Презентация Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 19 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    19 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    424.00 kB
  • Просмотров:
    70
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Тема Cознание и деятельность
Содержание слайда: Тема 3: Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания. Сознание как высшая форма развития психики. Неосознаваемые психические процессы, их виды. Мозг и психика. Понятие деятельности и её структура. Основные виды деятельности.

№2 слайд
Литература Абрамова Г.С.
Содержание слайда: Литература Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004. Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992 Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на–Дону, 1997.

№3 слайд
Психика это свойство
Содержание слайда: Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности Основополагающие суждения о природе психики. Психика – это свойство только живой материи, причём материи высокоорганизованной Главная особенность психики заключается в способности отражать окружающий мир Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования его поведения Таким образом, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды

№4 слайд
Развитие психики в филогенезе
Содержание слайда: Развитие психики в филогенезе (гипотеза А.Н. Леонтьева) Запомните! Филогенез – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции Онтогенез – процесс развития индивида Эволюция психики выражается в усложнении функций рецепторов и сигнальной деятельности нервной системы, а также в усложнении форм поведения и совершенствовании способности к индивидуальному научению

№5 слайд
Развитие психики в филогенезе
Содержание слайда: Развитие психики в филогенезе Допсихический уровень. Живые существа, не имеющие нервной системы (микроорганизмы, растения). Свойственна раздражимость – способность живого организма реагировать на биологически значимые влияния. Внешне проявляется в двух формах – приближении и отталкивании. Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологически значимым воздействиям называются тропизмами Объективным критерием психики является чувствительность – способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами

№6 слайд
Развитие психики в филогенезе
Содержание слайда: Развитие психики в филогенезе Сенсорная стадия. Характерно отражение отдельных раздражителей, отдельных свойств предметов; нет отражения предмета в целом. Развитие нервной системы: А) Сетевидная (диффузная) нервная система (медузы, гидры, кишечнополостные) - отдельные нервные клетки с отростками, нет управляющего центра. Недифференцированные реакции всего организма на отдельные раздражители. Б) Ганглиозная нервная система (черви). Нервные узлы соединены в единое целое, управляющий центр – головной узел. Характерны чёткие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Главную роль в поведении играют врождённые программы. Появляется чувствительность (!). В) Усложнение ганглиозной нервной системы (насекомые). Выделяют брюшной, грудной, головной нервные узлы. У высших насекомых есть обонятельные, зрительные, вкусовые ощущения. Двигательные способности усложняются (ползание, ныряние, полёт и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных.

№7 слайд
Развитие психики в филогенезе
Содержание слайда: Развитие психики в филогенезе Стадия перцептивной психики. Позвоночные животные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, а также членистоногие, головоногие моллюски. Появляется центральная нервная система (происходит выделение головного и спинного мозга). Доступно отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Характерна способность к восприятию, предметное отражение. Свойственны такие формы поведения, как: инстинкты – врождённые видовые формы поведения; навыки – индивидуально приобретённые формы поведения

№8 слайд
Развитие психики в филогенезе
Содержание слайда: Развитие психики в филогенезе

№9 слайд
Гипотеза о происхождении
Содержание слайда: Гипотеза о происхождении сознания (А.Н. Леонтьев) Создание орудий труда → человек не просто приспосабливается к окружающей среде, но и способен подчинять её себе Совместная трудовая деятельность → образование человеческих сообществ → развитие коммуникации → возникновение языка Возникновение языка → передача информации, накопленной в истории человечества, возможность сохранить информацию в памяти, развитие мышления, осознание человеком своего «Я», принципиально иной уровень регуляции психических состояний (при помощи слова) Коллективный характер труда и развитие коммуникации → формирование специфических законов существования и развития человеческого общества – законов нравственности и морали → появление критичности мышления, возникновение понятий «хорошо» и «плохо»

№10 слайд
Сознание - высший уровень
Содержание слайда: Сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, свойственный только человеку Признаки сознания, отличающие его от психики животных: сознание – система знаний о мире в понятиях; связано с языком и речью и в них проявляется; носит общественный характер; позволяет отделять субъекта от объекта (человека от природы); предполагает наличие способности к целенаправленной деятельности; связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру

№11 слайд
Бессознательное - явления,
Содержание слайда: Бессознательное - явления, процессы, свойства, которые человеком актуально не осознаются Неосознаваемые процессы в психике человека (по Ю.Б. Гиппенрейтер)

№12 слайд
Мозг и психика Нервная
Содержание слайда: Мозг и психика Нервная система представляет собой скопление нервных клеток – нейронов. Она состоит из двух частей: центральной нервной системы (в составе головного, промежуточного и спинного мозга) и периферической нервной системы, представляющей собой всю остальную её часть за исключением упомянутых выше отделов Чем выше расположена та или иная её часть, тем сложнее её функция. Наиболее высокие отделы представлены большими полушариями головного мозга

№13 слайд
Блоки мозга по А.Р. Лурия
Содержание слайда: Блоки мозга (по А.Р. Лурия) Блок тонуса коры (энергетический) поддерживает оптимальный для жизнедеятельности и саморегуляции поведения тонус коры (уровень бодрствования) - аппараты верхнего ствола, ретикулярной формации и древней коры. Блок приёма, переработки и хранения информации анализирует и синтезирует, принимает, хранит и перерабатывает информацию из внешнего мира. Состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах головного мозга (теменной, височной, затылочной) Блок программирования, регуляции и контроля деятельности осуществляет формирование намерений, выработку программ действий и их выполнение во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах. Эти функции реализуются передними отделами больших полушарий (ведущее место отводится лобным долям).

№14 слайд
Посмотрите на рисунок. Какое
Содержание слайда: Посмотрите на рисунок. Какое лицо вам кажется более весёлым и довольным?

№15 слайд
Это лицевой экспресс-тест Дж.
Содержание слайда: Это лицевой экспресс-тест Дж. Джейна. С его помощью вы можете определить, какое полушарие у вас является доминирующим (ведущим). Если левое лицо кажется Вам более весёлым и довольным, то доминирует правое полушарие, если же правое – ведущим является левое полушарие. Правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела.

№16 слайд
Латерализация психических
Содержание слайда: Латерализация психических процессов Основана на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной ассиметрии ((т.е. специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека. Правое и левое полушарие мозга, соединённые межполушарной спайкой – мозолистым телом, выполняют различные функции. Мозолистое тело – пучок нервных волокон – представляет собой проводник, через который полушария обмениваются информацией и, возможно, «улаживают» проблемы, связанные с конфликтами между независимыми элементами.

№17 слайд
Рефлексы Безусловный рефлекс
Содержание слайда: Рефлексы Безусловный рефлекс – естественная, генетически запрограммированная реакция, вызываемая без какого-либо научения специфическим раздражителем, который называется безусловным. Является врождённым и обеспечивает сравнительно несовершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды. Новыми, изменчивыми формами реагирования, формирующимися в течение жизни являются условные рефлексы – поведенческие реакции, запускаемые раздражителем, который первоначально был индифферентным (безразличным) после того, как этот раздражитель некоторое количество раз сочетался с безусловным раздражителем.

№18 слайд
Сигнальные системы и
Содержание слайда: Сигнальные системы и динамический стереотип И.П. Павлов отмечал, что в своём поведении животные руководствуются только сигналами первой сигнальной системы – непосредственно воздействующими раздражителями. В отличие от животных у человека, кроме первой сигнальной системы имеется также вторая сигнальная система, сигналами которой являются слова. В естественных условиях жизни раздражители не существуют изолированно, любой предмет является комплексом раздражителей. Важнейшим проявлением системности в работе головного мозга является образование динамического стереотипа – системы реакций на определённые комплексы раздражителей.

№19 слайд
Деятельность внутренняя и
Содержание слайда: Деятельность –внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву) 1)Предметное содержание: потребность, мотив, цель, условия 2)Операциональная часть: действия, операции, умения, навыки Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией. Переход внутреннего действия во внешнее – экстериоризация Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Скачать все slide презентации Cознание и деятельность Развитие психики в филогенезе. Гипотезы о происхождении сознания одним архивом:
Похожие презентации