Презентация Символика православной иконы онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Символика православной иконы абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 37 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Символика православной иконы
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:37 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:5.95 MB
- Просмотров:65
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Икона от ср.-греч. рисунок ,](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img1.jpg)
Содержание слайда: Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
№4 слайд
![В профильном изображении](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img3.jpg)
Содержание слайда: В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
№5 слайд
![Перспектива Перспектива фр.](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img4.jpg)
Содержание слайда: Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) —
Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
№6 слайд
![Исследователи иконы много](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img5.jpg)
Содержание слайда: Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
№8 слайд
![Изображение времени Еще один](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img7.jpg)
Содержание слайда: «Изображение» времени
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.
До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
№9 слайд
![В иконе совмещаются события,](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img8.jpg)
Содержание слайда: В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
№11 слайд
![Одной из особенностей](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img10.jpg)
Содержание слайда: Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
№12 слайд
![Двери и окна часто пробиты не](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img11.jpg)
Содержание слайда: Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.
Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
№14 слайд
![Внешний источник света](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img13.jpg)
Содержание слайда: Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
№16 слайд
![Лик это самое главное в иконе](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img15.jpg)
Содержание слайда: Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
№17 слайд
![К личному относится не только](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img16.jpg)
Содержание слайда: К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
№19 слайд
![Красный это цвет земной, цвет](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img18.jpg)
Содержание слайда: Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
№20 слайд
![Красный - один из самых](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img19.jpg)
Содержание слайда: Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
№21 слайд
![Белый цвет - символ](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img20.jpg)
Содержание слайда: Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
№22 слайд
![. . Черный цвет - цвет зла и](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img21.jpg)
Содержание слайда: .
.
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
№23 слайд
![Цвет, который никогда не](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img22.jpg)
Содержание слайда: Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
№25 слайд
![Византийские иконописцы с](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img24.jpg)
Содержание слайда: Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
№26 слайд
![Символика геометрических](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img25.jpg)
Содержание слайда: Символика геометрических фигур
По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.
Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.
На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.
№27 слайд
![Символика предметов и](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img26.jpg)
Содержание слайда: Символика предметов и животных
Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы;
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
№28 слайд
![Виноградная лоза Виноградная](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img27.jpg)
Содержание слайда: Виноградная лоза
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.
Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
№29 слайд
![Символика агнца С образом](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img28.jpg)
Содержание слайда: Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
№31 слайд
![Ангел символ евангелиста](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img30.jpg)
Содержание слайда: Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
№32 слайд
![Лев символ евангелиста Марка](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img31.jpg)
Содержание слайда: Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
№33 слайд
![Телец символ евангелиста Луки](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img32.jpg)
Содержание слайда: Телец – символ евангелиста Луки
Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
№34 слайд
![Орёл символ евангелиста](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img33.jpg)
Содержание слайда: Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
№35 слайд
![Православный символ образ,](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img34.jpg)
Содержание слайда: Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
№36 слайд
![Источники http](/documents/83dfa4606a27572e43895bb38d79cee4/img35.jpg)
Содержание слайда: Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
Скачать все slide презентации Символика православной иконы одним архивом:
Похожие презентации
-
Православные иконы
-
Тема урока «Перспектива и символика иконы»
-
Канон православной иконы Группа 1
-
«ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» Храм- это дом, посвященный Богу. Храм- это общей молитвы зов. Храм – это свечи, кресты и иконы. Храм-
-
Символика архитектуры православного храма
-
"Православные иконы" - скачать презентации по МХК
-
Символика православного храма
-
САВИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ Специально
-
САВИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
-
Русская икона IX-XVII веков Виды икон Иконописные сюжеты и образы Символика цвета в иконе.