Презентация Происхождение и ранние формы религии онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Происхождение и ранние формы религии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 144 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Происхождение и ранние формы религии



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    144 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    8.84 MB
  • Просмотров:
    100
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Тема Происхождение и ранние
Содержание слайда: Тема: Происхождение и ранние формы религии. Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии. Древние формы религии: сущность и функции. Литература Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990 Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980 Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1987.

№2 слайд
.Происхождение религий.
Содержание слайда: 1.Происхождение религий. Основные подходы к изучению религии. Концепции на проблему возникновения религий: 1. Иррациональная модель или теологическая. Религия - продукт божественного откровения, основанного на тексте Священного Писания. 2. Объективно идеалистическая. Суть - утверждение сверхъестественного источника: Бог, «Абсолютный Дух», «Мировой Разум» и т. п. Он же некое объективное духовное начало, к которому неизменно стремится человек, как к «слиянию с абсолютом», с «высшим, святым».

№3 слайд
Различия теологи
Содержание слайда: Различия: теологи – сверхъестественный источник религии Господ Бог объективные идеалисты – некое объективное начало. В целом эти концепции идентичны.

№4 слайд
.
Содержание слайда: 3. Субъективно-идеалистическая. (психологи: У. Джеймс и Г.Олпорт). Религия - порождение индивидуального сознания как спонтанно возникающих субъективных переживаний человека. 4. Биологизаторская концепция (Психоаналитическая) (психоаналитик З.Фрейд, религиовед Г. Хогланд) Религия - особая форма реагирования человеческого организма на окружающую действительность, способ его биологического приспособления к окружающей среде, своеобразная разрядка эмоций.

№5 слайд
религиозные представления
Содержание слайда: «религиозные представления – есть иллюзии, но выступающие как «исполнения древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества». «Тайна силы заключается в силе этих желаний»

№6 слайд
. Человеческая дихотомия. .
Содержание слайда: 5. Человеческая дихотомия. 5. Человеческая дихотомия. (Э.Фромм, «Психоанализ и религия») Религия как результат конфликта между душой и телом. Тело - часть природы Ум, разум - стоят над природой. Для обретения единства, гармонии плоти и духа - потребность в вере и в религии.

№7 слайд
.Социологическая концепция -
Содержание слайда: 6.Социологическая концепция - религия как общественный институт 6.Социологическая концепция - религия как общественный институт (Э. Дюркггейм). Целостность любого общества - общественное сознание. Общественное сознание - система общих ценностных норм, верований, чувств, присущих людям того или иного общества Вывод: религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный характер для всех членов общества. Отсюда - необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности.

№8 слайд
. Религия как плод страха и
Содержание слайда: 7. Религия как плод страха и бессилия. 7. Религия как плод страха и бессилия. Источник религии страх перед грозными силами природы. Демокрит (460–371 гг. до н.э.) – «Страх создал богов» Эпикур (341–270 гг. до н.э.) - причислял к этому ещё и страх человека перед смертью. Тит Лукреций (99–55 гг. до н.э.) - «Страх был первым создателем богов на Земле». 8. Концепция обмана. Религия возникла благодаря обману со стороны духовенства и власть имущих и невежеству народа. «Религия возникла там, где первый обманщик встретил первого дурака» (Вольтер). «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать».

№9 слайд
Гольбах возникновение религии
Содержание слайда: Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием Гольбах: возникновение религии связано с глубочайшим невежеством, безграничным доверием, полнейшим недомыслием и пылким воображением. 9. Диалектико-материалистическая концепция. ( К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). «Всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные формы принимают формы неземных» (Ф.Энгельс).

№10 слайд
Теории происхождения религии
Содержание слайда: Теории происхождения религии: Теории происхождения религии: 1) Первая концепция (богословская) концепция «прамонотеизма».  (Э. Лэнг, В. Шмидт) Суть - сначала существовала вера в единого Бога. С развитием культуры разных народов вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм). И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога. 2) Вторая концепция - безрелигиозный период в истории человечества. Предположения - первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах.

№11 слайд
Однако!!! Однако!!! Источники
Содержание слайда: Однако!!! Однако!!! Источники: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. Пример, погребальный обряд вера в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим. 3) Третья концепция - данные современной науки. Простейшие формы религии существовали уже 40 тыс. лет назад. Homo sapiens способен к созданию определенного рода абстракций. Доказательства: 1.практика захоронения первобытных людей; 2.пещерная живопись

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Причины возникновения религии
Содержание слайда: Причины возникновения религии: Причины возникновения религии: Интеллектуальная - нужда в объяснении природных и социальных явлений. Человек не имея достаточного уровня знаний - создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами; Психологическая - древний человек осознавая окружающий мир воспринимал его как нечто непонятное и враждебное, ищет поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей. Осознав явление смерти, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.

№14 слайд
Моральная - любой социальный
Содержание слайда: Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. Моральная - любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами. Религия - высшая сила, способная постоянно и жёстко контролировать каждого и наказывать за отступление от общепринятых норм. социально-политическая - государство – власть - аппарат отчуждения от общества. Религия поддерживала власть для сохранения стабильности политических структур. Р. поддерживала государство до тех пор пока государство лояльно относилось к ведущей религии. (Пример: возникновение христианства в Римской империи и его путь от гонимой религии до религии государственной).

№15 слайд
. Древние формы религии
Содержание слайда: 2. Древние формы религии: сущность и функции. 2. Древние формы религии: сущность и функции. «Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей. Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. !!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.

№16 слайд
Сущность религиозных
Содержание слайда: Сущность религиозных представлений: Сущность религиозных представлений: 1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей. (получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека) 2. Отражение в верованиях социальных сил (обожествление правящей верхушки)

№17 слайд
В первобытных верованиях
Содержание слайда: В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира. В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.  общественные функции: - регулировали отношения между людьми в общине,  - способствовали организации коллективного производственного процесса,  - утверждали первобытную мораль,  - удовлетворяли духовные потребности.

№18 слайд
Виды религий Виды религий
Содержание слайда: Виды религий Виды религий Основа выделения: 1. история становления; 2.количество богов, которым поклоняются верующие; 3. отношение к действительной жизни; 4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера. 1.Полидемонизм (язычество) - религии в первобытном обществе  (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий сверхъестественной силой). Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.

№19 слайд
Простейшие формы религиозных
Содержание слайда: Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens) Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (Homo sapiens) Доказательства: 1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда. Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. 2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.). Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных. Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. 3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
Содержание слайда:

№22 слайд
. Мана. Первобытным народам
Содержание слайда: 1. Мана. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии. Мана - сила, управляющая природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.

№23 слайд
По представлениям
Содержание слайда: По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: По представлениям полинезийцев, все существующее делится на две самые общие категории: моа — священное ноа — простое. Моа - обладает маной, оно составляет собственность богов и всегда является при этом в той или иной степени табу, т. е. запретным. Табу составляет и все вредоносное, опасное, от чего следует людей оградить путем запрета.

№24 слайд
Содержание слайда:

№25 слайд
Содержание слайда:

№26 слайд
Содержание слайда:

№27 слайд
Табу представляет собой не
Содержание слайда: Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. Табу – представляет собой не что иное, как негативную формулировку маны, является понятием строго социальным. Само слово табу чисто полинезийское, оно было впервые привезено из Полинезии Дж. Куком, а впоследствии вошло в качестве научного термина во все европейские языки. Табу: 1) временное; 2) постоянное: 2.1. вожди; 2.2. тотемизма: не убивать тотема; не есть мясо животного тотема

№28 слайд
Содержание слайда:

№29 слайд
Содержание слайда:

№30 слайд
Содержание слайда:

№31 слайд
Табу - важный механизм
Содержание слайда: Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. Табу - важный механизм регулирования социальных отношений. А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками; Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям; В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.; Г) табу на правила погребения; Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д. Вместе с тем: средство общения с тотемом - вкушение его тела (теофагия).

№32 слайд
Действия табуированных
Содержание слайда: Действия табуированных объектов являются двойственными: Действия табуированных объектов являются двойственными: — опасные — полезные. Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые — несущие в себе нечто губительное  

№33 слайд
.Тотемизм .Тотемизм Тотемизм
Содержание слайда: 2.Тотемизм 2.Тотемизм Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметами). Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Суть: осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.

№34 слайд
Содержание слайда:

№35 слайд
Содержание слайда:

№36 слайд
Содержание слайда:

№37 слайд
Африка Африка Тотем ветер,
Содержание слайда: Африка Африка Тотем: ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, части отдельных животных или растений (голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п.) Североамериканские племена: Тотем: волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.. Австралия Особенность: вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Пример, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.;

№38 слайд
Содержание слайда:

№39 слайд
у племён в Порт Маккай солнце
Содержание слайда: у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

№40 слайд
Содержание слайда:

№41 слайд
Содержание слайда:

№42 слайд
Содержание слайда:

№43 слайд
Содержание слайда:

№44 слайд
Содержание слайда:

№45 слайд
Содержание слайда:

№46 слайд
Содержание слайда:

№47 слайд
Содержание слайда:

№48 слайд
Проблема изучения тотемизма
Содержание слайда: Проблема изучения тотемизма Проблема изучения тотемизма (известен ещё с конца XVIII в.): - Мак-Леннан; - Робертсон Смит; - Д. Фрейзер; - Тайлор; Леббок; - Джевонс; - Говит и Файзон; - Б. Спенсер и Гиллен.

№49 слайд
Причины генезиса тотомизма
Содержание слайда: Причины генезиса тотомизма: Причины генезиса тотомизма: 1) родовой культ (вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных) 2) партеногенезис (вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы)

№50 слайд
организатор тотемических
Содержание слайда: (организатор тотемических обрядов эму, Австралия)

№51 слайд
.Магия .Магия Магия вера в
Содержание слайда: 3.Магия 3.Магия Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.). ведовство - вредоносная магия, знахарство - лечебная магия, эротические обряды - половая магия, метеорологическая магия.

№52 слайд
Виды магии Виды магии .по
Содержание слайда: Виды магии: Виды магии: 1.по методам воздействия: 1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), 1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности); 1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы); 1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

№53 слайд
Содержание слайда:

№54 слайд
. по социальной
Содержание слайда: 2. по социальной направленности и целям воздействия: 2. по социальной направленности и целям воздействия: 2.1.вредоносная (нанесение порчи); 2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником); 2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот); 2.4.лечебная; 2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства); 2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении); Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

№55 слайд
Австралийский колдун и знахари
Содержание слайда: Австралийский колдун и знахари

№56 слайд
Содержание слайда:

№57 слайд
Содержание слайда:

№58 слайд
Содержание слайда:

№59 слайд
.Фетишизм .Фетишизм Фетишизм
Содержание слайда: 4.Фетишизм 4.Фетишизм Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой. Суть - успех в практической деятельности – помощь фетиша, и наоборот. Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Предмету приписывались неприсущие ему свойства: - способность исцелять, - предохранять от опасности, - помогать на охоте и т. п. Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.

№60 слайд
Содержание слайда:

№61 слайд
Содержание слайда:

№62 слайд
Содержание слайда:

№63 слайд
Разновидность фетишизма -
Содержание слайда: Разновидность фетишизма - идолопоклонство. Разновидность фетишизма - идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

№64 слайд
Содержание слайда:

№65 слайд
Фетиши в мужском доме,
Содержание слайда: Фетиши в мужском доме, Меланезия

№66 слайд
Содержание слайда:

№67 слайд
Каменные идолы острова Пасхи
Содержание слайда: Каменные идолы острова Пасхи

№68 слайд
.Анимизм .Анимизм Анимизм
Содержание слайда: 5.Анимизм 5.Анимизм Анимизм — вера в существование души и духов. Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.

№69 слайд
Содержание слайда:

№70 слайд
Эдуард Тайлор -
Содержание слайда: Эдуард Тайлор: - первоначальная стадия развития религии; - развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.

№71 слайд
Содержание слайда:

№72 слайд
Содержание слайда:

№73 слайд
Два направлениях в анимизме
Содержание слайда: Два направлениях в анимизме: Два направлениях в анимизме: 1) результат размышлений древнего человека над феноменами сновидений, болезни, смерти, а также рождалось из переживаний транса после приема галлюциногенов (Душа, находящейся в теле человека и покидающей его (на время или навсегда)). В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти, о переселении душ в новые тела, о загробной жизни и т.п. 2) результат стремления человека олицетворять и одухотворять явления окружающего мира.

№74 слайд
Чуринги вместилища душ,
Содержание слайда: Чуринги – вместилища душ, Австралия

№75 слайд
Для первобытного человека
Содержание слайда: Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Для первобытного человека духи не что-то сверхъестественное, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Отличительный признак духов: — способность быть неуловимыми, — принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой. Духи: - добрые, - злые.

№76 слайд
Содержание слайда:

№77 слайд
.Шаманизм Шаман тунгус. язык
Содержание слайда: 6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. 6.Шаманизм – «Шаман» (тунгус. язык) = жрец вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов. Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов. Функции шаманов: 1) определяли главного объекта религиозного поклонения, 2) осуществляли психическое воздействие на людей. 3) совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). 4) во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. 5) шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.

№78 слайд
Шаманизм практиковали народы
Содержание слайда: Шаманизм практиковали: народы: Африки, Азии, Австралии, Америки.  Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. .

№79 слайд
Особенности Особенности Шаман
Содержание слайда: Особенности: Особенности: Шаман - избранник духов: 1) шаманами становятся не по своей воле; 2) не вследствие обучения; 3) по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь. Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана. Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.

№80 слайд
Шаман может изучать мир духа
Содержание слайда: Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется  Бубен или варган, определённые танцы и заклинания. Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п. Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)

№81 слайд
Во время камлания душа шамана
Содержание слайда: Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам — поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир).

№82 слайд
Содержание слайда:

№83 слайд
Избрание сопровождается
Содержание слайда: Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью» - переход в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: 1. нисхождение в Преисподнюю, 2. вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, 3. разнообразные откровения шаманской и религиозной природы 1.Родовое шаманство. 2.Наследственное. 3.Профессиональное

№84 слайд
камлание
Содержание слайда: камлание

№85 слайд
Содержание слайда:

№86 слайд
Атрибуты шамана
Содержание слайда: Атрибуты шамана

№87 слайд
Фигура шамана
Содержание слайда: Фигура шамана

№88 слайд
Бурятский шаман Бэликто
Содержание слайда: Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности

№89 слайд
Содержание слайда:

№90 слайд
. Миф . Миф Миф -
Содержание слайда: 7. Миф 7. Миф Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного. Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание. Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности. В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими. Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение. Миф - мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

№91 слайд
Для мифов характерны
Содержание слайда: Для мифов характерны следующие черты: Для мифов характерны следующие черты: 1) Отождествление фантазии с реальностью. 2) Объяснение действительности в наглядно-образной форме. 3) Эмоциональная насыщенность. 4) Связь с магией.

№92 слайд
Все известные мифологические
Содержание слайда: Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца. Пример: Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца. Пример: классическая древнегреческая мифология. Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент. Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.

№93 слайд
Мифы Мифы обрядовый миф
Содержание слайда: Мифы: Мифы: 1) обрядовый миф – родился из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснить непосвященным основные моменты происходящего действа; 2) культовый миф - сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества; 3) этиологический миф (миф происхождения) (Например, египетский миф об Осирисе и Изиде); 4) эсхатологический миф (миф о конце света); 5) миф престижа.

№94 слайд
Мифы творения Мифы творения
Содержание слайда: Мифы творения Мифы творения – происхождение мира, упорядочение мира; – поиск первопричин; – космогенез; – превращение одних предметов в другие (Примеры: возникновение мира из грязи, из яйца, тела убитого первочеловека и т.д.) Есть димиург – творец (чаще всего предки). Место сотворения мира -центр мира – мировое дерево, столп. Мифологические пантеоны. Изменения представлений, смена хозяйственной деятельности и т.п. приводило к оттеснению старых богов новыми, которые получали негативную оценку, превращались в сказочных персонажей. Боги получали фиксированные роли, атрибуты, функции, биографию – богиня плодородия, бог – громовержец и т.п

№95 слайд
Мифы и представление о смерти
Содержание слайда: Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. Мифы и представление о смерти – важная тема в любой мифологии. Смерть, посмертная судьба, путь в иной мир отражены в любой религии (христианство). Ритуал динамическая составляющая мифа. Жизнь человека в архаическом обществе протекала в двух уровнях: 1. выполнение ритуальной программы жизни; 2. уровень повседневности.

№96 слайд
.Культы .Культы культ предков
Содержание слайда: 8.Культы: 8.Культы: культ предков (семейно-родовой), погребальный культ, материнско-родовой культ, промысловые культы, земледельческие культы, культы тайных союзов, культы племенных богов, обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации).

№97 слайд
Содержание слайда:

№98 слайд
Содержание слайда:

№99 слайд
Культ предков это отражение в
Содержание слайда: Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин. Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени. Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних. Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.

№100 слайд
Содержание слайда:

№101 слайд
Культ предков практиковали
Содержание слайда: Культ предков практиковали: славяне (чуры, щуры (пращуры) – хранили своих потомков, предостерегали их. «Чур меня» – значило «обереги меня предок»; элементы:  Троицкая суббота,  Радоница); индусы (каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов: ритуалы погребения (антьешти) и обряды поминовения умерших (шраддха), сопровождаемые возлияниями воды (тарпана)); китайцы (Шанди – «верховное божество» и первопредок правителей, первое и высшее божество, осуществляющий абсолютную власть в мире богов и духов);

№102 слайд
Содержание слайда:

№103 слайд
Содержание слайда:

№104 слайд
Алтарь предков, Китай
Содержание слайда: Алтарь предков, Китай

№105 слайд
японцы японцы - почитание
Содержание слайда: японцы японцы 1 - почитание всем народом родоначальника императорского дома, 2 - почитание святого покровителя места - родоначальника какого-либо рода его потомками, 3 - почитание предков членами их семейств); вьетнамцы 1 - душа умершего человека, находится вмести с их потомками на земле 2 - у мертвых и живущих людей все еще есть духовное общение, в повседневной жизни люди не должны забывать, чем они наслаждаются и что они чувствуют, потому что это так же чувствуют и их умершие родственники;

№106 слайд
Алтарь предков, Вьетнам
Содержание слайда: Алтарь предков, Вьетнам

№107 слайд
народы Африки - развит как у
Содержание слайда: народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен; народы Африки - развит как у земледельческих; так и у скотоводческих племен; духи предков - существа, покровительствующие семье и род у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей — “овакуру”, у джага — “вариму”: три категории: 1) недавно умершие (вариму ваишиво) — предмет наиболее усердного культа, ибо о них хорошо помнят; 2) умершие прежде (вариму вангииндука) - как бы оттеснены на второй план и не получают жертв, а потому считаются особенно злыми и мстительными; 3) давно умершие (вариму валенге -«искромсанные»)

№108 слайд
культ предков - обожествление
Содержание слайда: культ предков - обожествление предков вождей, царей.

№109 слайд
народы Центральной Америки -
Содержание слайда: народы Центральной Америки - у индейцев пуэбло (культ начинав), у мексиканцев, у перуанцев (культ уака) и др.;

№110 слайд
погребальный культ ПК -
Содержание слайда: погребальный культ ПК - совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования 1) погребальный культ (культ умерших) - совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или самими умершими, 2) погребальные обычаи - различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие, связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного. ПК – возник в неандертальскую эпоху

№111 слайд
Содержание слайда:

№112 слайд
способы обращения с умершими
Содержание слайда: способы обращения с умершими на восемь основных типов: способы обращения с умершими на восемь основных типов: 1) оставление или выбрасывание; 2) водяное погребение; 3) воздушное погребение; 4) зарывание, с двумя разновидностями - зарывание в землю и пещерное погребение; 5) кремация; 6) мумификация; 7) рассечение; 8) каннибализм.

№113 слайд
Обычаи и обряды Обычаи и
Содержание слайда: Обычаи и обряды : Обычаи и обряды : а) погребальные дары и жертвы; б) надмогильные огни; в) погребальная тризна, пиршество и игры; г) посмертный траур и запреты.

№114 слайд
Содержание слайда:

№115 слайд
Содержание слайда:

№116 слайд
Содержание слайда:

№117 слайд
Содержание слайда:

№118 слайд
ПО обряд перехода, идет
Содержание слайда: ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. ПО – обряд перехода, идет перемена статуса человека, его переход из одного локуса в вход другой. ОП – комплекс с определенными положениями: - раздел души и тела умершего, через определенные ритуальные действия; - продолжительность и особая структура и функции погребального обряда, что поможет умершему пересечь границу двух миров; - погребальный культ традиционного общества ведет к формированию религиозно-магических представлений, чему свидетельствуют древние захоронения.

№119 слайд
Содержание слайда:

№120 слайд
Посмертные маски
Содержание слайда: Посмертные маски

№121 слайд
Материнско-родовой культ МРК
Содержание слайда: Материнско-родовой культ МРК - олицетворяет саму природу и управляет всеми её процессами. оживляет семена, посаженные в землю, дарит любовь людям, птицы начинают петь песни, распускаются цветы и созревают плоды, её глаза смотрят на людей с лазурных небес, проливая живительную божественную влагу на всё сущее.

№122 слайд
Культ Великой Матери-Богини у
Содержание слайда: Культ Великой Матери-Богини у разных народов мира В Индии - Пракрити или Шакти, у маори – Папа или Мать-Земля, у эвенков Подкаменной Тунгуски – Бугады Энинитын, Деметра в Элладе, древнеегипетская Исида, малоазиатская Кибела, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, карфагенская Танит и др.

№123 слайд
Содержание слайда:

№124 слайд
Содержание слайда:

№125 слайд
Промысловые культы, Обряды
Содержание слайда: Промысловые культы, Обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. Практиковались у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран. Приемы охотничьей (или рыболовческой) магии - разнообразные: 1. колдование над промысловым инвентарем; 2. охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.

№126 слайд
Содержание слайда:

№127 слайд
Содержание слайда:

№128 слайд
Содержание слайда:

№129 слайд
Содержание слайда:

№130 слайд
Содержание слайда:

№131 слайд
Культы тайных союзов-
Содержание слайда: Культы тайных союзов- зародышевая форма примитивной государственной власти. Цель тайных союзов - укрепление власти той или иной группы. Средство достижения этой цели - тактика религиозного запугивания, т. е. поддержания в окружающих веры в жутких богов или злых духов, в которых сами члены союза не верили. Специфика: 1) важные обряды союза совершаются в строгой тайне, 2) доступ чужакам туда запрещён под страхом смерти 3) принятие нового члена в союз, его старые религиозные представления разоблачаются, а взамен внушаются новые, но его обязывают поддерживать обман среди непосвящённых.

№132 слайд
Союз Дук-Дук
Содержание слайда: Союз Дук-Дук

№133 слайд
Распространены ТС Меланезия,
Содержание слайда: Распространены ТС – Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др. Обряд принятия в союз тесно связан с идеей смерти и воскресения. Церемония принятия в союз – представляет собой символическое убиение посвящаемого или инсценировку его смерти. Затем, через определённое время, кандидат «чудесным образом» воскресает.

№134 слайд
Обряды-испытания перед
Содержание слайда: Обряды-испытания перед вступлением во взрослую жизнь (инициации). Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества Распространение: Страны Старого и Нового света Обряды инициации — перехода в то или иное мужское сообщество — бывали и кровавыми.

№135 слайд
Церемония инициации, деревня
Содержание слайда: Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975.

№136 слайд
Сам ритуал перехода
Содержание слайда: Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов: 1) отделения (separation), 2) промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») 3) включения или восстановления (reagregation).

№137 слайд
Содержание слайда:

№138 слайд
Кения и Северная Танзания
Содержание слайда: Кения и Северная Танзания — групповая охота на льва

№139 слайд
Кенийский боевой ритуал
Содержание слайда: Кенийский боевой ритуал посвящения

№140 слайд
Племя каро из Эфиопии. Прыжки
Содержание слайда: Племя каро из Эфиопии. Прыжки через быков и коров

№141 слайд
Племя канингара. Шрамирование
Содержание слайда: Племя канингара. Шрамирование (рубцевание или скарификация)

№142 слайд
Австралийские аборигены
Содержание слайда: Австралийские аборигены раскрашены к обряду обрезания

№143 слайд
На Суматре юношам прокалывают
Содержание слайда: На Суматре юношам прокалывают руку

№144 слайд
Современные цивилизованные
Содержание слайда: Современные цивилизованные инициации Бар-мицва Конфирмация Гэмпуку и Моги Калита Балы и кольца девственности в США Армейские традиции

Скачать все slide презентации Происхождение и ранние формы религии одним архивом: