при оформлении различных документов
№354 слайд
![Разработка и создание](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img353.jpg)
Содержание слайда: Разработка и создание колонтитулов документа
Колонтитул — это текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа
В зависимости от места расположения (на верхнем или на нижнем поле страницы) колонтитулы бывают верхними и нижними
Колонтитулы могут быть различными для четных и нечетных страниц, а также колонтитул первого листа может отличатся от колонтитулов остальных страниц
№358 слайд
![Вставка сносок Введите текст](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img357.jpg)
Содержание слайда: Вставка сносок
Введите текст сноски в область сносок. Для возврата к основному тексту документа щелкните его
Чтобы перенести, скопировать или удалить сноску, надо работать со знаком сноски, а не с текстом в области сносок
При перемещении, копировании и удалении знака сноски автоматически выполняется перенумерация всех сносок
№365 слайд
![Разработка и создание таблиц](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img364.jpg)
Содержание слайда: Разработка и создание таблиц
Каждая таблица должна иметь название. Пример названия:
Таблица 8 – Пример расчета заработной платы
В тексте документа должна быть ссылка на таблицу, например:
Результаты расчета заработной платы сотрудников представлены в таблице 8.
Первая ссылка на таблицу (ссылок может быть несколько) обязательно должна быть до первого появления таблицы в тексте.
№368 слайд
![Разработка и создание](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img367.jpg)
Содержание слайда: Разработка и создание иллюстраций
Вы можете создавать рисунок любым способом, в том числе и средствами Word, однако использование Word для создания рисунков нежелательно, поскольку оно ведет к некоторым проблемам в тексте при автоматическом форматировании документа
Рисунок может быть создан любыми другими программными средствами, а позднее скопирован в нужное место документа
№369 слайд
![Разработка и создание](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img368.jpg)
Содержание слайда: Разработка и создание иллюстраций
Каждый рисунок должен иметь подрисуночную подпись. Пример подрисуночной подписи:
Рисунок 4 – Структура современной информатики как науки
В тексте документа должна быть ссылка на рисунок, например:
Как показано на рисунке 4, современная информатика как наука состоит из двух составляющих: теоретической и прикладной
Первая ссылка на рисунок (ссылок может быть несколько) обязательно должна быть до первого появления рисунка в тексте.
№376 слайд
![Создание рисунков средствами](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img375.jpg)
Содержание слайда: Создание рисунков средствами текстового процессора
С помощью Панели инструментов Рисование
Вид –Панели инструментов Рисование
Рекомендации: Активно используйте
Группировку
Копирование
Поворот
Отражение
Для вставки сложных условных обозначений
– редактор формул в элементе «Надпись»
№379 слайд
![Оформление рисунков в](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img378.jpg)
Содержание слайда: Оформление рисунков в документе
Завершающий этап создания рисунка:
Группировка
Настройка взаимодействия с текстом (Формат – Рисунок (Объект) – вкладка Положение)
Все иллюстрации называются рисунками и могут нумероваться в пределах каждого раздела:
Рисунок 2.1
Рисунки располагаются по тексту после первой ссылки на него. Если есть дальнейшая ссылка, то
«см. рисунок 2.1».
При необходимости рисунок может иметь наименование и поясняющие сведения, которые помещаются под рисунком после указания его номера:
Рисунок 2.1 - Функциональная схема блока селектора
№384 слайд
![Разработка и создание](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img383.jpg)
Содержание слайда: Разработка и создание рисунков
Вы можете создавать рисунок любым способом, в том числе и средствами Word, однако использование Word для создания рисунков нежелательно, поскольку оно ведет к некоторым проблемам в тексте при автоматическом форматировании документа
Рисунок может быть создан любыми другими программными средствами, а позднее скопирован в нужное место документа
№386 слайд
![Вставка ссылок на литературу](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img385.jpg)
Содержание слайда: Вставка ссылок на литературу
Ссылки на литературу являются принципиально необходимой составляющей любого документа и предназначены для указания заимствования информации из других источников (книг, статей, сайтов и т.п.)
Позволить себе не пользоваться ссылками на литературу можно только в том случае, когда вы претендуете на абсолютную новизну текста
№387 слайд
![Вставка ссылок на литературу](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img386.jpg)
Содержание слайда: Вставка ссылок на литературу
В технической литературе принято вставлять ссылки в текст документа в виде числа в квадратных скобках, например [35]
Число в квадратных скобках есть номер цитируемого источника в списке использованных источников, который помещается в конце документа
В зависимости от вида документа этот список может иметь название Указатель литературы, Литература, Список литературы, Список использованных источников и т.п. В каждом конкретном случае это название необходимо уточнить
№388 слайд
![Вставка ссылок на литературу](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img387.jpg)
Содержание слайда: Вставка ссылок на литературу
Список использованных источников должен составляться в порядке цитирования,
Если список составляется в порядке цитирования, то первая ссылка в тексте делается на первый литературный источник [1], вторая на второй [2] и т.п. Допускаются многократные ссылки на один и тот же источник, однако вторая ссылка первый раз все равно должна появиться после первой
№389 слайд
![Вставка ссылок на литературу](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img388.jpg)
Содержание слайда: Вставка ссылок на литературу
В соответствии с требованиями ВАК при оформлении диссертаций в случае большого объема списка использованных источников допускается составление его по алфавиту. Сами ссылки на источники в тексте оформляются также в виде номера позиции источника в квадратных скобках
№390 слайд
![Вставка ссылок на литературу](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img389.jpg)
Содержание слайда: Вставка ссылок на литературу
Word позволяет автоматически нумеровать и сортировать список литературы
Изменения в списке литературы приводят и к изменениям ссылок
Если список литературы выполнен в виде нумерованного списка, а ссылки реализованы через режим перекрестных ссылок Word, то можно автоматически изменить номера ссылок
№392 слайд
![. . Использование закладок](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img391.jpg)
Содержание слайда: 6.9. Использование закладок
Закладкой называется специальная пометка фрагмента документа, позволяющая обратиться к нему из любой другой части документа и, например, вставить этот фрагмент в нужное место
Когда закладка создана, в любом другом месте документа можно установить Перекрестную ссылку на любую из имеющихся закладок
Изменение текста закладки после выполнения операции обновления документа приводит к изменению фрагмента, вставленного по ссылке в текст
№393 слайд
![Использование закладок Чтобы](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img392.jpg)
Содержание слайда: Использование закладок
Чтобы создать закладку, надо выделить фрагмент текста и выбрать пункт меню Вставка строка Закладки. Открывшееся окно диалога попросит вас ввести имя закладки
Целесообразно выбирать осмысленное имя, чтобы потом легко узнавать, к чему собственно относится закладка, однако при этом надо иметь в виду, что пробелы в имени закладки не допускаются
Перекрестная ссылка имеет несколько вариантов, выбираемых из меню
№395 слайд
![Составление оглавления,](/documents_6/b7ae73aeb040d38f949c9d293b352f98/img394.jpg)
Содержание слайда: Составление оглавления, списка таблиц и иллюстраций
После этого в пункте Вставка главного меню надо выбрать режим Оглавление и указатели. В открывшейся таблице надо выбрать соответствующую вкладку, нажать кнопку Параметры и задать уровень стилей заголовков документа, которые используются при построении оглавления, после чего нажать кнопку OK
Скачать все slide презентации Основы программирования. Язык программирования VBA одним архивом:
Похожие презентации
-
Язык программирования Паскаль. Основные понятия
-
Основные конструкции языка программирования. Турбо Паскаль (тестирование). 10 -11 класс
-
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования
-
Основные понятия языка программирования. Структура ЯВУ
-
Обучающая программа «Основы языка программирования Java»
-
Основы программирования на языке Java
-
Основы программирования. Язык программирования С. Массивы
-
Курс по основам программирования на Python. Две версии языка
-
Основы языка программирования C
-
Язык Паскаль. Основы программирования