Презентация Обзор системных методов исследования экономических процессов. Лекция 3 онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Обзор системных методов исследования экономических процессов. Лекция 3 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 58 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Обзор системных методов исследования экономических процессов. Лекция 3



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    58 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    2.09 MB
  • Просмотров:
    144
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция Обзор методов
Содержание слайда: Лекция 3 Обзор методов системного исследования экономических процессов

№2 слайд
Современная методология
Содержание слайда: Современная методология системных исследований включает в себя составляющие: целостное восприятие; нелинейное мышление; самоорганизацию; моделирование. Задача научных исследований экономических процессов – предвидеть ранее не наблюдаемое. Наиболее убедительно это можно сделать количественными методами. «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» (К. Маркс)

№3 слайд
. Структурирование процессов
Содержание слайда: 1. Структурирование процессов моделирования

№4 слайд
Построение математической
Содержание слайда: Построение математической модели системы

№5 слайд
Стадии
Содержание слайда: Стадии:

№6 слайд
. Классификация методов
Содержание слайда: 2. Классификация методов системного исследования процессов

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Классификации МФПС и МАИС
Содержание слайда: Классификации МФПС и МАИС могут быть разными (А. И. Кухтенко, Г.Н. Пивоваров, Ф.Е. Темников, В. Н. Волкова; В. Эбелинг и др.). На семинарских занятиях мы рассмотрим классификацию (Ф.Е. Темников):

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Содержание слайда:

№11 слайд
. Базовые математические МФПС
Содержание слайда: 3. Базовые математические (МФПС) методы системного исследования процессов

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
Содержание слайда:

№15 слайд
Содержание слайда:

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
. . . Методы А. М. Ляпунова
Содержание слайда: 3.6.2. Методы А. М. Ляпунова А. М. Ляпунов создал два общих метода исследования устойчивости нелинейных систем: первый основан на линеаризации уравнений, описывающих поведение системы; второй заключается в прямом исследовании устойчивости системы путем определения такой потенциальной функции координат ее фазового пространства, в которой точки min – положения устойчивого состояния, точки max – неустойчивого. Первый метод относится к задачам локального анализа, когда траектория находится в окрестности состояния равновесия, второй – к задачам выяснения, что происходит вне этой окрестности.

№21 слайд
U функция Ляпунова . Точки А
Содержание слайда: U – функция Ляпунова; . Точки А1, А2, А3 асимптотически устойчивы, т. е. аттракторы. В интервале (В1, В2 ) движение системы к точке А2 – устойчивый процесс.

№22 слайд
Достоинства прямой метод
Содержание слайда: Достоинства: прямой метод исследования экономических и других процессов; общепринятое средство анализа в точных науках и в теоретической экономике. Недостаток: отсутствие алгоритмов построения функций Ляпунова.

№23 слайд
. . . Методы математического
Содержание слайда: 3.6.3. Методы математического программирования Л. В. Канторовича Особенности методов (форма представления задачи): вводится понятие целевая функция, определяющая максимизацию величины, н-р, прибыли, объема реализуемой продукции, загрузки транспорта, оборудования и т. п. ,

№24 слайд
Графическое решение задачи
Содержание слайда: Графическое решение задачи: н-р, в трех цехах изготовляется два вида изделий 1 и 2 . При какой загрузке прибыль максимальна?

№25 слайд
Достоинства метод позволяет
Содержание слайда: Достоинства: метод позволяет решать слабоформализованные задачи: планирования; распределения работ и ресурсов; загрузки оборудования; управления современным предприятием на начальном этапе постановки задач и др.

№26 слайд
. Проблемы исследования
Содержание слайда: 4. Проблемы исследования экономических процессов

№27 слайд
. Интуитивные МАИС методы
Содержание слайда: 5. Интуитивные (МАИС) методы системного исследования экономических процессов В областях экономики, где наука еще не доросла до использования математики, сложились основанные на собственном опыте специалистов интуитивные (качественные) методы исследования. Интуитивные методы есть синтез науки и искусства.

№28 слайд
На семинарских занятиях
Содержание слайда: На семинарских занятиях изучим: методы выработки коллективных решений (мозговой атаки; сценариев; групповых дискуссий); методы структуризации («дерево целей»; STEP и SWOT – анализ; портфельного анализа); методы экспертных оценок ( ранжирование; парные сравнения; множественные сравнения; непосредственная оценка; Черчмена-Акоффа; Неймана-Моргенштерна; согласованных оценок); методы организации сложных экспертиз («Дельфи»; усложненной экспертной процедуры – ПАТТЕРН; решающих матриц); морфологические методы (систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика).

№29 слайд
В обзоре рассмотрим
Содержание слайда: В обзоре рассмотрим модификации:

№30 слайд
. . Метод интерактивного
Содержание слайда: 5.1. Метод интерактивного моделирования

№31 слайд
Фундаментальные принципы
Содержание слайда: Фундаментальные принципы интерактивного метода: активизации. Построение модели системы следующего поколения, которая должна заменить существующую систему, реализуется с активным участием всех индивидуумов; самоорганизации. Модель системы должна быть реальной, способной обучаться и адаптироваться к возможным изменениям среды, т. е. самоорганизующейся; влияния будущего. Желаемые изменения внедряются в поведение мультиразумной системы путем формирования коллективного представления о желаемом будущем; целостности. Достигается синергетический эффект: за счет интерактивного взаимодействия людей создается более эффективная система.

№32 слайд
Интерактивное моделирование
Содержание слайда: Интерактивное моделирование содержит два этапа: описание беспорядка и формулировка проблемы; идеализация и выработка решений. Существует три способа выявления проблемы, исходя из: отклонения от нормы (стандартов); недостатка ресурсов; готовых решений, имеющихся в распоряжении эксперта. Выработка решений состоит из двух шагов: идеализации; реализации.

№33 слайд
Идеализация воссоздание
Содержание слайда: Идеализация – воссоздание модели системы, удовлетворяющей условиям: технологическая осуществимость; жизнеспособность в эксплуатации; обучаемость и адаптивность. Реализация идеальной модели. Выявляются и устраняются ограничения и производится практическое внедрение системы. Процедура определения проблемы и процедура выработки решения достигаются методом последовательных приближений или итераций (от лат. iteratio – повторение, цикл).

№34 слайд
Достоинства перестраивает
Содержание слайда: Достоинства: перестраивает образ мысли участников и оказывает долгосрочное воздействие на развитие событий в мультиразумной системе; средство развить способность людей воспринимать новое, делать выбор из альтернативных решений. Ограничения: большой объем качественной информации; длительные сроки исследования.

№35 слайд
. . Метод экспертных оценок
Содержание слайда: 5.2. Метод экспертных оценок Основан на анализе мнений и выводов различных экспертов о будущем системы. Основная идея метода – использовать опыт, интуицию и знания специалистов для поиска альтернатив решения слабоформализованных задач.

№36 слайд
Метод является комплексным и
Содержание слайда: Метод является комплексным и включает описание: способов формирования группы экспертов; организации экспертного процесса; существующих методик экспертных исследований; технологических приемов обработки экспериментальных данных; методики выработки решения (процедуры голосования). Метод эффективен при системном подходе к исследованию экономических процессов.

№37 слайд
Достоинства метод группового
Содержание слайда: Достоинства: метод группового выбора более надежен, чем единоличные заключения при решении сложных проблем; широкий спектр оценок исследуемой системы (явления) и возможность их статистической обработки; используется интеллект специалистов, работающих в различных областях знания. Недостатки: субъективность оценки; относительность методологической разработанности.

№38 слайд
. . Метод Дельфи Храм в г.
Содержание слайда: 5.3. Метод Дельфи Храм в г. Дельфи (Греция), где находился оракул.

№39 слайд
В его основе лежат три
Содержание слайда: В его основе лежат три принципа: В его основе лежат три принципа: анонимности; обратной связи; группового ответа. Технология метода включает: ряд (от двух до четырех) последовательных туров опросов; статистическую и аналитическую обработку данных анкетирования каждого тура и доведение результатов до экспертов; аналитическую обработку ответов экспертов.

№40 слайд
Метод предъявляет жесткое
Содержание слайда: Метод предъявляет жесткое требование к опросной анкете: все вопросы в ней должны сводится к количественной оценке и допускать возможность выражения ответа в числовой форме (время события, показатель производительности труда, вероятность наступления события, доля (%) знаниевой составляющей в продукции и т.п.); не разрешается использование вопросов, требующих содержательных ответов; структура анкеты вырабатывается в первом туре анкетирования и используется для проведения экспертизы в последующих турах.

№41 слайд
Достоинства возможность
Содержание слайда: Достоинства: возможность выработки управленческого решения на основе статистико-аналитической обработки количественных показателей; ступенчатость опросов позволяет уточнять оценки объекта, уменьшать погрешность измерений. Ограниченность: не вскрывает механизма изменения оценок за счет последовательных опросов экспертов; не исключает субъективности оценки.

№42 слайд
. . Морфологический метод
Содержание слайда: 5.4. Морфологический метод Основной принцип: изучение экономической системы с целью выявить её морфологию и основные закономерности развития. Морфология (от гр. мorphe - форма) – облик, строение экономической системы формируется множеством (сетью) каналов массо-энергообмена между её подсистемами и элементами. Метод заключается в наблюдении, описании и классификации морфологии экономической системы и выяснении её функций. На основе морфологии прогнозируется прямо не наблюдаемые в данное время явления. По «внешнему виду» делаются выводы о состоянии предприятия, фирмы, регионального рынка и т. п., что содержит элемент прогноза дальнейшего развития того или иного процесса.

№43 слайд
Содержание слайда:

№44 слайд
Достоинства позволяет
Содержание слайда: Достоинства: позволяет выделить реакцию каждого элемента системы на то или иное воздействие – построить «дерево» или «список» неких событий; дает возможность использовать всю сумму информации о системе. Ограниченность: метод не позволяет оценить скорость реагирования системы на внешнее воздействие, т. е., когда возникнет ответ на возмущение; не прогнозирует качественные изменения в системе.

№45 слайд
. . Метод аналогий Метод
Содержание слайда: 5.5. Метод аналогий Метод основан : на поиске объектов – аналогов, о которых известен их отклик на те или иные воздействия; на предположении, что изучаемая система будет вести себя адекватно объекту – аналогу при данном типе воздействий; на допущении возможности простой экстраполяции тенденции развития системы и объекта аналога в будущее при сохраняющемся воздействии. Метод аналогий используется при проектировании гидроэлектростанций, летательных аппаратов, морских судов, при анализе развития экономических кризисов и т. п.

№46 слайд
Аналоги Неравновесные
Содержание слайда: Аналоги Неравновесные экономические процессы (взаимодействие спроса и предложения и др.). Нелинейные экономические процессы с обострением; нелинейная динамика региональной экономики и т. п. Циклические процессы и переход к хаосу в экономике.

№47 слайд
Содержание слайда:

№48 слайд
Достоинства хорошая
Содержание слайда: Достоинства: хорошая методологическая разработанность; возможность привлечения традиционной качественной информации, накопленной в рамках различных наук (экономических, технических, естественных). Недостатки: не во всех случаях можно найти ситуации – аналоги для экономических процессов.

№49 слайд
. . Метод мозгового штурма
Содержание слайда: 5.6. Метод мозгового штурма Технология подразумевает получение решения, как продукта творчества коллектива специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего анализа его результатов. Модификации метода мозгового штурма: обратный; теневой: комбинированный; брейнрайтинг; индивидуальный; мозговой штурм на доске; штурм в стиле соло; визуальный; мозговой штурм по-японски.

№50 слайд
В основе метода В основе
Содержание слайда: В основе метода: В основе метода: принцип интерактивности. В свободной дискуссии убираются (снимаются) разнообразные барьеры (психологические, коммуникативные, социальные и т. д.), высвобождается творческая энергия, люди включаются в интерактивную коммуникацию, вовлекаются в процесс генерирования идей; синергетический принцип. При совместном обсуждении появляются, рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет доработки, додумывания сырой идеи высказанной другими (кооперативное взаимодействие). принцип запрета. В состоянии генерирования идей процесс творческого мышления нельзя тормозить, останавливать преждевременной субъективной оценкой этих идей.

№51 слайд
Содержание слайда:

№52 слайд
Этапы и правила мозгового
Содержание слайда: Этапы и правила мозгового штурма: Постановка проблемы: четкая формулировка проблемы: отбор участников; определение ведущего; распределение ролей; выбор способа проведения штурма. 2. Правила генерации идей : главное – количество идей; полный запрет на критику и оценку идеи на этом этапе; необычные и абсурдные идеи приветствуются; комбинирование и улучшение идей.

№53 слайд
. Группировка, отбор и оценка
Содержание слайда: 3. Группировка, отбор и оценка идей: установление критериев отбора и оценки идей; выделение ценных идей; оценка идеи приветствуется, а не ограничивается как в п. 2; выработка максимально эффективного решения задачи. Мозговые атаки проводят две группы: участники, предлагающие новые варианты решения задачи; члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

№54 слайд
Достоинства развивает
Содержание слайда: Достоинства: развивает нестандартное творческое мышление; относительная простота метода; формирует творческую атмосферу. Ограниченность: не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи; зачастую его участники уходят от реальной проблемы; в потоке разнообразия предложений порой трудно найти рациональные и продуктивные идеи.

№55 слайд
Итак, все интуитивные методы
Содержание слайда: Итак, все интуитивные методы системного исследования (прогнозирования) экономических процессов имеют ограничения, из которых основные: Итак, все интуитивные методы системного исследования (прогнозирования) экономических процессов имеют ограничения, из которых основные: описательность; большой объем изучений; длительные сроки исследований; невозможность предсказать не наблюдаемое ранее. Преодоление указанных проблем возможно путем применения математических методов.

№56 слайд
Методы исследования объектов
Содержание слайда: Методы исследования объектов (процессов) выбираются по классификации систем , в частности по степени организованности систем: хорошо организованные системы – аналитические методы; плохо организованные системы – статистические методы; самоорганизующиеся системы – математические и интуитивные методы. Выбор методов зависит от степени неопределенности проблемной ситуации, для исследования или управления которой разрабатывается методика. Методика изучения объектов (процессов), как правило, объединяет средства МАИС и МФПС (методика постепенной формализации): на первом этапе наиболее часто применяется МАИС, которые помогают в выборе МФПС; на втором этапе спектры МАИС и МФПС расширяются.

№57 слайд
Исследования по разработке
Содержание слайда: Исследования по разработке методов математической экономики под силу молодым математикам-экономистам, которые владеют математическим аппаратом и глубоко знают экономическую теорию.

№58 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Обзор системных методов исследования экономических процессов. Лекция 3 одним архивом: