Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
19 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
145.78 kB
Просмотров:
90
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: История и методология экономической науки
Тема-1. Предмет экономики в ретроспективе истории и методологии экономической науки
Вопросы:
1. Сущность и содержание ключевых понятий: предмет экономики, методология, методология экономической науки.
2. Системный метод исследования. Системная парадигма.
3. Эволюция экономической методологии как отражение развития предмета экономики.
4. Актуализация методологии «гуманистического», или «креативно-интеллектуального» институционализма как функция развития технологических укладов и социально-экономических систем.
№2 слайд
Содержание слайда: 1-1. Сущность и содержание ключевых понятий: предмет экономики, методология, методология экономической науки
№3 слайд
Содержание слайда: 1-2. Сущность и содержание ключевых понятий: предмет экономики, методология, методология экономической науки
МЕТОДОЛГИЯ – это учение о методах исследования, познания и преобразования действительности; это общий метод (система общих методов) исследования объекта, процесса, явления и т.д.
№4 слайд
Содержание слайда: 1-3. Общая характеристика научной парадигмы
ПАРАДИГМА («дисциплинарная матрица» по Т.Куну) – это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, а также некий стандарт исследований, принимаемый и разделяемый данным научным сообществом и объединяющий большинство его членов этого сообщества.
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – это наука, успешно развивающаяся в рамках какой-либо действующей парадигмы исследования (в рамках данного исследовательского потока); эта парадигма пока обеспечивает высокие научные результаты.
ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ (новая) НАУКА (по Т.Куну) – это наука, которая возникает как рефлексия (ответ) на новые явления действительности, приводя к созданию новой научной парадигмы. Например, сегодня вместо парадигмы неоклассики формируется постнеклассическая системная парадигма, а также парадигма эволюционной экономической теории в форме институционализма «Поведенческой экономики» и «Экономики знаний».
№5 слайд
Содержание слайда: 1-4. Методологические формы (общие методы)
№6 слайд
Содержание слайда: 2-1. Системный метод исследования. Системная парадигма
1.Трактовка систем «суммативного типа»: «система есть комплекс взаимодействующих элементов»; «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство»; «система есть отграниченное множество взаимодействующих элементов» (Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 348).
2. Трактовка систем «целостного типа»: «система есть относительно обособленная в пространстве и относительно устойчивая … во времени часть окружающего мира, обладающая одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия» (Клейнер Г.Б. Системный ресурс экономики // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 90).
Целостное понимание системы видится релевантным внутреннему строению человеческого капитала. Внешняя целостность данного капитала есть четкое его позиционирование в системе общего экономического пространства. Внутреннее многообразие человеческого капитала есть специфика неявных и явных знаний, используемых для разработки инноваций, а также обеспечивающих их создание и последующее рыночное продвижение.
№7 слайд
Содержание слайда: 2-2. Понятие и функции системной парадигмы
Системная парадигма есть исследовательский концепт, реализующий и конкретизирующий целостный подход к выявлению закономерностей и причинно-следственных связей в рамках определенной системы, в частности, системы человеческого капитала образовательной организации.
Производительная сила системной парадигмы заключается в мобилизации дополнительных источников энергии и новых знаний посредством активизации невещественных факторов производства, а также за счет неординарных (междисциплинарных) форм и способов комбинации всех (вещественных и невещественных) факторов создания продукта, что обеспечивает синергетический эффект.
Ожидаемая высокая эффективность обусловлена:
наиболее продуктивным использованием преимуществ внешней экономической среды;
полной мобилизацией внутренних источников творчески-трудовой энергии сотрудников;
многообразием форм и способов комбинации потоков энергии и знания в рамках определенного экономического агента;
возникновением синергетической эффективности как следствия «перекрестного опыления» интеллекта.
№8 слайд
Содержание слайда: 2-3. Элементы системной парадигмы в осуществлении исследовательской и любой творчески-трудовой деятельности
№9 слайд
Содержание слайда: 2-4. Общая логика использования системной парадигмы
Во-первых, разрабатывается желаемая инновационная модель человеческого капитала или другого объекта в рамках, например, предприятия, с четким фиксированием требований и конкретными характеристиками его элементов-подсистем.
Во-вторых, анализируется и «оформляется» реально действующая модель исследуемого объекта (предприятия, человеческого капитала) с соответствующими характеристиками подсистем.
В-третьих, осуществляется анализ требований и параметров желаемой и реальной модели, например, человеческого капитала с целью выявления «белых пятен» в системе соответствующего управления.
В-четвертых, разрабатывается комплекс управленческих (институциональных) мероприятий, направленных на устранение существующих проблем («сущее» превращается в «должное»).
В-пятых, проведение мониторинга функционирования новой формы, например, человеческого капитала фирмы, и институциональное обеспечение непрерывности его созидательной модификации.
№10 слайд
Содержание слайда: 3-1. Эволюция экономической методологии как отражение развития предмета экономики
(Предыстория экономической науки: Аристотель, Фома Аквинский,
ученые Средневековья)
№11 слайд
Содержание слайда: 3-2. Период становления экономической науки и ее методологии
(формирование экономических категорий и законов на основе рыночной капиталистической системы)
(зарождение классической методологии: позитивный анализ социально-экономических и производственно-функциональных отношений)
№12 слайд
Содержание слайда: 3-3-1. Период формирования основных направлений развития экономической науки: а) социально-экономическое направление
(междисциплинарные социальные детерминанты экономического развития;
развитие классической методологии в форме нормативно-позитивного анализа производственных и социально-экономических отношений в экономике)
№13 слайд
Содержание слайда: 3-3-2. Период формирования основных направлений развития экономической науки: б) социально «нейтральный» анализ микроэкономики
(научно-технические и технологические детерминанты экономического развития;
методология маржинализма и неоклассики в форме позитивного анализа функциональных отношений : выбор наиболее рациональной комбинации факторов производства в микроэкономике: Economics)
№14 слайд
Содержание слайда: 3-3-3. Период формирования основных направлений развития экономической науки: в) социально детерминированный анализ макроэкономики (методология кейнсианства и посткейнсианства: выбор наиболее рациональной комбинации ресурсов на макроэкономическом уровне при полной занятости: Economics)
№15 слайд
Содержание слайда: 3-3-4. Период формирования основных направлений развития экономической науки: г) частичный возврат к социально нейтральному анализу экономики: поиск оптимизации взаимосвязи рынка и государства (неоклассическая методология современного либерализма: выбор наиболее рациональной комбинации ресурсов, одновременно, на микро- и макроэкономическом уровне : Economics)
№16 слайд
Содержание слайда: 3-4. Общий итог: предмет экономики, эволюция истории и методологии
(господствующей теории) экономической науки в «зеркале» предмета экономики
№17 слайд
Содержание слайда: 3-5. Противоречия в системе экономических отношений как основа актуализации теории и методологии институционализма
№18 слайд
Содержание слайда: 4-1. Актуализация методологии «гуманистического», или «креативно-интеллектуального» институционализма как функция развития технологических укладов
№19 слайд
Содержание слайда: 4-2. Актуализация человеческого капитала и институционализма в «зеркале» развития социально-экономических систем