Презентация Значение слова пассия онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Значение слова пассия абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 30 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Значение слова пассия



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    30 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    4.35 MB
  • Просмотров:
    68
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
ПАССИЯ.
Содержание слайда: ПАССИЯ.

№2 слайд
Значение слова. Слово пассия
Содержание слайда: Значение слова. Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, иногда, акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Христовых.

№3 слайд
Появление пассий на Западе.
Содержание слайда: Появление пассий на Западе. Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением, слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника — другой, текст о событиях - третий; значительное место уделялось хору; все действо исполнялось в соответствующих одеяниях. В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Появление пассий в РПЦ. В
Содержание слайда: Появление пассий в РПЦ. В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси. Можно предположить, что вопрос о введении пассий в богослужебную практику был предложен к соборному рассмотрению настоятелем Киево-Печерской Лавры архимандритом Петром Могилой (1596-1647) на Киевском Соборе 1629 года при известном ревнителе Православия Иове Борецком (+1631).

№6 слайд
Содержание слайда:

№7 слайд
В году Петр Могила становится
Содержание слайда: В 1632 году Петр Могила становится Киевским митрополитом, и пассии в юго-западном крае начинают совершаться повсеместно.

№8 слайд
В году чин пассии впервые был
Содержание слайда: В 1702 году чин пассии впервые был напечатан по распоряжению архимандрита Киево-Печерской Лавры Иоасафа Кроковского в конце Цветной Триоди, как прибавление к богослужебному Уставу. В конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение и Церкви Святыя Православный подаются». Это была именно Цветная Триодь, но начиналась она с Недели ваий — Недели Цветоносной, отчего книга и получила свое название. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан по распоряжению архимандрита Киево-Печерской Лавры Иоасафа Кроковского в конце Цветной Триоди, как прибавление к богослужебному Уставу. В конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение и Церкви Святыя Православный подаются». Это была именно Цветная Триодь, но начиналась она с Недели ваий — Недели Цветоносной, отчего книга и получила свое название.

№9 слайд
ИОАСАФ Кроковский , митр.
Содержание слайда: ИОАСАФ (Кроковский), митр. Киевский. (Кроковский Александр; ок. 1648 - 1.07.1718, Тверь), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. 

№10 слайд
Согласно данному
Содержание слайда: Согласно данному последованию, пассия совершается в чине малого повечерия. После молитв «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…» лик поет на «Слава, и ныне» стихиру Великого Пятка – «Тебе, Одеющагося светом яко ризою...»; в это время открываются царские врата, выносится на середину храма и полагается на аналое Святое Евангелие, и совершается полное каждение храма: Евангелие окрест, алтарь, иконостас и молящиеся, а затем весь храм и Евангелие «точию сопреди». Согласно данному последованию, пассия совершается в чине малого повечерия. После молитв «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…» лик поет на «Слава, и ныне» стихиру Великого Пятка – «Тебе, Одеющагося светом яко ризою...»; в это время открываются царские врата, выносится на середину храма и полагается на аналое Святое Евангелие, и совершается полное каждение храма: Евангелие окрест, алтарь, иконостас и молящиеся, а затем весь храм и Евангелие «точию сопреди». По окончании стихиры читается положенное Евангелие. По прочтении Евангелия - стихира Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». Затем произносится проповедь, после которой — тропари «Помилуй нас, Господи...», возглас «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычное окончание малого повечерия.

№11 слайд
Практика совершения пассии на
Содержание слайда: Практика совершения пассии на малом повечерии сохранилась до наших дней преимущественно в епархиях Московского Патриархата на территории нынешней Украины. Практика совершения пассии на малом повечерии сохранилась до наших дней преимущественно в епархиях Московского Патриархата на территории нынешней Украины.

№12 слайд
В Киево-Печерской Лавре
Содержание слайда: В Киево-Печерской Лавре пассия в настоящее время служится на великом повечерии (в пятницу вечером) или на малом (в воскресенье вечером). На великом повечерии вышеизложенное последование бывает по «Слава в вышних Богу...»: на «Слава, и ныне» — «Тебе, Одеюшагося...», чтение положенного Евангелия, стихира «Приидите, ублажим...», затем проповедь и далее по чину повечерия; отпуст малый.

№13 слайд
С -й четверти XX века пассии
Содержание слайда: С 1-й четверти XX века пассии получают широкое распространение и в других епархиях Русской Православной Церкви. Пассии приурочивались к первым четырем пятницам Великого поста и совершались в вечер этих пятниц, в конце великого или малого повечерия, по определенному чину. Именно чин пассии описывает протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» (Изд. 7-ое: СПб, 1907. С. 585). С 1-й четверти XX века пассии получают широкое распространение и в других епархиях Русской Православной Церкви. Пассии приурочивались к первым четырем пятницам Великого поста и совершались в вечер этих пятниц, в конце великого или малого повечерия, по определенному чину. Именно чин пассии описывает протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» (Изд. 7-ое: СПб, 1907. С. 585).

№14 слайд
Содержание слайда:

№15 слайд
С XIX века существовала и
Содержание слайда: С XIX века существовала и другая богослужебная практика воспоминания Страстей Христовых в иной день, кроме Великого Пятка. С XIX века существовала и другая богослужебная практика воспоминания Страстей Христовых в иной день, кроме Великого Пятка. Так, святитель Иннокентий Херсонский и Таврический, составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым, издававшуюся неоднократно. Эта служба, вероятно, могла использоваться при служении молебного пения с акафистом (подобно тому, как в настоящее время в Киево-Печерской Лавре каждую среду перед Литургией совершается молебное пение пред чтимой иконой Успения Божией Матери) или же для келейного чтения. Кроме того, во многих храмах Великим постом принято читать акафист Страстям Христовым, с добавлением евангельского повествования, вместо всего акафиста, который обычно читается на приходе в один из седмичных дней. Из сказанного видно, что пассии совершается, чаще всего, по установленной местной практике.

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
В современной богослужебной
Содержание слайда: В современной богослужебной практике РПЦ распространён обычай совершать пассии в вечер четырёх воскресных дней Великого поста (как правило начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-ой Недели – свят. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещенье, 1-ое и 2-ое Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40-ка мучеников или храмовый праздник). В современной богослужебной практике РПЦ распространён обычай совершать пассии в вечер четырёх воскресных дней Великого поста (как правило начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-ой Недели – свят. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещенье, 1-ое и 2-ое Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40-ка мучеников или храмовый праздник).

№18 слайд
Перед великой вечерней,
Содержание слайда: Перед великой вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Перед великой вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное, пред «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поётся стихира Великого Пятка «Тебе, Одеющегося». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие; предстоятель несёт Евангелие; ему предшествует свеченосец; за предстоятелем идут прочие священники по старшенству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершаегся полное каждение храма.

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Акафист Страстям Христовым
Содержание слайда: Акафист Страстям Христовым или Кресту Господню. Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Гсподню, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе Одеюшагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение .

№21 слайд
Далее следует прокимен, глас
Содержание слайда: Далее следует прокимен, глас 4-й: «Раздел и ша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», Далее следует прокимен, глас 4-й: «Раздел и ша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

№22 слайд
Содержание слайда:

№23 слайд
Евангельское повествование о
Содержание слайда: Евангельское повествование о Страстях Христовых: 1-я пассия — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107 114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110—114); 2-я пассия — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63-69 (или только глава 15, зачала 66—69); 3-я пассия — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108-111 (или только глава 23, зачала 110-111); 4-я пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58-62. По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе...». Когда пение закончится, на солее (царские врата остаются открытыми) произносится Слово о страданиях Спасителя. Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...». 

№24 слайд
Архиерей и иерей
Содержание слайда: Архиерей и иерей коленопреклоненно читает молитву. После акафиста помещены две молитвы, можно читать их на четырёх пассиях попеременно. 

№25 слайд
Затем хор поет стихиру
Содержание слайда: Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите ублажим» Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите ублажим» Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь . Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства.

№26 слайд
По желанию настоятеля,
Содержание слайда: По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.

№27 слайд
Вечерня оканчивается по
Содержание слайда: Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона и далее по чину, отпуст обычный. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона и далее по чину, отпуст обычный.

№28 слайд
Богословие пассии. Стоит
Содержание слайда: Богословие пассии. Стоит отметить, что пассия получила в Православной Церкви новый характер, отличный от того, какой она имела в Западной Церкви. У нас это уже не духовная драма или оратория с преобладанием музыкального элемента, а церковное последование с отличительными признаками православного богослужебного чина. Однако пассия все же не является уставным богослужением, и настоятель волен решать, совершать такую службу или нет, и каким образом совершать. Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

№29 слайд
Фрагмент проповеди, которую
Содержание слайда: Фрагмент проповеди, которую произнес в 80-х годах прошлого века ныне почивший митрополит Владимир Киевский и всея Украины: "Время не идет, а летит, - говорит Владыка. - Меняемся и мы с вами, братья и сестры, и, к сожалению, часто в худшую сторону. Непостоянны наши чувства, мысли, наша любовь и преданность. Зато постоянно милосердие Божие, оно неизменно, как и Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Прошел год, как ветром перенесенная с места на место песчинка, как капля воды, упавшая в безбрежный океан. Время уходит в вечность, которая стоит перед каждым из нас, непонятная и таинственная... В бесчисленном чередовании лет, подобно адаманту, сверкают отдельные моменты, в которые Святая Церковь особенно горячо призывает своих детей вспоминать о вечности. Эти светлые моменты, рассеиваюшие мрак греха, особенно ярко светятся в период святого Великого поста, когда теснее, чем когда-либо, душа наша может соединиться со своим Божественным Спасителем. «Се Жених грядет в полунощи». - поет Святая Церковь. — Бодрствуй, душа моя, чтобы сном тебе не отяготиться. Внимай, душа, не проспи этого времени, когда воспоминаем мы муки и смерть Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда Господь раздает щедро дары покаяния и причашает нас Своей таинственной Плоти и Животворящей Крови. Сегодня, - говорит Владыка, - мы собрались в храме не для того, чтобы услышать о чем-то новом. Нет. правда — всегда одна: была, и есть, и будет. Мы собрались чтобы, вспоминая о вольном страдании Христа, участвовать в Его крестоношении, молиться с Ним о распинателях, плакать и сокрушаться о своих грехах, которые были и остаются главной причиной жертвенного истощания и страданий нашего Господа Иисуса Христа. Иисусе Распятый, помоги, чтобы слова Твоего Евангелия, слова, которые Ты произнес, вися на Кресте, нашли добрую почву в наших сердцах, помогли нам познать Тебя и Твою святую волю! Фрагмент проповеди, которую произнес в 80-х годах прошлого века ныне почивший митрополит Владимир Киевский и всея Украины: "Время не идет, а летит, - говорит Владыка. - Меняемся и мы с вами, братья и сестры, и, к сожалению, часто в худшую сторону. Непостоянны наши чувства, мысли, наша любовь и преданность. Зато постоянно милосердие Божие, оно неизменно, как и Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Прошел год, как ветром перенесенная с места на место песчинка, как капля воды, упавшая в безбрежный океан. Время уходит в вечность, которая стоит перед каждым из нас, непонятная и таинственная... В бесчисленном чередовании лет, подобно адаманту, сверкают отдельные моменты, в которые Святая Церковь особенно горячо призывает своих детей вспоминать о вечности. Эти светлые моменты, рассеиваюшие мрак греха, особенно ярко светятся в период святого Великого поста, когда теснее, чем когда-либо, душа наша может соединиться со своим Божественным Спасителем. «Се Жених грядет в полунощи». - поет Святая Церковь. — Бодрствуй, душа моя, чтобы сном тебе не отяготиться. Внимай, душа, не проспи этого времени, когда воспоминаем мы муки и смерть Самого Господа нашего Иисуса Христа, когда Господь раздает щедро дары покаяния и причашает нас Своей таинственной Плоти и Животворящей Крови. Сегодня, - говорит Владыка, - мы собрались в храме не для того, чтобы услышать о чем-то новом. Нет. правда — всегда одна: была, и есть, и будет. Мы собрались чтобы, вспоминая о вольном страдании Христа, участвовать в Его крестоношении, молиться с Ним о распинателях, плакать и сокрушаться о своих грехах, которые были и остаются главной причиной жертвенного истощания и страданий нашего Господа Иисуса Христа. Иисусе Распятый, помоги, чтобы слова Твоего Евангелия, слова, которые Ты произнес, вися на Кресте, нашли добрую почву в наших сердцах, помогли нам познать Тебя и Твою святую волю!

№30 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Значение слова пассия одним архивом: