Презентация Основные понятия о взаимозаменяемости и точности в машиностроении онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основные понятия о взаимозаменяемости и точности в машиностроении абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 69 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Машиностроение » Основные понятия о взаимозаменяемости и точности в машиностроении
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:69 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:2.64 MB
- Просмотров:189
- Скачиваний:5
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ И ТОЧНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Учебные вопросы:
1. Основы взаимозаменяемости
2. Понятия о номинальном, действительном и предельных размерах деталей, о предельных отклонениях и допуске
3. Виды посадок сопрягаемых элементов деталей
4. Единая система допусков и посадок в
машиностроении
№2 слайд
Содержание слайда: ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1.Радкевич Я.М. и др. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. Для вузов.3-е изд. Перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 2007.-791с: ил. С.278-295
2.Аристов А.И.и др. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для студ вузов.3-е изд. перераб. -М.: Изд.центр «Академия», 2008.-384с: ил. С.6-17
Дополнительная
1. Лысаков. В.П. Основы взаимозаменяемости и технических измерений: Учеб. пособие. [Текст]/ В.П. Лысаков, А.В. Герасимов, А.Т. Тищенко. Брянск: Изд- во Брянского ГПУ, 1998. 130с. С.7-9, 13-23.
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Основы взаимозаменяемости
Взаимозаменяемость — свойство независимо изготовленных с заданной точностью деталей (сборочных единиц) обеспечивать возможность бесподгоночной сборки (или замене при ремонте) сопрягаемых деталей в сборочные единицы, а сборочных единиц в механизмы и машины при соблюдении предъявляемых к ним (сборочным единицам, механизмам, изделиям) технических требований.
Взаимозаменяемыми могут быть детали, сборочные единицы (узлы) и изделия в целом.
Принцип взаимозаменяемости экономически обосновано применять в серийном и массовом производстве.
Различают следующие виды взаимозаменяемости:
1. Полная.
2. Неполная.
Неполная взаимозаменяемость может быть:
2.1. Размерной и параметрической.
2.2. Внешней и внутренней.
№4 слайд
Содержание слайда: ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
Полная взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость, при которой обеспечивается выполнение всех видов параметров с точностью, позволяющей производить беспригоночную сборку (или замену при ремонте) любых независимо изготовленных деталей в готовые изделия.
Неполная взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость, при которой в результате беспригоночной сборки получают готовое изделие, но для обеспечения заданной точности выходных характеристик (работоспособности изделия) предусматривается возможность выполнения дополнительных операций (для компенсации погрешностей первичных параметров) или групповой подбор деталей с размерами определенной группы (селективная сборка).
Размерная взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость по присоединительным размерам.
Параметрическая взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость по выходным параметрам.
Внешняя взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость отдельных изделий, которые собирают в более крупные по геометрическим и выходным параметрам.
Внутренняя взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость отдельных деталей или сборочных единиц, входящих в изделие по всем параметрам.
Функциональная взаимозаменяемость — это взаимозаменяемость, при которой точность и другие эксплуатационные показатели деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий должны быть согласованы с назначением и условиями работы конечной продукции.
Взаимозаменяемость по геометрическим параметрам является частным видом функциональной взаимозаменяемости.
№6 слайд
Содержание слайда: Продолжение 1 вопроса
Точность и погрешность в технике
Точность в технике – это степень приближения значения параметра изделия, процесса и т.д. к его заданному значению.
Погрешность – разность между приближенным значением некоторой величины и ее точным значением. В метрологии погрешность – отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Чем точнее требуется выполнить элемент детали, тем дороже будет стоить изготовление.
№7 слайд
Содержание слайда: Продолжение 1 вопроса
После изготовления детали, ее реальные размеры, форма и др. геометрические параметры отличаются от идеальных (номинальных) (рис. 2.3).
Основные причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей:
1. Состояние оборудования и его точность.
2. Качество и состояние технологической оснастки и инструмента.
3. Режимы обработки.
4. Неоднородность материала заготовок.
5. Упругие деформации станка, приспособления, инструмента и детали.
6. Температурные деформации станка, приспособления, инструмента и детали.
7. Квалификация и субъективные ошибки рабочего.
№8 слайд
Содержание слайда: 2. Понятия о номинальном, действительном и предельных размерах деталей, о предельных отклонениях и допуске
Размер – это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.д.) в выбранных единицах измерения (мм).
Номинальный размер: размер, относительно которого определяются отклонения.
Различают три основных вида размеров:
1. Охватываемые размеры.
Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей, включая и элементы, ограниченные плоскими поверхностями.
2. Охватывающие размеры.
Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей, включая и элементы, ограниченные плоскими поверхностями.
3. Полуоткрытые размеры.
№9 слайд
Содержание слайда: Продолжение 2 вопроса
В обозначениях размеров деталей используются буквы латинского алфавита:
1. Для охватываемых размеров применяют строчные буквы (a,b,c,d….).
2. Для охватывающих размеров применяют прописные буквы (A,B,C,D…).
3. Для полуоткрытых размеров можно использовать как строчные, так и прописные буквы.
Предельные размеры: два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Действительный размер: размер элемента, установленный измерением с допустимой погрешностью.
№10 слайд
Содержание слайда: Продолжение 2 вопроса
Dmax, dmax – наибольший предельный размер: наибольший допустимый размер элемента
Dmin, dmin – наименьший предельный размер: наименьший допустимый размер элемента.
Действительный размер годного изделия должен находиться между предельными размерами (рис. 2.6).
dmin ≤ dд ≤ dmax;
Dmin ≤ Dд ≤ Dmax.
dд, (Dд) – действительный размер вала (отверстия).
Наибольший и наименьший предельные размеры тесно связаны с понятием допуск.
№11 слайд
Содержание слайда: Продолжение 2 вопроса
допуск (ТD, Td) – это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами отверстия или вала.
TD = Dmax – Dmin; Td = dmax – dmin.
Значение допуска можно также определить, как разницу между верхним и нижним отклонениями отверстия или вала.
Верхнее отклонение (ES, es): алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
ES = Dmax – D (для отверстия); es = dmax – d (для вала).
Нижнее отклонение (EI, ei): алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами. EI = Dmin – D (для отверстия); ei = dmin – d (для вала).
№12 слайд
Содержание слайда: Продолжение 2 вопроса
Значение допуска для отверстия: TD = ES – EI; для вала: Td = es – ei.
В общем случае допуск обозначается буквой Т (Tolerance).
ES – верхнее отклонение отверстия, EI – нижнее отклонение отверстия,
es – верхнее отклонение вала, ei – нижнее отклонение вала.
Допуск – это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.
Значение допуска всегда положительное.
Отклонение всегда имеет знак (+) или (–). Отклонения, расположенные выше линии номинального размера всегда положительные, а расположенные ниже – отрицательные.
№13 слайд
Содержание слайда: Продолжение 2 вопроса
На схематическом изображении соединения показываются только поля допусков (рис. 2.11).
Нулевая линия – это линия, соответствующая номинальному размеру, от которого откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
№16 слайд
Содержание слайда: 3. Виды посадок сопрягаемых элементов деталей
Две или несколько неподвижно или подвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми поверхностями. Остальные поверхности называются несопрягаемыми (свободными).
В соединениях деталей различают охватывающие и охватываемые поверхности.
Охватывающей поверхностью называется элемент детали с внутренней сопрягаемой поверхностью (отверстие).
Охватываемой поверхностью называется элемент детали с наружной сопрягаемой поверхностью (вал).
Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
№17 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
В зависимости от возможности относительного перемещения сопрягаемых деталей или степени сопротивления их взаимному смещению посадки разделяют на три вида:
1. Посадки с зазором.
2. Посадки с натягом.
3. Переходные посадки.
Зазор – разность между размерами отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала (Clearance).
Натяг – разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (Interference).
№18 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
2.3.1. Посадки с зазором
Посадка с зазором: посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т. е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему.
Значение величины зазора определяется по формуле (см. рис.2.12):
S = D – d,
S – зазор,
D – диаметр отверстия,
d – диаметр вала.
№19 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Наименьший зазор: разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором.
Smin = Dmin – dmax.
Наибольший зазор: разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором.
Smax = Dmax – dmin.
№20 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Допуск зазора (нет в стандарте): разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями зазора.
TS = Smax – Smin = (Dmax – dmin) – (Dmin – dmax) =
= (Dmax – Dmin) + (dmax – dmin) = TD + Td,
TS – величина допуска зазора.
Допуск посадки сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
ТП = TD + Td,
TП – допуск посадки.
Средний зазор: среднее арифметическое наименьшего и наибольшего зазоров.
Sm = (Smax + Smin)/2
Назначение посадки с зазором: обеспечить легко разъемное соединение элементов деталей или для подвижных соединений, в которых детали без особых усилий смещаются друг относительно друга.
№21 слайд
Содержание слайда: Пример расчета посадки с зазором
Пример. Номинальный размер вала 100 мм, нижнее отклонение вала
ei = -106 мкм (-0,106 мм), верхнее отклонение вала еs = —60 мкм (—0,06 мм).
Номинальный размер отверстия 100 мм, нижнее отклонение отверстия ЕI= +72 мкм (+0,072 мм), верхнее отклонение отверстия ES = +159 мкм (+0,159 мм). Графическое представление этой посадки приведено на рис. 5.12.
№22 слайд
Содержание слайда: Продолжение
Решение.
Наибольший предельный размер вала dmax= d+es= 100 + (-0,060) = 99,940 мм.
Наименьший предельный размер вала dmin= d+ ei= 100 + (-0,106) = 99,894 мм.
Поле допуска вала ITd = dmax - dmin = 99,940 - 99,894 = 0,046 мм
Или
ITd = es - ei = -0,060 - (-0,106) = 0,046 мм.
Наибольший предельн.размер отверстия Dmax = D + ES = 100 + 0,159 = 100,159 мм.
Наименьший предельный размер отверстия Dmin = D + EI= 100 + 0,072 = 100,072 мм.
Поле допуска отверстия ITD = D шах - Dmin = 100,059 - 100,072 = 0,087 мм
Или
ITD = ES- Е1 = 0,159 - 0,072 = 0,087 мм.
Максим. зазор в соединении S max = Dmax - dmin = 100,059 - 99,894 = 0,265 мм
Или
S max = ES- ei = 0,159 — (-0,106) = 0,265 мм.
Миним. зазор в соединении Smin = Dmin - dmax= 100,072 - 99,940 = 0,132 мм
Или
Smin = EI - es = 0,072 - (-0,060) = 0,132 мм.
Допуск посадки (зазора) ITS = S max - Smin = 0,265 - 0,132 = 0,133 мм
Или ITS = ITd + ITD = 0,046 + 0,087 = 0,133 мм.
№23 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
2.3.2. Посадки с натягом
Посадка с натягом: посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т. е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему.
Значение величины натяга определяется по формуле (см. рис.2.15):
N = d – D,
N – натяг,
D – диаметр отверстия,
d – диаметр вала.
№24 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Наименьший натяг: разность между наименьшим предельным размером валаи наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом.
Nmin = dmin – Dmax.
Наибольший натяг: разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом. Nmax = dmax – Dmin.
Средний натяг: среднее арифметическое наибольшего и наименьшего натягов. Nm = (Nmax + Nmin)/2
№25 слайд
Содержание слайда: Пример расчета посадки с натягом
Пример. Номинальный размер вала 100 мм, нижнее отклонение вала ei = 72 мкм (0,072 мм), верхнее отклонение вала es = 159 мкм (0,159 мм).
Номинальный размер отверстия 100 мм, нижнее отклонение отверстия ЕI= —106 мкм (—0,106 мм), верхнее отклонение отверстия ES= —60 мкм (—0,060 мм). Графическое представление этой посадки приведено на рис. 5.13.
Решение. Наибольший предельный размер вала dmax
dmax= d + es = 100 + (0,159) = 100,159 мм.
Наименьший предельный размер вала dmin
dmin= d+ ei= 100 + (0,072) = 100,072 мм.
Поле допуска вала
ITd = dmax- dmin = 100,159 - 100,072 = 0,087 мм
Или ITd = es - ei = 0,159 - 0,072 = 0,087 мм.
Наибольший предельный размер отверстия
Dmax= D + ES = 100 + (-0,060) = 99,940 мм.
Наименьший предельный размер отверстия
Dmin= D + ЕI= 100 + (-0,106) = 99,894 мм.
№26 слайд
Содержание слайда: продолжение
Определим поле допуска отверстия
ITD = Dmax- Dmin = 99,940 - 99,894 = 0,046 мм
или
ITD = ES - ЕI = -0,060 - (—0,106) = 0,046 мм.
Максимальный натяг в соединении
Nmax = dmax - Dmin = 100,159 - 99,894 = 0,265 мм или
Nmax = es- ЕI =0,159- (-0,106) = 0,265 мм.
Минимальный натяг в соединении
Nmin= dmin- Dmax = 100,072 - 99,940 = 0,132 мм
или
Nmin= ei - ES = 0,072 - (-0,060) = 0,132 мм.
Допуск посадки (натяга)
ITN = Nmax- Nmin= 0,265 - 0,132 = 0,133 мм
или
ITN = ITd + ITD = 0,087 + 0,046 = 0,133 мм.
№27 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
2.3.3. Переходные посадки
Переходная посадка: посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала.
Различают следующие виды переходных посадок:
1. С наиболее вероятным натягом в соединении.
2. С наиболее вероятным зазором в соединении.
3. С равновероятным зазором и натягом в соединении.
№28 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Если среднее значение диаметра вала (dm) больше среднего значения диаметра отверстия (Dm):
dm > Dm,
или, если максимальный натяг больше максимального зазора:
Nmax > Smax,
то в соединении наиболее вероятен натяг.
Допуск переходной посадки:
ТП = TS(TN) = Smax + Nmax = TD + Td.
№29 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Значения максимального натяга (Nmax) и зазора (Smax) находятся по зависимостям (для всех видов переходных посадок):
Smax = Dmax – dmin,
Nmax = dmax – Dmin.
Если среднее значение диаметра вала (dm) меньше среднего значения диаметра отверстия (Dm): dm < Dm или, если максимальный зазор больше максимального натяга: Smax > Nmax, то в соединении наиболее вероятен зазор.
№31 слайд
Содержание слайда: Рис. 2.11. Возможные расположения полей допусков валов и отверстий в переходных посадках
Допуск посадки (TП) равен сумме допусков отверстия и вала, составляющих соединение: TП = TD + Td
Для посадок с зазором допуск посадки равен допуску зазора или разности предельных зазоров: TП = TS = Smax - Smin
Для посадок с натягом допуск посадки равен допуску натяга или разности предельных натягов: TП =TN = Nmax-Nmin.
Допуск переходной посадки TП = Smax + Nmax
№32 слайд
Содержание слайда: Пример расчета переходной посадки
Пример. Номинальный размер вала 100 мм, нижнее отклонение вала ei = +71 мкм (+0,071 мм), верхнее отклонение вала es = +93 мкм (+0,093 мм). Номинальный размер отверстия 100 мм, нижнее отклонение отверстия Е1= +72 мкм (+0,072 мм), верхнее отклонение отверстия ES — +159 мкм (+0,159 мм). Графическое представление этой посадки приведено на рис. 5.14.
Рис. 5.14. Пример расположения полей допусков вала и отверстия в переходной посадке
№33 слайд
Содержание слайда: продолжение
Решение. Наибольший предельный размер вала dmax
dmax = d + es = 100 + 0,093 = 100,093 мм.
Наименьший предельный размер вала dmin
dmin =d+ ei= 100 + 0,071 = 100,071 мм.
Поле допуска вала ITd= dmax - dmln = 100,093 - 100,071 = 0,022 мм
Или ITd = es- ei = 0,093 - 0,071 = 0,022 мм.
Наибольший предельный размер отверстия
Dmax = D + ES = 100 + 0,159 = 100,159 мм.
Наименьший предельный размер отверстия
Dmln= D+ Е1= 100 + 0,072 = 100,072 мм.
Поле допуска отверстия ITD = Dmax - Dmin= 100,159 - 100,072 = 0,087 мм
Или ITD = ES - EI = 0,159 - 0,072 = 0,087 мм.
Максимальный зазор в соединении
S max = Dmax - dmin = 100,159 - 100,071 = 0,088 мм
Или S max = ES - ei = 0,159 - 0,071 = 0,088 мм.
Максим. натяг в соединении Nmax= dmax - Dmin= 100,093 - 100,072 = 0,021 мм
Или Nmax = es- EI = 0,093 - 0,072 = 0,021 мм.
Допуск посадки (зазора-натяга) ITNS = Smax + Nmax = 0,088 + 0,021 = 0,109 мм
Или ITNS = ITd + ITD = 0,022 + 0,087 = 0,109 мм.
№34 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
2.3.4. Система отверстия и система вала
Можно, задать отклонения отверстия и вала, направленные в плюсовую сторону от номинала или же в минусовую сторону, и обеспечить получение одинакового зазора (рис. 2.21 а, б).
Такая «свобода» выбора оказывается экономически невыгодной. Поэтому в нормативных документах всех стран мира используется принципиальный подход к ограничению свободы - система отверстия и система вала
№35 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Такие отверстия и валы получили название основные.
Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
Посадки в системе отверстия: посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 2.23).
№36 слайд
Содержание слайда: Продолжение 3 вопроса
Посадки в системе вала: посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 2.24).
Таким образом, у основного отверстия с номинальным размером совпадает наименьший предельный размер, а у основного вала – наибольший предельный размер.
Предпочтение отдается системе отверстия, поскольку при применении этой системы уменьшается номенклатура мерного режущего инструмента для обработки размеров отверстий.
№38 слайд
Содержание слайда: 4. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ЕСДП.
4.1.Интервалы размеров. Единица допуска
Гладкое цилиндрическое соединение: соединение, в котором поверхности отверстия и вала круглые цилиндрические.
Система допусков и посадок – это совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе производственного опыта, экспериментальных исследований, теоретических обобщений и оформленных в виде стандарта.
№39 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Основные признаки системы допусков и посадок:
1. Интервалы размеров.
2. Единица допуска.
3. Ряды точности.
4. Поля допусков отверстий и валов.
5. Посадки в системе отверстия и системе вала.
6. Нормальная температура.
Интервалы размеров
Значения номинальных размеров при проектировании принимают не произвольные, а из числа предпочтительных чисел, представляющих собой ряды геометрических прогрессий с определенными знаменателями.
Примеры нормальных размеров
№40 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
В системах допусков весь диапазон размеров разделен на интервалы. Так, ЕСДП предусматривает 13 интервалов размеров в диапазоне от 1 до 500 мм, в пределах которых значения допусков устанавливаются постоянными. Эти интервалы называют основными. Интервалы увеличиваются вместе с размерами, составляя приближенную геометрическую прогрессию со знаменателем 1,6 .
Например: необходимо определить величины отклонений от номинального размера для вала Ø18g5.
По таблице 3.1 находим интервал размеров, в который попадает значение 18. Из таблицы видно, что этот размер лежит на границе интервалов св.14 до 18 и св.18 до 24. В первом случае значение 18 является последним в интервале размеров и значит принадлежит этому интервалу. Поэтому, в нашем случае для поля допуска g5 верхнее отклонение es=–6 мкм, нижнее отклонение ei= –14 мкм.
№42 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Единица допуска
Практика показала, что погрешности обработки возрастают с увеличением обрабатываемого диаметра, и становится сложнее получить заданную точность изготовления.
Единица допуска (i) – мера, характеризующая сложность изготовления детали в зависимости от ее размера.
В системе ЕСДП для размеров от 1 до 500 мм:
i = 0,45 0,001Dср,
i – единица допуска, мкм;
Dср– среднее геометрическое крайних размеров каждого интервала, мм;
0,001·Dср – погрешность измерения, мкм.
Dср=
В зависимости от величины единицы допуска рассчитывается значение допуска.
№44 слайд
Содержание слайда: 4.2.Ряды точности. Поля допусков отверстий и валов.
Ряды точности
Системы допусков обеспечивают введение рядов точности, которые в системе ЕСДП называют квалитетами. (В некоторых нормативных документах степени точности).
Квалитет (степень точности, в ОСТ – класс точности) – это совокупность допусков, соответствующих одному уровню точности для всех номинальных размеров.
Значение допуска в каждом из квалитетов (с 5...18) определяется по формуле: T = a · i,
а – число единиц допуска, определенное для данного квалитета;
i – единица допуска, зависящая от значения нормируемого размера.
В ЕСДП предусмотрено 20 квалитетов (01, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,…17, 18).
№45 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Возрастание номера квалитета соответствует увеличению значения допуска.
Пример обозначения: IT8 – International Tolerance (международный допуск, соответствующий 8 квалитету).
Поля допусков отверстий и валов
В ЕСДП для указания положения поля допуска относительно номинального размера введено понятие основных отклонений, которыми называют нормируемые отклонения, ближайшие к нулевой линии. Для полей допусков, расположенных выше нулевой линии, за основное отклонение принимают нижнее отклонение (ei – для вала; EI – для отверстия); а для полей допусков, расположенных ниже нулевойлинии, основным отклонением является верхнее отклонение (es –для вала; ES – для отверстия). (Обозначается латинскими буквами: ПРОПИСНЫМИ для отверстий от A…ZC и строчными для валов от a…zc.
№47 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Общепринятые назначения основных отклонений в ЕСДП и их особенности:
1. Основные отклонения H и h равны нулю.
2. Основные отклонения валов от a до h используют для получения посадок с зазором в системе отверстия. Основные отклонения отверстий от A до H применяют для получения посадок с зазором в системе вала.
3. Основные отклонения валов от j до n (основные отклонения отверстий от J до N) предназначены для образования переходных посадок в системе отверстия (и вала) соответственно.
4. Для полей допусков, имеющих основные отклонения js и JS, верхнее и нижнее отклонения располагаются строго симметрично относительно нулевой линии. Основные отклонения j и J отличаются тем, что поле допуска с таким основным отклонением не имеет строгого симметричного расположения.
№48 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
5. Основные отклонения валов от p до zc и основные отклонения отверстий от P до ZC служат для получения посадок с натягом в системе отверстия и вала соответственно.
6. Величины одноименных основных отклонений нормируются разными для разных интервалов размеров.
7. В пределах одного интервала размеров одноименные основные отклонения, как правило, одинаковы для вала и отверстия, но с разными знаками.
8. Специальное правило действительно для отверстий свыше 3 мм: J, K, M, N до IT8 включительно и от P до ZC до IT7 включительно.
ES= –ei +∆ ,
∆=ITn – ITn–1, т. е. значение ∆ равно разности между допуском рассматриваемого квалитета и допуском ближайшего более точного квалитета.
№49 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Согласно специальному правилу, основное отклонение должно иметь такое числовое значение, чтобы две соответствующие друг другу посадки в системе отверстия и в системе вала, в которых отверстие данного квалитета соединяется с валом ближайшего более точного квалитета (например Н7/р6 и Р7/h6), имели одинаковые зазоры или натяги.
Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием одного из основных отклонений и допуском по одному из квалитетов
Например, для вала: h6, g6, p6, а для отверстия: H7, F8, JS6.
№54 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Пример: Ø20 H7/g6 – посадка в системе отверстия (рис. 3.4);
Ø20 G7/h6 – посадка в системе вала (рис. 3.5).
На чертеже посадки обозначаются следующими способами:
1. Буквенным.
2. Цифровым.
3. Буквенно-цифровым.
На сборочных чертежах предпочтительно обозначать посадки буквенным способом.
№56 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками
На размеры с неуказанными допусками требования к точности приводят в технических требованиях на деталь записью (рис.3.9). Например: Н14; h14; ±IT14/2
Такая запись означает, что все размеры на чертеже, для которых не указано поле допуска, должны изготавливаться так: отверстия – с полем допуска как у основного отверстия по 14 квалитету; валы – с полем допуска как у основного вала по 14 квалитету, а остальные размеры (полуоткрытые) с симметричным расположением допуска по 14 квалитету.
№57 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Нормальная температура
Во всем мире принято считать значения размеров, которые приводятся в нормативных документах, относящимися к деталям при их температуре равной 20°С.
Если температура детали отличается от 20°С, то необходимо пересчетом «привести размер к 20°С».
Δl ≈ l · (α1·Δt1 – α2·Δt2),
Δl – температурная погрешность; l – измеряемый размер, мм;
Δt1 – разность между температурой детали и температурой 20°С.
Δt2 – разность между температурой измерительного средства и нормальной температурой 20°С.
α1, α2 – температурные коэффициенты линейного расширения материалов детали и измерительного средства, С–1.
№58 слайд
Содержание слайда: 4.4. Область применения некоторых посадок
Посадки с зазором
Посадки H/h – «скользящие». Наименьший зазор в посадках равен нулю. Они установлены во всем диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4... 1 2- й квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки.
Посадка H7/h6 применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей.
Посадки H8/h7, H8/h8 имеют примерно то же назначение, что и посадка H7/h6, но характеризуются более широкими допусками, облегчающими изготовление детали.
Посадки H/h в более грубых квалитетах (с 9-го по 12-й) предназначены для неподвижных и подвижных соединений малой точности.
№59 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Посадки Н/g, G/h – «движения». Обладают минимальным по сравнению с другими посадками гарантированным зазором. Они установлены только в точных квалитетах с 4-го по 7-й. Применяются для плавных, чаще всего возвратно –поступательных перемещений.
Посадки Н6/g5, Н7/g6 применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе делительной головки и т.п
Посадки H/f, F/h – «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором.
Посадки H7/f7 , H8/f8 применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков.
Посадки Н/е, E/h – «легкоходовые». Обладают значительным гарантированным зазором, вдвое большим, чем у ходовых посадок.
Посадки H7/f8 , H8/e8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов.
№60 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Посадки H/d, D/h – «широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором.
Посадки H8/d9 , H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности.
Посадка H11/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах.
Переходные посадки
Посадки H/js; Js/h - «плотные».
Посадка H7/js6 применяется для сопряжения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.
Посадки H/k; K/h – «напряженные».
Посадка H7/k6 широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.
Посадки Н/m; M/h–«тугие».
№61 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Посадка Н7/m6 применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.
Посадки H/n; N/h–«глухие».
Посадка Н7/n6 применяется для сопряжения тяжелонагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами.
Посадки с натягом
Посадки Н/р; P/h – «легкопрессовые». Имеют минимальный гарантированный натяг.
Посадка Н7/р6 применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, втулок.
Посадки H/r, H/s; H/t и R/h; S/h; T/h – «прессовые средние». Имеют умеренный гарантированный натяг.
Посадки H7/r6, H7/s6 применяются для сопряжения зубчатых и червячных колес с валами в условиях тяжелых ударных нагрузок .
№62 слайд
Содержание слайда: Продолжение 4 вопроса
Посадки Н/u; Н/х; H/z и U/h – «прессовые тяжелые». Имеют большой гарантированный натяг.
Посадки Н7/u7; Н8/u8 наиболее распространенные из числа тяжелых посадок.
Внесистемные посадки
Такие посадки могут иметь любые основные отклонения для вала и отверстия, исключая Н для отверстий и h для валов. Например: G7/s6; F8/k7 и т.п.
№63 слайд
Содержание слайда: 4.5. Контроль гладких цилиндрических изделий предельными калибрами
Для контроля гладких цилиндрических изделий типа валов и втулок, особенно в крупносерийном и массовом производстве, широко применяют предельные гладкие калибры. Калибры для отверстий называются пробками, а для валов – скобами.
№64 слайд
Содержание слайда: Продолжение 5 вопроса
Проходным калибром ПР: контролируют предельный размер, соответствующий максимуму материала проверяемого объекта.
Непроходным калибром НЕ: контролируют предельный размер, соответствующий минимуму материала проверяемого объекта.
Для контроля валов используют калибры-кольца и скобы.
№65 слайд
Содержание слайда: Продолжение 5 вопроса
Допуски на изготовление калибров устанавливаются по ГОСТ 24853-81.
H – допуск на изготовление калибров для отверстия;
Hs –допуск на изготовление калибров со сферическими измерительными поверхностями для отверстия;
Z – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для отверстия относительно наименьшего предельного размера изделия;
у – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для отверстия относительно наименьшего предельного размера изделия.
Р-НЕ – поле допуска на изготовление рабочего непроходного калибра пробки.
Р-ПР – поле допуска на изготовление рабочего проходного калибра пробки.
Dmin, Dmax – предельные размеры отверстия
№66 слайд
Содержание слайда: Продолжение 5 вопроса
Существуют контрольные калибры (пробки), предназначенные для контроля калибров-скоб (К-И; К-ПР; К-НЕ).
Н1 – допуск на изготовление калибров для вала,
Нр –допуск на изготовление контрольного калибра для скобы,
Z1 – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера изделия,
у1 – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за
границу поля допуска изделия
Скачать все slide презентации Основные понятия о взаимозаменяемости и точности в машиностроении одним архивом:
-
Основные понятия о точности и взаимозаменяемости
-
Основные понятия о взаимозаменяемости
-
Основные понятия и процессы, определяющие бурение скважины в осложненных и аварийных условиях. Лекция 1
-
Полный привод. Основные понятия
-
Основные понятия о машинах и механизмах
-
Напряженное и деформированное состояние в точке. Основные понятия и определения
-
Понятие о взаимозаменяемости и её видах. Допуски и посадки. Лекция 6
-
Основные понятия теории механизмов и машин
-
Сопротивление материалов. Основные понятие сопротивление материалов
-
Основные понятия деформации кручения