Презентация Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 85 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    85 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.12 MB
  • Просмотров:
    125
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Лекция . Возникновение науки
Содержание слайда: Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции План 1. Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Становление науки в античности. 3. Развитие науки в Средневековье. 4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 5. Типы научной рациональности.

№3 слайд
Литература Степин В.С.
Содержание слайда: Литература Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 2. - С. 119-155. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до XVII в. – М.: Наука, 1976. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980.

№4 слайд
Литература Койре А. Очерки
Содержание слайда: Литература Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М.: Прогресс, 1985. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». – М.: Наука, 1979.

№5 слайд
. Возникновение науки.
Содержание слайда: 1. Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова Когда возникла наука? Ответ зависит от того, как мы понимаем науку.

№6 слайд
Наука - знание вообще Наука -
Содержание слайда: Наука - знание вообще Наука - знание вообще земледелие, скотоводство, изобретение колеса, металлоплавки и др. в первобытном обществе – часть истории науки.

№7 слайд
Зарождение науки связано с
Содержание слайда: Зарождение науки связано с изобретением письменности: Зарождение науки связано с изобретением письменности: первые примеры правильно подмеченных на базе стихийно-эмпирического опыта объективных закономерностей природы.

№8 слайд
Наука Наука
Содержание слайда: Наука – Наука – специализированная познавательная деятельность. возникает в эпоху античности: умственный труд превращается в род занятий особой группы людей, познавательная деятельность отделяется от мифологии, искусства, религии.

№9 слайд
Наука Наука система
Содержание слайда: Наука – Наука – система объективных эмпирических знаний. Возникает в XVI – XVII в.в.

№10 слайд
Генезис науки Генезис науки
Содержание слайда: Генезис науки – Генезис науки – это процесс, растянутый во времени на тысячелетия.

№11 слайд
Преднаука и наука Преднаука и
Содержание слайда: Преднаука и наука Преднаука и наука Преднаука – знания, содержащие ответы на вопросы, возникающие в повседневной практической деятельности людей.

№12 слайд
Преднаука основывается на
Содержание слайда: Преднаука основывается на: Преднаука основывается на: повседневных эмпирических наблюдениях, простейших измерениях, использовании элементарных абстракций и идеализаций.

№13 слайд
Примеры преднауки Примеры
Содержание слайда: Примеры преднауки: Примеры преднауки: древнеегипетская геометрия, процедуры счета: натуральное число, вавилонская арифметика и алгебраические методы решения уравнений, философская космология.

№14 слайд
. Становление науки в
Содержание слайда: 2. Становление науки в античности Цель познания – космос: космос – живой организм, космос – подлинный творец. космосе гармоничен, человек пытается рационально (логически и этически) постичь принцип устройства космоса, теоретическое знание имеет целью постижение космоса, а не пользу.

№15 слайд
Проверяемость Проверяемость
Содержание слайда: Проверяемость Проверяемость рождается из критической традиции

№16 слайд
Критическая традиция состоит
Содержание слайда: Критическая традиция состоит из четырех этапов: Критическая традиция состоит из четырех этапов: Усвоение взглядов предшественников. Проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающихся установленными.

№17 слайд
Критическая традиция состоит
Содержание слайда: Критическая традиция состоит из четырех этапов: Критическая традиция состоит из четырех этапов: Явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям. Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий.

№18 слайд
Пример. Пример. Фалес
Содержание слайда: Пример. Пример. Фалес объясняет землетрясения: «Земля поддерживается водой, плавает наподобие судна».

№19 слайд
Пример Пример Анаксимандр
Содержание слайда: Пример: Пример: Анаксимандр: «Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживаемая, остается же на месте вследствие равного расстояния отовсюду. Форма же ее кривая, закругленная, подобная отрезку каменной колонны. По одной ее плоскости мы ходим, другая же находится на противоположной стороне».

№20 слайд
Анализ Анализ Логическая
Содержание слайда: Анализ: Анализ: Логическая критика мифа Фалеса: Как объяснить положение и неподвижность океана? – Бесконечный регресс.

№21 слайд
Анализ Анализ Гесиод Если бы
Содержание слайда: Анализ: Анализ: Гесиод: «Если бы медную взяв наковальню, метнуть ее с неба, в девять дней и ночей до Земли бы она долетела. Если бы медную взяв наковальню, с Земли ее сбросить, в девять дней же и ночей долетела б до Тартара тяжесть».

№22 слайд
Анализ Анализ Анаксимандр
Содержание слайда: Анализ: Анализ: Анаксимандр: можно нарисовать диаграмму мира с Землей посередине и небесным сводом, накрывающем ее как бы полусферой. Тогда соображения симметрии требуют интерпретировать Тартар как нижнюю половину свода.

№23 слайд
Научные программы античности
Содержание слайда: Научные программы античности Научные программы античности (П. П. Гайденко): 1. демокритовская, 2. платоновская, 3. аристотелевская.

№24 слайд
Физическая научная программа
Содержание слайда: Физическая научная программа (Демокрит): Физическая научная программа (Демокрит): цель – объяснение физического мира, поиск механических причин изменчивости (все изменения объясняются движением атомов), наглядность объясняющей модели, атомы хотя и невидимы, но представляются вполне наглядно, разделение бытия: мир, объективно существующий, и мир субъективный.

№25 слайд
. Метафизическая научная
Содержание слайда: 2. Метафизическая научная программа (Платон): 2. Метафизическая научная программа (Платон): цель – познание истинного бытия: "нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность к познанию сможет выдержать созерцание бытия...": отойти от природы, чтобы выработать новые принципы познания, которые позволят узнать сущность природы.

№26 слайд
наука умозрительна quot
Содержание слайда: наука – умозрительна: "Истинные вещи с их перемещениями друг относительно друга, происходящие с подлинной быстротой и медленностью, в истинном количестве и всевозможных истинных формах... Постигаются разумом и рассудком, но не зрением". наука – умозрительна: "Истинные вещи с их перемещениями друг относительно друга, происходящие с подлинной быстротой и медленностью, в истинном количестве и всевозможных истинных формах... Постигаются разумом и рассудком, но не зрением". объективное знание – результат созерцания сущностей разумом, чувства дают нам субъективное мнение. назначение науки – подготовить сознание индивида к созерцанию идей.

№27 слайд
Платон вводит Платон вводит
Содержание слайда: Платон вводит Платон вводит абстрактные объекты (идеи) как средства и цель научного познания

№28 слайд
. Синтетическая научная
Содержание слайда: 3. Синтетическая научная программа (Аристотель): 3. Синтетическая научная программа (Аристотель): познание – логически рефлектирующая мысль о природе; чувственный опыт – начало пути к достоверному знанию: опыт не обладает доказательной силой, доказательная сила принадлежит мышлению;

№29 слайд
. Синтетическая научная
Содержание слайда: 3. Синтетическая научная программа (Аристотель): 3. Синтетическая научная программа (Аристотель): субъективный опыт может быть достоверен; задача науки – найти правильную интер-претацию того, что мы воспринимаем чувствами.

№30 слайд
Области теоретического знания
Содержание слайда: Области теоретического знания (по Аристотелю): Области теоретического знания (по Аристотелю): логика, математика, физика и астрономия, философия (метафизика).

№31 слайд
Развитие научного знания в
Содержание слайда: Развитие научного знания в античности: Развитие научного знания в античности: Логика: Теория умозаключений: силлогистика (Аристотель), элементы логики высказываний (стоики), Логическая методология науки: нус (ум) как совокупность первых истин, дедукция из первых истин всех остальных истин, индукция как средство наведения на низшие истины.

№32 слайд
Математика Математика Фалес
Содержание слайда: Математика: Математика: Фалес – впервые построил доказательство (теорема равенства углов при основании равнобедренного треугольника). Пифагор: поиск строго логических доказательств в геометрии, изучение свойств правильных многогранников. Евдокс Книдский: метод исчерпывания: измерение площади круга путем уменьшения разницы между описанными и вписанными в круг правильными многоугольниками – по мере увеличения сторон разность становится бесконечно малой.

№33 слайд
Евклид конец IV века Начала
Содержание слайда: Евклид (конец IV века): «Начала» Евклид (конец IV века): «Начала» Александрийские математики (Эратосфен, Архимед, Гиппарх, Птолемей, Диофант и Папп) Гиппарх (ок. 161–126 до н.э.) - изобретение тригонометрии, Архимед (ок. 287–212 до н.э.): теоремы о площадях и объемах сложных фигур и тел, вполне строго доказанные им методом исчерпывания, доказал, что точное значение числа p находится между 3 1/7 и 3 10/71, сочинение «О плавающих телах» заложило основы гидростатики.

№34 слайд
Эратосфен ок. до н.э.
Содержание слайда: Эратосфен (ок. 275–194 до н.э.): Эратосфен (ок. 275–194 до н.э.): метод точного вычисления длины окружности Земли, календарь, в котором каждый четвертый год имеет на один день больше, чем другие. теория чисел (отсеивание простых чисел из множества нечетных «решето Эратосфена»), Аполлоний Пергский – исследования конических сечений.

№35 слайд
Физика и астрономия Физика и
Содержание слайда: Физика и астрономия Физика и астрономия «Физика» Аристотеля, «Альмагест» египтянина Клавдия Птолемея (умер в 168 н.э.): теория движения небесных тел – матема-тическое описание астрономических явлений, согласованное с наблюде-ниями.

№36 слайд
. Развитие науки в эпоху
Содержание слайда: 3. Развитие науки в эпоху средневековья Тип научного знания эпохи Средневековья – "схоластика"

№37 слайд
Университеты Болонья, Париж
Содержание слайда: Университеты (Болонья, Париж): Университеты (Болонья, Париж): Университет – рождение сословия ученых: народность – popularis – (из разных сословий) благородство – nobilitas – (аристократизм ума) утонченность – gentilitas – (тонкость психики и рафинированность вкуса)

№38 слайд
Семь свободных искусств Семь
Содержание слайда: Семь свободных искусств: Семь свободных искусств: Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

№39 слайд
Высшее знание теология Высшее
Содержание слайда: Высшее знание – теология Высшее знание – теология

№40 слайд
Факультеты университета
Содержание слайда: Факультеты университета: Факультеты университета: • Философский • Медицинский • Юридический • Теологический.

№41 слайд
Принципы средневековой науки
Содержание слайда: Принципы средневековой науки: Принципы средневековой науки: Природа трактуется как текст, природные явления и вещи – как символы Божественного творения, всякое знание о природе – это расшифровка текста.

№42 слайд
Наука Средневековья
Содержание слайда: Наука Средневековья представлена Наука Средневековья представлена • лингвистикой, • семиотикой, • логикой, • риторикой, алхимией

№43 слайд
Основные принципы знания
Содержание слайда: Основные принципы знания: Основные принципы знания: • универсализм – стремление охватить мир в целом; • символизм – всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность; • телеологизм – все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.

№44 слайд
. Становление опытной науки в
Содержание слайда: 4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре Становление науки Нового времени: формирование объекта классической науки; формирование субъекта познаватель-ной деятельности; формирование метода научного познания.

№45 слайд
Новая концепция объекта науки
Содержание слайда: Новая концепция объекта науки: Новая концепция объекта науки: Природа стала рассматриваться как пространство, заполненное веществом. Пространство характеризовалось как однородное, изотропное, не имеющее привилегированных мест, лишенное сакральности. Вещество отождествлялось с материей, массой, которая имеет плотность, размер, вес, то есть задается количественно и может быть измерено. Объект новоевропейской науки – реальность, обладающая количественными характеристиками, но лишенная цвета, звука, запаха, т.е. качеств.

№46 слайд
Новая концепция субъекта
Содержание слайда: Новая концепция субъекта познавательной деятельности: Новая концепция субъекта познавательной деятельности: Становление нравственно самостоятельной личности, носителя индивидуального морального сознания с высокоразвитой рефлективностью (Реформация). Активность субъекта познания: "Мы знаем действительные причины только тех вещей, которые можем создавать своими руками и умом". Доверие к разуму человека. Сосредоточенность на внутреннем опыте (в протес-тантизме) способствовала формированию опытного естествознания. Атомизм социального бытия субъекта.

№47 слайд
Противопоставление субъекта и
Содержание слайда: Противопоставление субъекта и объекта в познании природы Противопоставление субъекта и объекта в познании природы

№48 слайд
Методологические условия
Содержание слайда: Методологические условия новой науки: Методологические условия новой науки: формирование экспериментального метода, формирование новой рациональнос-ти, понимаемой как измерение.

№49 слайд
Незначительные вопросы
Содержание слайда: Незначительные вопросы: Незначительные вопросы: Как происходит падение камня? На сколько градусов нагреется вода, если в нее бросить кусок раскаленного железа?

№50 слайд
Факты устанавливались Факты
Содержание слайда: Факты устанавливались: Факты устанавливались: строго, точно, количественно.

№51 слайд
Факты могли быть получены
Содержание слайда: Факты могли быть получены Факты могли быть получены сколь угодно много раз

№52 слайд
Творцами нового научного
Содержание слайда: Творцами нового научного метода были Творцами нового научного метода были Николай Коперник (1473-1543), Тихо Браге (1546-1611), Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Галилео Галилей (1564-1642), Рене Декарт (1596-1650), Иоганн Кеплер (1571-1630), Исаак Ньютон (

№53 слайд
Гелиоцентризм Гелиоцентризм
Содержание слайда: Гелиоцентризм: Гелиоцентризм: унифицированное объяснение на основе единого принципа объединение небесного и земного

№54 слайд
Птолемей Птолемей Описание
Содержание слайда: Птолемей: Птолемей: Описание движения каждой планеты различным образом

№55 слайд
Коперник Коперник физически
Содержание слайда: Коперник: Коперник: физически обоснованное понимание движения, объединение движений всех планет в логически согласованную систему, единый для небесного и земного движения объяснительный принцип.

№56 слайд
Фундаментальные свойства мира
Содержание слайда: Фундаментальные свойства мира инвариантны относительно системы отсчета и относительно наблюдателя Фундаментальные свойства мира инвариантны относительно системы отсчета и относительно наблюдателя Независимость свойств реальности от человека.

№57 слайд
Не зримый Космос
Содержание слайда: Не зримый Космос воспринимается умом как отображение и воплощение Космоса иде-ального, а напротив, теоретический ум творит идеальную Вселенную Не зримый Космос воспринимается умом как отображение и воплощение Космоса иде-ального, а напротив, теоретический ум творит идеальную Вселенную Научный разум перестал описывать, а стал предписывать законы природе

№58 слайд
В году Иоганн Кеплер
Содержание слайда: В 1609 году Иоганн Кеплер проанализировал таблицы Тихо Браге и путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается вокруг Солнца – но не по кругу, а по эллипсу В 1609 году Иоганн Кеплер проанализировал таблицы Тихо Браге и путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается вокруг Солнца – но не по кругу, а по эллипсу Впервые данные наблюдения были согласованы с теоретической моделью.

№59 слайд
Галилео Галилей - итальянский
Содержание слайда: Галилео Галилей (1564-1642) – итальянский физик и астроном

№60 слайд
Галилео Галилей
Содержание слайда: Галилео Галилей: экспериментальное подтверждение теории Кеплера. Галилео Галилей: экспериментальное подтверждение теории Кеплера. Основным возражением против гелиоцентрической теории было то, что Луна вращается вокруг Земли – по аналогии считали, что и другие небесные тела должны вращаться вокруг Земли.

№61 слайд
В году Галилей одним из
Содержание слайда: В 1609 году Галилей одним из первых создал подзорную трубу и обнаружил много новых звезд и открыл четыре спутника, вращающиеся вокруг Юпитера. В 1609 году Галилей одним из первых создал подзорную трубу и обнаружил много новых звезд и открыл четыре спутника, вращающиеся вокруг Юпитера. Луна – это не планета, а спутник, подобный спутникам Юпитера.

№62 слайд
Галилей Галилей установил
Содержание слайда: Галилей: Галилей: установил ложность гипотезы Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее легких, открыл закон инерции, закон равноускоренного движения установил принцип сложения (суперпозиции) движений.

№63 слайд
Опровержение Аристотеля
Содержание слайда: Опровержение Аристотеля показало, что Опровержение Аристотеля показало, что интуитивным выводам, опирающимся на непосредственное наблюдение, не всегда можно доверять.

№64 слайд
Галилей Галилей То, что дает
Содержание слайда: Галилей: Галилей: «То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на Небе разумом понимающих людей».

№65 слайд
Наука должна иметь дело
Содержание слайда: Наука должна иметь дело только с количественными феноменами Наука должна иметь дело только с количественными феноменами Все, что нельзя измерить и подсчи-тать, нереально

№66 слайд
Христиан Гюйгенс Христиан
Содержание слайда: Христиан Гюйгенс Христиан Гюйгенс фон Цюйлихен (1629-1695) голландский математик, физик и астроном.

№67 слайд
Гюйгенс Гюйгенс Истинная
Содержание слайда: Гюйгенс: Гюйгенс: «Истинная философия должна видеть в явлениях механических первопричину всех явлений; по моему мнению, иное представление и невозможно, если мы только не желаем потерять надежду что-либо понимать в Философии» («Трактат о свете»).

№68 слайд
Исаак Ньютон - - создатель
Содержание слайда: Исаак Ньютон (1643-1727) - создатель классической физики

№69 слайд
Математические Математические
Содержание слайда: Математические Математические начала натуральной философии (1687)

№70 слайд
Главные открытия Ньютона
Содержание слайда: Главные открытия Ньютона: Главные открытия Ньютона: Второй закон механики: «Изменение количества движения пропорционально приложенной силе». «изменение количества движения» – масса, умноженная на  производную скорости, второй закон потребовал разработки дифференциального исчисления.

№71 слайд
Главные открытия Ньютона
Содержание слайда: Главные открытия Ньютона: Главные открытия Ньютона: закон всемирного тяготения, Ввел принцип дальнодействия: тела действуют друг на друга без посредников, через пустоту, на любом расстоянии, взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью.

№72 слайд
Принцип дальнодействия
Содержание слайда: Принцип дальнодействия Принцип дальнодействия не имел рационального обоснования в классической механике.

№73 слайд
Альберт Эйнштейн -
Содержание слайда: Альберт Эйнштейн (1879-1955)

№74 слайд
Специальная теория
Содержание слайда: Специальная теория относительности (СТО)— теория, описывающая движение, законы механики и пространственно-временные отношения, определяющие их, при скоростях движения, близких к скорости света. Специальная теория относительности (СТО)— теория, описывающая движение, законы механики и пространственно-временные отношения, определяющие их, при скоростях движения, близких к скорости света.

№75 слайд
В рамках специальной теории
Содержание слайда: В рамках специальной теории относительности классическая механика Ньютона является приближением для низких скоростей. В рамках специальной теории относительности классическая механика Ньютона является приближением для низких скоростей. Обобщение СТО для гравитационных полей образует общую теория относительности.

№76 слайд
Предпосылки Предпосылки
Содержание слайда: Предпосылки: Предпосылки: электродинамика Максвелла – теория электромагниного поля и его взаимодействия с зарядами и токами, переход от ньютоновской концепции дальнодействия к концепции близкодействия (Фарадей), в которой взаимодействие передаётся с помощью промежуточных агентов – полей, заполняющих пространство, скорость распространения электромагнитного поля в пустоте вытекала из уравнений Максвелла и оказалась постоянной и равной скорости света.

№77 слайд
. Типы научной рациональности
Содержание слайда: 5. Типы научной рациональности Типы научной рациональности классический неклассический постнеклассический

№78 слайд
Классический тип научной
Содержание слайда: Классический тип научной рациональности Классический тип научной рациональности Концентрирует внимание на объекте Элиминирует субъекта научного познания, а также средств и операций его деятельности

№79 слайд
Элиминация субъекта
Содержание слайда: Элиминация субъекта рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире Элиминация субъекта рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире

№80 слайд
Содержание слайда:

№81 слайд
Неклассический тип научной
Содержание слайда: Неклассический тип научной раци-ональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности Неклассический тип научной раци-ональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности

№82 слайд
Экспликация этих связей
Содержание слайда: Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира

№83 слайд
Содержание слайда:

№84 слайд
Постнеклассический тип
Содержание слайда: Постнеклассический тип научной рациональности Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте как с особенностью средств и операций деятельности, так и с ценностно-целевыми структурами эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями

№85 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции одним архивом:
Похожие презентации