Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
29 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
9.70 MB
Просмотров:
49
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Введение в языкознание П.С.](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img0.jpg)
Содержание слайда: Введение в языкознание
П.С. Дронов, к.ф.н., доц.
№2 слайд![Питер Брейгель-старший.](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img1.jpg)
Содержание слайда: Питер Брейгель-старший. Вавилонская башня.
№3 слайд![Тема . Что изучает](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img2.jpg)
Содержание слайда: Тема 1. Что изучает языкознание?
№4 слайд![. . Язык согласно](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img3.jpg)
Содержание слайда: 1.1. Язык (согласно энциклопедии «Кругосвет»)
Система звуковых и письменных символов, используемых людьми для передачи их мыслей и чувств… система единиц, реализуемых некоторыми чувственно воспринимаемыми средствами, причем некоторые комбинации этих единиц в силу договоренности (конвенции) имеют значение и, следовательно, могут быть использованы для целей общения.
№5 слайд![язык вообще, язык как](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img4.jpg)
Содержание слайда: 1) язык вообще, язык как определённый класс знаковых систем;
2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык — некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве.
(речь идет о языке человека, а не о языках животных — танце пчел, криках зеленых мартышек и пр.)
№6 слайд![Знаковая система? Система](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img5.jpg)
Содержание слайда: Знаковая система?
Система единообразно интерпретируемых сообщений/сигналов, на которых основано и с помощью которых можно структурировать взаимодействие, общение.
Изучением знаковых систем занимается наука (или, скорее, метанаука) семиотика.
№7 слайд![Луи Ельмслев Hjelmslev и](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img6.jpg)
Содержание слайда: Луи Ельмслев (Hjelmslev) и другие члены Копенгагенского кружка называли это «планом содержания» и «планом выражения» , соответственно.
По Фердинанду де Соссюру (de Saussure), signe ‘знак’ – это:
№8 слайд![Виды знаков на основе](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img7.jpg)
Содержание слайда: Виды знаков (на основе классификации
Ч.С. Пирса [Charles Sanders Peirce])
1. Знаки-иконы/иконические знаки (др.-греч. εἰκών ‘знак, изображение’) – внешнее сходство с обозначаемым предметом:
а) собственно иконы (максимальное сходство с предметом: макет , фотография);
б) символы (частичное сходство, ср. эмблемы, вымпелы, дорожные знаки).
2. Знаки-индексы – причинно-следственная связь с обозначаемым предметом:
а) симптомы (дым от огня, след зверя, высокая температура как признак болезни);
б) сигналы (звонок, сирена, сигнальная ракета)
№9 слайд![Виды знаков . Собственно](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img8.jpg)
Содержание слайда: Виды знаков
3. Собственно знак. Отношение к обозначаемому предмету произвольно. Отсутствует точная причинно-следственная связь.
Примеры: языковые знаки, денежные знаки, ноты, знаки различия у военных.
№10 слайд![Закон асимметрии отступление](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img9.jpg)
Содержание слайда: Закон асимметрии
отступление от упорядоченности, регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых единиц, отражающее одну из основных особенностей строения и функционирования естественного языка.
Асимметрия «ядра» (активных и частотных знаков, форм и моделей) и «периферии» (отклонений и переходных форм);
Асимметрия языкового знака: системы (неравномерное развитие разных элементов языка), структуры (неравное соотношение означающего и означаемого) и функционирования (одно содержание — разная форма, одна единица — разное содержание)
Асимметрия проявляется даже в том, как мы воспринимаем языки, родственные нашему.
№11 слайд![Лингвистика изучает](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img10.jpg)
Содержание слайда: Лингвистика изучает человеческие языки, естественные или искусственные.
Звучащий язык vs. жестовый язык, свистовый язык.
Системы фиксации языка.
№12 слайд![Один из специальных,](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img11.jpg)
Содержание слайда: Один из специальных, вспомогательных языков:
Silbo Gomero, «язык свиста» на о. Ла-Гомера (Канарские о-ва, Испания)
№13 слайд![. . Природа языка](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img12.jpg)
Содержание слайда: 1.2. Природа языка
№14 слайд![Функции языка](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img13.jpg)
Содержание слайда: Функции языка
№15 слайд![Язык vs. Речь](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img14.jpg)
Содержание слайда: Язык vs. Речь
№16 слайд![Соотношение понятий язык и](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img15.jpg)
Содержание слайда: Соотношение понятий ‘язык’ и ‘речь’
№17 слайд![](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img16.jpg)
№18 слайд![Виды общения](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img17.jpg)
Содержание слайда: Виды общения
№19 слайд![Теория фюсей др.-реч. по](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img18.jpg)
Содержание слайда: Теория «фюсей» (др.-реч. φύσει ‘по природе’) vs. теория «тесей» (др.-греч. θέσει ‘по установлению’).
Один из ярких примеров этого противопоставления — диалог Платона «Кратил», в котором постулируются, с одной стороны, «правильность имен», данная свыше (реплики Кратила), а с другой — возникновение имен на основе общественного договора (Гермоген) и сотворения людьми (Сократ).
В конце диалога Сократ отвергает идею Кратила.
№20 слайд![. . Отрасли и проблемы](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img19.jpg)
Содержание слайда: 1.3. Отрасли и проблемы языкознания
Место языкознания среди других наук
№21 слайд![Отрасли языкознания](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img20.jpg)
Содержание слайда: Отрасли языкознания
№22 слайд![Вопросы языкознания](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img21.jpg)
Содержание слайда: Вопросы языкознания
№23 слайд![](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img22.jpg)
№24 слайд![. . Дифференциация языка](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img23.jpg)
Содержание слайда: 1.4. Дифференциация языка
№25 слайд![](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img24.jpg)
№26 слайд![Жаргон франц. jargon](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img25.jpg)
Содержание слайда: Жаргон
(франц. jargon) — разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в XIX в.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон).
От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в т. ч. и уже исчезнувших) социальных групп.
Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: темнить в арго — ‘скрывать добычу’, потом — ‘хитрить (на допросе)’, в современном молодёжном жаргоне — ‘говорить неясно, увиливать от ответа’.
Лексика жаргона пополняется за счёт заимствований из других языков (чувак — ‘парень’, из цыганского языка [цыганск. чяво, мн. ч. чавалэ]), но бо́льшая её часть создается путем переоформления (баскет ‘баскетбол’), а чаще — переосмысления общеупотребительных слов (рвануть ‘пойти’, тачка ‘автомашина’…) [Лингвистический энциклопедический словарь].
№27 слайд![Арг франц. argot особый язык](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img26.jpg)
Содержание слайда: Аргó
(франц. argot) — особый язык некоторой ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящий из произвольно избираемых видоизмененных элементов одного или нескольких естественных языков (см. также Жаргон). Арго употребляется, как правило, с целью сокрытия предмета коммуникации, а также как средство обособления группы от остальной части общества [Лингвистический энциклопедический словарь].
Пример: воровское арго (англ. eerth ‘три’ < three, произнесенное наоборот; рус. ксива ‘пропуск, удостоверение’ < идиш ktiva ‘написанное’); офенский язык (арго коробейников; ср. масовской курёхой стремыжный пендюх прохандырили труши ‘нашей деревней третьего дня проходили солдаты’); полари (арго английских цирковых артистов и гомосексуалистов; drag ‘[женская] одежда’ < цыганск. indraga ‘рубаха’, meshiegener ‘безумный’ < идиш mešúgene < иврит mešugá).
№28 слайд![Стилистические различия в](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img27.jpg)
Содержание слайда: Стилистические различия в языке
№29 слайд![Рекомендуемая литература](/documents_6/3563623222ad2cadfd5528bca0485bca/img28.jpg)
Содержание слайда: Рекомендуемая литература
Блумфилд Л. Язык. М., 2010 (1968; оригинал: 1937).
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики, в кн.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 2004 (оригинал: 1916).
Реформатский А.А. Введение в языковедение. 5-е изд., М., 1996 (1947).
Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2017 (1995).
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 3-е изд. М., 1998.
Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. 2-е изд. М., 2009 (2005).