Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
24 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.68 MB
Просмотров:
79
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Формирование критического мышления
в процессе обучения истории и обществознанию.
Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
№2 слайд
Содержание слайда:
Особенности подготовки и проведения уроков
с использованием методики формирования критического мышления
№3 слайд
Содержание слайда: Изменения в структуре урока.
Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).
Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
№4 слайд
Содержание слайда: Приемы, используемые на стадии вызова.
Цель:
актуализация знаний учащихся по изучаемой теме;
обеспечение мотивации предстоящей деятельности;
подготовка учащихся к выполнению последующей работы;
создание ситуации успеха на уроке.
№5 слайд
Содержание слайда: Прием “Я уже знаю”
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
“Сброс идей в корзину”:учитель фиксирует реплики на доске.
Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
№6 слайд
Содержание слайда: Пример.
№7 слайд
Содержание слайда: Прием “Лови ошибку”.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
№8 слайд
Содержание слайда: Пример.
Тема: «Письменность Древнего Востока»
«В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок)
Тема « В Древнем Египте»
« По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й.
Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
№9 слайд
Содержание слайда: Приемы, используемые при работе с текстом
на стадии осмысления.
Цель:
развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;
достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.
№10 слайд
Содержание слайда: Прием “Анализ текста по предложенной схеме”.
Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа.
Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.
Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов
Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
№11 слайд
Содержание слайда: Пример.
(«История России», 6класс)
№12 слайд
Содержание слайда: Примеры вопросов для старшеклассников.
Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа;
Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.);
Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ;
Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?);
Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные);
Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе;
Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные);
Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе;
Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа;
Выявить стилистические особенности текста;
Определить уровень эмоциональности;
Провести возможное сравнение с другими документами;
Определить историческое значение документа;
Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.
№13 слайд
Содержание слайда: Прием “Двойной дневник”
Учитель предлагает изучить определенный текст.
Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части:
в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста;
во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
№14 слайд
Содержание слайда: Примеры.
№15 слайд
Содержание слайда: Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии).
Цель:
формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;
развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
№16 слайд
Содержание слайда: Прием “Интервью”.
После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы.
Цель- не односторонний ответ на вопрос, а «защита» позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками.
Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:
1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;
2 – вопросы, требующие отдельного исследования;
3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.
№17 слайд
Содержание слайда: Пример.
№18 слайд
Содержание слайда: Прием “Написание эссе”.
Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания).
Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора.
Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.
№19 слайд
Содержание слайда: Пример.
№20 слайд
Содержание слайда: Прием “Завершим схему”.
Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.
Заполнить пробелы в схеме.
Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.
Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
№21 слайд
Содержание слайда: Пример.
№22 слайд
№23 слайд
Содержание слайда: Подготовка и проведение урока-лекции.
№24 слайд