Презентация Микроэкономика. Происхождение и развитие системы экономических знаний. Выделение экономической теории в самостоятельную науку онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Микроэкономика. Происхождение и развитие системы экономических знаний. Выделение экономической теории в самостоятельную науку абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 48 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Микроэкономика. Происхождение и развитие системы экономических знаний. Выделение экономической теории в самостоятельную науку



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    48 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.12 MB
  • Просмотров:
    122
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Микроэкономика
Содержание слайда: Микроэкономика Санкт-Петербургский государственный экономический университет Факультет менеджмента 2015 г. к.э.н., доцент Боркова Елена Аркадьевна

№2 слайд
Вопросы . Происхождение и
Содержание слайда: Вопросы 1. Происхождение и развитие системы экономических знаний. 2. Выделение экономической теории в самостоятельную науку. 3. Методологическое значение экономической теории для экономической практики. 4. Немного о названиях: Экономическая теория = ? Economics = ? (микроэкономика + макроэкономика) 5. Микро- и макроэкономика: предмет изучения, объекты и субъекты микроэкономики. 6. Редкость, ограниченность, недостаточность… 7.Что? Как? Для кого? Когда? Выбор, рациональность, затраты и выгоды.

№3 слайд
. Модели и концепции.
Содержание слайда: 8. Модели и концепции. Допущения и ограничения. 8. Модели и концепции. Допущения и ограничения. 9. Модель кругооборота. 10. Эффективность. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. 11. Позитивные и нормативные высказывания в экономической науке. 12. Экономические системы как исторические разновидности механизмов принятия экономических решений. 13. Командная экономика (иерархическая система принятия экономических решений). Социализм. 14. Рынок и рыночная система принятия экономических решений. “Невидимая рука”. 15. Рынок как самоорганизующаяся система. 16. Несовершенство рынка (market failures) и его виды (формы).

№4 слайд
. Происхождение и развитие
Содержание слайда: 1. Происхождение и развитие системы экономических знаний. 2. Выделение экономической теории в самостоятельную науку. …от Аристотеля (IV в. до н.э.) до средневековых богословов... 17-18 вв. - физиократы и меркантилисты 1776 Адам Смит “Богатство народов” (в России - 1802) 1817 Давид Рикардо “Начала политической экономии…» 1848 Джон Стюарт Милль “Основы политической экономии…» 1848 Карл Маркс”Манифест Коммунистической партии” 1867 “Капитал” т. 1

№5 слайд
Герман Госсен Эволюция
Содержание слайда: 1854 Герман Госсен “Эволюция законов человеческого взаимодействия” 1854 Герман Госсен “Эволюция законов человеческого взаимодействия” 1862 Уильям Стенли Джевонс “Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии” Австрийская школа - Карл Менгер (1840-1921) - (также Визер, Бём-Баверк и др.) Лозаннская школа - Леон Вальрас (1834 - 1910) - ( также Вилфредо Парето, Кассель, Бароне) Английская (Кембриджская) школа - Эджуорт, Уикстид, Маршалл, Пигу, позже Кейнс ... 1890 Альфред Маршалл публикует свои “Principles of Economics”, хотя все основные идеи его работы были им разработаны уже к 1871 г.

№6 слайд
. Методологическое значение
Содержание слайда: 3. Методологическое значение экономической теории для экономической практики. “Экономическая теория не есть совокупность ранее установленных суждений, непосредственно применимых к анализу политики. Это скорее определенная методология, а не доктрина, стиль и техника мышления, которые позволяют исследователю делать правильные умозаключения.” Джон Мейнард Кейнс

№7 слайд
Кейнс Для изучения
Содержание слайда: Кейнс “Для изучения экономической теории не требуется какого-либо особенного дара. Экономикс не так сложен, как философия или чистая наука. Но мало кому удалось заслужить отличные оценки по этому легкому предмету! Парадокс объясняется тем, что профессиональный экономист должен обладать редкой комбинацией способностей. Он должен быть математиком, историком, философом, государственным деятелем - в некоторой степени. Он должен понимать значение символов и уметь выражать мысли словами. Он должен выражать частное в терминах общего и одновременно касаться абстрактного и конкретного.”

№8 слайд
Кейнс Он должен изучать
Содержание слайда: Кейнс “Он должен изучать настоящее в свете прошлого для создания будущего. Ни одна часть человеческой природы или человеческих институтов не должна укрыться от его взора. Он должен быть целеустремленным и не идти на поводу у настроения, быть таким же равнодушным и неподкупным, как художник, хотя иногда таким же приземленным, как политик.”

№9 слайд
Экономическую науку можно
Содержание слайда: «…Экономическую науку можно определить как метатеорию - теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно обнаруживаются и используются различные средства для достижения возможных целей.” Фридрих Август фон Хайек «…Экономическую науку можно определить как метатеорию - теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно обнаруживаются и используются различные средства для достижения возможных целей.” Фридрих Август фон Хайек

№10 слайд
А вот какими словами
Содержание слайда: А вот какими словами завершается “Общая теория занятости, процента и денег“: А вот какими словами завершается “Общая теория занятости, процента и денег“: “…идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы , и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад.

№11 слайд
Кейнс Я уверен, что сила
Содержание слайда: Кейнс Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличена по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени. В области экономической и политической философии есть не так уж много людей, поддающихся влиянию новых идей, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие, политические деятели и даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра и для зла.” (1936)

№12 слайд
Cмит Каждый индивид пытается
Содержание слайда: Cмит “Каждый индивид пытается использовать свой капитал так, чтобы он принес максимальную прибыль. Обычно он не имеет намерения содействовать общественным интересам и не знает, насколько он содействует им. Индивид стремится только к собственной безопасности и своей выгоде. И его направляет невидимая рука, чтобы в конце концов содействовать тому, что не входило в его намерения. Преследуя собственные интересы, он часто в большей степени способствует процветанию общества, чем если бы он к этому сознательно стремился.” (“The Wealth of the Nations”,1776)

№13 слайд
Cмит Человек всегда попадает
Содержание слайда: Cмит ” Человек всегда попадает в ситуации, когда его собратьям необходима помощь, но напрасно ждать, что он окажет её только из щедрости. Он поможет нуждающимся скорее, если получит возможность использовать их самовлюбленность в собственных интересах, и покажет им, что в их же интересах сделать то, что он требует…Мы ждём наш обед не потому, что надеемся на щедрость мясника, пивовара или булочника, а потому, что они действуют в собственных интересах… ” (“The Wealth of the Nations”,1776)

№14 слайд
Людвиг фон Мизес о социализме
Содержание слайда: Людвиг фон Мизес о социализме “ Идея социализма в одно и то же время грандиозна и проста… В самом деле можно сказать, что это одно из самых честолюбивых порождений человеческого духа… Она столь великолепна, столь дерзка, что правомерно вызывала величайшее восхищение. Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону, мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства.” (“Socialism”, 1922)

№15 слайд
. Немного о названиях
Содержание слайда: 4. Немного о названиях: Экономическая теория = ? Economics = ? (микроэкономика + макроэкономика)... 1615 - Антуан де Монкретьен (представитель ранних меркантилистов) “Трактат о политической экономии”... начало XIX века - швейцарец Сисмонди, француз Жан Батист Сэй (оба - ученики Адама Смита) и Давид Рикардо возвращаются к предложенному Монкретьеном, но забытому названию... 1890 - Альфред Маршалл публикует свои “Principles of Economics” и дает новое название экономической теории как науке...

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
. Микро- и макроэкономика
Содержание слайда: 5. Микро- и макроэкономика: предмет изучения, объекты и субъекты микроэкономики. Е. М. Майбурд, обобщая результаты своего исторического исследования, утверждал, что (до разделения анализа на микро/макроуровни) экономическая мысль была сосредоточена на двух основных вопросах: Как создается богатство? Как справедливо (?) распределить богатство? В обоих случаях, таким образом, изучалась экономическая деятельность.

№18 слайд
. Микро- и макроэкономика
Содержание слайда: 5. Микро- и макроэкономика: предмет изучения, объекты и субъекты микроэкономики. Экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Экономическая деятельность всегда представляет собой некое экономическое поведение.

№19 слайд
. Микро- и макроэкономика
Содержание слайда: 5. Микро- и макроэкономика: предмет изучения, объекты и субъекты микроэкономики. Экономическое поведение осуществляется в определенных формах, закрепленных в соответствующих институтах и общественных структурах. Ключевые общественные институты: рынок, собственность, государство.

№20 слайд
. Микро- и макроэкономика
Содержание слайда: 5. Микро- и макроэкономика: предмет изучения, объекты и субъекты микроэкономики. Объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и возникающие в её ходе экономические проблемы, разрешаемые в рамках господствующих институтов. Исследуя этот объект, микроэкономика определяет свой предмет. К нему относятся: 1) экономические субъекты, 2) экономические блага, 3) экономические действия.

№21 слайд
Экономические субъекты -
Содержание слайда: Экономические субъекты - любые обособленные единицы (элементы, атомы), самостоятельно действующие в экономической системе. Они принимают решения… Экономические субъекты - любые обособленные единицы (элементы, атомы), самостоятельно действующие в экономической системе. Они принимают решения… Экономические блага - любые предметы, как материальные, так и нематериальные, способные удовлетворить потребности потребителей или производителей. Благами могут быть не только вещи, но и их свойства. Блага разделяют на производственные ресурсы и потребительские блага. Экономические действия данного субъекта можно охарактеризовать как принятие им определенных решений и их последующая реализация. Предметом микроэкономики является принятие решений экономическими субъектами по поводу экономических благ.

№22 слайд
. Редкость scarcity ,
Содержание слайда: 6. Редкость (scarcity), ограниченность, недостаточность… В. М. Гальперин: “Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей”. Я. Корнаи: “Истина заключается в том, что общество, может быть и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе.”

№23 слайд
В. М. Гальперин перед
Содержание слайда: В. М. Гальперин: “…перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.” В. М. Гальперин: “…перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.”

№24 слайд
М. Ю. Лукин МГУ предлагает
Содержание слайда: М. Ю. Лукин (МГУ) предлагает разграничивать редкость, недостаточность и ограниченность: М. Ю. Лукин (МГУ) предлагает разграничивать редкость, недостаточность и ограниченность: 1) естественные объёмы и возможности восполнения запасов различных благ (воспроизводимых и невоспроизводимых ) характеризуют ограниченность благ относительно друг друга и выражаются в категории редкости; 2) ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ; 3) редкость и недостаточность - две стороны ограниченности благ как универсального свойства экономических благ. Многообразие потребностей + ограниченность средств их удовлетворения = необходимость выбора подлежащей в данный момент удовлетворению потребности = отказ от удовлетворения всех остальных потребностей.

№25 слайд
Любое действие, направленное
Содержание слайда: Любое действие, направленное на получение некоторого блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, то есть тех благ, получением которых придется пожертвовать ради обладания данным выбранным благом... Любое действие, направленное на получение некоторого блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, то есть тех благ, получением которых придется пожертвовать ради обладания данным выбранным благом... Альтернативные затраты - мера экономических затрат на использование редких ресурсов (факторов производства) для производства определенного товара или услуги, выраженная количеством товара или услуг, от получения которых вынуждены отказаться в связи с производством данного товара. Collins. Словарь по экономике, 1998, с. 20-21.

№26 слайд
Opportunity cost... Т.к.
Содержание слайда: Opportunity cost... Т.к. 1) любое действие, направленное на получение некоторого блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, то есть тех благ, получением которых придется пожертвовать ради обладания данным выбранным благом... (см. слайд 23), то 2) рационально действующий экономический субъект, принимая экономическое решение, оценивает потенциальную выгоду, которая может быть получена им от каждого альтернативного варианта (для этого их число должно быть не меньше двух) и 3) выбирает вариант, гарантирующий максимальную выгоду.

№27 слайд
Opportunity cost...
Содержание слайда: Opportunity cost... Одновременно наш рациональный экономический субъект лишается наибольшей выгоды из тех, от получения которых он был вынужден отказаться ради выбранной, самой большой выгоды. Затратами на получение данного блага будут альтернативные неполученные при этом блага, а наивысшая выгода из отвергнутых при данном действии выгод от альтернативных благ будет составлять издержки данного действия.

№28 слайд
Opportunity cost... Наконец,
Содержание слайда: Opportunity cost... Наконец, альтернативные издержки - это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей… Это выгода, которую вы не получили… Впрочем, вы получили большую выгоду, выбрав лучший (с вашей точки зрения) вариант.

№29 слайд
Содержание слайда:

№30 слайд
Модель кругооборота
Содержание слайда: Модель кругооборота

№31 слайд
Production Possibility
Содержание слайда: Production Possibility Frontier

№32 слайд
Производственные возможности.
Содержание слайда: Производственные возможности. Граница производственных возможностей

№33 слайд
Дополнительно граница
Содержание слайда: Дополнительно: граница производственных возможностей страны

№34 слайд
Дополнительно граница
Содержание слайда: Дополнительно: граница производственных возможностей страны

№35 слайд
Дополнительно граница
Содержание слайда: Дополнительно: граница производственных возможностей страны

№36 слайд
Дополнительно граница
Содержание слайда: Дополнительно: граница производственных возможностей страны

№37 слайд
Четыре ключевых вопроса
Содержание слайда: Четыре ключевых вопроса экономики: Что производить? Сколько производить? Как производить? Для кого производить? Вне зависимости от формы организации производства эти вопросы решает любое общество. Но в зависимости от того, как они решаются, определяется тип экономической системы.

№38 слайд
. Типы экономических систем
Содержание слайда: 13. Типы экономических систем Натуральное хозяйство (традиционная система) Рыночная экономика (капитализм свободной конкуренции) Директивно планируемая экономика (административно-командная система) Смешанная экономика Различие между системами определяется порядком принятия хозяйственных решений, формой соединения факторов производства, характером распределения и перераспределения.

№39 слайд
Натуральное хозяйство
Содержание слайда: Натуральное хозяйство (традиционная система) Производство осуществляется в соответствии с приоритетами потребления; Разделение труда отсутствует или слабо развито; Производство неустойчиво и необходимы формы общинной взаимопомощи для обеспечения устойчивости выживания; Традиция как регулятор обменов трудовой деятельности или произведенных продуктов; Общинная форма собственности на ключевой ресурс – землю и традиция как регулятор кооперации труда.

№40 слайд
Рыночная экономика капитализм
Содержание слайда: Рыночная экономика (капитализм свободной конкуренции) Условия возникновения рыночных обменов: Разделение труда; Обособление производителя (частная собственность на факторы производства и результаты деятельности). Производство ведется на заранее неизвестного потребителя: Решение о выпуске принимается на основе текущего состояния рынка; Целесообразность принятого решения об объеме и ассортименте выпуска подтверждается/не подтверждается постфактум; Успешность конкуренции на рынке конечных изделий определяет успешность конкуренции за ресурсы; Исходный импульс задается системе потребителем («суверенитет потребителя»).

№41 слайд
Капитализм свободной
Содержание слайда: Капитализм свободной конкуренции – вершина развития рыночной системы Отделение капитала и труда, соединение факторов производства через рынок Неравномерность распределения доходов в обществе Невысокая концентрация производства и ценовая конкуренция на рынке Неустойчивость экономической динамики Экономическое господство частной собственности

№42 слайд
Директивно планируемая
Содержание слайда: Директивно планируемая экономика (административно-командная система) Централизованно устанавливаемые плановые задания по номенклатуре, объему и цене выпускаемой продукции Производство продукции производственного назначения для заранее известного потребителя, проверка рынком правильности плановых заданий при выпуске потребительских товаров Государственная собственность на все материальные факторы производства и фиксированная государством цена труда Ограничение стимулов к производственной деятельности и невосприимчивость к достижению НТП Низкая приспособляемость к изменениям экономических условий

№43 слайд
Смешанная экономика Плюрализм
Содержание слайда: Смешанная экономика Плюрализм форм собственности Ускорение НТП и повышение значимости знаний, как фактора производства Планирование деятельности в крупных корпорациях и воздействие на потребителя Усиление роли государства в регулировании, перераспределении, производстве общественных благ Движение к новой экономической системе – постиндустриальному обществу

№44 слайд
. Издержки общественной
Содержание слайда: 3. Издержки общественной координации и экономические институты Человек, стремясь максимизировать собственную выгоду, самостоятельно принимает решения о характере своей деятельности, но он вынужден координировать свои усилия с остальными людьми, каждый из которых имеет собственные, зачастую противоречащие ему интересы. Необходимость координации возникает: в процессе производства; в процессе реализации произведенной продукции; в процессе потребления.

№45 слайд
Издержки общественной
Содержание слайда: Издержки общественной координации «Агентские» издержки: издержки контроля и управления; издержки принуждения и стимулирования. Трансакционные издержки: издержки поиска; издержки ведения переговоров; издержки составления контракта; monitoring (издержки мониторинга); издержки на принуждение к выполнению условий контракта; издержки на защиту прав собственности .

№46 слайд
Институты Институт это
Содержание слайда: Институты Институт – это правило игры в обществе . Институты – ограничения в поведении индивидов, позволяющие снизить издержки общественной координации. Функции институтов: регулирование поведения людей с целью предотвращения или компенсации взаимного ущерба; минимизация издержек общественной координации; организация процесса передачи информации, или обучение.

№47 слайд
Виды институтов Формальные
Содержание слайда: Виды институтов Формальные институты – закрепленные в законах, нормах, правилах и обеспечиваемые принудительным исполнением. Неформальные институты – традиции, обычаи, общественные нормы и стереотипы поведения. Соотношение формальных и неформальных институтов: обычай совпадает с законом; обычай нейтрален по отношению к закону; обычай не совпадает с законом.

№48 слайд
О книгах... лекций по
Содержание слайда: О книгах... 50 лекций по микроэкономике : В 2-х т. СПб. : Экономическая школа. 2000. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. -2-е изд..М.:Норма, 2000. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. П.Самуэльсон, У.Нордхаус. Экономика. Симкина Л.Г. Экономическая теория. «50 лекций по микроэкономике», http://50.economicus.ru

Скачать все slide презентации Микроэкономика. Происхождение и развитие системы экономических знаний. Выделение экономической теории в самостоятельную науку одним архивом:
Похожие презентации