Презентация Происхождение и ранние формы религии онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Происхождение и ранние формы религии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 144 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Происхождение и ранние формы религии
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:144 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:8.84 MB
- Просмотров:100
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![Тема Происхождение и ранние](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img0.jpg)
Содержание слайда: Тема: Происхождение и ранние формы религии.
Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
Древние формы религии: сущность и функции.
Литература
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990
Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980
Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1987.
№2 слайд
![.Происхождение религий.](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img1.jpg)
Содержание слайда: 1.Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии.
Концепции на проблему возникновения религий:
1. Иррациональная модель или теологическая.
Религия - продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания.
2. Объективно идеалистическая.
Суть - утверждение сверхъестественного источника:
Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п.
Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».
№4 слайд
![.](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img3.jpg)
Содержание слайда: 3. Субъективно-идеалистическая.
(психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт).
Религия - порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека.
4. Биологизаторская концепция (Психоаналитическая) (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд)
Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.
№6 слайд
![. Человеческая дихотомия. .](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img5.jpg)
Содержание слайда: 5. Человеческая дихотомия.
5. Человеческая дихотомия.
(Э.Фромм, «Психоанализ и религия»)
Религия как результат конфликта между душой и телом.
Тело - часть природы
Ум, разум - стоят над природой.
Для обретения единства, гармонии плоти и духа - потребность в вере и в религии.
№7 слайд
![.Социологическая концепция -](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img6.jpg)
Содержание слайда: 6.Социологическая концепция - религия как общественный институт
6.Социологическая концепция - религия как общественный институт
(Э. Дюркггейм).
Целостность любого общества - общественное сознание.
Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества
Вывод: религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества.
Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.
№8 слайд
![. Религия как плод страха и](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img7.jpg)
Содержание слайда: 7. Религия как плод страха и бессилия.
7. Религия как плод страха и бессилия.
Источник религии страх перед грозными силами природы.
Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов»
Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью.
Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) - «Страх был первым создателем богов на Земле».
8. Концепция обмана.
Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа.
«Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер).
«Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».
№9 слайд
![Гольбах возникновение религии](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img8.jpg)
Содержание слайда: Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием
Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием
и пылким воображением.
9. Диалектико-материалистическая концепция.
( К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).
«Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).
№10 слайд
![Теории происхождения религии](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img9.jpg)
Содержание слайда: Теории происхождения религии:
Теории происхождения религии:
1) Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма». (Э. Лэнг, В. Шмидт)
Суть - сначала существовала вера в единого Бога.
С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм).
И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.
2) Вторая концепция - безрелигиозный период в истории человечества.
Предположения - первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.
№11 слайд
![Однако!!! Однако!!! Источники](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img10.jpg)
Содержание слайда: Однако!!!
Однако!!!
Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований.
Пример, погребальный обряд вера в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.
3) Третья концепция - данные современной науки.
Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад.
Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций.
Доказательства:
1.практика захоронения первобытных людей;
2.пещерная живопись
№13 слайд
![Причины возникновения религии](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img12.jpg)
Содержание слайда: Причины возникновения религии:
Причины возникновения религии:
Интеллектуальная - нужда в объяснении природных и социальных явлений.
Человек не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
Психологическая - древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей.
Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.
№14 слайд
![Моральная - любой социальный](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img13.jpg)
Содержание слайда: Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами.
Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами.
Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм.
социально-политическая - государство – власть - аппарат отчуждения от общества.
Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур.
Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии.
(Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).
№15 слайд
![. Древние формы религии](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img14.jpg)
Содержание слайда: 2. Древние формы религии: сущность и функции.
2. Древние формы религии: сущность и функции.
«Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества.
!!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.
№17 слайд
![В первобытных верованиях](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img16.jpg)
Содержание слайда: В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.
В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.
общественные функции:
- регулировали отношения между людьми в общине,
- способствовали организации коллективного производственного процесса,
- утверждали первобытную мораль,
- удовлетворяли духовные потребности.
№18 слайд
![Виды религий Виды религий](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img17.jpg)
Содержание слайда: Виды религий
Виды религий
Основа выделения:
1. история становления;
2.количество богов, которым поклоняются верующие;
3. отношение к действительной жизни;
4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера.
1.Полидемонизм (язычество) - религии в первобытном обществе (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий сверхъестественной силой).
Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.
№19 слайд
![Простейшие формы религиозных](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img18.jpg)
Содержание слайда: Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens)
Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens)
Доказательства:
1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда.
Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.
2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.).
Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных.
Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.
№22 слайд
![. Мана. Первобытным народам](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img21.jpg)
Содержание слайда: 1. Мана.
Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».
Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии.
Мана - сила, управляющая природными процессами.
Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь.
Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.
№23 слайд
![По представлениям](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img22.jpg)
Содержание слайда: По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории:
По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории:
моа — священное
ноа — простое.
Моа - обладает маной, оно составляет собственность богов и всегда является при этом в той или иной степени табу, т. е. запретным.
Табу составляет и все вредоносное, опасное, от чего следует людей оградить путем запрета.
№27 слайд
![Табу представляет собой не](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img26.jpg)
Содержание слайда: Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным.
Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным.
Само слово табу чисто полинезийское, оно было впервые привезено из Полинезии Дж. Куком, а впоследствии вошло в качестве научного термина во все европейские языки.
Табу:
1) временное;
2) постоянное:
2.1. вожди;
2.2. тотемизма: не убивать тотема; не есть мясо животного тотема
№31 слайд
![Табу - важный механизм](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img30.jpg)
Содержание слайда: Табу - важный механизм регулирования социальных отношений.
Табу - важный механизм регулирования социальных отношений.
А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками;
Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям;
В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.;
Г) табу на правила погребения;
Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д.
Вместе с тем:
средство общения с тотемом - вкушение его тела (теофагия).
№33 слайд
![.Тотемизм .Тотемизм Тотемизм](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img32.jpg)
Содержание слайда: 2.Тотемизм
2.Тотемизм
Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметами).
Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений.
Суть: осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.
В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.
№37 слайд
![Африка Африка Тотем ветер,](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img36.jpg)
Содержание слайда: Африка
Африка
Тотем:
ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, части отдельных животных или растений (голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п.) Североамериканские племена:
Тотем:
волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д..
Австралия
Особенность:
вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население.
Пример,
у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.;
№49 слайд
![Причины генезиса тотомизма](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img48.jpg)
Содержание слайда: Причины генезиса тотомизма:
Причины генезиса тотомизма:
1) родовой культ
(вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных)
2) партеногенезис
(вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы)
№51 слайд
![.Магия .Магия Магия вера в](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img50.jpg)
Содержание слайда: 3.Магия
3.Магия
Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.
Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).
ведовство - вредоносная магия,
знахарство - лечебная магия,
эротические обряды - половая магия,
метеорологическая магия.
№52 слайд
![Виды магии Виды магии .по](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img51.jpg)
Содержание слайда: Виды магии:
Виды магии:
1.по методам воздействия:
1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие),
1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
№54 слайд
![. по социальной](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img53.jpg)
Содержание слайда: 2. по социальной направленности и целям воздействия:
2. по социальной направленности и целям воздействия:
2.1.вредоносная (нанесение порчи);
2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
2.4.лечебная;
2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);
Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.
№59 слайд
![.Фетишизм .Фетишизм Фетишизм](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img58.jpg)
Содержание слайда: 4.Фетишизм
4.Фетишизм
Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.
Суть - успех в практической деятельности – помощь фетиша, и наоборот.
Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие.
Предмету приписывались неприсущие ему свойства:
- способность исцелять,
- предохранять от опасности,
- помогать на охоте и т. п.
Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.
№68 слайд
![.Анимизм .Анимизм Анимизм](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img67.jpg)
Содержание слайда: 5.Анимизм
5.Анимизм
Анимизм — вера в существование души и духов.
Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными.
Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов.
Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.
Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.
№73 слайд
![Два направлениях в анимизме](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img72.jpg)
Содержание слайда: Два направлениях в анимизме:
Два направлениях в анимизме:
1) результат размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также рождалось из переживаний транса после приема галлюциногенов
(Душа, находящейся в теле человека и покидающей его (на время или навсегда)).
В дальнейшем формируются более сложные представления:
о существовании души после смерти,
о переселении душ в новые тела,
о загробной жизни и т.п.
2) результат стремления человека олицетворять и одухотворять явления окружающего мира.
№75 слайд
![Для первобытного человека](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img74.jpg)
Содержание слайда: Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы.
Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы.
Отличительный признак духов:
— способность быть неуловимыми,
— принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д.
Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой.
Духи:
- добрые,
- злые.
№77 слайд
![.Шаманизм Шаман тунгус. язык](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img76.jpg)
Содержание слайда: 6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов.
6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов.
Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов.
Функции шаманов:
1) определяли главного объекта религиозного поклонения,
2) осуществляли психическое воздействие на людей.
3) совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). 4) во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.
5) шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.
№78 слайд
![Шаманизм практиковали народы](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img77.jpg)
Содержание слайда: Шаманизм практиковали:
народы:
Африки, Азии, Австралии, Америки.
Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом.
Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени.
.
№79 слайд
![Особенности Особенности Шаман](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img78.jpg)
Содержание слайда: Особенности:
Особенности:
Шаман - избранник духов:
1) шаманами становятся не по своей воле;
2) не вследствие обучения;
3) по воле духа, вселяющегося в шамана.
Иногда встречается термин шаманская болезнь.
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
№80 слайд
![Шаман может изучать мир духа](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img79.jpg)
Содержание слайда: Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется
Бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
№83 слайд
![Избрание сопровождается](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img82.jpg)
Содержание слайда: Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью» - переход в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение:
1. нисхождение в Преисподнюю,
2. вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших,
3. разнообразные откровения шаманской и религиозной природы
1.Родовое шаманство.
2.Наследственное.
3.Профессиональное
№90 слайд
![. Миф . Миф Миф -](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img89.jpg)
Содержание слайда: 7. Миф
7. Миф
Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность
Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного.
Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание.
Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности.
В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими.
Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение.
Миф - мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
№92 слайд
![Все известные мифологические](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img91.jpg)
Содержание слайда: Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример:
Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример:
классическая древнегреческая мифология.
Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент.
Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.
№93 слайд
![Мифы Мифы обрядовый миф](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img92.jpg)
Содержание слайда: Мифы:
Мифы:
1) обрядовый миф – родился из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты происходящего действа;
2) культовый миф - сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества;
3) этиологический миф (миф происхождения)
(Например,
египетский миф об Осирисе и Изиде);
4) эсхатологический миф (миф о конце света);
5) миф престижа.
№94 слайд
![Мифы творения Мифы творения](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img93.jpg)
Содержание слайда: Мифы творения
Мифы творения
– происхождение мира, упорядочение мира;
– поиск первопричин;
– космогенез;
– превращение одних предметов в другие
(Примеры: возникновение мира из грязи, из яйца, тела убитого первочеловека и т.д.)
Есть димиург – творец (чаще всего предки).
Место сотворения мира -центр мира – мировое дерево, столп.
Мифологические пантеоны.
Изменения представлений, смена хозяйственной деятельности и т.п. приводило к оттеснению старых богов новыми, которые получали негативную оценку, превращались в сказочных персонажей.
Боги получали фиксированные роли, атрибуты, функции, биографию
– богиня плодородия,
бог – громовержец и т.п
№95 слайд
![Мифы и представление о смерти](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img94.jpg)
Содержание слайда: Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии.
Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии.
Смерть, посмертная судьба, путь в иной мир отражены в любой религии (христианство).
Ритуал динамическая составляющая мифа.
Жизнь человека в архаическом обществе протекала в двух уровнях:
1. выполнение ритуальной программы жизни;
2. уровень повседневности.
№99 слайд
![Культ предков это отражение в](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img98.jpg)
Содержание слайда: Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин.
Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин.
Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени.
Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних.
Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.
№101 слайд
![Культ предков практиковали](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img100.jpg)
Содержание слайда: Культ предков практиковали:
славяне (чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок»; элементы: Троицкая суббота, Радоница);
индусы (каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов:
ритуалы погребения (антьешти) и обряды поминовения умерших (шраддха), сопровождаемые возлияниями воды (тарпана));
китайцы (Шанди – «верховное божество» и первопредок правителей, первое и высшее божество, осуществляющий абсолютную власть в мире богов и духов);
№105 слайд
![японцы японцы - почитание](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img104.jpg)
Содержание слайда: японцы
японцы
1 - почитание всем народом родоначальника императорского дома,
2 - почитание святого покровителя места - родоначальника какого-либо рода его потомками,
3 - почитание предков членами их семейств); вьетнамцы
1 - душа умершего человека, находится вмести с их потомками на земле
2 - у мертвых и живущих людей все еще есть духовное общение, в повседневной жизни люди не должны забывать, чем они наслаждаются и что они чувствуют, потому что это так же чувствуют и их умершие родственники;
№107 слайд
![народы Африки - развит как у](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img106.jpg)
Содержание слайда: народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен;
народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен;
духи предков - существа, покровительствующие семье и род
у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей — “овакуру”,
у джага — “вариму”:
три категории:
1) недавно умершие (вариму ваишиво) — предмет наиболее усердного культа, ибо о них хорошо помнят;
2) умершие прежде (вариму вангииндука) - как бы оттеснены на второй план и не получают жертв, а потому считаются особенно злыми и мстительными;
3) давно умершие (вариму валенге -«искромсанные»)
№110 слайд
![погребальный культ ПК -](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img109.jpg)
Содержание слайда: погребальный культ
ПК - совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования
1) погребальный культ (культ умерших) - совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или самими умершими,
2) погребальные обычаи - различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие, связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного.
ПК – возник в неандертальскую эпоху
№112 слайд
![способы обращения с умершими](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img111.jpg)
Содержание слайда: способы обращения с умершими на восемь основных типов:
способы обращения с умершими на восемь основных типов:
1) оставление или выбрасывание;
2) водяное погребение;
3) воздушное погребение;
4) зарывание, с двумя разновидностями - зарывание в землю и пещерное погребение;
5) кремация;
6) мумификация;
7) рассечение;
8) каннибализм.
№118 слайд
![ПО обряд перехода, идет](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img117.jpg)
Содержание слайда: ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой.
ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой.
ОП – комплекс с определенными положениями:
- раздел души и тела умершего, через определенные ритуальные действия;
- продолжительность и особая структура и функции погребального обряда, что поможет умершему пересечь границу двух миров;
- погребальный культ традиционного общества ведет к формированию религиозно-магических представлений, чему свидетельствуют древние захоронения.
№121 слайд
![Материнско-родовой культ МРК](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img120.jpg)
Содержание слайда: Материнско-родовой культ
МРК - олицетворяет саму природу и управляет всеми её процессами.
оживляет семена, посаженные в землю,
дарит любовь людям,
птицы начинают петь песни,
распускаются цветы и созревают плоды,
её глаза смотрят на людей с лазурных небес, проливая живительную божественную влагу на всё сущее.
№122 слайд
![Культ Великой Матери-Богини у](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img121.jpg)
Содержание слайда: Культ Великой Матери-Богини у разных народов мира
В Индии - Пракрити или Шакти,
у маори – Папа или Мать-Земля,
у эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын,
Деметра в Элладе,
древнеегипетская Исида,
малоазиатская Кибела,
сидонская Астарта,
Артемида Эфесская,
карфагенская Танит и др.
№125 слайд
![Промысловые культы, Обряды](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img124.jpg)
Содержание слайда: Промысловые культы,
Обряды промысловой (охотничьей и др.) магии.
Практиковались у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран.
Приемы охотничьей (или рыболовческой) магии - разнообразные:
1. колдование над промысловым инвентарем;
2. охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.
№131 слайд
![Культы тайных союзов-](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img130.jpg)
Содержание слайда: Культы тайных союзов- зародышевая форма примитивной государственной власти.
Цель тайных союзов - укрепление власти той или иной группы.
Средство достижения этой цели - тактика религиозного запугивания, т. е. поддержания в окружающих веры в жутких богов или злых духов, в которых сами члены союза не верили.
Специфика:
1) важные обряды союза совершаются в строгой тайне,
2) доступ чужакам туда запрещён под страхом смерти
3) принятие нового члена в союз, его старые религиозные представления разоблачаются, а взамен внушаются новые, но его обязывают поддерживать обман среди непосвящённых.
№133 слайд
![Распространены ТС Меланезия,](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img132.jpg)
Содержание слайда: Распространены ТС
– Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др.
Обряд принятия в союз тесно связан с идеей смерти и воскресения.
Церемония принятия в союз – представляет собой символическое убиение посвящаемого или инсценировку его смерти.
Затем, через определённое время, кандидат «чудесным образом» воскресает.
№134 слайд
![Обряды-испытания перед](/documents_6/8af16b7af3ba7dacf3abcff21757ca3d/img133.jpg)
Содержание слайда: Обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации).
Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества
Распространение:
Страны Старого и Нового света
Обряды инициации — перехода в то или иное мужское сообщество — бывали и кровавыми.
Скачать все slide презентации Происхождение и ранние формы религии одним архивом:
Похожие презентации
-
Вопросы для повторения Религия; Ранние формы религии; Национальные религии; Мировые религии.
-
Ранние формы религии «Не то, что мните вы ,природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть люб
-
Ранние формы религии
-
Ранние формы религии. Часть I
-
Ранние формы религии. Часть II
-
Ранние формы религии. Часть III
-
Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм
-
ТЕМА 1 Сущность и функции денег Происхождение и сущность денег; Формы денег и их эволюция; Функции денег; Свойства денег.
-
Государство. Теории происхождения государства. Государственно-религиозные отношения
-
Идеология религиозного экстремизма и формы его проявления в Казахстане