Презентация На тему "Задачи и функции науки методики обучения биологии" - скачать презентации по Педагогике онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему На тему "Задачи и функции науки методики обучения биологии" - скачать презентации по Педагогике абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 14 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » На тему "Задачи и функции науки методики обучения биологии" - скачать презентации по Педагогике



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    14 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    3.58 MB
  • Просмотров:
    87
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Задачи и функции науки
Содержание слайда: Задачи и функции науки методики обучения биологии

№3 слайд
Методика обучения биологии
Содержание слайда: Методика обучения биологии как наука МОБ- знания о методах обучения биологии, точней о способах действий учителя. система научных знаний о методических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей и методических закономерностей, принципов , позволяющих описать, объяснить и прогнозировать процесс обучения биологии в школе. Целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанного на определенной дидактической и методической теории, эффективность применения которых на практике во многом зависит от творчества учителя. Предмет науки - процессов обучения биологии , теории и практика, обучения воспитания и развития учащихся, на основе применения учителем закономерностей его осуществления .

№4 слайд
Специфика методики обучения
Содержание слайда: Специфика методики обучения биологии – как педагогико-психологической науки Специфика школьного биологического образования заключается в том, что она формирует предметные знания: 1) понимание Жизни как величайшей ценности; 2) осознание биосферы как условия существования и развития Человечества; 3) биологической картины мира в центре которой живые системы разных уровней организации; 4) о способах профессиональной деятельности и подготавливает учащихся к жизни и труду в сферах связанных с биологией (сельское хозяйство, медицина, биотехнология, генетика и т.д.). Специфика школьного биологического образования заключается в том, что она формирует предметные - специальные умения: Изучать биологические объекты с помощью микроскопа, биологических опытов, наблюдений, описывать их и др.; Распознавать и описывать ( на таблицах, живых объектах, ) организмы все царств живой природы; Выявлять сущность процессов ( приспособленности, наследственности, изменчивости и др.) Определять животных и растения; Анализировать и оценивать воздействие факторов в экосистемах, человека на них; Поиск биологической информации. В результате обучения, воспитания и развития средствами школьной биологии - специфические качества личности – биологическая культура ученика, индивидуальная культура здоровья. Методика обучения биологии –наука (теории и практика ) об обучении , воспитании и развитии учащихся средствами школьной биологии направленные на достижение общеобразовательных и специальных ( предметных) целей - биологического образования. Это педагогическая наука являющаяся приложением принципов дидактики к процессу обучения биологии.

№5 слайд
Резюме Как наука - методика
Содержание слайда: Резюме 1) Как наука - методика изучает теорию и практику обучения биологии, воспитания и развития учащихся и содержит знания об этом. 2) Методика обучения биологии - система методических (предметных, специфичных ) знаний о целях, содержании, методах, формах и средствах обучения биологии. О результатах биологического образования, критериях их достижения и оценке. 3) В процессе развития наука методика обучения биологии открывает методические теории, законы и закономерности о том, как эффективно достигать продуктивные результаты в обучении, воспитании и развитии личности при изучении живой природы, своего организма, для сохранения здоровья человеком в процессе обучения биологии, 4) Методика биологического образования развивается за счет развития дидактики и психологии, их закономерностей, принципов обучения, воспитания и развития учащихся. Методическая система обучения биологии – упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов процесса обучения – целей, содержания, методов, форм и средств обучения биологии, направленных на решение задач биологического образования

№6 слайд
Характеристика основных
Содержание слайда: Характеристика основных категорий биологического образования. Язык методики обучения биологии. Биологическое образование. Исходя из Закона РФ «Об образовании» - биологическое образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания, развития школьника с учетом интересов общества, потребностей, интересов и жизненных планов школьника, его индивидуальной биологической культуры и индивидуальной культуры здоровья. Процесс обучения понимается как совместная деятельность ученика и учителя и включает в себя преподавание и учение. Преподавание – это деятельность учителя по: организации учебно- познавательной деятельности учащихся и усвоения биологических знаний; это деятельность учителя по развитию когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, способностей и творчества. Целью преподавания школьной биологии является организация эффективного учения каждого ученика, его воспитания и развития. Подход к преподаванию как процессу «передачи знаний» в современной методике рассматривается как неправильный, так как знания, умения и навыки – не вещественные предметы и их передать невозможно. Обучение – процесс передачи биологических знаний и формирования умений; обучение – процесс организации деятельности учащихся, с целью ОВР; обучение – двусторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества; обучение – процесс сотрудничества, совместной деятельности учителя и учащихся, деятельности сознательной и активной; обучение, по внутренней своей сущности – это те процессы, которые происходят в голове ученика под влиянием окружения и ведут к формированию знаний, вооружают умением оперировать в определенных условиях.

№7 слайд
Учение, учебная деятельность
Содержание слайда: Учение, учебная деятельность Учение – это деятельность ученика, процесс переработки биологической культуры, в собственный личностный опыт, его развитие под воздействием обучения. Процесс учения подразумевает: изучение, означающее «достичь учением, усвоить в процессе обучения»; усвоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков, определяемые как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; освоение, как «процесс усвоения уже созданного человечеством опыта и создание собственного образовательного продукта»( (А.В..Хуторский ) познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания»; осознание личностного смысла и социальной значимости биологических культурных ценностей и человеческого опыта, живой природы. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, самореализация и развитие личности. Результаты учения выражаются в развитии общей и биологической культуры, интеллектуальных и творческих способностей.

№8 слайд
Чем обучение отличается от
Содержание слайда: Чем обучение отличается от воспитания?. Что такое развитие личности средствами биологии? Воспитание охватывает «верхние этажи» структуры личности – формирование направленности личности: ее убеждений, установок, мировоззрения, интересов, идеалов, стремлений и желаний (Платонов К.К.). Воспитание характеризуется также как передача исторического и культурного опыта в процессе индивидуального познания биологии от поколения к поколению. Воспитатель: передает опыт накоплений человечеством; вводит в мир культуры (биологической, экологической, генетической и др.); стимулирует к самовоспитанию. Через содержательный потенциал биологии, личность учителя и социум ребенок социализируется, воспитывается. Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений, основами биологической культуры; самосовершенствуется; обучается способам общения и видам поведения. В результате воспитанник формирует свое мировоззрение, понимание мира и отношение к людям и самому себе, к живой природе к своему здоровью ( позитивное, негативное, нейтральное, прагматическое, эстетическое). Систему воспитания средствами биологии составляет – умственное, нравственное, физическое, гигиеническое, трудовое, экологическое, формирование экологической, гигиенической, и культурой индивидуального здоровья. Биологическое образование обеспечивает также развитие личности школьника. Под развитием понимается: объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного закономерного изменения физических, психических и духовных сил человека (Б.Б. айсмонтас) ; процесс внутренних изменений ученика, его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих ему самореализацию; процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающего реализацию его жизненного потенциала и назначения. Связь обучения и развития – давняя проблема психологов и педагогов, которая отражается тремя точками зрения: – обучение и развитие – это независимые друг от друга процессы (Фрейд, Ж. Пиа­же); – обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк); – обучение может следовать за развитием или опережать его (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др

№9 слайд
Основные принципы
Содержание слайда: Основные принципы совершенствования современного биологического образования . Накопленный опыт ( 250 лет) ценен, но требуется совершенствование ШБО. Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизни. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно- теоретических знаний по биологии. Гуманитаризация и гуманизация– система мер, направленных на приоритетное развитие личности ее социокультурного опыта через усвоение содержания. Гуманизация - и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых; это формирование готовности решать главные социальные проблемы на благо и во имя себя, человека; ориентация на культуру и духовно- нравственные ценности: быть экологически, экономически и генетически грамотным человеком. Дифференциация биологического образования – это ориентация образовательных учреждений на удовлетворение и развитие разных интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебной дисциплины - биологии на обязательную и модули по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных программ для отдельных учащихся в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т.д. Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Школьное биологическое образование строится на реализации документа -государственного стандарта по биологии. Вариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию решения относительно будущего образования и проф. деят-ти На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать тип образовательного учреждения, программу или учебник по биологии, темпы обучения, достигать различного уровня образованности, а также дифференциацию и индивидуализацию обучения.

№10 слайд
. . Законы, закономерности
Содержание слайда: . . Законы, закономерности процесса обучения биологии. Под законом обучения биологии понимается необходимые устойчивые, существенные, повторяющиеся отношения между явлениями и ситуациями процесса обучения. Они позволяют прогнозировать результат. Закономерности процесса обучения - объективные, существенные, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности обучения выступают проявлениями основных законов. Закон социальной обусловленности целей, содержания обучения. Государство и общество формируют социальный заказ образованию. определяют образовательную политику. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. В условиях биологического образования школа и учитель своей организующей мотивирующей и развивающей деятельностью обучают ребенка, оно ведет за собой воспитание и развитие ( Л.С. Выготский), оказывают влияние на формирование качеств личности. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. От того, насколько ученик выступает субъектом - активен, деятелен, учится самостоятельно, реализует свой социально- природный механизм развития, каким является познавательная активность, зависит продуктивность обучения. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают содержание , активные формы и методы, технологии обучения, так как они организуют предметную деятельность учащихся. Результат обучения биологии выражается образовательными продуктами ученика ( знаниями, умениями и др. качествами личности. Закон целостности и единства образовательного процесса. В современной методике обучения биологии обосновано, что все компоненты и явления процесса образования взаимосвязаны и обусловливают друг друга, определяют результат образования. Например, невозможно добиться эффективных результатов обучения, если рассматривать в качестве его основы только содержание образования (так называемый «предметный центризм») в отрыве от образовательных технологий и методов обучения, например. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей природной и духовной сущности каждый ученик – творческая личность, так как имеет базовую потребность в виде творческой самореализации (К. Роджерс). Степень реализации творческого потенциала учеником зависит, прежде всего, от его активности, а также внешних условий и образовательных технологий, средств. Чем больше учитель индивидуализирует процесс обучения, учитывает темп и возмож­ности индивидуального познания, выбирает природосообразные технологии, методы и формы обучения, тем вероятней, что будут созданы условия для творческой самореализации ученика.

№11 слайд
Закономерности процесса
Содержание слайда: Закономерности процесса обучения Закономерности целей обучения • Эффективность образовательного процесса определяется сбалансированностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, национально-региональных, школьных, учительских, ученических, родительских и др. • Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования. • Цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными особенностями обучаемых в динамике их развития. Закономерности содержания обучения • Эффективность обучения определяется способами структурирования содержания образования: наличием концентров, соотношением и взаимообусловленностью его частей, чередованием интеграционных элементов с детальным рассмотрением его составляющих, наличием в целостной системе компонентов индивидуального ученического содержания образования. • Содержание школьного образования, играющего роль среды (открытое содержание образования), в большей степени определяет возможность

№12 слайд
Закономерности технологий,
Содержание слайда: Закономерности технологий, форм и методов обучения Закономерности технологий, форм и методов обучения • Эффективность обучения зависит от видов и способов деятельности, от их соответствия возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников. • Уровень развития ученика определяется их индивидуальными способностями и уровнем развития умениями учебной деятельности. Закономерности использования средств обучения • Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты приборы, живые объекты и т. п.) обеспечивает природосообразный характер обучения, поэтому оказывается для учащихся более доступным и эффективным, чем познание, начинающееся с теоретических абстракций. • Построение учебников биологии на деятельностной основе (когда предусмотрены многообразные виды деятельности по изучению живой природы и организма, здоровья человека) усиливает развивающий эффект образования. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения • Диагностика личностных образовательных приращений ученика, качеств и свойств личности, оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов. Выявление методических закономерностей происходит на основе анализа практики обучения биологии. Поэтому каждая закономерность (их совокупность) имеют границы применимости, определяемые экспериментально

№13 слайд
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В
Содержание слайда: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и методах научно - исследовательской теоретической и практической деятельности. К методологическому аппарату исследования в области методики обучения биологии относятся следующие категории проблема это совокупность вопросов, фиксирующих пробелы в научных знаниях; тема -название исследования (обозначает новый познавательный и практический материал, который предполагается освоить); актуальность исследования, которая определяется противоречием между, например современными задачами, стоящими перед биологическим образованием и сложившейся практикой обучения биологии, не позволяющей решать эти задачи, и отсутствием теоретической базы, необходимой для их решения; при обосновании актуальности исследования производится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований проблема исследования, которая следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования; цель исследования, которая показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть получен; объект –та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело, область действительности, на которую направленно исследование; пр его определении обычно следует дать ответ на вопрос, что рассматривается; предмет исследования –это сторона, тот аспект объекта который рассматривается, система отношений, функций в объекте (показывает как рассматривается объект исследователем); задачи это условия, которые необходимо выполнить, чтобы была доступна цель; гипотеза это научно обоснованные допущения, предположения, истинное значение которого подлежит проверке; эмпирически подтвержденная гипотеза становится законом или теорией. Методами педагогического исследования называется совокупность методов и приемов, направленных на изучение педагогической действительности, явлений и решения научно- методических проблем. Теоретические методы применяются для осмысления закономерностей изучаемых явлений. Эмпирические методы используются для накопления фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов.

№14 слайд
Логика исследования
Содержание слайда: Логика исследования методических проблем: от наблюдения пед. процесса к осмыслению проблем и к практике - их решению. Этапы педагогического (методического) исследования 1.Определение «пробелов» в научных знаниях (проблем, предмета) 2.Анализ литературы с целью определения путей решения проблемы. 3.Изучение опыта, состояние вопроса на практике. 4. Анализ опыта с целью определения путей решения проблемы. 5. Изучение практики и проблем в ней 6.Определение темы 7. Создание рабочей гипотезы, определение методики исследования 8. Коррективы, уточнения, проверка гипотезы через определенную методику. 9.Проверка в условиях массовой школы,(образоват. учреждения) 10. Организация опытной работы. 11 Эксперимент педагогический ( контрольные и экспериментальные классы). 12.Анализ, полученных данных, 13. Построение выводов и /или теории.

Скачать все slide презентации На тему "Задачи и функции науки методики обучения биологии" - скачать презентации по Педагогике одним архивом: