Презентация Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 15 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:15 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:132.06 kB
- Просмотров:102
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![История и методология](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img0.jpg)
Содержание слайда: История и методология экономической науки
Тема-3. Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования
Вопросы:
1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения.
2. Научный факт как результат позитивного исследования.
3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа.
4. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного».
5. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка.
№4 слайд
![- . Методологические и](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img3.jpg)
Содержание слайда: 1-3. Методологические и ценностные суждения
1. Характеризующие ценностные суждения (методологические суждения) – это суждения, непосредственно связанные с теорией и практикой научного исследования: выбор предмета, способ анализа проблемы, фиксация критериев обоснованности результатов и др.
2. Оценивающие ценностные суждения (ценностные суждения, или нормативные ценностные суждения) – это утверждения о желаемом состоянии исследуемого объекта, или желаемом поведении людей в той или иной сфере деятельности и др.
№6 слайд
![- . Научный факт как](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img5.jpg)
Содержание слайда: 2-1. Научный факт как результат позитивного исследования
Научный факт – это форма научного знания, результат научного исследования, в котором фиксируется некоторое конкретное явление или событие.
Научный факт фиксирует достоверные, реально существующие, объективные данные, выявленные в процессе научного познания.
Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.
Реальное событие (явление) составляет объективную основу факта; субъективной его стороной является деятельность ученого-исследователя по фиксации, описанию событий.
Научные факты могут быть:
1. Собственно фактологические – они представляют собой набор любых систематизированных фактов, характеризующих действительность.
2. Теоретические (фундаментальные) – это различные теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности.
3. Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом, в том числе производительном, применении полученных знаний.
4. Практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений и др.
№7 слайд
![- . Научный факт как](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img6.jpg)
Содержание слайда: 2-2. Научный факт как результат позитивного исследования
Формы научного знания: научные понятия, обобщающие суждения, программы, типологии, классификации, методики, практические рекомендации, рабочие и научные гипотезы, фундаментальные и прикладные теории.
Критерии научного факта:
1. АКТУАЛЬНОСТЬ – научный факт призван отражать реальные экономические проблемы жизни и деятельности личности и общества.
2. СИСТЕМНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ЗНАНИЯ – научный факт всегда имеет систематический, упорядоченный, логически стройный, последовательный характер.
3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ – научный факт является результатом поставленной научной цели (получение новых знаний, формирование научных принципов и теорий и т.д.).
4. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) – научный факт призван обеспечивать реальный общественный прогресс, удовлетворяя соответствующие потребности.
5. ТВОРЧЕСТВО И РАЦИОНАЛИЗМ – научный факт всегда основывается на интеллекте и разуме, на использовании правил доказательства и интуиции.
6. ЭКСПЕРИМЕНТ – научный факт должен быть подтвержден с помощью эксперимента с использованием опытно-экспериментальных данных и инструментально-технической базы.
7. МАТЕМАТИЗАЦИЯ - к научному факту должен быть применим математический аппарат и другие приемы обработки фактического материала.
№8 слайд
![- . Научный факт как](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img7.jpg)
Содержание слайда: 2-3. Научный факт как результат позитивного исследования
Научный факт характеризуется:
1. НАУЧНОСТЬЮ (соблюдение критериев научного знания, упорядоченности, логической стройности, взаимосвязанности, последовательности и др.).
2. АКСИОЛОГИЧНОСТЬЮ (исследуемый предмет должен реально удовлетворять потребностям познания и заключать в себе потенциал полезности и ценности).
3. МЕТОДОЛОГИЧНОСТЬЮ (должен быть понятен исследовательский «поток», которого придерживается исследователь).
3. ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ (учет всего многообразия фактов и явлений в рамках исследуемого объекта, явления, процесса).
4. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬЮ (способность к воссозданию исследовательского процесса другими исследователями).
5. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬЮ (новые знания в форме выводов, положений и рекомендаций должны быть всесторонне обоснованы, аргументированы, верифицированы, объяснены и т.д.)
6. ТОЧНОСТЬЮ (новое знание должно отражать истинное положение дел, являться «попаданием» в исследовательскую «десятку»).
№9 слайд
![- . Истинность научного факта](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img8.jpg)
Содержание слайда: 2-4. Истинность научного факта (явления «позитивного»)
Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Формы истины: 1. ПРЕДМЕТНАЯ (ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНАЯ); 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, О РЕЛИГИИ И ДР.); 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И ИХ МЕТОДОЛОГИИ); 4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ); 5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ (ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ) И ДР.
Критерии истинности научного факта
1. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ - это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых эти явления развиваются.
2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ - логическая связь с другими положениями данной науки и/или исследовательской практики (комплементарность выводов).
3. АДЕКВАТНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ – методы исследования должны соответствовать требованиям самого предмета исследования.
4. ОБОСНОВАННОСТЬ – доказанность положений и выводов носит всесторонний, часто междисциплинарный характер.
5. «СВОБОДА» ОТ СУБЪЕКТИВИЗМА - истина должна быть «нейтральна» по отношению к ментальным предубеждениям исследователей, интересам групп, партий и др.
№11 слайд
![- . Историческая](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img10.jpg)
Содержание слайда: 4-1. Историческая ретроспектива разграничения
«позитивного» и «нормативного»
(так называемая «Гильотина Д.Юма»: обоюдоострое логическое различие между областью фактов и областью ценностей)
(Дэвид Юм: 1711-1776; шотландский философ: «Трактат о человеческой природе»)
Жесткая трактовка Д.Юма: «невозможно вывести то, что должно быть, из того, что есть», что сугубо фактологические утверждения могут повлечь лишь другие фактологические утверждения. Они ни в коем случае не определяют нормы, этические высказывания, или предписания что-либо сделать, хотя и влияют на них.
№12 слайд
![- . Экономический анализ не](/documents_6/19b66143e98088aa26065e7bc9baf19c/img11.jpg)
Содержание слайда: 4-2. Экономический анализ не свободен от ценностных и оценочных суждений
(«смирительная рубашка» Гуннара Мюрдаля: 1898-1987; шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике)
Альтернатива Д.Юму: жесткая трактовка Гуннара Мюрдаля: невозможно отличить позитивную экономическую теорию от нормативной; нужно лишь с самого начала исследования смело заявить о своих ценностных установках!!!
Г. Мюрдаль: «Единственный способ, которым мы можем стремиться к объективности в теоретическом анализе, - это вынести наши ценности из тени в свет, осознать их, специфицировать, открыто заявить о них и позволить им определять теоретические исследования. Нет ничего плохого в ценностно нагруженных концепциях, если они ясно определены в терминах, открыто сформулированных ценностных предпосылках».
В рамках предмета экономики учитываются все три уровня:
производство, отношения, институты
(именно институты «впитывают» в себя ценностные установки и идеологические смыслы исследователя)
Скачать все slide презентации Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования одним архивом:
Похожие презентации
-
Методология экономической науки. Этическая проблематика и экономическая наука
-
Экономическая наука: предмет, структура, методология
-
Теоретические, методологические основы исследования системы обеспечения экономической безопасности
-
Общенаучные и специальные методологические подходы и методы проведения экономических исследований
-
Экономическая социология. Методология, методика и техника социологических исследований
-
Методология экономического анализа
-
Энтропийные методы исследования экономических процессов. Лекция 4
-
Обзор системных методов исследования экономических процессов. Лекция 3
-
Методы системного исследования экономических процессов
-
Методология экономической науки. Альтернативы: историческая школа, институционализм