Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
24 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
141.76 kB
Просмотров:
109
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Стадии исторического развития. Формационный подход, цивилизационный, культурологический и иные подходы.
№2 слайд
Содержание слайда: Философия истории
Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в самостоятельное направление исследований.
Философия истории имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук.
№3 слайд
Содержание слайда: Философия истории
Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения, цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического развития.
№4 слайд
Содержание слайда: Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
направленность и смысл истории,
методологические подходы к типологизации общества,
критерии периодизации истории,
критерии прогресса исторического процесса.
№5 слайд
Содержание слайда: Философия истории
Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в схоластическую спекуляцию, а исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.
№6 слайд
Содержание слайда: В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
№7 слайд
Содержание слайда: Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
№8 слайд
Содержание слайда: Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
№9 слайд
Содержание слайда: Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
№10 слайд
Содержание слайда: Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
№11 слайд
Содержание слайда: Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
№12 слайд
Содержание слайда: Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
№13 слайд
Содержание слайда: В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".
№14 слайд
Содержание слайда: Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
№15 слайд
Содержание слайда: Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
№16 слайд
Содержание слайда: К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые др. цивилизации.
№17 слайд
Содержание слайда: Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
№18 слайд
Содержание слайда: Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
№19 слайд
Содержание слайда: Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
№20 слайд
Содержание слайда: Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская;
• китайская;
• вавилонская;
• египетская;
• античная;
• арабская;
• русская;
• западноевропейская.
№21 слайд
Содержание слайда: Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.
№22 слайд
Содержание слайда: Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
№23 слайд
Содержание слайда: Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
• традиционную;
• доиндустриальную;
• индустриальную.
№24 слайд
Содержание слайда: На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.