Презентация Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 64 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:64 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:6.76 MB
- Просмотров:100
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Возникновение религии Первые](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img1.jpg)
Содержание слайда: Возникновение религии
Первые захоронения, свидетельствующие о существовании религии, появились уже у неандертальцев (60 тысяч лет назад).
Появление наскальной живописи – 40 - 35 тыс. л. до н.э. также свидетельствует о развитии религиозных верований.
Появление культа женского начала – 35 тыс. лет назад (скульптурные женские изображения – «палеолитические Венеры»).
Распространение солярных культов (неолит, энеолит, бронзовый век)
№3 слайд
![Захоронения неандертальцев](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img2.jpg)
Содержание слайда: Захоронения неандертальцев
Самое ранее захоронение Нomo sapiens, сделанное 122 тысячи лет назад, находится в пещере Схул на горе Кармель (Израиль). Захоронение старика – неандертальца, сделанное 60 тысяч лет назад, было обнаружено в Ла-Шапель-о-Сен, а в пещере Тешик-Таг было обнаружено сделанное 70 тысяч лет назад захоронение девятилетнего ребенка, которое было окружено рогами горных козлов.
№7 слайд
![Богиня-мать, главное женское](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img6.jpg)
Содержание слайда: Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и — более широко — с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Богиня-мать — верхнепалеолитические «Венеры» — статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками«явно культового назначения; женские изображения этого типа найдены и в неолитических и энеолитических стоянках.
Богиня-мать, главное женское божество в большинстве мифологий мира. Как правило, соотносится с землёй и — более широко — с женским творческим началом в природе. Самые ранние свидетельства о почитании Богиня-мать — верхнепалеолитические «Венеры» — статуэтки женщин с подчёркнутыми половыми признаками«явно культового назначения; женские изображения этого типа найдены и в неолитических и энеолитических стоянках.
№10 слайд
![Мегалиты - древнейшие](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img9.jpg)
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Мегалиты (от греч. mégas – большой и греч. líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. Ранние мегалиты датируются неолитом и энеолитом.
Виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи.
№12 слайд
![Виды мегалитов Менгир](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img11.jpg)
Содержание слайда: Виды мегалитов
Менгир — одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой или цепь одиночных камней
Таула — каменное сооружение в форме буквы «Т».
Трилит — сооружение в форме ворот из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня.
Кромлех — группа менгиров (или трилитов, таул), образующая круг или полукруг.
Дольмен — погребальная камера, сооруженная из огромных плоских камней, образующих 4 стенки и крышу (в передней стенке небольшое отверстие.
Каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями.
Крытая галерея
Сейд — священный объект у саамов (лопарей) в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии, в том числе сооружение из камня.
№13 слайд
![Мегалиты - древнейшие](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img12.jpg)
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Кромлехи (от бретонских слов crom круг и lech - камень) представляют собой сооружения эпохи неолита и главным образом бронзового века в виде круглых оград из громадных каменных глыб и столбов (до 6-7 метров высоты); встречаются в Европе, Азии и Америке; больше всего их в Западной Франции (Бретань) и Англии
№15 слайд
![Мегалиты - древнейшие](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img14.jpg)
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Менгиры (от кельтского слова menhir) - один из видов мегалитических памятников в виде отдельных вертикально поставленных камней, образующих иногда параллельные ряды длиною в несколько километров; встречаются в Бретани (Франция), Англии и Скандинавии; на территории на Кавказе и в России – в Сибири.
№17 слайд
![Мегалиты - древнейшие](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img16.jpg)
Содержание слайда: Мегалиты - древнейшие культовые сооружения
Дольмены (от бретонских слов tol - стол, и men - камень) - сооружения эпохи неолита, бронзы и раннего железного века в виде огромного размера камней, поставленных на ребро и перекрытых сверху массивной плитой; встречаются в Европе, в Индии и других странах; на Кавказе и в Крыму; они имели не только погребальное, но и религиозно-магическое значение.
№22 слайд
![Первобытные формы религии](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img21.jpg)
Содержание слайда: Первобытные формы религии
Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία; также волшебство) – вера в сверхъестественные силы, так и стремление любыми способами воздействовать на эти силы, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
№24 слайд
![Типология видов магии Дж.](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img23.jpg)
Содержание слайда: Типология видов магии
Дж. Фрезер в своём труде «Золотая ветвь» подразделил магию на симпатическую и контагиозную
Симпатическая магия (иначе имитативная) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное».
Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого.
№27 слайд
![Термин тотемизм , впервые](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img26.jpg)
Содержание слайда: Термин тотемизм , впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.
Термин тотемизм , впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.
№28 слайд
![Примеры тотемов](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img27.jpg)
Содержание слайда: Примеры тотемов
Североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.).
Аборигены Австралии из Маунт-Гамбир имеющих тотемом ворону (своими символами считают: дождь, гром, молния, тучи, град), тотем змеи (рыб, тюленей, некоторые породы деревьев); у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
В Африке в Гане тотемами служат смоковница и стебель маиса.
№32 слайд
![В Африке у родов тотема змея](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img31.jpg)
Содержание слайда: В Африке у родов тотема змея новорождённых подвергают особому испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законным, в противном случае его убивают как чужеродного.
Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат?»и т.д.
В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины — братьями, а тех и других — своими общими родоначальниками.
№33 слайд
![Поклонение тотему прежде](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img32.jpg)
Содержание слайда: Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него. Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.
Тотемы, как верные сородичи, обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, защищая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д.
№34 слайд
![У рода бизонов племени омаха](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img33.jpg)
Содержание слайда: У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!».
Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Маунт-Гамбир убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть».
№36 слайд
![Согласно мифу, когда тюркский](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img35.jpg)
Содержание слайда: Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика (ему отрубили ногу и руку, в другом варианте обе ноги), которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой. Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей - Ашины - стало названием его рода.
Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика (ему отрубили ногу и руку, в другом варианте обе ноги), которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой. Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей - Ашины - стало названием его рода.
№37 слайд
![Слова тюркский хан и волк](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img36.jpg)
Содержание слайда: Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.
Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.
№38 слайд
![У башкир сохранилась легенда](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img37.jpg)
Содержание слайда: У башкир сохранилась легенда о том, что часть племени усергенов ведет род от охотника Башбєре - Главного волка, женившегося на волчице, которая превратилась в девушку-красавицу.
У башкир сохранилась легенда о том, что часть племени усергенов ведет род от охотника Башбєре - Главного волка, женившегося на волчице, которая превратилась в девушку-красавицу.
Существуют еще несколько легенд, согласно которым башкирское племя было приведено с юга волком.
Голубой (небесного цвета) волк священное животное, которое, согласно одной из легенд, положило начало роду Огуза - праотца тюрков.
№40 слайд
![Анимизм лат. anima, animus](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img39.jpg)
Содержание слайда: Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы.
Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы.
№43 слайд
![Учения о душе в древнем](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img42.jpg)
Содержание слайда: Учения о душе в древнем Египте
Считалось, что у простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба (у женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах, Шуит и Рен.
У богов и владык этих видов душ было по нескольку, например, у бога Ра – семь душ Ба и 14 Ка.
Одной из душ был “двойник” - Ка. “Двойник” считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь.
Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, она была как бы духовным двойником телесного сердца
Ах - это "Сияние"
№44 слайд
![Шуит означает тень .](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img43.jpg)
Содержание слайда: Шуит означает “тень”. Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью.
Шуит означает “тень”. Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью.
Рен - “имя”. Имя, Рен, стало духовной сущностью лишь с появлением письменности. Египтяне широко пользовались псевдонимами, чтобы нельзя было нанести вред человеку через его подлинное имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности.
Имя важнее тела. Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире.
№45 слайд
![Идея вечного круговорота](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img44.jpg)
Содержание слайда: Идея вечного круговорота жизни приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ.
Идея вечного круговорота жизни приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ.
№46 слайд
![Первобытные формы религии](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img45.jpg)
Содержание слайда: Первобытные формы религии
Фетишизм – вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.
Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.).
№50 слайд
![Первобытные формы религии](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img49.jpg)
Содержание слайда: Первобытные формы религии
Шамани́зм –комплекс представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, посредством общения с духами, которое осуществляет шаман.
Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует уже от 20 до 30 тысяч лет
№51 слайд
![Шаманизм Источником силы](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img50.jpg)
Содержание слайда: Шаманизм
Источником силы шамана становится его дух-хранитель.
Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира.
Проникновение сознания шамана в «мир духов» (введение в транс) происходит при помощи барабанного боя, трещеток и танцев, или с помощью галлюциногенов. Погрузившись в транс, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле.
Процесс погружения шамана в транс называется Камлание
№56 слайд
![Ритм ударов в бубен должен](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img55.jpg)
Содержание слайда: Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в данный момент. Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком, вибрации которого проходят сквозь тело.
Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от состояния сознания шамана в данный момент. Бубны у монгольских и сибирских племен обычно имеют довольно большой диаметр и обладают глубоким резонирующим звуком, вибрации которого проходят сквозь тело.
№57 слайд
![Конструкцию и украшение бубна](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img56.jpg)
Содержание слайда: Конструкцию и украшение бубна шаман должен увидеть в особом сновидении. Перед тем как приступить к его изготовлению, необходимо в течение нескольких дней воздерживаться от сексуальных контактов, а перед началом работы шаман должен хорошо вымыться.
Конструкцию и украшение бубна шаман должен увидеть в особом сновидении. Перед тем как приступить к его изготовлению, необходимо в течение нескольких дней воздерживаться от сексуальных контактов, а перед началом работы шаман должен хорошо вымыться.
У опытного шамана обычно есть несколько бубнов. Когда он умирает, один из них сжигают вместе с ним, чтобы душа шамана смогла совершить на бубне путешествие на небеса.
№58 слайд
![В ритуальных обрядах шаманов](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img57.jpg)
Содержание слайда: В ритуальных обрядах шаманов северных народов России маски и деревянная скульптура не имели первостепенного значения, например, как это было у африканских колдунов и североамериканских шаманов. Маски и деревянные идолы скорее дополняли магический багаж, главными в котором были шаманский костюм и бубен со всевозможными магическими амулетами. Деревянные скульптуры несли охранительную функцию, а немногочисленные маски создавались из останков умерших предков и тотемных животных. Однако, их магическая функция для шаманов не вызывала сомнения. К маскам обращались за советом, использовали при камлании и врачевании.
В ритуальных обрядах шаманов северных народов России маски и деревянная скульптура не имели первостепенного значения, например, как это было у африканских колдунов и североамериканских шаманов. Маски и деревянные идолы скорее дополняли магический багаж, главными в котором были шаманский костюм и бубен со всевозможными магическими амулетами. Деревянные скульптуры несли охранительную функцию, а немногочисленные маски создавались из останков умерших предков и тотемных животных. Однако, их магическая функция для шаманов не вызывала сомнения. К маскам обращались за советом, использовали при камлании и врачевании.
№62 слайд
![Религиозные экстатические](/documents_6/6b64537792feb65f673c7101ea9ddeb0/img61.jpg)
Содержание слайда: Религиозные экстатические практики
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТАЗ (греч. – перемещение, восторг, исступление) – состояние аффекта, выражающееся в сильном эмоциональном возбуждении, религиозно мотивированное и приобретающее смысл только в контексте религиозной установки, особенно когда речь идет о мистическом экстазе.
Характерным признаком экстатических состояний является резкое сокращение восприятий, ориентированных на привычный окружающий мир, и редукция обычных ощущений, напр., границ пространства, в к-ром находится собственное тело.
На их месте появляются др. ощущения: чувство удаления от земли или ощущение пребывания в др. месте.
Христианская мистика определяет данное состояние как переживании наполненности высшей реальностью, превращения в орудие в руках божества, сопряженное с освобождением от собственной воли.
Скачать все slide презентации Тема 2. Архаические представления и верования. Ранние формы религии. Магия, тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм одним архивом:
Похожие презентации
-
Вопросы для повторения Религия; Ранние формы религии; Национальные религии; Мировые религии.
-
Ранние формы религии «Не то, что мните вы ,природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть люб
-
Ранние формы религии
-
Происхождение и ранние формы религии
-
Ранние формы религии. Часть I
-
Ранние формы религии. Часть II
-
Ранние формы религии. Часть III
-
Тема урока: Понятие об идеале. Идеал человека в религиозном мире. д/з п. 7. 1-7. 2, прочитать.
-
Тема: Культура и религия Урок 2
-
Тема: «Формы работы социального педагога в школе»