Презентация Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 15 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    15 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    132.06 kB
  • Просмотров:
    102
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
История и методология
Содержание слайда: История и методология экономической науки Тема-3. Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования Вопросы: 1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения. 2. Научный факт как результат позитивного исследования. 3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа. 4. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного». 5. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка.

№2 слайд
- . Диалектика позитивного и
Содержание слайда: 1-1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения

№3 слайд
- . Диалектика позитивного и
Содержание слайда: 1-2. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения

№4 слайд
- . Методологические и
Содержание слайда: 1-3. Методологические и ценностные суждения 1. Характеризующие ценностные суждения (методологические суждения) – это суждения, непосредственно связанные с теорией и практикой научного исследования: выбор предмета, способ анализа проблемы, фиксация критериев обоснованности результатов и др. 2. Оценивающие ценностные суждения (ценностные суждения, или нормативные ценностные суждения) – это утверждения о желаемом состоянии исследуемого объекта, или желаемом поведении людей в той или иной сфере деятельности и др.

№5 слайд
- . Согласие с
Содержание слайда: 1-4. Согласие с аксиологическими (ценностными) суждениями в разных слоях российского населения (в %) (Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. - С. 217).

№6 слайд
- . Научный факт как
Содержание слайда: 2-1. Научный факт как результат позитивного исследования Научный факт – это форма научного знания, результат научного исследования, в котором фиксируется некоторое конкретное явление или событие. Научный факт фиксирует достоверные, реально существующие, объективные данные, выявленные в процессе научного познания. Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Реальное событие (явление) составляет объективную основу факта; субъективной его стороной является деятельность ученого-исследователя по фиксации, описанию событий. Научные факты могут быть: 1. Собственно фактологические – они представляют собой набор любых систематизированных фактов, характеризующих действительность. 2. Теоретические (фундаментальные) – это различные теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности. 3. Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом, в том числе производительном, применении полученных знаний. 4. Практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений и др.

№7 слайд
- . Научный факт как
Содержание слайда: 2-2. Научный факт как результат позитивного исследования Формы научного знания: научные понятия, обобщающие суждения, программы, типологии, классификации, методики, практические рекомендации, рабочие и научные гипотезы, фундаментальные и прикладные теории. Критерии научного факта: 1. АКТУАЛЬНОСТЬ – научный факт призван отражать реальные экономические проблемы жизни и деятельности личности и общества. 2. СИСТЕМНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ЗНАНИЯ – научный факт всегда имеет систематический, упорядоченный, логически стройный, последовательный характер. 3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ – научный факт является результатом поставленной научной цели (получение новых знаний, формирование научных принципов и теорий и т.д.). 4. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) – научный факт призван обеспечивать реальный общественный прогресс, удовлетворяя соответствующие потребности. 5. ТВОРЧЕСТВО И РАЦИОНАЛИЗМ – научный факт всегда основывается на интеллекте и разуме, на использовании правил доказательства и интуиции. 6. ЭКСПЕРИМЕНТ – научный факт должен быть подтвержден с помощью эксперимента с использованием опытно-экспериментальных данных и инструментально-технической базы. 7. МАТЕМАТИЗАЦИЯ - к научному факту должен быть применим математический аппарат и другие приемы обработки фактического материала.

№8 слайд
- . Научный факт как
Содержание слайда: 2-3. Научный факт как результат позитивного исследования Научный факт характеризуется: 1. НАУЧНОСТЬЮ (соблюдение критериев научного знания, упорядоченности, логической стройности, взаимосвязанности, последовательности и др.). 2. АКСИОЛОГИЧНОСТЬЮ (исследуемый предмет должен реально удовлетворять потребностям познания и заключать в себе потенциал полезности и ценности). 3. МЕТОДОЛОГИЧНОСТЬЮ (должен быть понятен исследовательский «поток», которого придерживается исследователь). 3. ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ (учет всего многообразия фактов и явлений в рамках исследуемого объекта, явления, процесса). 4. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬЮ (способность к воссозданию исследовательского процесса другими исследователями). 5. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬЮ (новые знания в форме выводов, положений и рекомендаций должны быть всесторонне обоснованы, аргументированы, верифицированы, объяснены и т.д.) 6. ТОЧНОСТЬЮ (новое знание должно отражать истинное положение дел, являться «попаданием» в исследовательскую «десятку»).

№9 слайд
- . Истинность научного факта
Содержание слайда: 2-4. Истинность научного факта (явления «позитивного») Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Формы истины: 1. ПРЕДМЕТНАЯ (ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНАЯ); 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, О РЕЛИГИИ И ДР.); 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И ИХ МЕТОДОЛОГИИ); 4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ); 5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ (ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ) И ДР. Критерии истинности научного факта 1. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ - это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых эти явления развиваются. 2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ - логическая связь с другими положениями данной науки и/или исследовательской практики (комплементарность выводов). 3. АДЕКВАТНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ – методы исследования должны соответствовать требованиям самого предмета исследования. 4. ОБОСНОВАННОСТЬ – доказанность положений и выводов носит всесторонний, часто междисциплинарный характер. 5. «СВОБОДА» ОТ СУБЪЕКТИВИЗМА - истина должна быть «нейтральна» по отношению к ментальным предубеждениям исследователей, интересам групп, партий и др.

№10 слайд
. Объективные и субъективные
Содержание слайда: 3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа

№11 слайд
- . Историческая
Содержание слайда: 4-1. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного» (так называемая «Гильотина Д.Юма»: обоюдоострое логическое различие между областью фактов и областью ценностей) (Дэвид Юм: 1711-1776; шотландский философ: «Трактат о человеческой природе») Жесткая трактовка Д.Юма: «невозможно вывести то, что должно быть, из того, что есть», что сугубо фактологические утверждения могут повлечь лишь другие фактологические утверждения. Они ни в коем случае не определяют нормы, этические высказывания, или предписания что-либо сделать, хотя и влияют на них.

№12 слайд
- . Экономический анализ не
Содержание слайда: 4-2. Экономический анализ не свободен от ценностных и оценочных суждений («смирительная рубашка» Гуннара Мюрдаля: 1898-1987; шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике) Альтернатива Д.Юму: жесткая трактовка Гуннара Мюрдаля: невозможно отличить позитивную экономическую теорию от нормативной; нужно лишь с самого начала исследования смело заявить о своих ценностных установках!!! Г. Мюрдаль: «Единственный способ, которым мы можем стремиться к объективности в теоретическом анализе, - это вынести наши ценности из тени в свет, осознать их, специфицировать, открыто заявить о них и позволить им определять теоретические исследования. Нет ничего плохого в ценностно нагруженных концепциях, если они ясно определены в терминах, открыто сформулированных ценностных предпосылках». В рамках предмета экономики учитываются все три уровня: производство, отношения, институты (именно институты «впитывают» в себя ценностные установки и идеологические смыслы исследователя)

№13 слайд
- . Историческая
Содержание слайда: 4-3. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного» (некоторые положения)

№14 слайд
- . Теорема о невидимой руке
Содержание слайда: 5-1. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка

№15 слайд
- . Антипозитивный и
Содержание слайда: 5-2. Антипозитивный и «квазинормативный» анализ современной российской экономики

Скачать все slide презентации Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования одним архивом: