Презентация «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют…» Выполнил Ученик 5 «Б» класса Москвин Илья Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы Москвина Марина Александровна онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют…» Выполнил Ученик 5 «Б» класса Москвин Илья Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы Москвина Марина Александровна абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 44 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Начальная школа » «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют…» Выполнил Ученик 5 «Б» класса Москвин Илья Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы Москвина Марина Александровна
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:44 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:6.73 MB
- Просмотров:91
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
Содержание слайда: Актуальность выбранной темы:
Привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.
Привлечь интерес к слову ХЛЕБ, вместе с тем,привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
№5 слайд
Содержание слайда: Гипотеза
Предположим, изучив слово ХЛЕБ с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве, мы сможем создать «Энциклопедию одного слова», а именно, «Энциклопедию слова ХЛЕБ».
№7 слайд
Содержание слайда: Задачи исследования:
1. Изучить лексическое значение слова ХЛЕБ, его этимологию с помощью различных словарей;
2. провести опрос учащихся 5-х классов и выяснить, «почему хлеб хлебом называют?»;
3. исследовать «жизнь» слова ХЛЕБ в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве ;
4. создать «Энциклопедию слова ХЛЕБ»;
5. прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
№11 слайд
Содержание слайда: Значимость и прикладная ценность исследования:
состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призвать, бережно относиться к нему, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова ХЛЕБ в устном народном творчестве, в литературе и искусстве. Полученный исследовательский продукт, «Энциклопедия слова Хлеб», может быть использована на уроках русского языка в 6 классе в качестве мультимедийной презентации, при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, посвящённых празднованию 90-летия Тюменского района, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
№24 слайд
Содержание слайда: Фразеологизмы
«Заработать на хлеб» - означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования.
«Хлебное место» - доходная работа.
«Свой кусок хлеба» - самому зарабатывать себе на жизнь.
«Дать хлеб» - обеспечить кому-либо доход.
«Отнять хлеб» - лишить места или промысла, способов дохода.
О чьем-нибудь сильном увлечении говорят - «Его хлебом не корми…»
О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят - «Она хлеба не просит…»
№25 слайд
Содержание слайда: Пословицы и поговорки о хлебе
И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Всяк на себя хлеб добывает.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
Хлебушко – калач дедушка.
Хлеба нет – корочка в честь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Из фольклора
№26 слайд
Содержание слайда: Загадки о хлебе.
***
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
***
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.
***
Всем нужен, а не всякий сделает
(ХЛЕБ) ?
№28 слайд
Содержание слайда: Чистоговорки о хлебе
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай ,Женя, пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
№29 слайд
Содержание слайда: Приметы о хлебе
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
***
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
***
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
***
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
№30 слайд
Содержание слайда: Хлеб в научно-популярной литературе
"Сватовщики" выставляли на стол вино и специально выпеченный хлеб, который невеста в знак согласия выйти замуж должна была разрезать на кусочки.
Родители благословляли жениха иконой, хлебом-солью, и он в сопровождении поезжан садился в одну из подвод свадебного поезда, чтобы отправиться за невестой
Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: "Вот тебе, сынок Петр Иванович, наша дочь. Передавал хлеб матери, которая также благословляла молодых. Родители молодого встречали новобрачных в ограде с иконой и хлебом-солью, благословляли их.
№32 слайд
Содержание слайда: Слово ХЛЕБ в текстах художественной литературы…
"…Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги? ..."
№34 слайд
Содержание слайда: "…Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре..."
№35 слайд
Содержание слайда: "…Но Капле, видимо, до конца его дней суждено будет оставаться Каплей, потому что прозвище оказалась так же прилипчиво, как мед пчелы, во имя которой старик натерпелся разных напастей.
Пойду-ка я, мать, в сторожа к хлебу, - сообщил он о тайных своих намерениях старухе в первый же день их примирения. - Хлеб - дело серьёзное…"
№43 слайд
Содержание слайда: Результаты
1.Мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.
2.Познакомились с этимологией слова ХЛЕБ, его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова хлеб в фольклоре, литературе и в живописи.
3.Поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.
Скачать все slide презентации «Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ хлебом называют…» Выполнил Ученик 5 «Б» класса Москвин Илья Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы Москвина Марина Александровна одним архивом:
-
Мой безопасный Новый год Выполнили ученики 6 класса МКОУ «Сорочинская СОШ» Руководитель проекта: Заморовский С. Г. Координатор
-
В чём значение сна для организма человека Проект выполнили: ученики 4 класса Турянская Саша и Ряжин Никита Руководитель проекта
-
Проект "Занимательный русский язык" Выполнила учитель русского языка и литературы «МОУ СОШ 36 г. Чебоксары» Алфер Светлана
-
Правописание наречий (теория) Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МОУ»СОШ 33 с углубленным изучением анг
-
«Слова-паразиты, или экология речи» Исполнитель Пинчугина Алена Руководитель Карпенко Е. В. , учитель русского языка
-
Автор : Абрамова Дарья, ученица 4а класса, МОАУ СШ 58 Руководитель: Копанева Нина Александровна, учитель начальных классов
-
Автор: ученица 3 «А» класса ГБОУ СОШ 949 Томилина Елизавета. Руководитель : Заместитель директора по УВР, учитель начальных кла
-
Маленький «француз» Выполнила: ученица 3«Б» класса, ГБОУ СОШ 2 Губанова Мария Михайловна Руководитель проекта: Бондырева Ирин
-
Выполнил: Тимофеев Сережа, ученик 1а класса Тулагинской СОШ, Руководитель: Тимофеева С. А. , учитель информатики
-
Выполнил: Аршавский Максим учащийся 3 «А» класса Руководитель: Серышева Лариса Александровна учитель начальных классов тифлоп