Презентация Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 64 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    64 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    6.76 MB
  • Просмотров:
    100
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Возникновение религии Первые
Содержание слайда: Возникновение религии Первые захоронения, свидетельствующие о существовании религии, появились уже у неандертальцев (60 тысяч лет назад). Появление наскальной живописи – 40 - 35 тыс. л. до н.э. также свидетельствует о развитии религиозных верований. Появление культа женского начала – 35 тыс. лет назад (скульптурные женские изображения – «палеолитические Венеры»). Распространение солярных культов (неолит, энеолит, бронзовый век)

№3 слайд
Захоронения неандертальцев
Содержание слайда: Захоронения неандертальцев Самое ранее захоронение Нomo sapiens, сделанное 122 тысячи лет назад, находится в пещере Схул на горе Кармель (Израиль). Захоронение старика – неандертальца, сделанное 60 тысяч лет назад, было обнаружено в Ла-Шапель-о-Сен, а в пещере Тешик-Таг было обнаружено сделанное 70 тысяч лет назад захоронение девятилетнего ребенка, которое было окружено рогами горных козлов.

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Палеолитические Венеры
Содержание слайда: Палеолитические Венеры

№6 слайд
Содержание слайда:

№7 слайд
Богиня-мать, главное женское
Содержание слайда: Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и — более широко — с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Богиня-мать — верхнепалеолитические «Венеры» — статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками«явно культового назначения; женские изображения этого типа найдены и в неолитических и энеолитических стоянках. Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и — более широко — с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Богиня-мать — верхнепалеолитические «Венеры» — статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками«явно культового назначения; женские изображения этого типа найдены и в неолитических и энеолитических стоянках.

№8 слайд
Содержание слайда:

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Мегалиты - древнейшие
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения Мегалиты (от греч. mégas – большой и греч. líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. Ранние мегалиты датируются неолитом и энеолитом. Виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи.

№11 слайд
Содержание слайда:

№12 слайд
Виды мегалитов Менгир
Содержание слайда: Виды мегалитов Менгир — одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой или цепь одиночных камней Таула — каменное сооружение в форме буквы «Т». Трилит — сооружение в форме ворот из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня. Кромлех — группа менгиров (или трилитов, таул), образующая круг или полукруг. Дольмен — погребальная камера, сооруженная из огромных плоских камней, образующих 4 стенки и крышу (в передней стенке небольшое отверстие. Каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями. Крытая галерея Сейд — священный объект у саамов (лопарей) в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии, в том числе сооружение из камня.

№13 слайд
Мегалиты - древнейшие
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения Кромлехи (от бретонских слов crom круг и lech - камень) представляют собой сооружения эпохи неолита и главным образом бронзового века в виде круглых оград из громадных каменных глыб и столбов (до 6-7 метров высоты); встречаются в Европе, Азии и Америке; больше всего их в Западной Франции (Бретань) и Англии

№14 слайд
Содержание слайда:

№15 слайд
Мегалиты - древнейшие
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения Менгиры (от кельтского слова menhir) - один из видов мегалитических памятников в виде отдельных вертикально поставленных камней, образующих иногда параллельные ряды длиною в несколько километров; встречаются в Бретани (Франция), Англии и Скандинавии; на территории на Кавказе и в России – в Сибири.

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Мегалиты - древнейшие
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения Дольмены (от бретонских слов tol - стол, и men - камень) - сооружения эпохи неолита, бронзы и раннего железного века в виде огромного размера камней, поставленных на ребро и перекрытых сверху массивной плитой; встречаются в Европе, в Индии и других странах; на Кавказе и в Крыму; они имели не только погребальное, но и религиозно-магическое значение.

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
Содержание слайда:

№22 слайд
Первобытные формы религии
Содержание слайда: Первобытные формы религии Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) – вера в сверхъестественные силы, так и стремление любыми способами воздействовать на эти силы, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

№23 слайд
Содержание слайда:

№24 слайд
Типология видов магии Дж.
Содержание слайда: Типология видов магии Дж. Фрезер в своём труде «Золотая ветвь» подразделил магию на симпатическую и контагиозную Симпатическая магия (иначе имитативная) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого.

№25 слайд
Содержание слайда:

№26 слайд
Первобытные формы религии
Содержание слайда: Первобытные формы религии Тотемизм – представление о родстве человека (группы людей – рода или племени) с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением (солнцем, дождем, ветером, громом, водой).

№27 слайд
Термин тотемизм , впервые
Содержание слайда: Термин тотемизм , впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. Термин тотемизм , впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

№28 слайд
Примеры тотемов
Содержание слайда: Примеры тотемов Североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.). Аборигены Австралии из Маунт-Гамбир имеющих тотемом ворону (своими символами считают: дождь, гром, молния, тучи, град), тотем змеи (рыб, тюленей, некоторые породы деревьев); у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора. В Африке в Гане тотемами служат смоковница и стебель маиса.

№29 слайд
Содержание слайда:

№30 слайд
Содержание слайда:

№31 слайд
Содержание слайда:

№32 слайд
В Африке у родов тотема змея
Содержание слайда: В Африке у родов тотема змея новорождённых подвергают особому испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законным, в противном случае его убивают как чужеродного. Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат?»и т.д. В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины — братьями, а тех и других — своими общими родоначальниками.

№33 слайд
Поклонение тотему прежде
Содержание слайда: Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него. Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. Тотемы, как верные сородичи, обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, защищая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д.

№34 слайд
У рода бизонов племени омаха
Содержание слайда: У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!». Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Маунт-Гамбир убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть».

№35 слайд
Тотемизм волка у тюркских
Содержание слайда: Тотемизм волка у тюркских народов Родство с волком у тюрских народов прослеживается со времен хуннской эпохи. Так, телесцы считали своими предками волка и дочь хуннского шаньюя, а тюрки - хуннского царевича и волчицу.

№36 слайд
Согласно мифу, когда тюркский
Содержание слайда: Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика (ему отрубили ногу и руку, в другом варианте обе ноги), которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой. Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей - Ашины - стало названием его рода. Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика (ему отрубили ногу и руку, в другом варианте обе ноги), которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой. Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей - Ашины - стало названием его рода.

№37 слайд
Слова тюркский хан и волк
Содержание слайда: Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.

№38 слайд
У башкир сохранилась легенда
Содержание слайда: У башкир сохранилась легенда о том, что часть племени усергенов ведет род от охотника Башбєре - Главного волка, женившегося на волчице, которая превратилась в девушку-красавицу. У башкир сохранилась легенда о том, что часть племени усергенов ведет род от охотника Башбєре - Главного волка, женившегося на волчице, которая превратилась в девушку-красавицу. Существуют еще несколько легенд, согласно которым башкирское племя было приведено с юга волком. Голубой (небесного цвета) волк священное животное, которое, согласно одной из легенд, положило начало роду Огуза - праотца тюрков.

№39 слайд
Первобытные формы религии
Содержание слайда: Первобытные формы религии Аними́зм (от лат. anima, animus – «душа» и «дух» соответственно) – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

№40 слайд
Анимизм лат. anima, animus
Содержание слайда: Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы.

№41 слайд
Содержание слайда:

№42 слайд
Слова дух или душа в
Содержание слайда: Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы.

№43 слайд
Учения о душе в древнем
Содержание слайда: Учения о душе в древнем Египте Считалось, что у простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба (у женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах, Шуит и Рен. У богов и владык этих видов душ было по нескольку, например, у бога Ра – семь душ Ба и 14 Ка. Одной из душ был “двойник” - Ка. “Двойник” считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, она была как бы духовным двойником телесного сердца Ах - это "Сияние"

№44 слайд
Шуит означает тень .
Содержание слайда: Шуит означает “тень”. Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью. Шуит означает “тень”. Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью. Рен - “имя”. Имя, Рен, стало духовной сущностью лишь с появлением письменности. Египтяне широко пользовались псевдонимами, чтобы нельзя было нанести вред человеку через его подлинное имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Имя важнее тела. Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире.

№45 слайд
Идея вечного круговорота
Содержание слайда: Идея вечного круговорота жизни приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ. Идея вечного круговорота жизни приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ.

№46 слайд
Первобытные формы религии
Содержание слайда: Первобытные формы религии Фетишизм – вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами. Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.).

№47 слайд
Содержание слайда:

№48 слайд
Содержание слайда:

№49 слайд
Содержание слайда:

№50 слайд
Первобытные формы религии
Содержание слайда: Первобытные формы религии Шамани́зм –комплекс представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, посредством общения с духами, которое осуществляет шаман. Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует уже от 20 до 30 тысяч лет

№51 слайд
Шаманизм Источником силы
Содержание слайда: Шаманизм Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Проникновение сознания шамана в «мир духов» (введение в транс) происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, или с помощью галлюциногенов. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле. Процесс погружения шамана в транс называется Камлание

№52 слайд
Содержание слайда:

№53 слайд
Содержание слайда:

№54 слайд
Содержание слайда:

№55 слайд
Самым эффективным способом
Содержание слайда: Самым эффективным способом входа в состояние транса являются ритмичные удары в шаманский бубен. Научными исследованиями было установлено, что повторяющиеся ритмы с определенной частотой ударов могут вызвать гипнотическое состояние, аналогичное шаманскому трансу.

№56 слайд
Ритм ударов в бубен должен
Содержание слайда: Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в данный момент. Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком, вибрации которого проходят сквозь тело. Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в данный момент. Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком, вибрации которого проходят сквозь тело.

№57 слайд
Конструкцию и украшение бубна
Содержание слайда: Конструкцию и украшение бубна шаман должен увидеть в особом сновидении. Перед тем как приступить к его изготовлению, необходимо в течение нескольких дней воздерживаться от сексуальных контактов, а перед началом работы шаман должен хорошо вымыться. Конструкцию и украшение бубна шаман должен увидеть в особом сновидении. Перед тем как приступить к его изготовлению, необходимо в течение нескольких дней воздерживаться от сексуальных контактов, а перед началом работы шаман должен хорошо вымыться. У опытного шамана обычно есть несколько бубнов. Когда он умирает, один из них сжигают вместе с ним, чтобы душа шамана смогла совершить на бубне путешествие на небеса.

№58 слайд
В ритуальных обрядах шаманов
Содержание слайда: В ритуальных обрядах шаманов северных народов России маски и деревянная скульптура не имели первостепенного значения, например, как это было у африканских колдунов и североамериканских шаманов. Маски и деревянные идолы скорее дополняли магический багаж, главными в котором были шаманский костюм и бубен со всевозможными магическими амулетами. Деревянные скульптуры несли охранительную функцию, а немногочисленные маски создавались из останков умерших предков и тотемных животных. Однако, их магическая функция для шаманов не вызывала сомнения. К маскам обращались за советом, использовали при камлании и врачевании. В ритуальных обрядах шаманов северных народов России маски и деревянная скульптура не имели первостепенного значения, например, как это было у африканских колдунов и североамериканских шаманов. Маски и деревянные идолы скорее дополняли магический багаж, главными в котором были шаманский костюм и бубен со всевозможными магическими амулетами. Деревянные скульптуры несли охранительную функцию, а немногочисленные маски создавались из останков умерших предков и тотемных животных. Однако, их магическая функция для шаманов не вызывала сомнения. К маскам обращались за советом, использовали при камлании и врачевании.

№59 слайд
Содержание слайда:

№60 слайд
Содержание слайда:

№61 слайд
Содержание слайда:

№62 слайд
Религиозные экстатические
Содержание слайда: Религиозные экстатические практики РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТАЗ (греч. – перемещение, восторг, исступление) – состояние аффекта, выражающееся в сильном эмоциональном возбуждении, религиозно мотивированное и приобретающее смысл только в контексте религиозной установки, особенно когда речь идет о мистическом экстазе. Характерным признаком экстатических состояний является резкое сокращение восприятий, ориентированных на привычный окружающий мир, и редукция обычных ощущений, напр., границ пространства, в к-ром находится собственное тело. На их месте появляются др. ощущения: чувство удаления от земли или ощущение пребывания в др. месте. Христианская мистика определяет данное состояние как переживании наполненности высшей реальностью, превращения в орудие в руках божества, сопряженное с освобождением от собственной воли.

№63 слайд
Содержание слайда:

№64 слайд
Самобичевание во время Ашуры
Содержание слайда: Самобичевание во время Ашуры (шиитский ислам) Самобичевание во время Ашуры (шиитский ислам)

Скачать все slide презентации Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм одним архивом: