Презентация Философско-социальная традиция изучения конфликтов онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Философско-социальная традиция изучения конфликтов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 44 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Философско-социальная традиция изучения конфликтов



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    44 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.76 MB
  • Просмотров:
    63
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция Основы конфликтологии
Содержание слайда: Лекция № 3 «Основы конфликтологии» Доцент кафедры психологии МГУ В.Н.Ковалев

№2 слайд
Овладение знаниями в сфере
Содержание слайда: Овладение знаниями в сфере философско- социальной традиции изучения конфликта Овладение знаниями в сфере философско- социальной традиции изучения конфликта

№3 слайд
. Социал-дарвинизм - ранняя
Содержание слайда: 1. Социал-дарвинизм - ранняя социологическая традиция в конфликтологии. 1. Социал-дарвинизм - ранняя социологическая традиция в конфликтологии. 2. Функциональная («равновесная») и конфликтная модели устройства общества. 3. Диалектическое учение Карла Маркса о противоречии и конфликте. 4. Социология конфликта Георга Зиммеля. 5. Ральф Дарендорф и Льюис Козер: начало современной конфликтологии. 6. Становление конфликтологии как междисципли-нарной науки.

№4 слайд
. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.
Содержание слайда: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. 3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 4. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - СПб.: Питер, 2001.

№5 слайд
Какое влияние оказывают
Содержание слайда: 1) Какое влияние оказывают конфликтные явления и отношения на социальные структуры и различные аспекты человеческого взаимодействия 1) Какое влияние оказывают конфликтные явления и отношения на социальные структуры и различные аспекты человеческого взаимодействия 2) Как изучение и понимание конфликтов помогает пролить свет на происхождение, развитие и последствия войн, революций, забастовок и напряженностей

№6 слайд
Социал-дарвинисты исходили из
Содержание слайда: Социал-дарвинисты исходили из идеи универсальности законов живой природы и аналогии: Социал-дарвинисты исходили из идеи универсальности законов живой природы и аналогии: между человеческим обществом и животным миром; между деятельностью социума и человеческого организма. Это определило тенденцию их взглядов на конфликт.

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Отождествление понятий
Содержание слайда: Отождествление понятий «конфликт» и «борьба» характерны для взглядов социал-дарвинистов. В основе естественного отбора лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Её формы: 1. Борьба как средство выживания связана с сопер-ничеством за обладание ресурсом (в т.ч. за более высокое место в иерархической структуре группы). 2. Игровое взаимодействие: социализирующие ролевые игры с правилами (спорт, политические и интеллектуальные игры, конкурсы красоты и др.). Йохан Хёйзинга, 1872 - 1945.

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Причины борьбы социальных
Содержание слайда: Причины борьбы социальных групп: Причины борьбы социальных групп: * Рассовые различия; *Стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей; *Людям от рождения присуща взаимная ненависть, определяющая отношения между группами, народами и племенами.

№11 слайд
. Социальная жизнь
Содержание слайда: 1. Социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных субъектов. 1. Социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных субъектов. 2. Сотрудничество - основа урегулирования конфликтов. 3. Все разнообразие человеческих интересов может быть сведено к пяти основным типам: *прокреативным (стимулирующим продолжение рода); *физиологическим (питание и др.); *индивидуальным (связанным со стремлением к самоутверждению, самореализацией); *социальным (родственным и групповым); и *трансцендентным (религиозным).

№12 слайд
Жизнь индивидуума, общества
Содержание слайда: Жизнь индивидуума, общества состоят в процессе развития, приспособления и удовлетворения интересов. Жизнь индивидуума, общества состоят в процессе развития, приспособления и удовлетворения интересов. Каждый интерес стремиться стать абсолютным и ищет удовлетворе-ния за счет остальных - отсюда всеобщий конфликт интересов. Существует пять категорий интересов: здоровье, богатство, знания, красота, справедливость. (А.Смолл).

№13 слайд
Теория приспособления
Содержание слайда: Теория приспособления интересов и социализации как процесс трансформации конфликтов в сотрудничество. Теория приспособления интересов и социализации как процесс трансформации конфликтов в сотрудничество. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, их неизбежный конфликт придает динамику социальному процессу. Конфликты могут быть урегулированы счет авторитетного контроля государства.

№14 слайд
Благодаря работам Л.
Содержание слайда: Благодаря работам Л. Гумпловича, У. Беджгота, Г.Ратценхофера, У.Самнера, А. Смолла и др. - конец ХIХ начало ХХ вв иногда считается начальным периодом в изучении конфликтов, заложившим основы школ социального конфликта в социологии. Благодаря работам Л. Гумпловича, У. Беджгота, Г.Ратценхофера, У.Самнера, А. Смолла и др. - конец ХIХ начало ХХ вв иногда считается начальным периодом в изучении конфликтов, заложившим основы школ социального конфликта в социологии. В соответствии с представлениями этой школы конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма социального взаимодействия (и, возможно, основная).

№15 слайд
Равновесная модель исходит из
Содержание слайда: «Равновесная» модель исходит из предположений о функциональном единстве и согласованности различных частей социальной системы. «Равновесная» модель исходит из предположений о функциональном единстве и согласованности различных частей социальной системы. Социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем.

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Общество - это система
Содержание слайда: Общество - это система частей, объединенных в единое целое. Общественные системы сохраняют устойчивость, т.к. в них существуют внутренние механизмы контроля. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер. Социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которые составляют самый устойчивый остов общественной системы.

№18 слайд
конфликт деструктивен,
Содержание слайда: конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Конфликт -«эндемическая форма болезни социального организма» - (характерное заболевание связанное с резкой недостаточностью или избыточностью содержания какого-либо элемента в среде) /Психологический словарь/

№19 слайд
Роберт Кинг Мертон - -
Содержание слайда: Роберт Кинг Мертон (1910- 2003) - крупнейший социолог ХХ века, уточняя структурно-функциональную модель общества, критиковал идею «функционального единства общества», вопреки которой не однородность и единодушие, а конфликт ценностей и столкно-вения культур являются типич-ными для современного общества.

№20 слайд
Идеи Карла Макса и Георга
Содержание слайда: Идеи Карла Макса и Георга Зиммеля, развитые последователями, заложили основы современной конфликтологии. Идеи Карла Макса и Георга Зиммеля, развитые последователями, заложили основы современной конфликтологии.

№21 слайд
К. Маркс признанный
Содержание слайда: К. Маркс признанный предшественник современной конфликтологии. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждебные классы (эксплуататоров и эксплуатируемых). Классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противополож-ными интересами социальных групп и берут начало в отношениях собственности и распределения. К. Маркс признанный предшественник современной конфликтологии. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждебные классы (эксплуататоров и эксплуатируемых). Классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противополож-ными интересами социальных групп и берут начало в отношениях собственности и распределения.

№22 слайд
. Социальные отношения
Содержание слайда: 1. Социальные отношения содержат большое количество конфликтных интересов; 1. Социальные отношения содержат большое количество конфликтных интересов; 2. Это свидетельствует о том, что социальная система систематически порождает конфликты; 3. Следовательно, конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем; 4. Конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной противоположности интересов; 5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов (особенно власти); 6. Конфликт - главный источник изменений социальных систем; 7. Любой конфликт имеет антагонистический характер.

№23 слайд
. Чем глубже подчиненные
Содержание слайда: 9. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей формы распределения дефицитных ресурсов. 9. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей формы распределения дефицитных ресурсов. 10.Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы и чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем, более вероятно, что они будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы. 11.Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт. 12.Чем более насильственным является конфликт, тем будут больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.

№24 слайд
Г. Зиммель социальную
Содержание слайда: Г. Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Г. Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт является естественной состав-ляющей этих процессов и необязательно приводит к разрушению системы или к социальным изменениям. Он может быть конструктивным. Конфликт между индивидом и обществом он считал основным социальным конфликтом.

№25 слайд
У людей есть инстинкт
Содержание слайда: У людей есть инстинкт естественной враждебности друг к другу, которая является «основой человеческих отношений, наряду с другой – симпатией между людьми». У людей есть инстинкт естественной враждебности друг к другу, которая является «основой человеческих отношений, наряду с другой – симпатией между людьми». Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви. Конфликт изменчивая переменная, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба.

№26 слайд
. Чем больше группы,
Содержание слайда: 1. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, эмоциональны, тем острее конфликт. 1. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, эмоциональны, тем острее конфликт. 2. Чем более «сгруппированы» группы, втянуты в конфликт, тем он острее. 3. Чем выше сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт. 4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте сторон, тем острее конфликт. 5. Чем менее изолированы и обособленны конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт. 6. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее. 7. Чем большее конфликт выходит за пределы индивиду-альных целей и интересов, тем он острее.

№27 слайд
. К. Маркс представил
Содержание слайда: 1. К. Маркс представил социально-структурные причины конфликта, условия, которые могли бы разрешить конфликт, и подчеркнул антагонистический характер конфликта. 1. К. Маркс представил социально-структурные причины конфликта, условия, которые могли бы разрешить конфликт, и подчеркнул антагонистический характер конфликта. 2. Г. Зиммель описал условия изменения остроты конфликта и интегративные последствия конфликта. 3. В современной теории конфликта (начиная с 60-х годов) сложилось два направления, в основе которых лежат: либо положения К. Маркса(диалектическая теория конфлик-та),либо Г.Зиммеля (конфликтный функционализм). 4. Идеи Маркса и Зиммеля не ограничены собственно явлением конфликта, а относятся к общему полю конфликтной проблематики. В них нет четкого определения конфликта. Маркс сводит понятие конфликта к понятию борьбы. Различение этих понятий дает Зиммель.

№28 слайд
Р. Дарендорф представляет
Содержание слайда: Р. Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода Маркса. Социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. источником конфликта выступают ролевые отношения в обществе и неравномерное распределение власти и авторитета (дефицит ресурса), а также субкультурные причины.

№29 слайд
Главными отличительными
Содержание слайда: Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознаются они или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовать политические группы (Дарендорф, Смелзер).

№30 слайд
чем скорее люди начнут
Содержание слайда: 1) чем скорее люди начнут осознавать свои права, обязательства и интересы (образовав конфликтную группу), тем вероятнее конфликт; 1) чем скорее люди начнут осознавать свои права, обязательства и интересы (образовав конфликтную группу), тем вероятнее конфликт; 2) чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее конфликт; 3) чем меньше взаимопонимания и взаимной заинтересованости между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт; 4) чем больше обнищание подчиненных переключается с абсолютного на относительный уровень сравнения, тем более насильственным будет конфликт; 5) чем меньше конфликтные группы способны приходить к соглашениям, тем более насильственный конфликт; 6) чем острее конфликт, тем больше он вызовет структурных изменений и реорганизаций (созвучно с марксистским).

№31 слайд
Социальный конфликт может
Содержание слайда: «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также нейтрализа-ция, нанесение ущерба или устранение соперника» «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также нейтрализа-ция, нанесение ущерба или устранение соперника»

№32 слайд
способность разрядить и снять
Содержание слайда: способность разрядить и снять напряженность между антагонистами; способность разрядить и снять напряженность между антагонистами; коммуникативно-информационная и связующая функция конфликта (конфликт может объединять людей общностью ситуации); конфликт приводит к установлению четких границ между группами и четких централизованных структур, ответственных за принятие решений, укреплению внутреннего единства, усилению нормативного поведения; конфликты могут оказывать влияние на то социальное целое, в рамках которого развиваются: в частности могут способствовать интеграции, позитивным изменениям и нововведениям, уменьшению враждебности; выполняют сигнальную функцию; Функция конфликта в способности сдерживать конфликт («зиммелевский парадокс»).

№33 слайд
Наиболее эффективным
Содержание слайда: «Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое часто может быть получено только в результате самого конфликта» =Г.Зиммель = «Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое часто может быть получено только в результате самого конфликта» =Г.Зиммель = Если прогнозируемые шансы на победу у сторон(ы) невелики, а потери могут быть значительны, то это будет сдерживающим фактором от вступления в открытый конфликт.

№34 слайд
Принципами структурного
Содержание слайда: Принципами структурного функционализма были: стабильность, устойчивость, согласие, гармония; Принципами структурного функционализма были: стабильность, устойчивость, согласие, гармония; Изобилие конфликтов, противоречий, войн показали несостоятельность функционализма в социологической теории. С 40-х по середину 50-х гг. - спад интенсива исследований в области социальных конфликтов. Это обусловлено отсутствием социального заказа. Общество не желало принимать его как объективную реальность. Наиболее интенсивный период развития конфликтологии со второй половины 50-х г. Импульс - конференция по социал конфликтам Социологической ассоциации ЮНЕСКО в 1957 г. Конфликтология была определена как особая междисциплинарная область наук. Первоначально конфликтология оформляется как область поиска средств предотвращения конфликтов и их ослабления. Ученые не смогли создать общую теорию конфликта, что затруднило решение задач их прогнозирования и урегулирования. Современными конфликтологами разработана методология конфликта.

№35 слайд
Вильфредо Паретто создатель
Содержание слайда: Вильфредо Паретто (1848 – 1923) – создатель теории элиты – считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Социальная конфликтность обусловлена делением общества на массу управляемых индивидов и небольшое число управляющих. Борьба между элитами обусловливает остроту и масштабность социальных конфликтов. При деградации господствующей элиты наступает социальный конфликт в виде революций и других форм борьбы.

№36 слайд
Содержание слайда:

№37 слайд
Франц Оппенгеймер Франц
Содержание слайда: Франц Оппенгеймер Франц Оппенгеймер (1864 – 1943) «Часть общества, захватив власть с помощью насилия, учреждает правовой институт – государство для удержания в подчинении всех остальных. В ходе эволюции общества меняется форма насилия, но сущность государства остается неизменной».

№38 слайд
Содержание слайда:

№39 слайд
Содержание слайда:

№40 слайд
М. Гектер в концепции
Содержание слайда: М. Гектер в концепции внутреннего колониализма увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими различиями населения государства. Важен политический конфликт между центральным правительством и этническими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. М. Гектер в концепции внутреннего колониализма увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими различиями населения государства. Важен политический конфликт между центральным правительством и этническими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. Т.Нейрн в теории «неравномерного развития» «Этнонациональный конфликт – результат навязывания менее развитым районам страны образцов развитого центра». Дж. Ротшильд: «В ходе модернизации происходит политизация лидеров национальных меньшинств, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса является озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу.

№41 слайд
Отечественная конфликтология
Содержание слайда: Отечественная конфликтология начала развиваться значительно позднее зарубежной (с 1990 г). Причины: Отечественная конфликтология начала развиваться значительно позднее зарубежной (с 1990 г). Причины: Марксисты не отличались последовательностью развития идей Маркса, касающихся конфликтной проблематики; Идеологическое постулирование невозможности обострения противоречий и конфликтов при социализме; Иллюзии бесконфликтности, возникшие вследствие игнорирования существующих проблем и противоречий, переносились с общественного уровня на области внутриорганизационного взаимодействия и в сферу межличностных отношений; Проблема конфликта в современной отечественной социологии является одной из ведущих. Основное направление - урегулирование социальных конфликтов. Ведущими российскими социальными конфликтологами являются Анцупов А.Я., Дмитриев А. В., Шипилов А. И., Ишмуратов А.Т., Здравомыслов А. Г. (1928 - 2009), Зайцев А.К., Фельдман Д, М. (МГУ), Бандурка А. М., Друзь В. А., Гришина Н.В., Хасан Б.И.

№42 слайд
Конфликт - распространенная
Содержание слайда: Конфликт - распространенная черта социальных систем, он неизбежен, объективен, поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Конфликт не аномалия и не патология. Конфликт - распространенная черта социальных систем, он неизбежен, объективен, поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Конфликт не аномалия и не патология. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Напротив, он один из главных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт содержит в себе потенциально позитивные возможности. Конфликт ведет к изменению - изменение ведет к адаптации - адаптация ведет к выживанию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это вызов, требующий творческой реакции. Конфликт может быть управляем, причем так, что деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности значительно усилены.

№43 слайд
С чем отождествляли конфликт
Содержание слайда: С чем отождествляли конфликт социал-дарвинисты? С чем отождествляли конфликт социал-дарвинисты? Какие базовые причины борьбы называл Л.Гумплович? Какие неизбежные и универсальные условия социальной жизни выделял Уильям Самнер? Каково общее отношение Т. Парсонса к роли конфликта в социальной жизни? Кого из ученых считают признанными предшественниками теории социального конфликта? Исходя из теории Зиммеля, благодаря чему можно смягчить конфликт? Каковы условия, вызывающие конфронтацию в группах людей по Г.Зиммелю? В чем суть «зиммелевского парадокса»?

№44 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Философско-социальная традиция изучения конфликтов одним архивом: